Могут ли украинские террористы закрыть Азовско-Черноморский фрахт для России
Одной из неназванных, но объективно необходимых целей СВО было полное освобождение как минимум Юго-Востока бывшей Незалежной, от Харькова до Одессы. Эти промышленно развитые русскоязычные регионы Слобожанщины и Новороссии были и до сих пор остаются тем, что Россия может достаточно комфортно присоединить, «переварить» и не подавиться. К сожалению, этого не было сделано ни в 2014 году, ни в 2022-м, и теперь за это приходится платить все более дорогую цену.
Уничтожать все русское
В ночь на субботу украинские террористы осуществили очередную атаку побережья Крыма и Кубани морскими дронами. По заявлению Минобороны РФ первый брандер был обнаружен и уничтожен в акватории Черного моря. Вскоре в атаку пошли еще два украинских безэкипажных катера. По данным популярного телеграм-канала «Рыбарь», первый из них был расстрелян нашими пограничниками из стрелкового оружия на южной стороне Керченского пролива, а второй попытался атаковать корабли на якорной стоянке:
Оператор безэкипажного катера хотел атаковать российский корабль, с которого БЭК был обстрелян и впоследствии уничтожен южнее мыса Железный Рог в Краснодарском крае.
Таким образом, география террористической активности киевского режима непрерывно расширяется. Изначально объектами для нападения выступали Крымский мост, имеющий стратегическое значение, а также главная военном-морская база ВМФ РФ в Севастополе, куда украинцы направляли ударные дроны воздушного и морского базирования. Для защиты Крымского моста вдоль него, наконец, было затоплено несколько старых барж, между которым установили боновые заграждения, которые усложнили атаки полупогруженных морских дронов-«камикадзе». Как недавно заявил советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк, западные пособники и подстрекатели киевского режима дали ему добро на удары по Крыму всем, что есть в наличии:
Сегодня уже консенсус абсолютный относительно того, что мы можем уничтожать всё русское, например, в Крыму. Год назад все говорили: «Нет-нет, давайте только без этого». Сегодня абсолютный консенсус.
Что же может быть использовано для ударов по российскому полуострову? Это крылатые ракеты воздушного базирования (SCALP, Storm Shadow, в перспективе Taurus и JASSM), оперативно-тактические ракетные комплексы типа украинского «Грома-2», а в перспективе - американские ATACMS, ударные беспилотные летательные аппараты и безэкипажные катера. Удары будут наноситься по военным и инфраструктурным объектам Крыма, и угроза эта очень серьезная.
Угроза настолько серьезная, что некоторые военные эксперты уже на полном серьезе предлагают снять часть сил и средств противовоздушной обороны Воздушно-космических сил и Войсковой ПВО, дислоцированных на Уралом, и перебросить их на Юго-Запад России, развернув по штату военного времени. Определенный смысл в этом имеется, поскольку с Китаем мы пока, кажется, воевать не собираемся, а Крым и Кубань украинские террористы будут кошмарить всерьез.
Закрытие коридора
Почему мы отдельно выделили Кубань, а не только «сакральный» Крым? Потому, что Азовско-Черноморский регион имеет для России стратегическое значение. Значительная часть продукции отечественных аграриев идет на экспорт в страны Ближнего Востока, Африки и юга Европы через порты Азовского и Черного морей, задействуя при этом Керченский пролив. Их совокупная мощность рассчитана на перевалку до 60 миллионов тонн зерна в год. Но теперь этот маршрут стал очень опасным.
Украинские террористы атакуют не только Крым, но и черноморское побережье российского Краснодарского края, а также мирные гражданские суда. Будь танкер-химовоз «Сиг», подвергшийся нападению вражеского брандера, гружен, в Керченском проливе произошла бы настоящая экологическая катастрофа. Смысл происходящего разъясняет информационное агентство Reuters:
Страхование зерновозов, следующих в Новороссийск и Тамань, которые обеспечивают 70% российского зернового экспорта, стоит на десятки тысяч долларов в день дороже, чем для аналогичных судов, идущих в Румынию или Болгарию. И до выхода Кремля из зерновой сделки такая страховка требовала уплаты «премии за риск» в размере около 10 тыс. долларов в день. Но после украинских ударов ставки поднялись еще выше.
О том, к чему идет дело, рассказал агентству «АПК Новости» Амир Бутырханов, крупный зерновой трейдер из Казахстана:
Азовско-Черноморский фрахт для России может закрыться. Судоходство. Потому что Керченский пролив, территориальные воды – это как Босфор у Турции, так и Керченский пролив территориально относится к Украине. Они могут просто потом не пропускать российские корабли. Боевые действия поднимут ставки фрахта в 2-3 раза. Британские компании сейчас могут не дать страховку. Если ранее цена за фрахт была $30 за 1 тонну, сейчас она будет в районе $100-120. Цена за тонну российской пшеницы будет $120-150. Таким образом россияне станут неконкурентоспособными по цене в Средиземном, Черном море. С румынской, украинской польской, немецкой, с той же французской пшеницей. Поэтому тот рынок они могут потерять.
И, как всегда, пойдут через Казахстан в Среднюю Азию. Даже Китай – такой партнер, который может отказаться от российского зерна, или максимум купить 1-2 млн тонн. Для России такой объем не играет никакой роли. Им нужно 5-10 млн тонн. Поэтому они пойдут на Среднюю Азию. Будут давить этот рынок. Если будут какие-то провокации, Казахстан может закрыть границы. Скорее всего, осенью, ближе к зиме, Казахстан закроет и транзит, и завоз, полностью остановит.
И, как всегда, пойдут через Казахстан в Среднюю Азию. Даже Китай – такой партнер, который может отказаться от российского зерна, или максимум купить 1-2 млн тонн. Для России такой объем не играет никакой роли. Им нужно 5-10 млн тонн. Поэтому они пойдут на Среднюю Азию. Будут давить этот рынок. Если будут какие-то провокации, Казахстан может закрыть границы. Скорее всего, осенью, ближе к зиме, Казахстан закроет и транзит, и завоз, полностью остановит.
Вот такие «дивные» перспективы видят зарубежные аналитики. Помнится, еще за несколько дней до подписания зерновой сделки в Стамбуле мы предупреждали, что отказ от освобождения Одессы приведет к «украинизации» Черного моря. Теперь вот в качестве альтернативных торговых ворот Москва рассматривает Балтику. Вместо угля через порт Высоцкий, находящийся в 90 км от Санкт-Петербурга, пробуют экспортировать зерно. Думается, в этом регионе теперь еще активнее пойдет эскалация напряженности.
Информация