Могут ли старый Су-24 и БПЛА «Альтиус» заменить полноценный самолет ДРЛОиУ
В данной публикации хотелось бы продолжить ранее начатую тему относительно того, что Россия могла бы противопоставить натовским летающим радарам. Когда 24 февраля 2022 года началась СВО, вдруг выяснилось, что наши генералы и адмиралы готовились к совершенно другой войне, нежели нам предстояла. Что же теперь делать, если с полимерами получилось, как обычно?
Эрзац
Как мы отметили ранее, без создания сплошного радиолокационного поля над зоной СВО, Украиной и приграничными с ней регионами России практически невозможно обеспечить по-настоящему надежную защиту от ракетных ударов ВСУ, а также обнулить потенциал вражеской системы ПВО, что необходимо для завоевания господства ВКС РФ в небе над Незалежной.
Также было установлено, что потенциал отечественной воздушной разведки весьма ограничен, поскольку высокотехнологичный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер» до сих пор серийно не производится, его предшественники А-50/А-50У немногочисленны и произведены еще при СССР, то же касается разведывательных самолетов Ил-20. Вполне современный Ту-214Р производится, но крайне малой серией, на данный момент их имеется всего 3 штуки. Это то, что касается прямых аналогов западных самолетов-разведчиков.
Огромный провал на данном критически важном направлении вынудил отечественный ВПК разработать эрзац в виде РЛС «Сыч», который представляет собой упрощенную версию оборудования, используемого на Ту-214Р. Он настолько упрощен, что его функционал пришлось разделить сразу на три подвесных контейнера, каждый со своей специализацией. Это УКР-ОЭ, он же контейнерный мультиспектральный оптико-электронный комплекс, УКР-РЛ / БКР-3 — контейнерный комплекс поверхностной радиолокационной разведки Х-диапазона, представленный двухсторонней малоэлементной РЛС с ПФАР «Пика-М» с разрешением около 0,3 м в режиме SAR/ISAR и инструментальной дальностью действия более 300 км, а также УКР-РТ — многодиапазонный контейнерный комплекс пассивной радиотехнической разведки, позволяющий обнаруживать и анализировать частотные параметры радиоизлучающих источников противника и выдавать прямое целеуказание ракетам класса «воздух-воздух» РВВ-СД и дальнобойным «Изделиям 180», стоящим на вооружении истребителей Су-57.
Создание подобных эрзацев позволила подвешивать их в виде контейнеров под истребителями Су-34. С одной стороны, это позволило получить некую вменяемую замену более крупным, сложным и дорогим Ту-214Р. С другой стороны, для полноценной замены одного самолета-разведчика необходимо сразу три фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34. В последнем решении есть свои минусы и, как ни странно, плюсы.
Плохо то, что сразу три современных самолета Су-34, которые нужны для выполнения своих основных задач, будут оторваны от них для выполнения несвойственных функций. К положительным моментам, тем не менее, можно отнести большие шансы истребителя-бомбардировщика уцелеть в зоне СВО, чем у огромного, прекрасно видного на радаре, невооруженного и относительно тихоходного Ту-214Р, созданного на базе гражданского пассажирского лайнера.
А что, если
Исходя из изложенного, хотелось бы высказать несколько соображений, не претендующих на истину в последней инстанции.
Первое, на что нужно обратить внимание, это на целесообразность использования в качестве носителя РЛС «Сыч» именно Су-34. Это действительно серьезный современный истребитель-бомбардировщик, который должен каждый день запускать планирующие авиабомбы по вражеским позициям, помогая нашим Сухопутным войскам. Почему бы не использовать в качестве воздушного эрзац-разведчика самолет попроще?
Из того, что имеется в наличии, приходит на ум фронтовой бомбардировщик Су-24, предшественник Су-34. В советский период их было произведено великое множество, и кое-что даже сохранилось до наших дней. В 2016 году «безлитерные» Су-24 были сняты с вооружения, остались, по состоянию на 2023 год, 69 Су-24М/М2 и 50 Су-24МР в составе ВКС РФ и 30 Су-24М и 10 Су-24МР в Морской авиации ВМФ РФ. Если вдруг по какой-то причине снятые с вооружения Су-24 не были поспешно утилизированы, а находятся на хранении, то в качестве носителей подвесных контейнеров «Сыч» они выглядят вполне оправданно. Если же утилизированы, то под эрзац-разведчиков можно переоборудовать Су-24 «с буковкой». Современные Су-34 пусть бомбят вражеские позиции УПАБами.
Второе направление, которое представляется еще более рациональным и перспективным, это использование в качестве носителя РЛС разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус». Разработчиком заявлены следующие его ТТХ: крейсерская скорость в 150—250 км/ч, потолок — 12000 м, полезная нагрузка — 1000 кг (у гражданской версии 2000 кг), дальность полёта — до 10 000 км и продолжительность полёта до 48 часов. То есть, это почти идеальная платформа для размещения на нем летающего радара, которая позволит длительное время находиться в воздухе на большой высоте и просматривать территорию противника в большую глубину.
Су-24 в разведывательной версии и «Альтиус» полноценной заменой самолеты ДРЛОиУ не станут, но они могли бы совместно очень серьезно переломить ситуацию в нашу пользу. Проблема в том, что Су-24 в наличии есть, а вот «Альтиуса» пока что нет. Его разработка сопровождалась многочисленными скандалами, сталкивалась с необходимостью импортозамещать иностранные двигатели. Минобороны РФ официально завершило испытания в 2021 году, тогда же было обещано пустить БПЛА в серийное производство:
В рамках реализации государственного контракта на ОКР «Альтиус-РУ» по разработке БЛА успешно проведена защита и закрытие этапа «Технический проект». Подписан государственный контракт на изготовление и поставку установочной партии БЛА.
Ждем-с. Быть может, чтобы БПЛА «Альтиус» взлетел, кто-то должен сесть?
Информация