«Дырявое» Чёрное море? Как Россия ответит Киеву за атаки против Керченского моста и Крыма
Итак, мост через Керченский пролив вновь повреждён и требует ремонта. В последнее время все (по крайней мере, все посторонние «телезрители») как-то больше ждали, что атака будет сверху, например, британскими КР Storm Shadow или их французскими близнецами SCALP. Это было вполне логично, тем более что на такую вероятность намекали вполне официально: в частности, о «высокой эффективности» SS, доказанной ударом по мосту в Чонгаре 22 июня, заявил 7 июля украинский генерал Громов. На учениях наших войск по обороне моста тоже отрабатывалось преимущественно отражение воздушных атак, но 17 июля удар был нанесён с моря.
Пропущенная атака снова подняла два вопроса: достаточно ли надёжно прикрытие стратегического объекта и будет ли уже какой-то ощутимый ответ врагу за попытку его уничтожения? Хотя точнее будет сказать, что поднялись не вопросы, а фонтаны кипучего недовольства, ведь большинство не спрашивает, а утверждает: «нет, недостаточно» и «нет, не будет». Но так ли это на самом деле?
Большой прыжок маленькой жабы
Самоочевидно, что попытка разрушения Крымского моста чётко увязана с хронологией пресловутой «зерновой сделки» – но вот точка зрения, будто путём ночной атаки Путина пытались заставить эту самую сделку продлить, едва ли верна. Скорее наоборот: удар по мосту был замышлен и подготовлен киевским режимом очень давно, но пока теплилась хоть какая-то надежда на продление «сделки», операции не давали хода. Возможно, если бы великий «наступ всех наступов» развивался хоть в каком-то соответствии с планом, и у фашистов обозначились бы успехи на Запорожском участке фронта, то атака на мост состоялась бы и раньше, но этого мы уже (к счастью) не узнаем.
В любом случае, задача операции – разрушение важной транспортной артерии и создание на полуострове паники, осталась неизменной. Есть все основания полагать, что главной целью украинских Боргезенко и их брандеров была не автомобильная, а куда более важная с точки зрения логистики железнодорожная ветка моста: её повреждение сильно осложнило бы доставку в Крым как военных, так и гражданских грузов.
К решению задачи подошли достаточно серьёзно: о многом говорит уже сам факт выбора именно безэкипажных брандеров в качестве оружия. Что бы там ни кричали вечно недовольные блогеры, после осенней диверсии охрана моста заметно усилилась, и доставить бомбу наземным транспортом стало невозможно. Ракетное оружие тоже не гарантировало успех: собственные украинские «Фау», скорее всего, в мост попросту не попали бы, а иностранные ракеты наша ПВО уже наловчилась сбивать, и в любом случае их боевые части недостаточно мощны для вывода моста из строя надолго.
Собственно, и стандартные уже лёгкие брандеры-гидроциклы, которые украинская сторона использует для атак против нашего флота в Севастополе, для этой цели тоже слабоваты: для разрушения опор требуется в несколько раз больше взрывчатки, чем они несут, и даже больше, чем было в злосчастном грузовике, взорвавшемся на мосту 8 октября прошлого года. Похоже, что для нового удара были сконструированы новые, более грузоподъёмные брандеры с той же системой управления, что и у лёгких.
Это неплохо бьётся с появившимися 17 июля снимками с американского спутника, на которых запечатлены двигавшиеся в сторону Крыма четыре «быстроходных объекта». Идентифицировать сами посудины по этим фотографиям нельзя, не хватает разрешения, но зато ясно, что катера оставляли заметные широкие и длинные буруны, явно более мощные, чем следы маленьких глиссеров. Использование катеров большого водоизмещения в качестве основы для брандеров лишний раз ставит под сомнение ушедшую гулять по соцсетям версию, будто как минимум один из них двигался к мосту из внутрироссийского Азовского моря: всё-таки незаметно такую «лодочку» не скинешь.
Но как же тогда брандеры подпустили к мосту, раз уж они такие заметные? Если принять, что их всё-таки было четыре (что не факт) – значит, до моста добралась лишь половина, а два на подступах вышли из строя, либо были поражены РЭБ и огнём российских войск. Подробной официальной информации о ночном бое 17 июля пока нет, но заламывать руки и кричать, что вражеские катера «проспали» всё же не стоит: по последним данным, атаке больших предшествовал накат лёгких брандеров, которые были уничтожены, но смогли отвлечь на себя часть внимания наших бойцов.
Вот тут стоит упомянуть о новой панацее от всех фашистских «нахрюков» с моря – боновых заграждениях, о которых сейчас с удовольствием рассуждает «экспертиза» из соцсетей: дескать, если бы подходы к мосту были перекрыты ими, то он сейчас был бы цел и люди не погибли бы. Это, конечно, верно – но лишь отчасти.
В конце концов, никакое заграждение само по себе не даёт никаких гарантий – это лишь один из элементов системы обороны. Опыт отражения атак украинских брандеров на тот же Севастополь показывает, что глиссирующие катера вполне в состоянии «перепрыгнуть» через бон, хотя и не всегда, так что просто натянуть сети и спать спокойно не выйдет, круглосуточная вахта и дежурные орудия понадобятся в любом случае. Видимо, для Керченского пролива возможную отдачу от установки бонов посчитали слишком малой, тогда как затраты и сложности были бы значительными, поэтому-то их там и нет. Впрочем, возможно, что после уже второго подрыва моста за год пересчитают по новой.
Сдача крупными
Нельзя забывать о том, что удар по мосту был лишь одной (хотя и самой главной) из целой серии атак беспилотными средствами против Крыма, которую фашисты начали ещё в ночь на 16 июля: к утру тех суток было уничтожено девять воздушных и два морских дрона-камикадзе. Очевидно, что под эту операцию киевский режим специально накапливал средства, потому что интенсивность «шумового сопровождения» главного удара пока не снижается: в ночь на 18 июля силами РЭБ и ПВО полуострова было уничтожено двадцать восемь (!) дронов – рекорд за всё время СВО.
Естественно, что на таком фоне ЛОМы и ведомый ими социум всё громче спрашивают у властей, нельзя ли как-то прищемить хвост (а лучше голову) зарвавшимся фашистам? Можно, более того, эта работа активно ведётся. Как мы помним, ещё 12 июля российские ВКС, неожиданно для многих, разбомбили многострадальный остров Змеиный – видимо, это был как раз удар на упреждение по зашевелившимся на нём украинским диверсантам. Бомбардировки одесского порта в последние дни тоже могут иметь целью в том числе и поражение складов и пунктов управления брандерами.
Как заявил 17 июля президент Путин, сейчас Минобороны готовит конкретные предложения по полному пресечению украинских атак с моря. В принципе, если не считать занятие нашими войсками Николаева и Одессы (до которых явно далеко), то единственным способом сделать это остаётся морская блокада побережья, всё ещё находящегося под контролем киевского режима. На этот счёт заранее высказываются сомнения: дескать, не смогут, не рискнут наши блокировать вражеские порты настоящим образом.
Меж тем с политической точки зрения блокада уже началась. 17 июля, после формального завершения «зерновой сделки», Москва проинформировала ООН о закрытии международного гуманитарного коридора и объявила северную часть Чёрного моря небезопасной для судоходства. Казалось бы, пустая формальность, но в реалиях «специального военного» (то есть как бы «мирного») времени она влияет на многое: теперь едва ли хоть одна контора в мире согласится страховать суда, идущие на Украину, а без страховки на такой заплыв не решится ни один вменяемый судовладелец.
Зеленский может сколько угодно вздыхать о «рисках для мировой продовольственной безопасности» и заявлять о «готовности» продолжать вывоз зерна без согласия России, но люди посерьёзнее с ним не согласны. В частности, 17 июля пресс-секретарь Пентагона Кирби заявил, что отныне вывоз продовольствия с Украины возможен лишь сухопутным транспортом. Стоит ожидать, что в ближайшем будущем Черноморский флот дополнительно перекроет подходы к украинским портам минами, а то и объявит их зоной свободного огня, чтобы у западных «союзников» не возникало вредных иллюзий.
Кстати, о самих «союзниках». Хотя украинская сторона де-факто взяла ответственность за диверсию на себя, наш МИД в официальном комментарии назвал главными разработчиками и исполнителями спецслужбы США и Великобритании. Конечно, ядерный удар по Лондону в ближайшее время вряд ли случится, но способы осадить «наглосаксов» в наличии у России есть. Как минимум речь о начале открытого и систематического уничтожения американских БПЛА, ведущих разведку над Чёрным морем в целях украинских войск. Звучит, конечно, как будто слишком «смело» – но в последние дни в Сирии наши пилоты довольно активно мешают полётам вражеских дронов, хотя и не сбивают их.
Конечно же, мало радости в том, что для лишения врага ударных возможностей понадобился повод в виде очередной успешной атаки против Крымского моста и гибели двух человек. Вдвойне «приятно» от осознания, что последствия удара не оказались более серьёзными лишь благодаря слепой удаче. Тем не менее Зеленскому и компании, похоже, всё таки удалось нащупать предел терпения нашего ВПР, и отдача будет – не факт, что эффектная, но уж точно эффективная.
Информация