Какие возможности откроет технология «верного ведомого» в российской авиации

11

В данной публикации хотелось бы продолжить ранее начатую тему о необходимости возвращения на вооружение боевых самолетов, оснащенных не двумя, а одним двигателем, и ответить на некоторые вопросы, возникшие в ходе доброжелательного и взаимоуважительного обсуждения в комментариях.

FAQ


Мы установили, что в ходе СВО Россия столкнулась с рядом серьезных проблем, обусловленных большой территорией Украины, наличием на ней неподавленной системы ПВО, которая только усиливается при пособничестве киевскому режиму со стороны блока НАТО, а также относительное небольшое количество боевых самолетов и вертолетов в составе ВКС РФ, армейской и Морской авиации ВМФ РФ.



При этом нами была выдвинута гипотеза, что возобновление массового производства однодвигательных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, более простых и дешевых, могло бы решить часть указанных проблем. Также мы предположили, что разработка беспилотной версии самолетов смогла бы снизить остроту проблемы с дефицитом опытных пилотов для управления всех этой летающей техникой, поскольку процесс обучения сложный и занимает много лет. Летчик – это, несомненно, самый ценный «компонент» в боевом самолете или вертолете.

Благодаря тому, что «Репортер» читает сама широкая аудитория, включая настоящих военных профессионалов и технических специалистов, удалось оперативно получить обратную связь. В комментариях были высказаны ценные замечания, которые непременно будут учтены в дальнейших рассуждениях. Итак, пройдемся по ним вкратце.

В частности, было справедливо отмечено, что на легкий истребитель-бомбардировщик типа JF-17 Thunder, о котором шла речь в публикации, невозможно поставить современный мощный радар, который позволил бы ему на равных вести воздушный бой с американским истребителем четвертого поколения F-16, что вскоре получит Украина. Также были высказаны опасения, что в случае повреждения единственного двигателя такой самолет не сможет вернуться на базу, в отличие от двухдвигательного, у которого шанс будет.

Пожалуй, это были самые конкретные замечания, требующие не менее конкретного ответа, который лежит в области самой концепции возможного применения однодвигательных самолетов в зоне СВО.

Верный ведомый


Для максимальной ясности стоит сделать отступление, рассказав в нескольких словах о набирающей популярность по всему миру и чрезвычайно перспективной концепции «верного ведомого», или Loyal Wingman. В 2021 году министр ВВС США Фрэнк Кэндалл заявил, что Пентагон заинтересован в использовании истребителя шестого поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD) в беспилотной версии:

Идея здесь в том, что у вас есть один или несколько — я бы сказал, номинально до пяти — беспилотных боевых аппаратов, которыми управляет один современный пилотируемый самолет. В основном мы рассматриваем NGAD, но вы также можете сделать это, потенциально, с F-22 или F-35.

Параллельно с истребителем США, с его слов, работают над беспилотным «верным ведомым» для стратегического бомбардировщика:

В-21 — очень дорогой самолет. Он имеет определенную грузоподъемность и дальность полета. Мы хотели бы усилить эту способность… Нам нужно что-то, что может с ним работать. Я бы не сказал «сопровождать его» обязательно. Тактику еще предстоит определить. Мы не собираемся говорить публично намного больше о том, что мы собираемся делать. Мы не хотим давать нашим потенциальным противникам фору в этом вопросе.

Смысл затеи в том, что для сопровождения истребителей и бомбардировщиков разрабатываются беспилотные летательные аппараты по технологии стелс. Они могут использоваться в качестве носителей ударных вооружений, барражирующих боеприпасов, для ретрансляции сигнала, прорыва системы ПВО/ПРО и т.д. Главное преимущество такого подхода в том, что БПЛА дешевле полноценного самолета, и он может использоваться как «расходник». Управление беспилотником осуществляется либо автоматически, при помощи искусственного интеллекта, либо вторым пилотом из кабины самолета, который оперативно принимает решения.

Наработки в данной области уже имеются у американских корпораций Kratos Defense, Boeing и General Atomics Aeronautical Systems. Интересно, что помимо БПЛА для самолетов, в качестве «верных ведомых» беспилотники могут выступать для других беспилотников. В частности, компания General Atomics разрабатывает БПЛА среднего класса Eaglet, или «Орленок», для более тяжелых MQ-1C и MQ-9.

Тема эта действительно очень перспективная, открывающая массу возможностей. Свои наработки в данной области есть также у Великобритании, Китая, Индии, Японии, Австралии и России. Если верить заявлениям прессы, Loyal Wingman от австралийского подразделения американской корпорации Boeing сможет действовать в составе целого роя. Якобы один пилотируемый самолет сможет одновременно вести и наводить на цель до шестнадцати беспилотников!

Хорошей новостью является то, что наша страна также работает в данном перспективном направлении. Технологию «верного ведомого» отрабатывают в связке тяжелого беспилотника С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Но есть один нюанс. Су-57 является сверхзвуковым самолетом, а «Охотник» - дозвуковым.

Решить эту проблему возможно за счет создания беспилотной версии легкого однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75, который смог бы эффективно действовать в связке с тяжелым истребителем. За счет этого можно получить пару, способную преодолевать вражескую систему ПВО/ПРО. Наличие беспилотной версии Checkmate существенно расширило бы круг задач, которые возможно выполнять без риска для жизни пилотов.

Однако вполне очевидно, что много Су-57 из-за их технической сложности и высокой стоимости у нас не будет. Изначально фигурировала цифра всего в 76 самолетов. Негусто. Если в пару к ним поставить легкий Су-75, возможности заметно расширятся, но не принципиально. В связи с этим имеет смысл рассмотреть вопрос о целесообразности внедрения системы «верного ведомого» на истребителях предыдущего, четвертого поколения.

Почему бы в качестве «верного ведомого» не использовать легкие однодвигательные истребители и истребители-бомбардировщики типа JF-17 Thunder либо их аналог? Да, мощной РЛС на них не поставишь и в бой с F-16 не пустишь, но зачем вообще требовать от них воздушных боев? В качестве ведущего, в зависимости от поставленной задачи, мог бы использоваться МиГ-29, Су-34 или Су-35, вести разведку и наводить на цель, а беспилотный самолет - нести управляемые вооружения, ракеты или планирующие авиабомбы. Возможно, в связке с ведущим мог бы использоваться даже не один «верный ведомый», а больше. Что бы это дало?

Очень многое. Массовый и недорогой в производстве однодвигательный самолет в беспилотной версии как «верный ведомый» решит проблему с недостатком истребительной авиации и квалифицированных пилотов, сделает штурмовые действия более безопасными и эффективными. Нам нужен малозаметный Су-75 в пилотируемой и беспилотной версии, а также простой и недорогой легкий истребитель-бомбардировщик в обеих версиях.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. 0
    17 августа 2023 21:36
    и где в статье упоминание про с-70 "охотник", который для таких целей и создавался?

    Предполагается, что управление будет осуществляться не с земли, а с воздуха и именно с истребителя пятого поколения Су-57, испытания в тандеме, с которым “Охотник” был неоднократно замечен. И здесь истребитель будет неким воздушным судном, который будет направлять беспилотники на цель и заодно осуществлять их прикрытие от воздушных атак противника. Прекрасная парочка получится, когда один самолёт с пилотом будет направлять беспилотные средства, которые по своей боевой нагрузке не уступают истребителям, на наземные и воздушные цели».
    1. 0
      18 августа 2023 07:48
      проходящиймимо (проходящиймимо) Вчера, 21:36
      и где в статье упоминание про с-70 "охотник", который для таких целей и создавался?

      Вот:

      Технологию «верного ведомого» отрабатывают в связке тяжелого беспилотника С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Но есть один нюанс. Су-57 является сверхзвуковым самолетом, а «Охотник» - дозвуковым.

      И тут даже сказано про проблемы такой связки
      1. 0
        18 августа 2023 07:53
        сверхзвук не постоянный режим работы. ф 35 на сверхзвуке рассыпается
  3. -2
    17 августа 2023 21:54
    я, вероятно не только, с интересом бы послушал мнение или размышление о данном вопросе специалиста, летчика, руководителя но когда об этом пишет размышляет журналист, до этого активно предлагающий строить или нет авианосцы,как вести сво, у меня некий диссонанс
    писатель пробует размышлять
    1. 0
      18 августа 2023 07:46
      я, вероятно не только, с интересом бы послушал мнение или размышление о данном вопросе специалиста, летчика, руководителя но когда об этом пишет размышляет журналист, до этого активно предлагающий строить или нет авианосцы,как вести сво, у меня некий диссонанс,

      Авианосцы предлагали строить все адекватные военные эксперты. ВМФ СССР их даже реально строил и даже заказал 4 атомных авианосца типа "Ульяновск".
      Огромные сомнения в их нужности высказывали как раз диванные военные эксперты. soldier

      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
    2. 0
      12 сентября 2023 08:16
      ЭдуаХд, я Вас умаляю, шо Ви имеете сказать, шо Ви со своим пытливым умом, умнее всех.
  4. D O
    +1
    17 августа 2023 23:30
    1. Решение один Су-57 (или другой двухместный истребитель МиГ-35, Су-30) + несколько стелсов С-70 "Охотник", несущих морские ракеты, представляется эффективным для гипотетической работы по морским целям в северных и восточных прибрежных водах РФ. Ибо большая протяженность охраняемого побережья делает трудно реализуемой задачу создания сплошной наземной инфраструктуры управления беспилотными стелсами С-70, и здесь требуется истребитель - воздушный пункт управления, который мог бы заодно подстраховывать работу существующих систем ПВО/ПРО от ракет и самолетов, запущенных с кораблей противника.
    2. Эксперты в сети классифицируют Су-75 с относительно большими крыльями прежде всего как тактический высотный истребитель-бомбардировщик. Беспилотный вариант бомбардировщика Су-75 мог бы использоваться для работы по стационарным и мобильным наземным целям в глубоком тылу противника. Пролет зон поражения не-высотных наземных комплексов ПВО противника, беспилотник Су-75 мог бы осуществлять на динамическом потолке (маневр "горка", в случае необходимости + дополнительный РД или твердотопливный ускоритель увеличивающий высоту "горки"). Вооружение - управляемые бомбы или сбрасываемые Ланцеты. На случай если встретятся истребители противника, не помешают ракеты ВВ, РЛС и соответствующая автоматика.
    Траектория маршрута беспилотного высотного бомбардировщика может быть неуправляемой (заранее программируемой как у крылатой ракеты). Для управляемой траектории, нужен пункт управления и могут потребоваться БПЛА-ретрансляторы. Пункт управления может быть наземный или воздушный. При большой протяженности ЛБС (как на Украине), скорее всего потребуется воздушный пункт управления. Поскольку управляемые беспилотники высотные, управлять ими безопаснее с малой высоты - с Су-34, ибо бронекапсула экипажа на малой высоте не помешает.
    Поскольку неизвестно когда беспилотные Су-75 смогут участвовать в боевых действиях и сколько их будет, временным решением могла бы быть модернизация на ремзаводах в беспилотники списываемых по старости высотных истребителей (например, МиГ-29).
    3. Весьма гипотетические JF-17 Thunder (FC-1 Xiaolong) либо их аналог могли бы быть модернизированы в легкие беспилотные штурмовики, работающие по целям на ЛБС и в не слишком глубоком тылу противника.
    В автономном режиме они могли бы иметь фиксированную траекторию полета до цели как у крылатой ракеты. В управляемом режиме, если отсутствует наземный пункт управления, потребуется воздушный пункт. Им мог бы быть двухместный МиГ-35 или Су-30. Ибо управлять летящими над землей штурмовиками придется с высоты, где бронекапсула Су-34 избыточна и является лишним весом. Истребитель-пункт управления может использоваться для подстраховки ракетами ВВ работы систем ПВО против истребителей противника.
    Поскольку аналогов JF-17 Thunder (FC-1 Xiaolong) в России сегодня не существует, временным решением могла бы быть модернизация на ремзаводах старых Су-25 или любых списываемых по старости истребителей для выполнения задач беспилотных штурмовиков.
    4. Электроника истребителей модернизируемых в беспилотники, могла бы быть основана на сегодняшних решениях С-70 и автономных разпознавателях целей последних Ланцетов.
  5. 0
    18 августа 2023 10:12
    ..наличием на ней неподавленной системы ПВО..

    О как..А шойгу вчера сказал, что всё, мол, кирдык. Договорились бы уже как плебсу сообща преподносить действительность без противоречий.
  6. 0
    19 августа 2023 09:51
    Если что и восстанавливать в производстве, то это "Кукурузник".
    Его можно сделать в виде беспилотника.
    Он и однодвигательный, и дешевый, и бомбу положит точнее некуда, и стоит дешевле некоторых зенитных ракет, и на гражданке будет очень востребован. Что лучше можно придумать для вскрытия вражеской ПВО!
    Всё новое - это хорошо забытое старое. Колесо давно изобрели, а оно всё крутится.....
  7. 0
    24 августа 2023 17:50
    Какие возможности откроет технология «верного ведомого» в российской авиации
    Название из области маркетинга.
    Что показала мне война на Украине для авиации.
    В ближайшее время тема безнаказанного полёта на приземных высотах будет закрыта.
    Внизу останутся сверхзвуковые и гиперзвуковые ракеты, дроны.
    Вся авиация до высот 20 км будет летать только над своей территорией.
    Вывод.
    Надо развивать авиацию, дроны, которые будут летать на высотах 30-40 км и от туда наносить бомбовые и ракетные удары. При атаке на высотный самолёт, у него есть время для принятия решения. При средней вертикальной скорости подъема зенитной ракеты 1 км/сек, у самолёта будет минимум 30 сек., чтобы уйти или отстрелять зенитную ракету. С высот 30 -40 км управляемая планирующая бомба может пролететь 300-400 км. Представьте, в привязке к войне на Украине, если бы у РФ были такие самолеты.
    Прошу камни не бросать, т.к. я просто технарь.
  8. 0
    6 сентября 2023 00:05
    Если имеется беспилотный ударный самолёт, так кого ляда нужен пилотируемый в компанию. Спутниковая и прочая обратная связь достаточна для управления и коррекции беспилотного самолёта, а с имеющимся ИИ для автономных действий, и вовсе станет фрагментарна для обмена информацией. Пилотируемый ведущий скоро станет лишним звеном в эскадрильях беспилотных самолётов, имеющих двухстороннюю связь и нужную дополнительную информацию с базой.То есть исключаем переходный период: ведущий-ведомый и переходим на следущий этап без ведущего и со связью с базой.