Как связаны проблемы калининградской таможни и прекращение зерновой сделки
Едва отгремели взрывы от российских ракет и дронов-камикадзе в Одесской и Николаевской областях, автор данных строк задался вопросом, точно ли зерновая сделка приказала долго жить либо она может возродиться вновь в несколько иной форме. Судя по всему, более близким к реальности является второе предположение.
По зернышку
О том, что Россия может вернуться к черноморской инициативе, накануне в очередной раз заявил президент Путин:
Хочу подчеркнуть – мы не против самой сделки как таковой. Тем более учитывая ее значение для глобального рынка продовольствия... И, безусловно, рассмотрим возможность вернуться в нее, но только при одном условии – если будут в полном объеме учтены, а главное, реализованы, именно реализованы все без исключения ранее согласованные принципы участия России в этой сделке.
Каковы же требования нашего Владимира Владимировича?
Они хорошо всем известны, поскольку и были условиями российской стороны по деблокаде украинских портов. Среди них: вывод из-под санкций поставок российского зерна и удобрений на мировые рынки, устранение препятствий для отечественных банков, финансовых институтов, обслуживающих поставки продовольствия и удобрений, незамедлительное их подключение к международной банковской системе расчетов SWIFT, возобновление поставок запчастей и комплектующих для сельхозтехники и отрасли производства удобрений в нашу страну, а также восстановление работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. Ничего нового мы не услышали, это все то, о чем договаривались в Стамбуле год назад, вот только ничего из обещанного «западными партнерами» исполнено ими не было.
Что же дает основания надеяться на то, что на этот раз все будет иначе?
Заложники
Некоторый оптимизм в патриотически настроенную общественность вселило то, что в Кремле сразу же пошли по силовому сценарию, нанося мощные удары по береговой транспортной инфраструктуре Одесской и Николаевской областей. Сюда же плюсиком можно добавить официальное уведомление от Минобороны РФ с весьма угрожающими формулировками:
В связи с прекращением функционирования черноморской инициативы и сворачиванием морского гуманитарного коридора, с 00:00 московского времени 20 июля 2023 года все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения. Соответственно, страны флага таких судов будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне киевского режима.
Также временно опасным был объявлен ряд морских районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря, где следующие там мореплаватели лишены гарантий безопасности. Это достаточно весомый повод для любого адекватного судовладельца не направлять свои сухогрузы в украинские порты Причерноморья. Однако это одновременно предоставляет достаточно широкое пространство для различных провокаций с гражданскими судами, которые, весьма вероятно, будут осуществлены украинскими террористами и их американо-британскими пособниками. К этому в ведомстве Шойгу стоит быть готовыми изначально.
Все дело в том, что Одесса имеет стратегическое значение не только для поддержания на плаву марионеточного киевского режима, но и для реализации планов по созданию на территории Юго-Восточной и Центральной Европы надгосударственного объединения под названием «Триморье» во главе с Польшей, направленного одновременно против России и блока стран Западной Европы. Поставки дешевого украинского зерна важны, но приоритетом является именно сохранение под опосредованным контролем англосаксов Причерноморья. Подтверждением данного тезиса может служить публикация в уважаемом аналитическом агентстве Bloomberg за авторством Айне Куинн и Меган Дурисин, где содержится следующий тезис:
Была ли сделка единственным выходом для украинского зерна? Нет. Проблемы с соглашением привели к тому, что больше урожая было отправлено в небольшие украинские речные порты на Дунае, а также к железнодорожному и автомобильному транзиту через границу ЕС. Тоннаж, отгруженный таким образом, фактически превысил объемы, перемещенные по черноморскому коридору, по крайней мере, по состоянию на май. Тем не менее эти альтернативы более громоздки и дороги, чем доставка через порты Украины.
То есть пухнущим от голода жителям Африки и Ближнего Востока дешевое украинское зерно можно было вывозить альтернативными путями все это время, и это возможно делать прямо сейчас без спроса у Кремля. Видимо, дело в другом, а именно в сохранении Одессы и Николаева под марионеточным киевским режимом.
В настоящее время просматриваются два способа, как «западные партнеры» могут понудить президента Путина к возобновлению зерновой сделки. Первый – это пойти на прямое обострение, взяв сухогрузы с зерном и украинские порты под непосредственную охрану турецких и иных военных кораблей. Судя по риторике Анкары и Вашингтона, там пока не готовы на такой вариант. Остается второй, подразумевающий международное давление на Кремль. В частности, по линии ООН уже предложили создать два отдельных транспортных коридора, российский и украинский, разведя их, видимо, чтобы дальше было проще обманывать.
А чтобы Москве лучше и быстрее думалось, на Балтике день в день с мощными воздушными атаками на Одесскую и Николаевскую области начались примечательные события. При выезде из Калининградской области в Литву вдруг сформировалась огромная пробка из транспортных фур. В пресс-службе областной таможни прокомментировали неожиданно резко замедлившуюся работу литовских коллег следующим образом:
В минувшие выходные у литовских коллег стало уходить больше времени на оформление каждой машины, отсюда и очереди грузовиков на въезд на сопредельную территорию. Наши таможенники работают оперативно, об этом говорит и тот факт, что вся нейтральная полоса заполнена на выезд уже оформленными российской таможней фурами.
Не секрет, что Калининградская область представляет собой территориальный эксклав, зажатый между входящими в блок НАТО Литвой и Польшей, и критически зависит от импорта и транзита через эти страны. В случае транспортной блокады с их стороны для снабжения останется только морской путь, который тоже может быть перекрыт. Удивительным образом проблемы с транзитом через Литву уже возникали у Калининграда год назад, совсем незадолго до подписания зерновой сделки в Стамбуле, а потом вдруг «рассосались». И вот опять.
Напомним, что 5 июня 2023 года на «Репортере» вышла статья, в которой без обиняков разъяснялась прямая взаимосвязь между антироссийским статусом Одессы и зерновым коридором, с одной стороны, и транспортным снабжением Калининградской области через страны блока НАТО, с другой. Кому интересно, можете почитать комментарии к ней и сделать соответствующие выводы.
Информация