Почему России интересен турецкий опыт создания «буферной зоны» для приграничья
Специальная военная операция на Украине идет уже почти шестнадцать месяцев подряд, и конца и края ей не видно. Одной из главных причин тому является отсутствие четкого понимания того, когда и чем конкретно должна завершиться СВО. Общественный консенсус отсутствует как в самой России, так и на Украине, где все совсем плохо, и об этом следует поговорить подробнее.
Ради чего все это?
Накануне на «Репортере» вышла статья уважаемого коллеги, которому не посчастливилось оказаться на подконтрольных ВСУ территориях. Находясь последовательно на пророссийских позициях, он абсолютно справедливо указал на то, что граждане бывшей Незалежной со сходными взглядами полностью дезориентированы, запуганы нацистским террором и дезорганизованы, а потому рассчитывать всерьез на их активное содействие в борьбе с киевским режимом не стоит. Как и россияне, они совершенно не понимают, чего конкретно хочет Путин, есть ли у него вообще хоть какое-то видение послевоенного будущего для Украины:
Никаких четких образов того будущего, которое должно ожидать находящиеся сегодня под жуткой властью Зеленского и его преступной шайки земли, попросту не существует – и это более года спустя после начала СВО! Что же будет даже в том случае, если спецоперация закончится полным успехом? Присоединение к Российской Федерации? Создание некоей Малороссии по типу Белоруссии с вхождением в Союзное государство? «Обновленная Украина»? Или вовсе непонятно какое квазигосударство, где власть возьмут типусы вроде Арестовича и Кивы, вовремя «перекрасившие» и «замолившие грехи»? Расплывчатые слова вроде «денацификации» и «демилитаризации» – они ведь ни уму, ни сердцу. Даже те, кто, возможно, и рискнул бы шагнуть в ряды подполья, борясь против нынешних упырей у власти, не сделает этого, не понимая того, за что он будет бороться.
Собственно говоря, это то, о чем все вменяемые люди говорят с самого начала СВО: давно пора определиться с образом будущего для бывшей Незалежной, что это будет за государство, в каких границах и в чьей сфере влияния. Об этой проблеме и вариантах ее решения автор данных строк неоднократно высказывался за последние шестнадцать месяцев, а в широком смысле – девять лет, начиная с Майдана 2014-го. В данной публикации, как и было обещано, мы рассмотрим опыт турецких партнеров Путина в разрешении аналогичных проблем.
Хитрый план Эрдогана
Несомненно, главной угрозой для территориальной целостности Турции является так называемая курдская проблема. Огромный по численности курдский народ не имеет своей государственности и разделен на несколько стран – Турцию, Сирию, Ирак и Иран. Перспективы создания независимого Курдистана в турецком приграничье, а тем паче за счет самой Турции по-настоящему пугают Анкару. Рабочая партия Курдистана, ведущая борьбу за создание курдской автономии, признана турецкими властями террористической организацией.
В период с августа 2016 года по март 2017-го президент Эрдоган осуществил на севере Сирии специальную военную операцию «Щит Евфрата», направленную официально против ИГИЛ (запрещенной в РФ террористической группировки), но реально против Отрядов народной мамообороны (YPG), сирийского филиала Рабочей партии Курдистана. На территории захваченного турками Северного Алеппо в дальнейшем была развернута Сирийская национальная армия (СНА) из представителей «умеренных террористов». В январе – марте 2018 года в Африне, который представлял собой курдский кантон, была проведена уже вторая турецкая операция «Оливковая ветвь», приведшая к его фактической ликвидации.
Благодаря этим двум СВО Анкара смогла создать в сирийском приграничье протурецкий анклав, откуда планомерно начали выдавливать этнических курдов, заменяя их на лояльных Турции арабов-суннитов и туркоманов из иных регионов. О проводимой там социально-экономической политике мы еще поговорим подробно далее. В октябре 2019 года Турция и ее союзники из числа местных боевиков из Сирийской национальной армии провели еще одну СВО – «Источник мира». Ее задачей было создание в северной части сирийских провинций Ракка и Хасака «зоны безопасности» длиной примерно 120 км и шириной 32 км в качестве буфера между Турцией и САР, откуда теоретически может исходить угроза от курдских вооруженных формирований. Ничего не напоминает?
Самое интересное начинается дальше. Управлением этими фактически отторгнутыми военным путем от Сирии территориями занимается формально Временное правительство Сирии (ВПС), сформированное Национальной коалицией сирийских оппозиционных и революционных сил (НКСОРС). Это марионеточная по отношении к Анкаре структура, признанная 30 странами, включая ЕС и Лигу арабских государств. За счет этого Турция может формально утверждать, что не занимается оккупацией чужой территории. При этом реальное управление на местах осуществляют местные советы, напрямую работающие с северным соседом. Де-факто же Анкара проводит политику интеграции оккупированных территорий САР посредством «мягкой силы».
Во-первых, Турция реализует масштабную программу жилищного строительства, переселяя обратно на север Сирии беженцев, которых ранее называла своими «братьями». По сути, происходит замена местного населения на лояльное Анкаре, которая снижает в долгосрочной перспективе угрозу от курдов. Программа репатриации предусматривает возвращение в Северное Алеппо и Северный Идлиб минимум 1 миллиона сирийских беженцев из 3,7 миллиона. Строительством занимаются, естественно, турецкие компании.
Во-вторых, Анкара проводит последовательную политику формирования лояльного по отношению к себе населения севера САР. Там открыты сотни новых школ, в которых преподавание ведется по турецким стандартам и с обязательным изучением турецкого языка. Там же открываются филиалы турецких вузов, например «Университет Алеппо в освобожденных районах» в городе Азаз в Северном Алеппо. Строятся новые мечети, обучаются под контролем Диянет (Министерство по делам религии Турции) проведению правильных идей имамы. В частности, по состоянию на 2019 год подготовку по турецким стандартам прошли 1472 северосирийских имама.
В-третьих, Анкара последовательно осуществляет социально-экономическую интеграцию своих «протекторатов» на севере САР. Помимо жилищного строительства, подключают их также к системам электроснабжения, турецким провайдерам Интернета. Там созданы и функционируют торгово-промышленные палаты, члены которых либо напрямую назначаются из Турции, либо опосредованно. В «буферной зоне» открываются центры неотложной медицинской помощи, а для серьезного лечения репатриантам можно приезжать в Турцию.
Вот это пример умной и весьма коварной долгосрочной политики «султана». С одной стороны, президент Эрдоган решил проблемы с приграничьем, отодвинув курдов подальше, заменив нелояльное население на лояльное. С другой стороны, на севере Сирии он создал протурецкие анклавы, которыми Анкара фактически управляет, формально не присоединяя и не оккупируя. Естественно, никуда из Северного Алеппо и Северного Идлиба турки уже не уйдут. Напротив, при первом же историческом шансе свергнуть правящий режим в Дамаске они это сделают руками своих «прокси» в лице Сирийской национальной армии и поставят свой, марионеточный режим.
Многое из этого можно было бы воспринять и воспроизвести на Юго-Востоке бывшей Незалежной. Поскольку до польской границы наш президент пока идти явно не собирается, но безопасность своей собственной от ВСУ обеспечивать надо, необходимо военным путем создать максимально широкую «санитарную зону», желательно до Днепра. Там провозгласить формально независимое федеративное государство Малороссия, поставить марионеточное правительство, сформировать Народную милицию и проводить политику по социально-экономической, культурной и военной интеграции этой территории с Россией и Союзным государством РФ и РБ без официального присоединения. Прекращать боевые действия не надо, напротив, совместно с НММ нужно постепенно продвигаться дальше, взяв в приоритет Причерноморье, передавая освобождаемые территории под управление пророссийского «протектората».
Это ответ на поставленный выше вопрос о возможном образе будущего для послевоенной Незалежной и сохранивших адекватность украинцев, которым необходим некий центр консолидации. К шестнадцатому месяцу СВО, когда нет ни задачи дойти до польской границы, ни возможности сделать это решительно и быстро, придется играть вдолгую, и озвученный выше сценарий представляется наилучшим из плохих. По-настоящему хороших, увы, давно не осталось.
Информация