Ремоторизация Ил-112В означает необходимость оснащения ПД-8 лайнера Ил-114-300


Информация о том, что военно-транспортный самолет Ил-112В будет ремоторизирован под двигатель ПД-8, означает очень серьезный пересмотр планов по возрождению отечественного авиастроения. Что конкретно изменится в этом самолете и какие именно перемены это решение повлечет для других российских ближнемагистральных и региональных лайнеров?


ТВ7 117СТ VS ПД-8


Ил-112В представляет собой легкий военно-транспортный самолет, разрабатываемый по заказу Минобороны РФ для давно назревшей замены старым советским Ан-26, производимых на Украине. При экипаже из двух человек самолет должен перевозить 44 пассажира либо до 5 тонн груза с максимальной скоростью 550 км/ч. К сожалению, столь необходимый нашей огромной стране транспортник столкнулся с огромной массой проблем при попытке поставить его на конвейер.

Сперва после испытательного полета в 2019 году выяснилось, что самолет имеет много недочетов, не соответствующих техническому заданию. В частности, был «перевес» в 2 тонны и нарушение развесовки. Подобные проблемы тогда деликатно объяснили сменой поколений отечественной конструкторской школы. Когда же основные претензии со стороны заказчика были устранены, беда пришла, откуда не ждали. Во время следующего испытательного полета, произошедшего 17 августа 2021 года в аэропорту Кубинка, Ил-112В упал и разбился. Погибли все три члена экипажа, находившиеся на борту. Причиной катастрофы стало возгорание двигателя № 2.

По очевидным мотивам от работы над перспективным самолетом отказываться не стали, однако до завершения расследования трагедии все работы над вторым и третьим экземплярами Ил-112В были приостановлены. А накануне некий информированный источник в отрасли сообщил РИА Новости следующее:

Конструкцию Ил-112В планируется переработать под реактивные двигатели ПД-8. В частности, ряд изменений будут внесены в конструкцию крыла самолета, топливную систему, другие бортовые системы.

Изменения предстоят просто колоссальные. На самом деле, подобная ремоторизация легкого транспортника с турбовинтового на турбореактивный двигатель означает фактически разработку нового самолета, а значит, удорожание проекта и серьезнейший сдвиг сроков вправо. К сожалению, это, по всей видимости, предстоит не только Ил-112В, но и нескольким другим перспективным летательным аппаратам, которые вместе с ним были «сбиты» 17 августа 2021 года в Кубинке.

Речь идет о ближнемагистральном лайнере Ил-114-300, региональном самолете ТВРС-44 («Ладога»), а также о вертолете Ми-38. Так уж вышло, что все они должны были оснащаться различными модификациями двигателя ТВ7 117СТ. Решение об унификации двигателя ТВ7-117СТ для Ил-112В и ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 с целью сокращения издержек производства Департамент Минобороны по обеспечению ГОЗ и Департамент авиационной промышленности Минпромторга согласовали в 2017 году. На «Ладоге» же должен был устанавливаться дефорсированный двигатель ТВ7 117СТ-02 мощностью 2400 л. с. Для вертолетов Ми-38 малой серией выпускается версия силовой установки под индексом ТВ7−117В.

Сама по себе максимальная унификация двигателей для различных летательных аппаратов является отличной идеей, но в данном случае достоинства подобного технического решения обернулись недостатками. Сразу же после авиакатастрофы Ил-112В, случившейся явно из-за силовой установки, была приостановлена работа над практически готовым к производству 64-местным ближнемагистральным Ил-114-300, а также двухмоторным региональным ТВРС 44 «Ладога». Кроме того, разработчики перепугались за Ми-38, на котором до этого спокойно летал министр Мантуров. Отметим, что тем не менее по вертолету ситуация наименее критическая, в отличие от самолетов.

Корень проблемы заключается в самом двигателе семейства ТВ7-11. Из возрастной силовой установки еще советской разработки путем форсирования сегодня пытаются выжать мощность в полтора раза большую изначальной проектной. В этом контексте шансы дождаться доведенных до ума дефорсированных двигателей есть больше у «Ладоги» и Ми-38. А вот с Ил-112В и Ил-114-300 все намного сложнее.

Судя по всему, сложность задачи по повышению КПД двигателя ТВ7-11 оказалась столь высока, что признано более «простым» произвести ремоторизацию легкого военно-транспортного самолета. По факту же это означает разработку нового самолета под современные турбореактивные двигатели ПД-8. Возможно, это в конечном итоге окажется не таким уж и плохим решением, однако сейчас это серьезнейший сдвиг всех сроков вправо. Не менее очевидным представляется то, что ремоторизации придется подвергнуть и ближнемагистральный 64-местный лайнер Ил-114-300, а это еще один новый самолет. Также не будем забывать, что двигатель ПД-8 только готовится к серийному производству, а в первую очередь эта силовая установка должна пойти на импортозамещенные «Суперджеты» и самолеты-амфибии Бе-200. Явно что-то придется придумывать с масштабированием производства нового двигателя, иначе может возникнуть «двигательный голод».
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. mark1 Офлайн mark1
    mark1 20 июля 2023 15:21
    -1
    А что же сразу не ПД-14, или чего уж там - ПД-35 (не зря источник прикинулся "неназванным"). Ну а перл про ПД-8 на Ил-114... хоть как размещать то его собираетесь - под крылом, над крылом, в хвосте, на отдельном прицепе? "Неназванного" источника надо изловить и показательно лишить диплома (либо журналистского, либо инженерного, что там у него есть)
    ТВ7-117 будет производиться не сомневайтесь, а ПД-8 скорее всего для в муках задуманного (даже еще не рожденного)Ил-276 он же МТС, он же Ил-214
    1. УАЗ 452 Офлайн УАЗ 452
      УАЗ 452 (УАЗ 452) 20 июля 2023 16:54
      +1
      задуманного (даже еще не рожденного)Ил-276 он же МТС, он же Ил-214

      Самолёта ещё и в проекте (реальном) нет, а названий целых три! Вот это по нашему! Не имеющим аналогов его уже анонсировали?
  2. Сергей Латышев (Серж) 20 июля 2023 15:30
    -1
    Главное - выплаты зарплат и развитие ВВП страны)))
    Т.к самолета нет, единственный летный экземляр того, этого, двигателя нет, планируется, но статьи пишутся, зарплаты платится, интервью даются, услуги оказываются, все обсуждается , обещалки имени Ходжи Насредина..... пока не даются, не успели еще, но наверняка вот-вот, вот - вот....)))

    Движуха освоения бюджетов началась...
  3. nov_tech.vrn Офлайн nov_tech.vrn
    nov_tech.vrn (Михаил) 20 июля 2023 16:30
    -1
    Взлетная масса ил-112, 21 тонна, ил-114 23,5 тонны , а суперджета - 45, судя по вашему источнику илы будут однодвигательные, да, такие переделки до добра не доведут (сарказм если что).
  4. svoroponov Офлайн svoroponov
    svoroponov (Вячеслав) 20 июля 2023 16:46
    -2
    Виноваты не конструктора а военные с их требованием увеличить объём грузовой кабины. Что и было сделано .При этом превысили весовые параметры. Хотя если чесно , хотелось бы поточнее узнать о катастрофе борта. Что там конкретно произошло. Если виноват двигатель то и надо претензии выдвигать к конструкторам двигателей а не самолёта.
    Хотя подобное в ходе испытаний не такое редкое явление.
    1. Алексей Лан Офлайн Алексей Лан
      Алексей Лан (Алексей Лантух) 20 июля 2023 21:35
      0
      Отказ, в том числе пожар двигателя в двухдвигательных самолетах, не должен вести к катастрофе. Такие вещи редко, но случаются и с серийными машинами и эти машины в подавляющем большинстве случаев приземляются на аэродромы. Налицо конструктивные недостатки. Пожарная система не сработала, алюминиевые тяги элеронов расплавились.
  5. Влдмир Смрнфф (Влдмир Смрнфф) 20 июля 2023 21:52
    -4
    ТВ7 117СТ VS был явно слабоват для Ил-112, с ним Ил-112 имел бы скорость в 550 км/ч. ... а для сегодняшнего времени это уже прошлый век. Надеюсь, что с ПД-8, Ил-112 станет и более грузоподъёмным ( на 1 тонну ) и крейсерская скорость при этом возрастёт до 850 км/ч.
    Я только радуюсь этому решению, тем более, что ПД-8 уже практически готов ( уменьшенная копия ПД-14 ).
    1. kapitan92 Офлайн kapitan92
      kapitan92 (Вячеслав) 20 июля 2023 22:36
      -1
      Цитата: Влдмир Смрнфф
      Надеюсь, что с ПД-8, Ил-112 станет и более грузоподъёмным ( на 1 тонну ) и крейсерская скорость при этом возрастёт до 850 км/ч.
      Я только радуюсь этому решению, тем более, что ПД-8 уже практически готов ( уменьшенная копия ПД-14 ).

      Прекрасные перспективы. fellow
      ПД 8 , планируют на БЕ 200, на Суперджет новый, Ту 334, милевские машины, а теперь уже на ИЛ 112. Программа завода с 24г 44 двигуна, может доведут к 30гг. 50 штук. И что? Как делить будут? laughing
      1. Анатолий-68 Офлайн Анатолий-68
        Анатолий-68 (Анатолий) 21 июля 2023 00:40
        0
        В Рыбинск часть производства передадут,там уже больше 50 лет пермские моторы выпускают
      2. faiver Офлайн faiver
        faiver (Андрей) 22 июля 2023 16:39
        0
        Как делить будут?

        - будут проводить жеребьевку, как в лотерее.... bully
  6. faiver Офлайн faiver
    faiver (Андрей) 22 июля 2023 16:49
    0
    не будет ремоторизации ни Ил-112, ни Ил-114 на Пд-8, бред сивой кобылы
  7. ланс восироб (ланс) 1 августа 2023 16:30
    +1
    ил -114 потянет и В7 117СТ. а вот ил-112в есть давно забытый эффективными м двигатель нк-4а. его доработка на современные материалы с учетом наработок 0,5 года. только от либерального правительства зависит результат как распилить 10 млрд $ для будущего транспортника.
  8. Дмитрий Волков (Дмитрий Волков) 7 августа 2023 16:39
    0
    А что, статья актуальная, почему и не поставить ТРДД на Ил-112, крыло доработают и можно запускать и на гражданский рынок перевозок.