Производство авиадвигателей ПС-90А3 необходимо поставить на конвейер

37

В данной публикации хотелось бы завершить ранее начатую тему относительно рыночных перспектив советского лайнера Ту-204/214 в наши дни. Высказывается мнение, что самолет этот морально устарел и не выдержит конкуренции ни с МС-21, ни с продукцией западных корпораций. Но так ли все однозначно, как это представляется на первый взгляд?

Ту-214 VS Ту-204СМ


Санкции, введенные США и их сателлитами, оставили Россию без возможности закупать современные американские и европейские самолеты, а также технически обслуживать ранее приобретенные. Поскольку отечественный ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100» и среднемагистральный МС-21 серьезно зависят от импортных комплектующих и на их импортозамещение требуется длительное время, власти пришли к осознанию необходимости возобновления производства лайнеров еще советской разработки – среднемагистрального Ту-214 и дальнемагистрального Ил-96.



Если быть более точными, то эти самолеты и так в нашей стране производились, но исключительно малой серией. За то, что сохранилось и производство, и компонентная база, следует благодарить Минобороны РФ, а также Специальный летный отряд, который использует модификацию Ил-96-300 для перевозки первых лиц государства. Но вернемся к среднемагистральному Ту-214, что явно рассматривается в качестве неких «костылей» до тех пор, пока на конвейер не встанет полноценно МС-21. Есть ли у него реальные рыночные перспективы, или это чисто вынужденное компромиссное решение на переходный период?

Те, кто критикует Ту-214 за его неконкурентоспособность по сравнению с современными лайнерами, вполне справедливо указывают на ряд его существенных недостатков, обусловленных его объективным моральным устареванием. Действительно, самолет разрабатывался еще в позднем СССР, салон и авионика на нем соответственные, двигатели ПС-90А весьма прожорливые, экипаж лайнера состоит не из двух, а из трех членов. Любой коммерческий перевозчик схватится за голову от этого списка проблем и предпочтет бывший в употреблении «Боинг» или «Аэрбас». Казалось бы, зачем вкладываться в возрождение тупиковой ветки развития «Тушки»?

Перечисленные выше претензии небезосновательны, однако не стоит забывать, что никто нам «Боинги» или «Аэрбасы» уже не предлагает. По поводу их технического обслуживания пришлось договариваться с Ираном, который собаку съел на обходе западных санкций. Самое главное, что есть модификация «Тушки», в которой упомянутые проблемы были устранены, причем это было сделано в рамках заказа как раз со стороны Тегерана.

Речь идет про модификацию Ту-204СМ, которую Исламская Республика хотела производить у себя наряду с советским же ближнемагистральным лайнером Ту-334. Отличий от базового Ту-214 у «иранского» Ту-204СМ очень много. Несмотря на внешнее сходство, внутренне это два разных самолета.

Во-первых, за счет совершенствования конструкции, применения новых материалов и более современных и легких бортовых систем была заметно снижена взлетная масса лайнера.

Во-вторых, специально для Ту-204СМ были разработаны двигатели ПС-90А2 тягой 16000 кгс, получившие в декабре 2009 года сертификат типа АР МАК, более экономичные, надежность которых в 1,5-2 раза превышала базовую версию ПС-90А.

В-третьих, за счет установки современной бортовой электроники в данной модели «Тушки» удалось отказаться от трехчленного экипажа в пользу двухчленного.

В итоге получился вполне конкурентоспособный самолет для конца «нулевых», который и сегодня смотрится вполне достойно. Как говорится, это то, что доктор прописал. Так почему же ставка сделана не на Ту-204СМ, а на Ту-214 с его многочисленными проблемами?

ПС-90А3 VS ПД-14


Ключевая проблема заключается в отсутствии для самолета той самой силовой установки, что разрабатывалась под него, и «благодарить» за это надо американских партнеров и отечественных либералов в правительстве. В начале 90-х годов для устранения ряда технических недостатков двигателя ПС-90А было решено привлечь авиадвигателестроительную компанию Pratt & Whitney. Иностранные благодетели согласились помочь, но в обмен за вход в уставный капитал «Пермских моторов». На встрече с акционерами компании конструктор Pratt & Whitney Роберт Розатти заявил дословно следующее:

Денег у вас на эти работы нет, и правительство даже не обещает их выделить, и в бюджет на последующие годы они не заложены. Более того на решение о создании двигателя второй серии ПС-90А2, российское государство денег даже не обещает.

В 1997 году Pratt & Whitney получила 25,1% в Пермском моторном заводе и 25,06% акций в ОАО «Авиадвигатель». Взамен американцы инвестировали порядка 125 миллионов долларов в производственную линию, провели работы по внедрение в конструкцию турбины высокого давления монокристаллических лопаток из нового сплава и с технологией керамического напыления, модернизировали камеру сгорания, заменили некоторые российские комплектующие, узлы, агрегаты и детали на импортные. Так и появилась на свет модификация двигателя ПС-90А2, надежность которого повысилась почти в 2 раза при снижении на 40% стоимости жизненного цикла. При этом появилась возможность форсирования мощности силовой установки с 16000 кгс до 18000 кгс, что очень-очень существенно.

Казалось бы, вот оно, капиталистическое счастье! Однако в Иран Ту-204СМ так и не улетел, поскольку Госдеп США наложил жесткие ограничения на экспорт силовых установок ПС-90А2, в которых использовалась интеллектуальная собственность Pratt & Whitney. Вот так за смешную сумму в 125 миллионов американцы элегантно устранили прямого конкурента. К чести отечественных разработчиков надо отметить, что они с этой проблемой справились, сперва выкупив у правообладателя лицензию, а после физически импортозаместив американские компоненты в двигателе. Из уставного капитала нашего авиапроизводителя Pratt & Whitney ушла.

Так появился уже полностью российский авиационный двигатель ПС-90А3, который в 2011 году был сертифицирован по российским нормам летной годности (НЛГС-3). Эта силовая установка сохранила все достоинства ПС-90А2 и готова к производству. Вот только в серию она почему-то не пошла, сам проект Ту-204СМ был благополучно забыт, а иранские заказчики получили кукиш. Некрасиво получилось. Здравый смысл подсказывает, что вместо Ту-214 целесообразнее было бы вернуться к «иранскому» Ту-204СМ, который вполне конкурентоспособен даже сегодня, особенно на рынках небогатых стран, где требуются недорогие и простые в обслуживании самолеты. Ключевая проблема – это отсутствие силовой установки, которая как бы есть, но ее и как бы нет.

Сегодня нашей главной надеждой в авиастроении считается двигатель ПД-14, который соответствует всем самым современным требованиям. Наверное, возможна ремоторизация Ту-204СМ/214 на эту силовую установку, однако ее главным потребителем должен стать лайнер МС-21. Осилят ли пермяки такие объемы производства? Возможно, если будут произведены значительные финансовые инвестиции в расширение и масштабирование производства. Но есть и другой путь.

Дело в том, что двигатель ПС-90А3, уже прошедший сертификацию, не потерял свою актуальность и в наши дни. Будучи относительно экономичным, он заметно мощнее ПД-14. Более того, эта силовая установка, помимо Ту-204СМ, должна была встать также на крылья Ил-76 и Ил-96, значительно улучшив их технические характеристики. Здравый смысл вновь подсказывает, что незаслуженно забытый ПС-90А3 все же должен пойти в серию. Решить эту задачу можно несколькими способами.

С одной стороны, можно инвестировать в расширение производственных мощностей «Пермских моторов». С другой стороны, если во главу угла поставить скорость, то целесообразна международная кооперация. В качестве партнеров по производству ПС-90А3 могли бы выступить союзная Белоруссия и даже Иран. «Батька» за такую возможность точно ухватится обеими руками. Тегеран также наверняка с большим интересом отнесся бы к возобновлению проекта Ту-204СМ и своему участию в нем. Как бы то ни было, ПС-90А3 должен получить второй шанс.

Если эта силовая установка пойдет в серию, то от сборки Ту-214 в Казани можно будет перейти к модели Ту-204СМ. Этот самолет вполне актуален даже сегодня и сможет, благодаря привлекательному ценнику, составить конкуренцию лайнерам как западного, так и китайского производства на рынках небогатых стран. При этом Ту-204СМ вполне может сосуществовать параллельно с МС-21, поскольку они в разных ценовых сегментах.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    8 июля 2023 11:44
    Кто это всё делать будет - у власти-то ровно те же персонажи, что и похоронили советское гражданское авиастроение..
  2. Voo
    +8
    8 июля 2023 12:04
    Производство авиадвигателей ПС-90А3 необходимо поставить на конвейер

    Все всё понимают, нервно куря и тихо матерясь, а он всё никак не идёть на ентот конвейер.
    1. 0
      8 июля 2023 12:44
      Цитата: Voo
      а он всё никак не идёть на ентот конвейер.

      В варианте для гту - вполне на конвейере, 4 штуки на той неделе отправили, а всего 404.

      https://perm-motors.ru/news/2023/06/30/12232/
  3. -2
    8 июля 2023 12:51
    Производство авиадвигателей ПС-90А3 необходимо поставить на конвейер

    Цена вопроса - время ушло, может не стоит плодить сущности а выйти на более качественный уровень?
  4. -1
    8 июля 2023 13:48
    любопытно!
    Закономерный вопрос, а как там у нашего стратегического всеобъемлющего партнера с подобным двигателем дело обстоит?
    1. +3
      8 июля 2023 13:57
      Цитата: borisvt
      а как там у нашего стратегического всеобъемлющего партнера с подобным двигателем дело обстоит?

      Если про Китай - то никак.
      Они на свой сомас 919 ставят американско-французский, планов на ремоторизацию даже не заявлялось.
  5. +1
    8 июля 2023 14:10
    Казалось бы, зачем вкладываться в возрождение тупиковой ветки развития «Тушки»?

    Чтобы использовать её как компромиссный, переходный вариант до создания полностью новой отечественной машины...
    1. +2
      8 июля 2023 17:08
      А вкладываться в это нужно из бюджета? Так даже не в том дело, что он трещит по швам, а больше в том, что в этом случае всё распилят и растащат, и родят вместо двигателя гору отчётов и презентаций с требованием выделить ещё больше денег. Бизнесу раскошелиться? Ага, но у нас же страна непредсказуемого прошлого, мутного настоящего, а прогнозы на будущее Нострадамус не решился бы делать. Если завтра "передряги" с Западом разрешатся, то устаревшие двигатели будут никому не нужны, а вложившиеся в эту отрасль денежные мешки понесут убытки. А им это нужно?
      1. +2
        8 июля 2023 19:00
        ПС-90А3 как раз не устаревшие, а вполне на нынешнем среднем уровне, а более экономичные западные двигла и ПД-14 - дороже. Так что даже если "передряги" разрешаться, то при разумной авиа-политике Ту-204СМ вместе с ПС-90А3 вполне найдут свою рыночную нишу, пусть и у небогатых авиа-заказчиков, за более дорогих и прогрессивных будет бороться МС-21
        1. +1
          8 июля 2023 19:16
          Цитата: whitebeard
          при разумной авиа-политике Ту-204СМ вместе с ПС-90А3 вполне найдут свою рыночную нишу,

          Ту-204СМ нет(есть трех членный Ту-214) как и ПС-90А3, чтобы появилось что то похожее в производстве нужно время и не так уж и мало, это время можно потратить на доработку Ту-214 под два члена и (хотя и гораздо дольше) довести до производства либо ПД-14М, либо НК-65 (база для изд 80)
          1. +2
            8 июля 2023 19:39
            Вот и у меня ассоциации возникают с недавним обилием НИОКР по той же бронетехнике - названий на слуху много, всё #неимеющеемировыханалогов, даже до парадно-выставочных образцов дело доходило. А в реальности не оказалось НИЧЕГО. А здесь пытаются продать старые разработки, которые, как я понимаю, даже до опытных образцов не дошли, а значит - все озвученные ТТХ предлагается принять на веру? Плавали, знаем - если уж ранее производимый ИЛ-114 не могут перезапустить, если ещё летающие старички АН-2, по недавним сообщениям, скоро встанут из-за отсутствия ИМПОРТНЫХ (!!!) комплектующих, то нет сомнений, что профильные КБ, НИИ, авиапредприятия с удовольствием освоят бюджеты и на ПД-14, и на ПС-90А3, и на МС-21, и на Ту-214, в результате не будет ни одного из двух двигателей и двух самолётов, а лишь красивые мультимедиа-презентации. Если бы самолёт и двигатель существовали в виде прошедшего сертификацию, лётные испытания образца, тогда ещё можно было о чём-то говорить (и то - заново выстраивать кооперацию, заменять те узлы и агрегаты, которые уже не выпускаются, а значит - вновь сертификация и испытания, а это время и деньги, много времени и много денег), но всего этого нет в помине. А есть не доведённые до ума разработки и большое желание получить под них деньги. Всё.
          2. 0
            22 июля 2023 17:46
            Хорошо бы, но ПД-14ых будет мало выпускаться в ближайшие годы, и все они, М или не М, будут уходить на МС-21, который как новый на рынке самолет, очень важно держать в постоянной летной готовности, поэтому вопрос наличия двигателей и их своевременной замены по необходимости будет очень остро стоять, поэтому Пермские Моторы скорее предпочтут держать двигательный резерв в пользу МС-21. Да и само по себе двигло достаточно дорогое для простецкого по нынешним времена Ту, установка на него этого двигла существенно увеличит стоимость, что для Ту в его нынешнем виде очень нежелательно
      2. 0
        10 июля 2023 11:45
        Цитата: УАЗ 452
        А вкладываться в это нужно из бюджета? Так даже не в том дело, что он трещит по швам, а больше в том, что в этом случае всё распилят и растащат, и родят вместо двигателя гору отчётов и презентаций с требованием выделить ещё больше денег.

        Что-то конечно распилят и растащат.
        Но тем не менее - в стране доведено до ввода в эксплуатацию / серийного производства достаточное количество проектов, финансируемых из бюджета.

        Возвращаясь к авиации - создать в одно лицо авиалайнер (включая двигатели и все остальное), который будет по надежности/экономичности сопоставим с А и Б, т.е. быть в воздухе 12+ часов в сутки - и так 25 лет, с сопоставимыми издержками на пассажира - задача крайне сложная.
        До сих пор никем не выполнимая.
        Китай - не осилил, Япония - не осилила. СССР, на заделы которого тут камлают, осилил создать серию для закрытого рынка, но наши Ту вот никак не могли похвастаться вот тем самым "12+ часов в воздухе в сутки и так 25 лет, с сопоставимыми издержками на пассажира", что привело к тому, что как только рынок перестал быть закрытым - от Ту избавились практически все эксплуатанты.

        Если у современной РФ получится создать серию, которая хотя бы приблизится к этому ( про SSJ говорят, что периодически получается 12+ часов в сутки гонять), то это будет экономическое чудо.

        А пока - пока лучше поменьше эту тему обсуждать, турбо-патриотам пол-работы не показывают.
    2. +1
      8 июля 2023 18:58
      Полностью новая отечественная машина

      - это импортозамещенный МС-21. А Ту-204СМ - это относительно МС-21 недорогой, менее прогрессивный самолет, но который имеет из-за своей потенциально более низкой цены и хорошей экономики по новым двигателям ПС-90А3 отличный потенциал как для наших, так и для небогатых зарубежных заказчиков, тем более учитывая ограниченный объем производства несомненно более прогрессивных (на данный момент) МС-21. Так что это просто разные рыночные ниши, которые очень хорошо заполнить схожими, но разными отечественными самолетами
      1. -1
        8 июля 2023 19:45
        Да-да... Во всём мире по существу остались только Боинг и Аэробус, последний представляет собой продукт кооперации значительной части Европейских стран, а мы сейчас начнём диверсифицироваться и разрабатывать, производить несколько линеек самолётов и авиадвигателей сходной рыночной ниши? Если у нас есть свободные конструкторские и производственные мощности, не разумнее ли их использовать для ускорения одного проекта? Или нашему авиастроению не с кем конкурировать в мире? Только друг с другом?
        1. 0
          22 июля 2023 17:41
          Ну такова наша реальность. Тем более что Ту и МС реально разные рыночные ниши закрывают. Поэтому придется идти по пути расширения каждого из производств, тем более что в будущем модернизированный Ту вполне сможет продаваться на зарубежном рынке небогатых стран, конкурируя там с С919. Если условно все заводы перепилить под МС-21, то мы самолично выкинем себя из ниши дешевых простых среднемагистралов для небогатых стран и лоукост-заказчиков - МС-21 они покупать не будут, ибо он слишком будет дорогой для них и прогрессивный
  6. +1
    8 июля 2023 17:06
    Статья не плохая, но комментарии не оптимистичные. Складывается впечатление, что в стране не кому пригласить за стол специалистов, и с листочком бумаги и карандашом все же определиться с авиастроением. То есть издать приказ для КБ, заводов и фабрик.
    1. 0
      8 июля 2023 18:00
      УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА развития...
      1. Voo
        0
        10 июля 2023 08:42
        Цитата: ланс восироб
        УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА развития...

        И шо в этой бумажке про сроки и ответственность пишуть?
  7. +1
    8 июля 2023 17:08
    Санкции будут ещё не менее 15 лет. Серийный выпуск МС-21 начнётся 2035 году. До 2035 года осталось 11 лет. А и Б требуют запчастей, но ещё они летают под статьями уголовного права стран блока НАТО. Их изъятие у РФ никто не отменял. Все должны понимать, что производство Ту-204/214 в Казани происходит только благодаря настойчивости казанцев, в других местах олигархи не дали бы возможность строить самолеты. Поэтому, именно в Казани надо расширять производство, строить новые цеха. Так как реально МС-21 появится на линиях через 11 лет, то надо сейчас строить Ту-204СМ с двигателем ПС-90А3 и экипажем лайнера из двух членов. Лайнер Ту-214, имеющий двойное назначение и экипажем из трёх членов будет использоваться в гражданской, военной, МЧС авиации. Строить надо одновременно Ту-204СМ и Ту-214 в Казани, 25 самолетов в год, это минимум. Когда стоит вопрос необходимости сейчас насытить самолётами Россию и в ближайшие 11 лет, то про конкуренцию лайнерам европейского, китайского, американского производства надо забыть. Через 11 лет будут новые технологии, новые материалы, новые производители, новые двигатели, новые самолеты. К тому времени в РФ будет новое руководство.
    1. +1
      8 июля 2023 19:08
      В целом согласен, за исключением того, что

      через 11 лет будут другие самолеты, другие двигатели и другие технологии

      - будут-то они будут, но это всё будет основано по максимуму на использовании существующих. Разве что БОинг, может быть, сподобится наконец выпустить Б797 на замену старикану Б737 (который, тем не менее, продолжает летать и покупаться, пусть и гораздо менее охотно после всех его приключений последних лет). А так РФ к тому времени только-только наладит устойчивый серийный выпуск МС-21 в товарных количествах, а тот же Эйрбас как модернизировал свои А320ые - так и будет, там ещё есть, что модернизировать. А, ещё С919 будет летать в товарных количествах, но по прогрессивности это самолет уровня Ту-204/214 - и ничего, небогатые заказчики из развивающихся стран будут их за милую душу покупать, что может вполне быть и с Ту, если заняться его серьезным выпуском с учетом последних доступных модернизаций
      1. +1
        10 июля 2023 03:15
        Заказы на В737 расписаны на 5 лет вперед. Такие эротические сны не снятся Мантурову даже после 2х бутылок Абсолюта...
    2. 0
      8 июля 2023 19:48
      Серийный выпуск МС-21 начнётся 2035 году.

      А откуда такая информация? Вроде совсем недавно озвучивались гораздо более оптимистичные сроки. А горизонт планирования в 11 лет в сегодняшней ситуации... Это то же самое, что сказать "никогда".
      1. -1
        9 июля 2023 00:26
        По всем вопросам обращайтесь в Минпромторг.
      2. 0
        10 июля 2023 03:17
        Ну так вам и говорят: никогда. Можно наклепать (предположим) 10 шт фюзеляжей, 20 крыльев и тд в год. Электроники нет. И двигателя, полностью готового к массовому производству, тоже нет.
  8. 0
    8 июля 2023 19:46
    Да не скорость надо во главу угла ставить, а независимость. А со скоростью мы потерпим.
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    9 июля 2023 09:31
    Производство авиадвигателей ПС-90А3 необходимо поставить на конвейер

    Интересно.
    Это к кому обращение?
    К господу богу что-ли?!
  11. +1
    9 июля 2023 10:22
    Я не авиаконструктор. Но,что то мне подсказывает, что автор статьи полностью прав. У тушки не будет конкурентов в развивающихся странах. Но ведь у руководства авиапромышленной отрасли стоят те же лица. Которые в прошлом погубили наше авиастроение. Или я не прав?
    P:S Нам надо насытить рынок дешёвыми, ремонтопригодными самолётами. Как Жигули-классика. Которую можно починить на коленке в чистом поле. Главное, чтобы Л Е Т А Т Ь.
    1. 0
      9 июля 2023 10:48
      Сломавшийся в чистом поле Жигуль, и вышедший из строя в полете Ту - означают сильно разные последствия для пассажиров и водителя/экипажа.
    2. +1
      9 июля 2023 11:37
      Цитата: aprahka
      У тушки не будет конкурентов в развивающихся странах.

      Разумеется они есть - те же А и Б, только б/у
      Которые и б/у - надежнее и экономичнее Ту-шек, а в случае чего - рынок запчастей (в т.ч. не новых) высокоразвит, и не надо ждать полгода, когда из России что-то наконец пришлют.
      1. +1
        10 июля 2023 20:56
        Уважаемый, через несколько лет всем россиянам придется ходить и ездить по земле, некоторые поедут в телеге запряжённой лошадью, т.к. лошадь ест траву и сено, это много дешевле бензина от олигархов. МС-21 это 2035 год, остаётся только Ту-204/214. Может у Вас есть другой лайнер? Надо решать, как насытить РФ авиацией, а не заграницу. На чём летает или будет летать заграница это их проблемы. Надо ответить на вопрос. На чём будут летать граждане РФ в период 2023 - 2035г.г.??? МС-21 есть только в плане выхода на линии в 2035 г. У РФ есть много много санкций и недругов, а вот с своими самолетами проблема, их практически нет
    3. 0
      22 июля 2023 17:36
      Относительно дешёвыми в наших условиях могут быть только менее совершенные самолеты, типа Ту-204/214 или С919. Тем более их всё равно не хватит - у 1го будет слишком медленный темп поставки, даже если его и увеличат, а 2ой Китай нам вообще может не продать из-за угрозы вторичных санкций. Так что прям массового насыщения авиа-Жигулями в ближайшие годы не предвидится, так что в любом случае придется осваивать и ремонт существующего западного парка, т.е. вопрос можно будет только комплексно решить - во многом своими силами, но не только своими самолетами и не своими поставками по серому импорту
  12. 0
    9 июля 2023 11:58
    Фантастические рассказы, братья Стругацкие и К. Помнится мне заявления господина Арбидола Христенко про ПД-18, как он в 2015 пошел в серийное производство. Так пошел что аж не догнать. Ну вообще понятно, в СССР выпускали одни калоши, которые покупала Африка.
    А мы не в состоянии внести незначительные изменения в проект СССР за последние 25 лет. В общем без СССР самолётов нет , и не будет , летать должны только богатые и сотрудники МИДа , а вы бомжи путешествуйте как придётся.
  13. 0
    9 июля 2023 21:30
    Чтож.
    Верхушку айсберга Сергей описал.

    Но суть не раскрыта. Низ-зя ФИО лиц называть, что неслабо наварились на государстве, разработах и заказах в никуда... И видно, тащат из кармана и по сей день.

    американцы давно ушли, на них все свалить попытаться можно, но...поздно

    Двигатель и самолет разработаны уже после них. Но кто подписывал разрешения о закупках Боинга вместо ТУ (может, за долю малую, может, за сына в Омерике)... все на местах сидят. И на какомто старом ПС ни славы, ни пиара, не денег не нахапаешь

    Поэтому "необходимо" - это не для них, увы
  14. 0
    10 июля 2023 03:12
    Этот двигатель существует только на бумаге. Которая, в свою очередь, создавалась для того, чтобы протолкнуть поставки самолета на внешний рынок.
    В реальности никакого двигателя нет. Если бы он был, то Пермь не билась был 20 лет с доводкой до ума версии А2. И уж тем более не ставила бы на Илы и Ту сегодня версию А1
  15. 0
    10 июля 2023 03:20
    Строить надо одновременно Ту-204СМ и Ту-214 в Казани, 25 самолетов в год, это минимум.

    Рэй Бретбери, Братья Стругацкие, Герберт Уэльс, Александр Беляев, и - ВЫ :)
    1. 0
      11 июля 2023 23:54
      Спасибо, что поставили в ряд великих людей Земли. Власть будет строить российские самолеты, их НАТО заставит санкциями. Надежда у олигархов РФ исчезает быстро. На чём богатеи полетят на Сейшелы? Скоро они запросят Ил-96 и Ту-204/214. Надо подождать, они как жирафы, видят далеко, но и долго до них доходит.