Может ли Ми-35М стать первым воздушным «дрононосцем»

5

Главным препятствием на пути контрнаступления ВСУ, помимо минных полей и фортификационных линий, стала российская армейская и фронтовая авиация. Штурмовики и бомбардировщики атакуют из безопасного тыла, не заходя в зону действия ПВО противника. Ударные вертолеты рискуют больше всего, действуя на сверхмалых высотах, но показывают самые впечатляющие результаты, уничтожая вполне современную бронетехнику, в том числе западного производства. Но долго ли сохранится наше превосходство в воздухе?

Вопрос этот далеко не праздный. Крайне высока вероятность, что по итогам контрнаступа вместо подписания «Минска-3» Киев получит штурмовики A-10 Thunderbolt II, истребители четвертого поколения F-16 и ударные вертолеты Apache. После этого картина на поле боя, к сожалению, серьезно изменится, и не в нашу пользу. Наши собственные ударные вертолеты, оказавшись под прицелом американских ракет класса «воздух – воздух», не смогут уже доминировать в воздухе, а вражеские начнут поддерживать наземные атаки своей бронетехники. В перспективе все это может создать серьезнейшие проблемы. В данной публикации хотелось бы поговорить о возможности повышения эффективности действий отечественной армейской авиации, развив ранее озвученные идеи перевооружения ударных вертолетов.



«Летающая БМП»


Если посмотреть сводки Минобороны РФ, то очевидно, что первую скрипку там играют вертолеты Ка-52 и Ми-28НМ, героически уничтожающие вражескую бронетехнику под ответными ударами из ЗРК и ПЗРК. При этом раскрылся потенциал живучести «Аллигатора», который смог вернуться на базу с оторванным в результате обстрела килем. Любой другой вертолет обычной конструкции едва ли смог бы повторить подвиг экипажа Ка-52. Однако заострить внимание хотелось бы на другом аспекте.

Дело в том, что советская и натовская концепции применения ударных вертолетов изначально пошли по разным путям. Потенциальный противник рассчитывал останавливать наши танковые клинья при помощи множества легких двухместных вертолетов, несущих от 4 до 6 ПТУР воздушного базирования. В СССР же сделали ставку на тяжелый ударный хорошо защищенный вертолет, одновременно способный перевозить десант. Предполагалось, что такая «летающая БМП» будет с воздуха уничтожать инфраструктуру противника неуправляемыми средствами поражения, добивая его огневые точки и живую силу из бортовых пушек и пулеметов. Затем в ближнем тылу можно было высадить с вертолетов десант.

Так появился Ми-24, неофициально называемый «Крокодилом». По количеству произведенных машин он находится на втором месте в мире после американского Apache, это 3500 единиц. На базе экспортного варианта вертолета Ми-24 (Ми-35) был создан модернизированный Ми-35М. Данная винтокрылая машина успела принять участие во множестве вооруженных конфликтов по всему миру и хорошо себя показала. Однако опытным путем было выявлено, что для максимальной эффективности при боевом применении требуется большая специализация: либо быть ударным, либо десантным. В качестве десантного вертолета лучше подходят военные версии Ми-8, в частности Ми-8АМТШ-ВН, который позиционируется как «летающая боевая машина десанта». Как ударный Ми-24 с его отсеком на восемь десантников получился чересчур крупным и громоздким.

В конечном итоге все встало на свои места. Вражескую бронетехнику сейчас бьют ударные вертолеты Ка-52 и Ми-28НМ. А вот при операции ВДВ под Гостомелем основная нагрузка легла на Ми-8, поддерживаемые Ка-52, Ми-28Н и Ми-35.


Значит ли это, что сама концепция «Крокодила» была ошибочной и теперь ничего с этим уже не поделаешь?

Возвращение легенды


Как мы отмечали ранее, рассказывая о перспективах беспилотных вертолетов, главной проблемой армейской авиации является необходимость действовать на сверхмалых высотах в сфере досягаемости ЗРК и даже ПЗРК противника. Это прежде всего обусловлено относительно небольшим радиусом действия противотанковых ракет воздушного базирования, которые могут эффективно поражать цели на расстоянии от 6 до 10 км.

К сведению: максимальная дальность поражения у ПЗРК «Стингер» американского производства достигает 4500 м, а у ЗРК «Бук» – до 70 км. Это очень серьезная угроза для российских ударных вертолетов. Однако расклад можно довольно легко и просто изменить в нашу пользу, произведя перевооружение или довооружение винтокрылых машин.

Так, представляется весьма перспективным направлением ввести в номенклатуру вооружений нашей армейской авиации дроны-камикадзе типа «Ланцет» и даже «Куб», оснастив вертолеты системой воздушного запуска. Дальность полета «Куба» достигает 10 км, а вот у «Ланцета-3» она составляет от 40 до 70 км! При весе боевой части в 5 кг при помощи барражирующего боеприпаса можно сжигать любую бронетехнику противника, оставаясь вне либо на самом краю дальности действия его систем ПВО среднего радиуса типа «Бук» и вовсе вне досягаемости ПЗРК.

Оснастить «Ланцетами» можно и Ка-52, и Ми-28НМ, и Ми-8АМТШ-ВН, но почти идеальной платформой для создания воздушного дрононосца представляется морально устаревший «Крокодил». Этот вертолет изначально хорошо бронирован и защищен, а в его десантном отсеке можно разместить пункт управления барражирующими боеприпасами с операторами. На подвесе свободно разместится с десяток «Ланцетов» и даже несколько «Кубов», представляющих собой разновидность бюджетного высокоточного вооружения.

Перевооруженные на дроны-камикадзе Ми-24 и Ми-35М могут стать высокомобильными воздушными огневыми точками, которые смогут поражать цели на расстоянии от 40 до 70 км. За один боевой вылет каждый вертолет в состоянии уничтожить несколько единиц бронетехники противника, оставаясь вне зоны действия его ПВО и получая данные целеуказания с дрона-разведчика. Донацеливать барражирующий боеприпас смогут операторы с защищенного воздушного пункта.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 июня 2023 13:37
    Жаль, что Вы батенька, не из МО. А они, к сожалению, это не читают.
  2. 0
    21 июня 2023 13:53
    Имхо, "дрононосцем" может стать много что. И "кракодил", и "шайтан - машина", и даже несуществующие экранолеты Чайка, коим здесь на сайте пророчили роль грозных носителей противокорабельных ракет.

    Вопрос в другом - нужно ли? есть ли столько БПЛА ,чтоб вываливать их скопом из вертолета? Удобно ли будет ими управлять из Вертолета? Тряска не разломает ли внутренности?
    И по деньгам - т.к. и вертолет дорогой, рисковый, и его полетный час недешевый.

    А запускать из грузовика наверняка удобнее , дешевле , быстрее, многофункциональнее, а по дальности почти тоже самое.
  3. -1
    24 июня 2023 17:12
    фантазеры-фантазеры!
    для начала надо, чтоб этих дронов было "море" и они были достаточно дешёвые (типа фпв)... а потом уже думать откуда и чем их запускать... к тому же, насколько я понимаю точка передатчика управления дроном отлично "пеленгуется" - и по ней запросто противник может запустить свою ракету или дрон!
  4. Voo
    0
    7 июля 2023 02:09
    Может ли Ми-35М стать первым воздушным «дрононосцем»

    С высокоточным оружием, видать, проблемы. Думаете дроны дешевле? Наклепали, в свое время, ненужного хлама, теперь голову ломаем как в него человека посадить. А создать раптора, Global Hawk и другие, промытый мозг военного строителя не позволяет.
  5. 0
    2 августа 2023 13:58
    Перелет целого полка вертолётов, командир похоже летел на Ка-52, тк предельно низко, тк летают только хорошие летчики laughing