Можно ли «мобилизовать» и отправить воевать беспилотный вертолет БАС-200
Несколько дней назад было официально заявлено о начале производства в России первого беспилотного вертолета БАС-200. Новость эта позитивная и сама по себе примечательная, означающая, что отечественные технологии, пусть и в тесной кооперации с Белоруссией, не стоят на месте. Но может ли этот изначально гражданский винтокрылый дрон быть «мобилизован» и отправиться воевать?
БАС-200
Беспилотная авиационная система БАС-200 была представлена на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме. Пресс-служба госкорпорации «Ростех» официально заявила о начале производства винтокрылого дрона на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП), входящем в холдинг «Вертолеты России»:
БАС-200 – очень важный для нашей страны беспилотник, который может выполнять различные задачи – от поисково-спасательных работ и мониторинга местности до транспортировки грузов, в том числе на труднодоступных территориях. Он хорошо зарекомендовал себя в ходе испытаний, в том числе в суровых погодных условиях Крайнего Севера. К аппарату проявляют интерес многие регионы страны. Серийное производство БАС-200 на КумАПП в перспективе позволит закрыть потребности в этих БПЛА.
Что же представляет собой этот первый отечественный БПЛА вертолетного типа?
Отметим, что в основу летательного аппарата легли технологии белорусского КБ «Беспилотные вертолеты», которые доработали в НЦВ Миля и Камова. Это беспилотный вертолет длиной 3,9 метра, высотой 1,2 метра, взлетной массой 200 кг, с двигателем мощностью всего 54 л. с., способный развивать максимальную скорость 160 км/ч, практический потолок – 3500 м. Полезная нагрузка, которую может доставить БАС-200, на данный момент достигает 50 кг, продолжительность полета – до 4 часов. Беспилотником можно управлять с наземной станции на удалении до 100 км, а если передавать управление от станции к станции, то дальность полета вертолета сможет достигать более 400 км.
Изначально предполагалось, что БАС-200 будет использоваться исключительно в гражданской сфере. В «Вертолетах России» задачи беспилотной системы видят следующим образом:
Большая грузоподъемность беспилотника обеспечивает его многофункциональность. БАС-200 может нести различное мониторинговое оборудование. Это позволяет использовать его для мультиспектральной съемки, которая применяется в геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве, а также для экологического и инфраструктурного мониторинга. Мы ведем подготовку контрактов на поставку БПЛА в интересах различных региональных служб, также к нам поступают запросы от лизинговых компаний.
50 килограммов полезной нагрузки позволяют установить на БАС-200 достаточно широкую номенклатуру различного оборудования, а в «Почте России» намерены опробовать вертолет в качестве дрона – доставщика посылок в отдаленные труднодоступные регионы. В декабре 2022 года вице-премьер – министр промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан Александр Шельдяев рассказал СМИ, что первые 10 образцов дрона уже собраны.
А теперь вот заявлено о начале серийного производства. Новость и правда отличная, но можно ли как-то расширить спектр применения вертолета?
Да, можно. Напомним, что буквально несколько дней назад мы детально обсуждали возможность использования беспилотных разведывательных и ударных вертолетов для нужд ВС РФ и ВМФ РФ. Тогда наше внимание было приковано к «старшему брату» БАС-200, белорусскому ударному дрону Hunter, вооруженному пулеметами, неуправляемыми ракетами и противотанковыми бомбами. Его ТТХ значительно превосходят БАС-200, поскольку он изначально разрабатывался как военный: максимальная скорость составляет 180 км/ч, время полета – 9 часов, полезная нагрузка – уже не 50, а 200 кг. Белорусский беспилотный вертолет создавался для городских боев, поэтому оснащен соответствующим бортовым оборудованием.
Иначе говоря, нашим армии и флоту, конечно, больше подошел бы Hunter, но его производство в России еще не освоено. А вот БАС-200 пошел в серию. Можно ли его заставить воевать в зоне СВО? Несомненно.
Во-первых, беспилотный вертолет так и просится на роль воздушного разведчика и корректировщика артиллерийского огня. «Мониторинговое оборудование» ведь может быть совсем разным, в том числе военным. Вертолетный тип взлета и посадки летательного аппарата значительно упростит его эксплуатацию в прифронтовой зоне.
Во-вторых, даже изначально чисто гражданский БПЛА можно превратить в эффективного уничтожителя вражеской бронетехники. Сейчас главной грозой украинских танков являются наземные расчеты ПТРК, а также ударные пилотируемые вертолеты, которые с огромным риском для жизни экипажей летают на сверхмалой высоте и бьют по противнику, находясь в зоне поражения его ЗРК и ПЗРК. Эффективная дальность стоящих на вооружении ПТУР составляет порядка 10 км. Но что, если в ударный беспилотник превратить БАС-200?
Одной из самых серьезных угроз для вражеской бронетехники, помимо ПТРК, сегодня стали одноразовые БПЛА «Ланцет-3» и «Куб». С земли «Ланцеты» запускаются при помощи катапульты и применяются в основном подразделениями ССО и контрбатарейной борьбы. Дальность полета такого дрона-камикадзе, способного поразить даже тяжелый натовский танк, составляет от 40 до 70 км. Допустим, на подвесе у БАС-200 можно разместить до четырех дронов-камикадзе типа «Ланцет-3», масса которых составляет 12 кг, с системой воздушного запуска. В лимит грузоподъемности вертолета это как раз комфортно укладывается. Что же это даст?
Это даст многоразовый беспилотный аппарат, который может взлететь с небольшого пятачка, пролететь до 100 км вглубь линии фронта, желательно в паре с разведывательным БПЛА самолетного типа, выпустить один за другим до четырех дронов-камикадзе типа «Ланцет-3», а потом вернуться за базу за дозаправкой и пополнением боекомплекта. За один удачный боевой выход можно поразить до четырех единиц вражеской бронетехники с нулевым риском для пилотов. И это возможно сделать уже сейчас с минимальными доработками конструкции БАС-200.
Информация