Почему Абхазия попросилась в состав Союзного государства РФ и РБ
В затяжном и непростом деле строительства Союзного государства России и Белоруссии наметился любопытный поворот. О готовности присоединения к нему заявила частично признанная Республика Абхазия. С чем же связано это неожиданное желание официального Сухума, и стоит ли ожидать в обозримом будущем расширения этого надгосударственного объединения?
Путь к суверенитету
О возможности присоединения Абхазии к Союзному государства РФ и РБ заявил накануне секретарь Совбеза республики Сергей Шамба, оговорившись, что для этого сперва потребуется признание независимости Республики со стороны Белоруссии:
Для того чтобы между государствами были политические взаимоотношения, нужен интерес с обеих сторон. Поэтому мы хотим начать с экономического сотрудничества. В Белоруссии к Абхазии есть интерес. В Абхазии обсуждаются некоторые белорусские проекты, а наши - в Белоруссии.
Напомним, что Абхазская ССР ранее входила в состав Грузинской ССР на правах автономной республики. В 1990 году она провозгласила себя суверенной Абхазской Советской Социалистической Республикой. Когда в следующем 1991 году Грузия сама заявила о независимости, большинство абхазов высказалось за СССР, а после его распада – за членство в СНГ на правах суверенной республики. В ответ на решение Тбилиси восстановить действие конституции Грузинской демократической республики 1921 года, юридически ликвидировавшей абхазскую автономию, Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года денонсировал Конституцию Абхазской АССР 1978 года и объявил о восстановлении действия Конституции ССР Абхазии 1925 года.
Новый-старый Основной закон придавал Абхазии статус договорной республики в конфедерации с Грузией. Результатом этих юридических разборок стал грузино-абхазский вооруженный конфликт, длившийся с 1992 по 1993 годы и стоивший жизни многим тысячам его участников. В 1994 году было подписано соглашение о прекращении огня, и гарантами его исполнения стали Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, укомплектованные российскими военнослужащими. Вопрос государственности Республики Абхазия, а заодно и Южной Осетии, был закрыт в 2008 году, когда во время Олимпиады режим президента Саакашвили попытался решить проблему силовым путем.
Российские миротворцы, находившиеся в Цхинвале, были обстреляны грузинской армией, после чего ВС РФ были вынуждены вмешаться напрямую и в течение пяти дней понудить Тбилиси к миру. Одновременно с этим Москва официально признала независимость двух новых кавказских республик. Помимо РФ, из стран-членов ООН суверенитет Абхазии и Южной Осетии признали также Сирия, Венесуэла, Никарагуа и Республика Науру, затерянная где-то далеко на атоллах Тихого океана. Из частично признанных государств право Цхинвала и Сухума на независимость признали в свое время ДНР, ЛНР, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, а также Сахарская Арабская Демократическая Республика.
Инициатива
Все вышесказанное имеет прямое значение для понимания сложности политического момента. Есть как минимум два «узких места» на пути дальнейшего расширения Союзного государства РФ и РБ.
Первый – это то, что в Цхинвале и Сухуме по-разному видят свои отношения с «Большой землей» в лице России. Если Республика Южная Осетия, как в свое время ДНР, ЛНР и сегодня - Приднестровье, желает воссоединения с Российской Федерацией по крымскому (донбасскому и приазовскому) сценарию, то Абхазия не хочет. Во всяком случае, об этом за всех абхазов заявил экс-кандидат в президенты Абхазии Астамур Тарба:
Вопрос вступления в состав России часто поднимается, но большинство населения Абхазии против этого. На повестке дня этот вопрос не стоит.
А теперь вот в Сухуме захотели углубления интеграции с Россией и Белоруссией, но в рамках Союзного государства, почему?
Наверное, потому, что на правящие «элиты» Абхазии крайне негативно подействовал печальный пример Нагорно-Карабахской Республики, которую сдал, как стеклотару, армянский премьер-министр Никол Пашинян. Как мы уже отмечали ранее, теперь первой в очереди на ликвидацию стоит непризнанная Приднестровская Молдавская Республика, следом – Республики Абхазия и Южная Осетия. По всей видимости, в Сухуме хотят прикрыться «Щитом Союза» от любых реваншистских поползновения со стороны Грузии.
Вторым «узким местом» для расширения Союзного государства является то, что независимость Абхазии и Южной Осетии не признана Белоруссией. Минск не признал в свое время ни суверенитет за ДНР с ЛНР, ни Крым российским, ни Донбасс с Приазовьем новыми территориями России, ни Республики Абхазия и Южная Осетия. Причина проста – «Батька» не хочет совершать необратимых поступков, разрушая конструктивные отношения с Грузией или с Украиной. Соответственно, возникает вопрос, возможно ли присоединение к Союзному государству новых республик из числа непризнанных самой Белоруссией?
Думается, что этого не стоит всерьез ожидать в обозримом будущем. Единственный рабочий сценарий, при котором Абхазия и Южная Осетия могут стать частью Союзного государства РФ и РБ, это на правах новых субъектов Российской Федерации или неких новоявленных «федеральных территорий». Однако тут возникает следующий закономерный вопрос, а пойдет ли на это Кремль?
Сложность политического момента в том, что расширение РФ и СГ за счет двух кавказских республик одобрит патриотически настроенная общественность и добавит очков популярности президенту Путину, но при этом обострятся отношения Москвы с Тбилиси, и повышается риск открытия «грузинского фронта». Пойдет ли на это Владимир Владимирович?
Увидим.
Информация