300 мм могущества: какие три РСЗО смогут конкурировать с американской HIMARS?

35

Несмотря на то что Россия считается одним из признанных лидеров в области разработки артиллерии, ствольной и реактивной, СВО на Украине показала, что по некоторым направлениям у нас имеется серьезнейшее технологическое отставание от блока НАТО и некоторых других стран. Какие же просматриваются перспективы?

Точно в цель


В предыдущих публикациях, посвященных состоянию российской артиллерии, основное внимание было уделено ствольной, поскольку именно на нее легла основная нагрузка в ходе спецоперации. В данной же хотелось бы в общих чертах осветить проблематику артиллерии реактивной. Неприятно, но приходится признать, что американцы с их M270 MLRS и M142 HIMARS оказались впереди, сумев создать нечто среднее между дальнобойными РСЗО и ОТРК, мобильную универсальную пусковую установку, способную поражать цели с очень высокой точностью.



Очевидно, что для эффективной борьбы с ними нужно оружие с сопоставимыми тактико-техническими характеристиками, и в приоритете стоит высокоточность во избежание образования «лунных пейзажей». Кроме того, крайне желательно иметь дальнобойные крупнокалиберные вооружения, способные в буквальном смысле слова перепахивать тыловую вражескую инфраструктуру. То, как российские операторы БПЛА при помощи дронов-камикадзе пытаются поражать украинские истребители, стоящие мирно на аэродромах, вызывает уважение. Однако накрыть аэродром целиком со стоящими на нем самолетами и ангарами, разбив заодно взлетно-посадочную полосу, было бы намного более рациональным решением. Да и по мостам можно было бы бить пакетами крупнокалиберных ракет, несмотря на круговое отклонение, хоть что-то, да попало бы.

Исходя из данных пожеланий, посмотрим, что у нас уже есть в наличии, что может появиться в обозримом будущем и о чем стоило бы задуматься в Минобороны РФ.

300 мм могущества


На данный момент самым перспективным отечественным конкурентом американским M270 MLRS и M142 HIMARS является РСЗО «Торнадо-С». Это модернизированная версия РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм, способная бить на дистанцию до 120 км. Преимущество «Торнадо-С» перед предшественниками заключается в том, что она имеет обновленную систему управления огнем с собственным ГЛОНАСС-навигатором в пусковой установке и новым компьютеризированным баллистическим вычислителем, позволяющую вести огонь по целям, получаемым через ЕСУ ТЗ в автоматическом режиме, без использования станций расчета баллистики и без ручной наводки механики.

Российская РСЗО может бить как неуправляемыми реактивными снарядами, так и корректируемыми с отделяемой осколочно-фугасной или кассетной головной частью, что приближает их по ТТХ к западным аналогам. Разработчики обещают увеличить дальность стрельбы со 120 км до 200. Машина действительно перспективная, но в зоне СВО их требуется намного больше, равно как и управляемых боеприпасов для них, чтобы они действовали непрерывно.

В связи с этим представляет интерес недавнее сообщение РИА Новости о том, что в нашей стране начаты работы над новой РСЗО под названием «Сарма». Точный облик ее пока неизвестен, но некий информированный источник издания утверждает, что будут использованы наработки по нереализованному проекту РСЗО «Кама». Та была построена на четырехосном грузовом шасси КамАЗ-6350 и оснащена пусковой установкой, лишенной собственных направляющих, вместо которых на опорно-поворотное устройство предлагалось ставить быстросменный транспортно-пусковой контейнер 9Я295 с шестью ракетами. Однако в данном виде РСЗО Минобороны РФ не заинтересовалось, и контейнеры заменили традиционным пакетом из шести 300-мм труб.

Тем не менее в серию «Кама» так и не пошла, а ставку сделали на «Торнадо-С» как более перспективную. По всей видимости, «Сарма» сохранит многоосное грузовое шасси КамАЗ либо получит базу от вездехода ДТ-30, или «Витязь», а количество направляющих будет составлять от 6 до 12. Основными отличиями от предшественницы станут усовершенствованная система управления огнем и наведением, а также возможность использовать корректируемые боеприпасы калибра 300 мм, унифицированные с «Торнадо-С». При помощи такой РСЗО эффективность контрбатарейной борьбы ВС РФ против американских HIMARS в руках ВСУ значительно повысится.

Третье направление, которое составляет для нас интерес, – это информация, представленная на суд широкой общественности британской разведкой Mi-6. Согласно ей, в России якобы будет развернуто серийное производство северокорейских РСЗО KN-09 калибра 300 мм.

В первой модификации пусковая установка, выполненная на базе китайского грузовика, имеет восемь направляющих с ракетами, во второй – по 12. Твердотопливные ракеты несут боевую часть различных типов весом от 70 до 90 кг и могут поражать цели на расстоянии от 180 до 200 км. По некоторым данным, высокая точность нанесения ударов обеспечивается при помощи коррекции траектории по сигналам спутниковых навигационных систем китайской «Бэйдоу» и, возможно, российской ГЛОНАСС. Ранее в прессу попадала информация о разработке в КНДР некой новой 300-мм ракеты с оптической головкой самонаведения.

Насколько это все соответствует действительности, мы не знаем, но год назад западные СМИ говорили про иранские дроны, а у нас их покупку и использование тогда отрицали на самом верху. Быть может, речь идет не о самих северокорейских РСЗО, а о высокоточных боеприпасах калибра 300 мм.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    27 сентября 2023 12:06
    для "братьев" украинцев есть четыре "рсзо" :
    - Чума (едет на белом коне — ещё известен как Завоеватель);
    - Война (на рыжем коне — ещё известен как Раздор);
    - Голод (на вороном коне);
    - Смерть (на бледном коне)....
    Дальность хорошая, бьют по площадям.
  2. -2
    27 сентября 2023 13:02
    способную поражать цели с очень высокой точностью

    Всё правильно, но стоит задуматься над вопросом: как достигается эта легендарная точность? Спутниковая разведка и навигация. Если противник не может (или не хочет) противодействовать спутниковой разведке и навигации, бессилен против самолётов ДРЛО и РЛС контрбатарейной борьбы, не обладает современной эшелонированной ПРО/ПВО, то "Хаймарсы" могут претендовать на роль чудо-оружия. А так сейчас на Украине они не тянут даже на титул "выдающиеся".
    1. -1
      27 сентября 2023 22:26
      Цитата: Шарнхорст
      Если противник не может (или не хочет) противодействовать спутниковой разведке и навигации, бессилен против самолётов ДРЛО и РЛС контрбатарейной борьбы, не обладает современной эшелонированной ПРО/ПВО, то "Хаймарсы" могут претендовать на роль чудо-оружия

      Вы отлично перечислили все недостатки российской стороны
      1. -1
        4 октября 2023 11:40
        Реплика . Система власти, созданная для разграбления не работает на созидание, это РФ. Потому и новое вооружение создаётся ДВАДЦАТИЛЕТИЯМИ, часто успевает устаревать за время создания, как "Охотник" и прочие...
        1. 0
          30 октября 2023 23:14
          наверное уже пора перестать ныть... нытье нынче не в моде!
    2. 0
      28 сентября 2023 09:09
      Страны участницы в НАТО дают украинской армии самые передовые вооружения, которые могут управлятся через спутниками, у них имеются системы управления и контроль за армиями, корректировки огня и синхронизации данные разведки из космоса со всеми подразделениями. Вот на это у нас ответ нет и это очень, очень плохо. Давно было пора организовать масированные налеты военных бпла, каждый ден по две три атаки из 300 таких боевых бпла как на море так и воздухе. Так мы бы разрушили вся инфраструктура на украина и это было бы очень здорово и затруднено бы по максимум доставки оружия для украина и экспорт её зерно и так далее
  3. +6
    27 сентября 2023 13:26
    Зачем принимать народ за стадо алтайских баранов и нести ахинею? Что ни статья - сплошной лохотрон. Часть ракет для реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS дальностью до 300 км уже завезена на территорию Украины, союзные силы пытаются их уничтожить. Об этом в среду заявил глава ДНР Денис Пушилин. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15607141 Далее ответ:

    Отечественным конкурентом американским M270 MLRS и M142 HIMARS является РСЗО «Торнадо-С». Это модернизированная версия РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм, способная бить на дистанцию аж до 120 км

    Российская РСЗО может бить как неуправляемыми реактивными снарядами, так и корректируемыми с отделяемой осколочно-фугасной или кассетной головной частью, что приближает их по ТТХ к западным аналогам

    Только бараны не могут отличить 120 км и 300 км. Но -

    Разработчики обещают увеличить дальность стрельбы со 120 км до 200 км.

    Ну и где 300 мм могущества и где дальность 300 км? А если учесть цену бахвальства разработчиков и сроки "Ростеха", хотя бы по "Коалиции СВ" - 17лет ? Когда "кирпичникам", типа В.Артякова со слабыми IQ, доверяется ответственная Оборонная задача Управления. Вот и результат будет соответствующим!
    1. +2
      27 сентября 2023 17:08
      Цитата: Vlatko Radovic
      Ну и где 300 мм могущества и где дальность 300 км?

      ATACMS (англ. Army TACtical Missile System, буквально Армейский тактический ракетный комплекс) — твердотопливная тактическая баллистическая ракета класса земля — земля.

      Это ракета хоть и запускается из РСЗО, но по сути аналог наших Искандеров, которые бьют на 500 км. Еще ахинея будет?
    2. +2
      28 сентября 2023 08:13
      Vlatko Radovic! fool Ты сравниваешь ракеты РСЗО (120 км) с тактической ракетой ATACMS (300 км). А теперь сравни ракету ATACMS (300 км) и ракету ОТРК "Искандер" (500 км).
    3. 0
      29 сентября 2023 12:40
      Уважаемый, что такое Искандер знаете? Это и есть аналог ATACMS.

      Рсзо himars - это другие ракеты. До 90 км дальности.
      1. 0
        4 октября 2023 00:29
        Savage3000 есть ракеты GMLRS - ER с дальностью до 150 км.
  4. +5
    27 сентября 2023 13:58
    о доработках надо было думать ещё вчера( хотя кому там думать , фанерному что ли, он уже и так все перевооружил), а сейчас надо закупать аналоги химер и побеждать, а дорабатывать у нас умеют и 10 и 15 лет
  5. +2
    27 сентября 2023 15:10
    Учитывая специфику налаживания испытаний, произв-ва и проч. новых систем в РФ, то это будет длиться до бесконечности и с неизвестным результатом на выхлопе, а нужны эти аналоги хаймарса должны были быть ещё позавчера.Таким образом, для РФ наиболее оптимально было бы в кратчайшие сроки поставить на вооружение импортные системы.Или в противном случае завтра уже может быть и поздно.Украинцы ждать не будут, а, учитывая хоть и скромные ,но успехи на фронте ,то до достаточно глубокого прорыва на фронте уже есть намётки и тогда, поставив под обстрел логистику ВС РФ на юге, ВСУ сможет окончательно переломить войну в пользу Украины и заставить подписать РФ на своих условиях перемирие.И заслуга в том числе и Хаймарса в этом будет тоже.
  6. +6
    27 сентября 2023 16:34
    Войну с РСЗО мы с треском проиграли ещё в мирное время. Хотя каждый год на параде 9 мая нам рассказывали что у нас самые лучшие ракеты в мире. Теперь оказывается, нас даже КНДР «обскакал». Вопрос только один почему так произошло? Очевидно, назначение на самые высокие должности людей не связанных с военным делом (Иванов, Сердюков, Шойгу);привело к таким печальным результатом. В результате этого в ВКС России развелось много паркетных генералов. Для которых должности это инструменты для получения денег и различных льгот.
    1. +1
      28 сентября 2023 11:54
      СВО ещё далека до завершения, Но всё больше вопросов кто виноват в том, что она происходит таким образом? После ВОВ Сталин тоже создал комиссию Покровского чтобы узнать правду о начале войны, но Сталин умер, комиссию распустили, а Хрущёв и генералы объявили виновником ВГК Сталина, он дескать ни к кому не прислушивался, никому не верил, и поступал так, как считал нужным. Пройдут годы, закончится СВО, вот тогда мы возможно и узнаем кто и каких должностей был достоин. Недостатка в новых Хрущёвых и генералах думаю не будет, да и то что они скажут в общем то известно.
    2. 0
      29 сентября 2023 15:08
      Никакая кндр никого не обскакивала.
      1. 0
        31 октября 2023 00:53
        Цитата: Savage3000
        Никакая кндр никого не обскакивала.

        Но у них есть аналог этих американских химер.
  7. +1
    27 сентября 2023 19:23
    Чем ракета РСЗО на дальности 200-300 км отличается от обычной баллистической ракеты Точка-У? Летит в 2-3 раза дальше, масса боевой части одинаковая, точность ниже, а мобильность пусковой установки намного выше. Не стоит ли воспринимать американские РСЗО как пусковые установки для баллистических ракет?
    1. 0
      27 сентября 2023 21:53
      Цитата: anyname
      Не стоит ли воспринимать американские РСЗО как пусковые установки для баллистических ракет?

      Они два в одном - могут работать как РСЗО (6 ракет в пакете), а могут как ОТРК (1 ракета). ЛУчше это чем специализированные машины или нет сказать не могу, но проблема в том, что у нас все время сравнивают ракеты наших РСЗО с их ракетами ОТРК. Наш Искандер бьет на 500 км.
    2. 0
      4 октября 2023 09:30
      HIMARS will land at the exact spot its programmed to.
  8. Комментарий был удален.
  9. -2
    28 сентября 2023 08:19
    Никакие РСЗО не смогут конкурировать с HIMARS. Потому что HIMARS это не РСЗО, а универсальная пусковая установка. Которая с ракетами GMLRS выполняет функцию тактического ракетного комплекса. А с ракетами ATACMS выполняет функцию ОТРК.
  10. +1
    28 сентября 2023 21:40
    Следует не забывать, на базовых машинах, о защите расчёта. Противопульное-противоосколочное бронирование кабины - необходимо.
  11. 0
    29 сентября 2023 12:37
    СВО на Украине показала, что по некоторым направлениям у нас имеется серьезнейшее технологическое отставание от блока НАТО и некоторых других стран.

    Автор Маржeцкий, каждая ваша статья прям классные эмoции доставляет! )

    Вы откуда взяли информацию такую?
  12. +1
    29 сентября 2023 13:00
    Не могу ответить товарищу Сергею в личке, так как он не хочет принимать сообщения.

    Сергей, речь идет про РСЗО же в статье? Вот по этому поводу я и спросил.

    Вы заявили, что есть отставание. И тут же говорите, что Торнадо-С имеет управляемые боеприпасы с дальностью 120 км (до 100 км у Хаймарсов). Плюс боевая часть у Торнадо 150 кг, а не 50 кг, как у Хаймарса.

    Те лупит дальше и бумкс больше. Где отставание?
    1. 0
      30 сентября 2023 08:25
      БЧ массой 150 кг содержит 70 кг в-в.
    2. +1
      6 октября 2023 23:10
      Отставание конечно есть, то что у всех перед глазами - это артиллерия и контрбатарейная борьба, и РСЗО, конечно. Флот вообще ничего не может, только калибры пулять, которые пулять с земли на порядок дешевле. Связь, спутники и отсутствие ДРЛО.
  13. +1
    29 сентября 2023 15:20
    Технологическое отставание и тупизм - это разные вещи.

    Ведь известно, что тот же снаряд 9М542 и 544 с дальностями 220 км Сплав разработал для инотного заказчика! МО этого не заказывало.

    В остальном согласен - пока нет коалиции мы в проигрыше по ствольным. С дрло проблема, с рэб так же. Со путниками так же. По высокоточным снарядам тож отстаем. Краснополь конечно исправляет частично ситуацию, но он не очень дальнобойный.

    Как- то так. Но про рсзо вы не правы. Тот же смерч имеет дальность 90 км неуправляемым снарядом! При точности 0.3%! Кто так может? Да никто.

    А если у ракеты 9М542 еще уменьшить БЧ, то она и на 250 км полетит.
    1. +1
      29 сентября 2023 16:53
      Точность РСЗО видно по полям в стиле вердена,о какой вы точности говорите?Неуправлчемые снаряды(ракеты ) имеют точность "куда-то туда"
    2. -1
      30 сентября 2023 08:23
      Дальность 9М542, 9М544 - 120 км.
    3. 0
      6 октября 2023 23:11
      Нет смысла говорить о смерче, который практически не применяется.
  14. Voo
    +2
    3 октября 2023 01:16
    Несмотря на то что Россия считается одним из признанных лидеров в области разработки артиллерии, ствольной и реактивной, СВО на Украине показала, что по некоторым направлениям у нас имеется серьезнейшее технологическое отставание от блока НАТО и некоторых других стран.

    Это при советской системе мы были признанными лидерами, а при нынешних лидерах приоритеты совершенно другие.
  15. 0
    4 октября 2023 09:28
    Currently, the HIMARS can destroy any Russian missile system, but the Russian missile systems can't seem to find the HIMARS. So, the HIMARS is better at this time.
  16. 0
    6 октября 2023 23:03
    Практика подсказывает- никакие. Не используем по каким-то секретным причинам. Вместо выноса всего в тылу у укров - единичные выстрелы
    1. 0
      9 октября 2023 11:25
      Потому что управляемый снаряд для смерча изначально разрабатывался для инозаказчика. Видимо массовое производство так и не наладили.
  17. 0
    6 октября 2023 23:06
    Автор, так что с торнадо-с?