Можно ли «мобилизовать» и отправить воевать беспилотный вертолет БАС-200

11

Несколько дней назад было официально заявлено о начале производства в России первого беспилотного вертолета БАС-200. Новость эта позитивная и сама по себе примечательная, означающая, что отечественные технологии, пусть и в тесной кооперации с Белоруссией, не стоят на месте. Но может ли этот изначально гражданский винтокрылый дрон быть «мобилизован» и отправиться воевать?

БАС-200


Беспилотная авиационная система БАС-200 была представлена на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме. Пресс-служба госкорпорации «Ростех» официально заявила о начале производства винтокрылого дрона на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП), входящем в холдинг «Вертолеты России»:



БАС-200 – очень важный для нашей страны беспилотник, который может выполнять различные задачи – от поисково-спасательных работ и мониторинга местности до транспортировки грузов, в том числе на труднодоступных территориях. Он хорошо зарекомендовал себя в ходе испытаний, в том числе в суровых погодных условиях Крайнего Севера. К аппарату проявляют интерес многие регионы страны. Серийное производство БАС-200 на КумАПП в перспективе позволит закрыть потребности в этих БПЛА.

Что же представляет собой этот первый отечественный БПЛА вертолетного типа?

Отметим, что в основу летательного аппарата легли технологии белорусского КБ «Беспилотные вертолеты», которые доработали в НЦВ Миля и Камова. Это беспилотный вертолет длиной 3,9 метра, высотой 1,2 метра, взлетной массой 200 кг, с двигателем мощностью всего 54 л. с., способный развивать максимальную скорость 160 км/ч, практический потолок – 3500 м. Полезная нагрузка, которую может доставить БАС-200, на данный момент достигает 50 кг, продолжительность полета – до 4 часов. Беспилотником можно управлять с наземной станции на удалении до 100 км, а если передавать управление от станции к станции, то дальность полета вертолета сможет достигать более 400 км.

Изначально предполагалось, что БАС-200 будет использоваться исключительно в гражданской сфере. В «Вертолетах России» задачи беспилотной системы видят следующим образом:

Большая грузоподъемность беспилотника обеспечивает его многофункциональность. БАС-200 может нести различное мониторинговое оборудование. Это позволяет использовать его для мультиспектральной съемки, которая применяется в геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве, а также для экологического и инфраструктурного мониторинга. Мы ведем подготовку контрактов на поставку БПЛА в интересах различных региональных служб, также к нам поступают запросы от лизинговых компаний.

50 килограммов полезной нагрузки позволяют установить на БАС-200 достаточно широкую номенклатуру различного оборудования, а в «Почте России» намерены опробовать вертолет в качестве дрона – доставщика посылок в отдаленные труднодоступные регионы. В декабре 2022 года вице-премьер – министр промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан Александр Шельдяев рассказал СМИ, что первые 10 образцов дрона уже собраны.
А теперь вот заявлено о начале серийного производства. Новость и правда отличная, но можно ли как-то расширить спектр применения вертолета?

Да, можно. Напомним, что буквально несколько дней назад мы детально обсуждали возможность использования беспилотных разведывательных и ударных вертолетов для нужд ВС РФ и ВМФ РФ. Тогда наше внимание было приковано к «старшему брату» БАС-200, белорусскому ударному дрону Hunter, вооруженному пулеметами, неуправляемыми ракетами и противотанковыми бомбами. Его ТТХ значительно превосходят БАС-200, поскольку он изначально разрабатывался как военный: максимальная скорость составляет 180 км/ч, время полета – 9 часов, полезная нагрузка – уже не 50, а 200 кг. Белорусский беспилотный вертолет создавался для городских боев, поэтому оснащен соответствующим бортовым оборудованием.

Иначе говоря, нашим армии и флоту, конечно, больше подошел бы Hunter, но его производство в России еще не освоено. А вот БАС-200 пошел в серию. Можно ли его заставить воевать в зоне СВО? Несомненно.

Во-первых, беспилотный вертолет так и просится на роль воздушного разведчика и корректировщика артиллерийского огня. «Мониторинговое оборудование» ведь может быть совсем разным, в том числе военным. Вертолетный тип взлета и посадки летательного аппарата значительно упростит его эксплуатацию в прифронтовой зоне.

Во-вторых, даже изначально чисто гражданский БПЛА можно превратить в эффективного уничтожителя вражеской бронетехники. Сейчас главной грозой украинских танков являются наземные расчеты ПТРК, а также ударные пилотируемые вертолеты, которые с огромным риском для жизни экипажей летают на сверхмалой высоте и бьют по противнику, находясь в зоне поражения его ЗРК и ПЗРК. Эффективная дальность стоящих на вооружении ПТУР составляет порядка 10 км. Но что, если в ударный беспилотник превратить БАС-200?

Одной из самых серьезных угроз для вражеской бронетехники, помимо ПТРК, сегодня стали одноразовые БПЛА «Ланцет-3» и «Куб». С земли «Ланцеты» запускаются при помощи катапульты и применяются в основном подразделениями ССО и контрбатарейной борьбы. Дальность полета такого дрона-камикадзе, способного поразить даже тяжелый натовский танк, составляет от 40 до 70 км. Допустим, на подвесе у БАС-200 можно разместить до четырех дронов-камикадзе типа «Ланцет-3», масса которых составляет 12 кг, с системой воздушного запуска. В лимит грузоподъемности вертолета это как раз комфортно укладывается. Что же это даст?

Это даст многоразовый беспилотный аппарат, который может взлететь с небольшого пятачка, пролететь до 100 км вглубь линии фронта, желательно в паре с разведывательным БПЛА самолетного типа, выпустить один за другим до четырех дронов-камикадзе типа «Ланцет-3», а потом вернуться за базу за дозаправкой и пополнением боекомплекта. За один удачный боевой выход можно поразить до четырех единиц вражеской бронетехники с нулевым риском для пилотов. И это возможно сделать уже сейчас с минимальными доработками конструкции БАС-200.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 июня 2023 16:07
    Предложить превратить любую кастрюлю в военный БПЛА можно.
    Но не нужно.
    Маломощный, крупный, медленный, дорогой БАС-200 просто изначально не разрабатывался Белорусией как оружие.
    Теоретически - легко сбиваемый, незащищенный, неприспособленный.

    При желании можно модернизировать, но нужно ли?
    1. +2
      20 июня 2023 17:38
      Цитата: Сергей Латышев
      При желании можно модернизировать, но нужно ли?

      Да чем же он плох? Конечно нужно! Или у вас есть альтернативное предложение прямо здесь и сейчас?
      Плюсы - возможность устройства засад на любой местности, наличие налаженного серийного производства, отсутствие альтернативы (на мой взгляд) на ближайшее время.
    2. 0
      11 июля 2023 18:49
      А есть сложно сбиваемый бпла? Расскажите! 150 км ч мало? С каких пор? Чем неприспособленный? Крупный? Не крупнее ор онов и байрактаров.

      Вы кто вообще?
  2. +2
    20 июня 2023 18:35
    Вообще-то,"артель" КумАПП уже давненько упоминалась в связи с демонстрацией "своего" вертолёта-беспилотника с тем же наименованием ! Ну,а теперича что-то более конкретно стало вырисовываться -БАС-200 ! Ну что ж...как разведчик-корректировщик сойдёт ! И идея со связкой " БАС-200-Ланцет"-неплоха ! Но вертолёт-беспилотник "Хантер" будет "краше" ! Необходимы и броня(баллистическая защита),и вооружение,и оптико-электронная система наведения оружия ! Всё это вес и потому нужны "силёнки" ! Для сопровождения войсковых и логистических колонн - отличное средство ! Жаль,что "Хантеров" не было в начале СВО ! Сколько позора в виде разгрома колонн, гибели и пленения российских военных можно было бы избежать !
  3. +1
    20 июня 2023 18:50
    Я бы его использовал для доставки медикаментов на передний край, малых беспилотников, средств связи и эвакуации раненных. Для всего остального имеются более дешёвые альтернативы.
  4. 0
    20 июня 2023 20:11
    Вопрос фантастам: чей там двигатель?
  5. -2
    20 июня 2023 23:08
    А двигатель, вики пишет ,австрийский... якобы


    в БАС-200 используется множество иностранных деталей (в том числе и двигатель), доступа к которым нет.

    якобы
    Срочно подвешивать 4 ланцета ,пока двигатель еще работает!
    Возможно, Украина вздрогнет от ужаса , узнав об этом...
  6. +2
    21 июня 2023 09:12
    Не понимаю, почему мониторинговое оборудование у линии соприкосновения нельзя поднять на воздушном шаре (аэростате) с тросом? Впрочем, как и платформу для воздушного пуска Ланцетов.
    Ни тебе двигателей, ни шума ни пыли. Высоты несколько сотен метров вполне хватит. Поднял, посмотрел, отстрелялся, опустил. А непогода и для БПЛА тоже непогода.
    Поднимали же аэростаты во время ВОВ.
  7. 0
    21 июня 2023 09:34
    те кто должен выпускать беспилотники для армии разворачиваются крайне медленно. В структурах типа Ростеха пока не украдут от выделенных денег что то на карман и делать ничего не приступят. А когда начнут делать будут тормозить и требовать бабок еще.
  8. D O
    0
    6 июля 2023 18:50
    Грузоподъемность 50 кг БАС-200 позволит нести этому вертолётному дрону скорее всего не более чем разведывательные оборудование. Под вопросом оружие для поражения дронов противника и соответствующее оборудование для наведения и связи с оператором.
    Но вот БАС-750 уже вполне себе ударный дрон, который может нести не только лёгкие ракеты, но, возможно, и пушку 23 мм, стреляющую одиночными выстрелами (одиночными, ибо очередь неминуемо собьёт прицел из-за небольшой массы дрона, который висит на своём винте).
    1. D O
      0
      6 июля 2023 19:02
      P. S. Для доставки Ланцетов в тыл противника, тихоходные вертолетные дроны БАС слишком лёгкая добыча для ПЗРК, которые имеются у ВСУ в достаточном количестве.