Могут ли старый Су-24 и БПЛА «Альтиус» заменить полноценный самолет ДРЛОиУ

17

В данной публикации хотелось бы продолжить ранее начатую тему относительно того, что Россия могла бы противопоставить натовским летающим радарам. Когда 24 февраля 2022 года началась СВО, вдруг выяснилось, что наши генералы и адмиралы готовились к совершенно другой войне, нежели нам предстояла. Что же теперь делать, если с полимерами получилось, как обычно?

Эрзац


Как мы отметили ранее, без создания сплошного радиолокационного поля над зоной СВО, Украиной и приграничными с ней регионами России практически невозможно обеспечить по-настоящему надежную защиту от ракетных ударов ВСУ, а также обнулить потенциал вражеской системы ПВО, что необходимо для завоевания господства ВКС РФ в небе над Незалежной.



Также было установлено, что потенциал отечественной воздушной разведки весьма ограничен, поскольку высокотехнологичный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер» до сих пор серийно не производится, его предшественники А-50/А-50У немногочисленны и произведены еще при СССР, то же касается разведывательных самолетов Ил-20. Вполне современный Ту-214Р производится, но крайне малой серией, на данный момент их имеется всего 3 штуки. Это то, что касается прямых аналогов западных самолетов-разведчиков.

Огромный провал на данном критически важном направлении вынудил отечественный ВПК разработать эрзац в виде РЛС «Сыч», который представляет собой упрощенную версию оборудования, используемого на Ту-214Р. Он настолько упрощен, что его функционал пришлось разделить сразу на три подвесных контейнера, каждый со своей специализацией. Это УКР-ОЭ, он же контейнерный мультиспектральный оптико-электронный комплекс, УКР-РЛ / БКР-3 — контейнерный комплекс поверхностной радиолокационной разведки Х-диапазона, представленный двухсторонней малоэлементной РЛС с ПФАР «Пика-М» с разрешением около 0,3 м в режиме SAR/ISAR и инструментальной дальностью действия более 300 км, а также УКР-РТ — многодиапазонный контейнерный комплекс пассивной радиотехнической разведки, позволяющий обнаруживать и анализировать частотные параметры радиоизлучающих источников противника и выдавать прямое целеуказание ракетам класса «воздух-воздух» РВВ-СД и дальнобойным «Изделиям 180», стоящим на вооружении истребителей Су-57.

Создание подобных эрзацев позволила подвешивать их в виде контейнеров под истребителями Су-34. С одной стороны, это позволило получить некую вменяемую замену более крупным, сложным и дорогим Ту-214Р. С другой стороны, для полноценной замены одного самолета-разведчика необходимо сразу три фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34. В последнем решении есть свои минусы и, как ни странно, плюсы.

Плохо то, что сразу три современных самолета Су-34, которые нужны для выполнения своих основных задач, будут оторваны от них для выполнения несвойственных функций. К положительным моментам, тем не менее, можно отнести большие шансы истребителя-бомбардировщика уцелеть в зоне СВО, чем у огромного, прекрасно видного на радаре, невооруженного и относительно тихоходного Ту-214Р, созданного на базе гражданского пассажирского лайнера.

А что, если


Исходя из изложенного, хотелось бы высказать несколько соображений, не претендующих на истину в последней инстанции.

Первое, на что нужно обратить внимание, это на целесообразность использования в качестве носителя РЛС «Сыч» именно Су-34. Это действительно серьезный современный истребитель-бомбардировщик, который должен каждый день запускать планирующие авиабомбы по вражеским позициям, помогая нашим Сухопутным войскам. Почему бы не использовать в качестве воздушного эрзац-разведчика самолет попроще?

Из того, что имеется в наличии, приходит на ум фронтовой бомбардировщик Су-24, предшественник Су-34. В советский период их было произведено великое множество, и кое-что даже сохранилось до наших дней. В 2016 году «безлитерные» Су-24 были сняты с вооружения, остались, по состоянию на 2023 год, 69 Су-24М/М2 и 50 Су-24МР в составе ВКС РФ и 30 Су-24М и 10 Су-24МР в Морской авиации ВМФ РФ. Если вдруг по какой-то причине снятые с вооружения Су-24 не были поспешно утилизированы, а находятся на хранении, то в качестве носителей подвесных контейнеров «Сыч» они выглядят вполне оправданно. Если же утилизированы, то под эрзац-разведчиков можно переоборудовать Су-24 «с буковкой». Современные Су-34 пусть бомбят вражеские позиции УПАБами.

Второе направление, которое представляется еще более рациональным и перспективным, это использование в качестве носителя РЛС разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус». Разработчиком заявлены следующие его ТТХ: крейсерская скорость в 150—250 км/ч, потолок — 12000 м, полезная нагрузка — 1000 кг (у гражданской версии 2000 кг), дальность полёта — до 10 000 км и продолжительность полёта до 48 часов. То есть, это почти идеальная платформа для размещения на нем летающего радара, которая позволит длительное время находиться в воздухе на большой высоте и просматривать территорию противника в большую глубину.

Су-24 в разведывательной версии и «Альтиус» полноценной заменой самолеты ДРЛОиУ не станут, но они могли бы совместно очень серьезно переломить ситуацию в нашу пользу. Проблема в том, что Су-24 в наличии есть, а вот «Альтиуса» пока что нет. Его разработка сопровождалась многочисленными скандалами, сталкивалась с необходимостью импортозамещать иностранные двигатели. Минобороны РФ официально завершило испытания в 2021 году, тогда же было обещано пустить БПЛА в серийное производство:

В рамках реализации государственного контракта на ОКР «Альтиус-РУ» по разработке БЛА успешно проведена защита и закрытие этапа «Технический проект». Подписан государственный контракт на изготовление и поставку установочной партии БЛА.

Ждем-с. Быть может, чтобы БПЛА «Альтиус» взлетел, кто-то должен сесть?
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 сентября 2023 10:54
    Быть может, чтобы БПЛА «Альтиус» взлетел, кто-то должен сесть?

    Сразу приходят на ум слова И.В.Сталина, сказанные им при создании САУ (не дословно, но смысл - правильный): вас может не быть, а нужный нам танк будет .
  2. -2
    26 сентября 2023 11:07
    Вообще Су-24 не заслуженно забыт, его можно модернизировать до уровня Су-34, и движки новые поставить, планер, БРЭО и др. А цена вопроса по сравнению с Су-34?
  3. 0
    26 сентября 2023 11:15
    А вопрос остаётся всё тот же:
    кто виноват и что с ним делать?
    Пока не будет ответа на этот вопрос, похоже, другие задавать бесполезно.
    Воду в ступе толочь, мы научились, как никто.
  4. +2
    26 сентября 2023 11:24
    СВО указало новейшие направления в военном деле,- скорость, незаметность, защищённость, массовость в применении . При таком раскладе все тяжёлые единичные ДРЛО станут мишенями и быстро исчезнут с театров войны. Для мирного отслеживания сегодняшние ДРЛО на базе больших транспортников эффективны, для военного времени уже не подходят. Применение совершенствуемой аппаратуры ДРЛО на современных скоростных бомбардировщиках правильно направление. Вывод: разведывательные ДРЛО должны переходить на новое оборудование и новые, более защищённые носители , совместно развивая разного назначения скоростные БПЛА и спутниковые возможности.
    1. D O
      0
      26 сентября 2023 15:35
      Владимир Тузаков, возможно, Ваша логика правильная.
      Медленный воздушный носитель излучающего радара (транспортник, гражданская модель, тяжелый барражирующий БПЛА) хорошо виден средствам разведки противника. При обнаружении летящей в его сторону ракеты противника, такой носитель может только отключить излучение своего радара, и попытаться уйти из зоны досягаемости ракеты (что вряд ли удастся).
      У быстрого и маневренного истребителя - радиолокационного разведчика, уйти от одной ракеты шансов гораздо больше (но если ракета не одна, шансы уменьшаются). Возможно, у беспилотного Су-75 имеются перспективы получить модификацию радиолокационного разведчика?
      Недостаток у истребителя по сравнению с барражирующим БПЛА - большой расход топлива. Однако за выживаемость нужно платить...
      1. 0
        27 сентября 2023 11:47
        Владимир Тузаков, возможно, Ваша логика правильная.
        Медленный воздушный носитель излучающего радара (транспортник, гражданская модель, тяжелый барражирующий БПЛА) хорошо виден средствам разведки противника.

        При обнаружении летящей в его сторону ракеты противника, такой носитель может только отключить излучение своего радара, и попытаться уйти из зоны досягаемости ракеты (что вряд ли удастся).

        - а почему вместе со средствами ДРЛО нельзя разместить на носителе средства РЭБ и пользоваться ими по надобности? Я не специалист, но в голову лезут разные мысли.
        1. D O
          0
          3 октября 2023 15:13
          Константин, Вы, наверное, имеете в виду новые системы РЭБ, устанавливаемые на российских вертолетах Ка-52 и Ми-35. То есть в случае получения информации о работе систем ПВО противника, до их подавления, бортовой радар носителя выключается, и включается бортовая система РЭБ.
          Для обнаружения работающих радаров противника, предназначен другой, пассивный контейнер радиотехнической разведки Сыч УKP-РТ, который целесообразно подвесить на БПЛА Альтиус, и увязать его в единую информационную систему с носителем радиолокационного контейнера Сыч УKP-РЛ.
          Конечно да, хороши все средства, повышающие выживаемость носителя.
  5. Voo
    0
    26 сентября 2023 11:37
    Могут ли старый Су-24 и БПЛА «Альтиус» заменить полноценный самолет ДРЛОиУ

    Могут, почему нет. Все зависит от кошелька заказчика и прокладки между штурвалом и сиденьем. Ибо лучше зомбированного лётчика (вспоминаем японских камикадзе) наукой ещё ничего не придумано.
  6. D O
    +2
    26 сентября 2023 13:06
    1. Насчёт замены нового Су-34 на старенький модернизированный самолёт.
    Почему только Су-24? Ведь контейнер Сыч сможет нести ЛЮБОЙ старый истребитель.
    2. Насчёт использования в качестве разведчиков уже списанных самолётов, находящихся на хранении.
    Пилоту летать на таком хламе опасно, ибо металл планера устал, и самолёт может развалится в воздухе.
    Поэтому самолёты, списанные из-за выработки ресурса планера, можно модернизировать в беспилотники - до появления серийных Альтиусов. Ибо дорога ложка к обеду.
    1. +1
      26 сентября 2023 13:54
      Если ч.з. третьи лица закупить в Китае их аналоги Ан-24 и Ан12 то проблему размещения эрзац оборудования можно б было закрыть приобретением таких эрзац-носителей. Да и в других странах (больше африканских) можно б было поискать более менее рабочие носители советского производства. Понятно, что это временное решение, но наиболее быстрое (и база по ремонту у нас есть и кадры).
      1. +1
        26 сентября 2023 14:45
        Да и у нас (по Википедии) есть 175 Ан-26 и 36 Ан-12(на хранении) неужели штук 30/40 и 10, соответственно, не отщипнуть?
    2. D O
      +1
      26 сентября 2023 14:27
      P. S.
      3. Три типа контейнеров Сыч:
      УKP-РЛ — контейнерный комплекс поверхностной радиолокационной разведки.
      Антенна и корпус этого контейнера имеют значительную массу. УKP-РЛ требует большой энерговооруженности от носителя. По результатам моего общения год назад на каком-то ресурсе с одним военспецом (который и подал сию идею), Альтиус на пределе своих возможностей вроде как должен справиться с этими задачами (однако большой расход энергии на радиоизлучение по идее должен существенно сократить время барражирования, из-за конечного запаса топлива на борту БПЛА). Любой старый истребитель без проблем справится с этими задачами.
      УKP-РТ — многодиапазонный контейнерный комплекс пассивной радиотехнической разведки. Открытых данных о массе антенны и корпуса этого контейнера мне найти не удалось, но скорее всего их масса того же порядка, что и у УKP-РЛ. Поскольку это пассивный приемник радиоволн, большой энерговооруженности от носителя не требуется. То есть Альтиус с УKP-РТ может барражировать долго.
      УKP-ОЭ — контейнерный мультиспектральный оптико-электронный комплекс. На фоне обилия моделей уже работающих в СВО оптико-электронных разведывательных БПЛА, трудно судить о востребованности контейнера УKP-ОЭ.
  7. +2
    26 сентября 2023 14:07
    Personne ne veut de la guerre car il n'y a rien de plus inhumaine. Cependant force est de reconnaitre que les grandes percées ou avancées scientifiques se passent lors des grandes difficultés. Cette Guerre Ukro-Russo va certainement tirer la Russie un peu plus vers le haut dans les recherches scientifiques et dans de véritables percées technologiques. Vive la Russie et longue vie à la Russie!!!
  8. +1
    26 сентября 2023 19:17
    Опять прожекты. Есть НИОКР А-100, на который потратили кучу денег, есть люди, которые работали над этим проектом, надо А-100 довести до ума и организовать производство нового самолета ДРЛОиУ А-100.
    Вторая задача. Для создания радиолокационного поля над РФ без прорех надо на территории РФ ставить вышки сотовых локаторов, объединенных в сеть. Третья задача. Для обеспечения раннего оповещения и дальнего управления необходимо, кроме спутниковой системы и имеющихся наземных средств, создавать стационарные высотные ДРЛОиУ на базе аэростатов и стационарных дирижаблей, поднятых на высоты 30-40 км.
    1. D O
      +1
      26 сентября 2023 22:32
      надо А-100 довести до ума и организовать производство нового самолета ДРЛОиУ А-100.

      В условиях военного конфликта, самый важный ресурс - это время. А раз за столько лет работ проект не был доведен до серии, наработки активных фазированных антенн и оборудования нужно трансформировать на существующие быстрые реактивные носители (радары) и на тяжёлые БПЛА Альтиус (пассивное разведывательное оборудование).

      создавать стационарные высотные ДРЛОиУ на базе аэростатов и стационарных дирижаблей, поднятых на высоты 30-40 км.

      Возможно.
      Но Вы забыли упомянуть ещё и о аэростатах и носителях вертолетного типа, соединённых кабелем с землей.
  9. +2
    28 сентября 2023 10:59
    я одного не понимаю.. чем занимаются все те люди в правительстве и минобороны, которые каждый день ходят на работу, как минимум на 8 часов проводят в своих кабинетах и как оказалось НИЧЕГО не понимают и ничего не сделали за столько лет... "гарант" сам всего этого не видит????.. видимо так и есть..
  10. 0
    5 октября 2023 00:18
    3 буквы и 2 цифры: МИГ-31. И ничего выдумывать не нужно