Какие возможности откроет технология «верного ведомого» в российской авиации
В данной публикации хотелось бы продолжить ранее начатую тему о необходимости возвращения на вооружение боевых самолетов, оснащенных не двумя, а одним двигателем, и ответить на некоторые вопросы, возникшие в ходе доброжелательного и взаимоуважительного обсуждения в комментариях.
FAQ
Мы установили, что в ходе СВО Россия столкнулась с рядом серьезных проблем, обусловленных большой территорией Украины, наличием на ней неподавленной системы ПВО, которая только усиливается при пособничестве киевскому режиму со стороны блока НАТО, а также относительное небольшое количество боевых самолетов и вертолетов в составе ВКС РФ, армейской и Морской авиации ВМФ РФ.
При этом нами была выдвинута гипотеза, что возобновление массового производства однодвигательных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, более простых и дешевых, могло бы решить часть указанных проблем. Также мы предположили, что разработка беспилотной версии самолетов смогла бы снизить остроту проблемы с дефицитом опытных пилотов для управления всех этой летающей техникой, поскольку процесс обучения сложный и занимает много лет. Летчик – это, несомненно, самый ценный «компонент» в боевом самолете или вертолете.
Благодаря тому, что «Репортер» читает сама широкая аудитория, включая настоящих военных профессионалов и технических специалистов, удалось оперативно получить обратную связь. В комментариях были высказаны ценные замечания, которые непременно будут учтены в дальнейших рассуждениях. Итак, пройдемся по ним вкратце.
В частности, было справедливо отмечено, что на легкий истребитель-бомбардировщик типа JF-17 Thunder, о котором шла речь в публикации, невозможно поставить современный мощный радар, который позволил бы ему на равных вести воздушный бой с американским истребителем четвертого поколения F-16, что вскоре получит Украина. Также были высказаны опасения, что в случае повреждения единственного двигателя такой самолет не сможет вернуться на базу, в отличие от двухдвигательного, у которого шанс будет.
Пожалуй, это были самые конкретные замечания, требующие не менее конкретного ответа, который лежит в области самой концепции возможного применения однодвигательных самолетов в зоне СВО.
Верный ведомый
Для максимальной ясности стоит сделать отступление, рассказав в нескольких словах о набирающей популярность по всему миру и чрезвычайно перспективной концепции «верного ведомого», или Loyal Wingman. В 2021 году министр ВВС США Фрэнк Кэндалл заявил, что Пентагон заинтересован в использовании истребителя шестого поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD) в беспилотной версии:
Идея здесь в том, что у вас есть один или несколько — я бы сказал, номинально до пяти — беспилотных боевых аппаратов, которыми управляет один современный пилотируемый самолет. В основном мы рассматриваем NGAD, но вы также можете сделать это, потенциально, с F-22 или F-35.
Параллельно с истребителем США, с его слов, работают над беспилотным «верным ведомым» для стратегического бомбардировщика:
В-21 — очень дорогой самолет. Он имеет определенную грузоподъемность и дальность полета. Мы хотели бы усилить эту способность… Нам нужно что-то, что может с ним работать. Я бы не сказал «сопровождать его» обязательно. Тактику еще предстоит определить. Мы не собираемся говорить публично намного больше о том, что мы собираемся делать. Мы не хотим давать нашим потенциальным противникам фору в этом вопросе.
Смысл затеи в том, что для сопровождения истребителей и бомбардировщиков разрабатываются беспилотные летательные аппараты по технологии стелс. Они могут использоваться в качестве носителей ударных вооружений, барражирующих боеприпасов, для ретрансляции сигнала, прорыва системы ПВО/ПРО и т.д. Главное преимущество такого подхода в том, что БПЛА дешевле полноценного самолета, и он может использоваться как «расходник». Управление беспилотником осуществляется либо автоматически, при помощи искусственного интеллекта, либо вторым пилотом из кабины самолета, который оперативно принимает решения.
Наработки в данной области уже имеются у американских корпораций Kratos Defense, Boeing и General Atomics Aeronautical Systems. Интересно, что помимо БПЛА для самолетов, в качестве «верных ведомых» беспилотники могут выступать для других беспилотников. В частности, компания General Atomics разрабатывает БПЛА среднего класса Eaglet, или «Орленок», для более тяжелых MQ-1C и MQ-9.
Тема эта действительно очень перспективная, открывающая массу возможностей. Свои наработки в данной области есть также у Великобритании, Китая, Индии, Японии, Австралии и России. Если верить заявлениям прессы, Loyal Wingman от австралийского подразделения американской корпорации Boeing сможет действовать в составе целого роя. Якобы один пилотируемый самолет сможет одновременно вести и наводить на цель до шестнадцати беспилотников!
Хорошей новостью является то, что наша страна также работает в данном перспективном направлении. Технологию «верного ведомого» отрабатывают в связке тяжелого беспилотника С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Но есть один нюанс. Су-57 является сверхзвуковым самолетом, а «Охотник» - дозвуковым.
Решить эту проблему возможно за счет создания беспилотной версии легкого однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75, который смог бы эффективно действовать в связке с тяжелым истребителем. За счет этого можно получить пару, способную преодолевать вражескую систему ПВО/ПРО. Наличие беспилотной версии Checkmate существенно расширило бы круг задач, которые возможно выполнять без риска для жизни пилотов.
Однако вполне очевидно, что много Су-57 из-за их технической сложности и высокой стоимости у нас не будет. Изначально фигурировала цифра всего в 76 самолетов. Негусто. Если в пару к ним поставить легкий Су-75, возможности заметно расширятся, но не принципиально. В связи с этим имеет смысл рассмотреть вопрос о целесообразности внедрения системы «верного ведомого» на истребителях предыдущего, четвертого поколения.
Почему бы в качестве «верного ведомого» не использовать легкие однодвигательные истребители и истребители-бомбардировщики типа JF-17 Thunder либо их аналог? Да, мощной РЛС на них не поставишь и в бой с F-16 не пустишь, но зачем вообще требовать от них воздушных боев? В качестве ведущего, в зависимости от поставленной задачи, мог бы использоваться МиГ-29, Су-34 или Су-35, вести разведку и наводить на цель, а беспилотный самолет - нести управляемые вооружения, ракеты или планирующие авиабомбы. Возможно, в связке с ведущим мог бы использоваться даже не один «верный ведомый», а больше. Что бы это дало?
Очень многое. Массовый и недорогой в производстве однодвигательный самолет в беспилотной версии как «верный ведомый» решит проблему с недостатком истребительной авиации и квалифицированных пилотов, сделает штурмовые действия более безопасными и эффективными. Нам нужен малозаметный Су-75 в пилотируемой и беспилотной версии, а также простой и недорогой легкий истребитель-бомбардировщик в обеих версиях.
Информация