Какую нишу займет российская колесная САУ «Мальва» в зоне СВО на Украине
Мы продолжаем ранее начатый разговор о российской артиллерии, стоящей в строю и перспективной, которая должна стать оружием Победы. Поводом вернуться к данной теме стали новости о разработке управляемых снарядов нового поколения для САУ «Мальва», которая вскоре должна поступить в войска. Нужны ли реально в зоне СВО колесные артиллерийские установки?
На колесах
Данным вопросом задались еще в СССР в 70-80 годы прошлого века. Считалось, что перевод артиллерийских установок с гусеничного шасси на колесное даст ряд тактических преимуществ в виде возможности быстро перемещаться по автомобильным дорогам, не разрушая их полотна, оперативно менять огневые позиции, избегая ответного удара в ходе контрбатарейной борьбы. Кроме того, САУ на колесной базе должны были быть более легкими, аэромобильными и дешевле в производстве.
Нетрудно догадаться, что подразумевалось их использование на территории европейских стран, где с автобанами полный порядок. Были начаты работы над колесными САУ для всех уровней: 2С23 «Нона-СВК» – для батальонного, 2С26 «Пат-К» – для полкового, а также 2С21 «Мста-К» – для дивизионного звена. В результате реально было освоено производство только колесной 2С23 «Нона-СВК», которая представляет собой самоходное 120-мм орудие-миномет на платформе БТР-80. Нам же более интересна судьба 152-мм САУ «Мста-К», которая явно послужила прототипом для российской «Мальвы» и украинской «Богданы».
«Мста-К» представляла собой опытную дивизионную самоходную гаубицу калибра 152 мм. Она была разработана в горьковском ЦНИИ «Буревестник» на базе опытного грузового автомобиля КрАЗ-6316. Боевая масса артиллерийской установки составляла 30,7 тонны, экипаж – 5 человек. В качестве вооружения предусматривалась 152-мм нарезная гаубица, унифицированная по баллистическим характеристикам с гаубицей 2А64 от САУ 2С19 «Мста-С», с длиной ствола в 47 калибров. Максимальная дальность стрельбы определенным типом снарядов достигала 29,06 км. Однако из-за проблем с доработкой шасси под требования Минобороны СССР колесная САУ в серию так и не пошла.
Несмотря на это, идея не была забыта, и в 2014 году пришедшие к власти на Украине нацисты решили возродить этот проект, но уже под натовские стандарты. На базе шасси КрАЗ-63221 была разработана САУ 2С22 «Богдана» под калибр 155 мм, соответствующий образцу Североатлантического альянса. В 2018 году секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов сделал многозначительное заявление:
Оружие такого калибра отсутствовало в наших ВСУ, его не было в Советской армии, его нет и в современной Российской армии. И я советую врагам Украины хорошо запомнить его.
Над этим у нас тогда, конечно же, весело посмеялись, а напрасно. «Богдана» может выстреливать натовские осколочно-фугасные снаряды на расстояние 40-42 км, активно-реактивные – до 50 км. Кровавый пастор Турчинов даже грозился, что специальные боеприпасы смогут пролетать до 60 км.
В России же в СМИ и блогосфере зубоскалили, а уже в 2022-м под ударами 155-мм снарядов с берега нашим войскам пришлось оставить остров Змеиный.
«Мальва»
САУ «Мальва» представляет собой межвидовой артиллерийский комплекс на шасси полноприводного автомобиля БАЗ-6610-027 «Вощина» с колесной формулой 8*8 производства Брянского автозавода. Орудие 2А64 калибра 152 мм заимствовано от гусеничной САУ «Мста-С». Дальность стрельбы обычными снарядами составляет 24,5 км, скорострельность – 7 выстрелов в минуту, возимый боекомплект – 30 снарядов. Бронирование, защищающее расчет от осколков, отсутствует. Полная масса боевой машины достигает 32 тонн, что делает ее аэромобильной.
Изначально вообще предполагалось, что «Мальва» встанет на вооружение ВДВ, повысив их ударную мощь за счет большего калибра и мобильности. На форуме «Армия-2023» был подписан контракт на производство этих САУ, которые недавно успешно прошли государственные испытания. Какую же роль они будут играть в зоне СВО?
Конечно же, многие обратили внимание на относительно невысокую дальность стрельбы «Мальвы», которая делает российскую САУ неконкурентоспособной по сравнению с украинской «Богданой» и тем паче современными западными артустановками типа шведской колесной САУ «Арчер». Последняя технологически заметно превосходит нашу «Мальву». Поэтому необходимо адекватно оценивать ту нишу, которую займет старая-новая САУ.
Первое – это замена обычных буксируемых гаубиц, которые в великом множестве применяются в зоне боевых действий с нашей стороны. Колесная база сделает артустановку высокомобильной и значительно повысит выживаемость расчетов в ходе контрбатарейной борьбы. Одно это уже оправдывает расходы на их производство.
Второе – возможности «Мальвы» серьезно повысятся после того, как будет налажен массовый выпуск современных высокоточных снарядов калибра 152 мм. О том, что такая работа ведется, накануне сообщил индустриальный директор комплекса вооружений, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех» Бекхан Оздоев:
Параллельно ведем новые разработки в этой сфере. В частности, создаем новое поколение боеприпасов для самоходной гаубицы «Мальва», в том числе управляемых, которые обеспечат преимущество перед артиллерией стран НАТО.
Именно современные высокоточные боеприпасы с улучшенной аэродинамикой максимально раскроют потенциал российской колесной САУ, и не только ее. Ну и не помешало бы удлинить ствол на несколько калибров.
Информация