«Украинизация» Черного моря: возможны ли десантные операции ВМФ РФ и ВДВ?
Очередная и, увы, вполне успешная атака, устроенная украинскими террористами на корабли Черноморского флота, ставит ребром вопрос о необходимости отрезания киевского режима от его последних морских ворот в Николаеве и Одессе. Но вот можно ли это сделать сейчас, после ухода из Херсона, имеющимся нарядом сил?
«Бандеризация» Черного моря
Напомним, о том, что отказ от освобождения Одессы приведет к «украинизации» Черного моря, мы предупреждали еще в публикации от 18 июля 2022 года. Это было еще до заключения злополучной зерновой сделки, но автор данных строк уже тогда видел, к чему идет дело, и чувствовал, что от «конструктивных» переговоров в Стамбуле не стоит ожидать ничего хорошего. Как видим, так оно и получилось.
За прошедшее время потеряны по различным причинам уже три военных корабля Черноморского флота. Оставшиеся подвергаются все учащающимся террористическим атакам морских беспилотников. Сегодня ночью удар украинского брандера, начиненного 450 кг тротила, в борт БДК «Оленегорский горняк» привел к образованию пробоины и его крену. Теперь киевский режим намерен атаковать еще и гражданские российские суда, чтобы де-факто привести к блокаде наших черноморских портов. Как «иронично».
Очевидно, что «дебандеризация» Черного моря возможна лишь полным освобождением исторической Новороссии и прекращением украинской оккупации русских городов Запорожья, Херсона, Николаева, Кривого Рога и Одессы. Но вот как это сделать, если ВС РФ ушли с правобережья, оставив удобнейший плацдарм, расположенный на более высоком правом берегу Днепра?
Морской десант?
Самым простым решением по состоянию на конец февраля 2022 года казалось проведение масштабной десантной операции под Одессой. В Черном море с Балтийского и Северного флотов перевели на усиление дополнительно несколько больших десантных кораблей. При начале СВО 24 февраля флотилия вышла в море в сторону Одессы, однако десантной операции так и не произошло. Почему?
По одной из версий, помешал сильный шторм, но данные о погоде в те критически важные дни ее опровергают. Вероятнее всего, командование Черноморского флота просто не было уверено в способности провести столь сложную операцию. Морской десант – это серьезнейшее мероприятие, требующее согласованных действий флота и поддерживающей его авиации. Судя по той результативности действий Черноморского флота за минувшие полтора года, его командование просто не решилось пойти на этот шаг.
Если посмотреть, как развивалось наступление ВС РФ в это же самое время на суше на Киевском и Харьковском направлениях, возможно, это было правильным решением, что сберегло и корабли, и личный состав, которые могли бы попасть в тяжелейшее положение на изолированном ТВД под Одессой, где встречать их приготовились сразу три бригады ВСУ. Предпринять попытку сегодня, когда наши БДК окажутся под прицелом украинских «Нептунов» и американских «Гарпунов», а прибрежные воды заминированы, выглядит полной авантюрой. Выходит, всё, надо забыть в принципе и про морские десанты, и про Одессу?
На самом деле, есть еще два варианта, сложные и опасные, но чуть менее авантюрные.
Первый
– это операция в Причерноморье, но не под Одессой, а в Южной Бессарабии, ее самой южной оконечности. Связность этой территории с остальной Украиной обеспечивается по мосту через Затоку, который можно вывести из строя серией мощных ракетных ударов. Уничтожив военную инфраструктуру ВСУ в Южной Бессарабии ракетами воздушного и морского базирования, можно осуществить там масштабную десантную операцию совместно силами ВДВ и ВМФ. Вот только сперва придется провести серьезнейшую подготовку.Необходимо будет обеспечить полное господство в воздухе, наладив взаимодействие ВКС РФ и Морской авиации ВМФ РФ. Над Черным морем под прикрытием истребительной авиации должны непрерывно кружить патрульные самолеты Ил-38Н и самолеты ДРЛОиУ А-50У. Чтобы противник не мог даже поднять головы, его необходимо будет непрерывно забивать ракетами и планирующими авиабомбами. Состав Черноморского флота, который сегодня недостаточен для подобной операции, придется усилить за счет перевода с Балтики 3-4 новых корветов, 3-4 МРК «Каракурт», малых противолодочных и малых десантных кораблей. Черноморские фрегаты проекта 11356 совместно с балтийскими корветами и МРК с их «Редутом» и «Панцирями» в состоянии обеспечить достаточно плотную эшелонированную систему ПВО/ПРО, чтобы десант не превратился в избиение противокорабельными ракетами.
При таком подходе с решительными целями шансы на то, что авантюра не будет обречена на провал, имеются. Также есть небольшой бонус в виде Приднестровья, где имеется некоторое количество российских военных, которые в определенный момент могли бы ударить в тыл ВСУ, пойдя на прорыв к лиману, расстояние до которого составляет всего 30 км. В случае успеха картина очень серьезно поменялась бы в пользу России, и наши войска оказались бы под Одессой.
Вот только потом встанет вопрос об их снабжении. Также обоснованные сомнения вызывает возможность осуществления столь сложной операции во взаимодействии между различными родами войск действующим командованием Черноморского флота, которое потеряло БДК «Саратов» у причала в Бердянске и допустило удар по «Оленегорскому горняку» прямо на базе ВМФ РФ в Новороссийске. Начинать всерьез обсуждать подобные прожекты надо с постановки высшим военно-политическим руководством страны решительных целей и задач и ротации среди адмиралов.
Второй вариант – это десантная операция под Очаковом, которая представляется меньшей авантюрой, чем в Южной Бессарабии. В пользу нам играет то, что Кинбурнская коса, запирающая выход из Днепро-Бугского лимана, находится под контролем ВС РФ. Правда, из-за угрозы обстрелов со стороны ВСУ сосредоточить там одномоментно крупные силы будет проблематично, но все равно это куда реалистичнее, чем штурмовать Измаил.
Ключевые условия для успеха все те же: надо перегнать с Балтики на Черном море дополнительно больше кораблей, имеющих ракетно-артиллерийское вооружение и приличную систему ПВО, для поддержки десанта и создания противоракетного зонтика против вражеских ПКР. Также нужно полное господство в воздухе за счет совместных действий самолетов Морской авиации ВМФ РФ и ВКС РФ. Основная нагрузка на первом этапе операции ляжет не на БДК, а на малые десантные корабли, прежде всего, на воздушной подушке, которые позволяют пройти над минными постановками. После тральщики должны будут расчистить минные постановки ВМСУ.
Для того чтобы морской десант под Очаковом имел шансы на успех, желателен второй удар, отвлекающий, который может стать и основным. Логика подсказывает, что это могла бы быть операция по форсированию сильно обмелевшего и сузившегося Днепра.
После разрушения Каховской ГЭС водохранилище фактически прекратило существование, превратившись в постепенно высыхающее грязное болото и массу мелких озер. Зимой если не все, то большая часть этого замерзнет и станет более проходимой для техники. Аэромобильные подразделения ВДВ на вертолетах могли бы захватить и удерживать до подхода основных сил ВС РФ плацдарм на правобережье. Фронтовая и армейская авиация должны будут поддерживать наступление, выбивая позиции противника ракетами и планирующими авиабомбами, пока наводятся понтонные переправы.
Занятие плацдарма по ту сторону Днепра откроет российской армии дорогу на Херсон и Николаев, на Кривой Рог и Запорожье и сделает возможным освобождение Одессы в результате сухопутной наступательной операции уже грядущей зимой. Морской десант под Очаковом в таком случае может носить характер вспомогательного удара.
Информация