Малые ракетные корабли из состава ДКБФ могут уйти с Балтики на Ладогу

17

Сообщение о том, что основной состав надводных кораблей Черноморского флота РФ ушел с главной базы ВМФ в Севастополе и был распределен по новым стоянкам в Новороссийске, Феодосии и Абхазии, на многих патриотически настроенных россиян произвело довольно гнетущее впечатление. «Перегруппировка» эта была решением вынужденным, но верным и, к сожалению, далеко не последним.

Балтика, гуд бай?


Несколько дней назад на страницах одного из главных околовоенных изданий страны «Красная звезда» вышла публикация под названием «На седой Ладоге». В ней рассказывалось о довольно насыщенном событиями прошедшем годе для экипажей малых ракетных кораблей «Советск» и «Одинцово» из состава Балтийского флота, которым пришлось освоить новый театр плавания.



И это было не Черное море, куда, как можно было подумать, оба МРК могли бы поспешить по внутренним речным путям на подмогу своим боевым товарищам, которых натовцы непрерывно атакуют руками украинских нацистов на воде, в воздухе и, судя по всему, уже под водой. Нет, оба «калиброносца» перешли на Ладожское озеро, второе по величине в России после Байкала.

Вот как описывает поставленные перед ними командованием ДКБФ задачи капитан «Советска»:

Мы первыми из числа кораблей соединения освоили новый театр плавания, изучили его в навигационно-гидрографическом плане… Мы впервые в истории прошли Неву без буксиров! Наши корабли проекта 22800 «Каракурт» подходят для походов по рекам хуже, чем МРК проекта 21360 «Буян», специально спроектированные для движения по внутренним водным путям. У «Буянов» водометный движитель, позволяющий идти с минимальной скоростью один узел, к тому же они плоскодонные и имеют меньшую осадку. Наверное, потому задача и была поставлена нам – для нас выполнить ее было сложнее…

Из сказанного можно понять, что в Минобороны РФ захотели проверить, как поведут себя при переходе по внутренним водным путям более крупные, чем «Буяны», «Каракурты» и как они себя покажут на более глубоководном, чем Балтийское море, Ладожском озере. Да, средняя глубина на Балтике составляет 60 метров, а вот на Ладоге она может достигать 300 метров!

При этом прямым текстом было сказано, что «Советск» и «Одинцово» – это только первые ласточки, которые должны опробовать новую для себя акваторию:

Надо было оценить возможности Ленинградской военно-морской базы в плане обеспечения кораблей. Это и топливо, и электричество, и тыловое обеспечение. Даже спутниковая связь там имеет свои особенности, которые требовалось проверить: другие спутники, другие интервалы движения. К тому же нужно было посмотреть, как будут вести себя корпуса МРК в пресной воде…

Тихий дом


Да, судя по всему, командование Балтийского флота всерьез решило приступить к «перегруппировке», не дожидаясь проблем, как на Черном море. И это правильное, своевременное решение, которое надо поприветствовать!

О том, что статус ДКБФ необходимо пересмотреть, говорится уже давно. После поглощения ГДР со стороны ФРГ, распада СССР и вступления «прибалтийских сестриц» в состав блока НАТО исчезла основная задача Балтийского флота по сдерживанию Североатлантического альянса и поддержке нашей наступающей группировки войск в Германии. За нами осталось что-то около 7% от всей береговой линии, да еще и разделенной.

Калининградский эксклав, зажатый между Польшей и Литвой, крайне легко заблокировать, просто заминировав выходы из его портов и из Финского залива. Надводные корабли ДКБФ, базирующиеся в Балтийске, представляют собой легкую мишень даже для ствольной крупнокалиберной артиллерии, которая может вести огонь с территории Польши. Еще большая опасность для них – два дивизиона мобильных береговых ракетных комплексов NSM CDS (Naval Strike Missile Coastal Defense System), которым располагает Варшава, и еще один намерена приобрести Латвия.

То есть в случае начала боевых действий с блоком НАТО ДКБФ перестанет существовать, даже не отходя от места стоянки. Что еще хуже, атаковать наши корабли могут вовсе не поляки с прибалтами, а, скажем, украинские террористы, взявшие в аренду очередную яхту. С нее они в состоянии спустить на воду дистанционно управляемые подводные дроны-камикадзе типа «Маричка», имеющие запас хода в 1000 км и боевую часть весом 200 кг. Первые дроны-камикадзе по авиабазе ВДВ во Пскове уже со стороны Балтики до нас долетали, увы, результативно.

Таким образом, перевод всех МРК из состава ДКБФ в безопасный тыл представляется правильным и, главное, своевременным решением. Лучше сделать это заблаговременно, не дожидаясь ударов, которые, как это бывает, могут оказаться неожиданными. Определенная береговая инфраструктура на Ладоге сохранилась еще с советских времен. Оттуда «Буяны» и «Каракурты» по-прежнему смогут представлять собой угрозу своими «Калибрами».

Вопрос в том, что делать с оставшимися на Балтике надводными кораблями?

По всей видимости, сторожевые корабли, корветы и малые десантные корабли необходимо распределить между Северным и Тихоокеанским флотами, где от них явно будет больше пользы. Будь у нашего командования какие-то решительные планы на Николаев с Одессой, малые десантные корабли, «Каракурты» и корветы пригодились бы на Черном море, но, видимо, там сейчас на повестке дня «перегруппировка» с целью сохранить имеющийся в наличии надводный состав.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 октября 2023 14:01
    А "патриотично" настроенным не судьба мозги включить? По колоннам, да по скученным местам постоянной дислокации долбить милое дело. Или кто-то думает, что долбить не будут? Очнитесь! Не с папуасами воюем, а с нато.
    1. 0
      19 октября 2023 19:07
      НАТО знает что мы воюем с ними?Вот когда сотня ф35 будут запускать сотни ракет в день и сотня томагавков лететь,вот тогда и говорт что нато кем-то воюет)
      Сейчас НАТО показывает всем,что их разведка лучшая в мире.А оружие подкидывают со складов,ничего нового украинцы не получали.
    2. +2
      19 октября 2023 23:07
      А не надо "постоянно дислоцироваться" в скученных местах - военно-морской флот силен подвижностью своей! Не надо стоять в базе - украинцы похваляются тем, что уже более 30 кораблей с зерном отправили уже из черноморских портов: где корабли ЧФ? Почему не проводят досмотр как обещали? Дошло до смешного - их корыто столкнулось с нашим судном в Мраморном море, они гуляют где хотят, а Черноморский флот прячется от зерновозов на Кавказе! Неужели не стыдно?!!! Теперь и с Балтики куда-то побежали. Позорище!
    3. 0
      21 октября 2023 13:34
      Не с папуасами воюем, а с нато.

      Если не с папуасами, то над кем тогда искандеры так ржали лет 15?
  2. +1
    19 октября 2023 14:21
    О! Я давно об этом писал. Что на Ладогу надо флот уводить. На Онегу ещё можно. Опять же развитие малых городов. Звучит то как - Главная База КБФ - Сортавала! А это и работа местным, опять же.
    1. +1
      20 октября 2023 12:24
      Правильно! На Ладогу! А ежели весь личный состав ДКБФ переквалифицировать, то по-бурлацки, волоком на Волгу. А ещё лучше на Байкал! Там уж точно будет безопаснее. Правда из 2-х союзников России останется только Армия, но это не главное. Главное то, что сохраним флот.
  3. +1
    19 октября 2023 14:34
    поддержваю уважаемого автора, очевидно, что крупные надводные корабли необходимо переводить со всех закрытых морей на север и Камчатку, только у втора опечатка, не малые а большие десантные корабли? Выяснилось что планы по высадкам с БДК тактически не осуществимы, то есть это практически транспрорты вооружений, можно их иметь и на Балтике, чтоб возить снабжение по маршруту СПБ Балтийск в мирное время. Базу в балтийске превратить в пункт мто, возможно базирование там пары тройки кораблей третего ранга не больше, но основная база кбф должна быть в Кронштадте кстати недотступном для дронов из-за дамбы, там есть огромная инфраструктура и весь флот третьего ранга поместится там. Ладенпохья я думаю предназначена на усиление Искандеров в Карелии и ЛО, эти мрк могут вдарить по норвегии финляндии швеции (когда она вступит в НАТО, то разнесем Стокгольм в пух и прах хотя город красивый, жалко, но зачем в нато то вступать то, шведы будьте умнее!! )
  4. -3
    20 октября 2023 08:14
    Маржецкий с Рябовым сговорились и параллельно публикуют свои «опусы»!
    Изучите ТТХ вышеописанных МРК. На Онежском озере находится полигон по применению и испытанию оружия кораблей. МРК и до этого туда ходили и будут ходить. А, с вступлением Финляндии в НАТО, Онежское озеро удобно для применения ракетного оружия по планируемым базам НАТО в Финляндии.
    Расстояние по прямой от Польской границы до Балтийска 74 км. Какая ствольная артиллерия ведёт огонь на это расстояние?
    Дальше, да же не хочется комментировать Ваши фантазии.
    1. +1
      20 октября 2023 09:31
      Цитата: Сергей3939
      Маржецкий с Рябовым сговорились и параллельно публикуют

      очевидно что истина обычно приходит на ум не одному человеку, а всем тем кто думает и умен, и оба правы (хотя Рябова не читал, но если он пишет то, что и ув автор этой статьи то значит он прав) "Как сообщили «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе, сейчас ведутся работы сразу над несколькими вариантами сверхдальнобойных снарядов для новейшей гаубицы 2С35 «Коалиция-СВ». Точные сроки их окончания собеседники издания назвать отказались, но пояснили, что разработки будут переданы на испытания в ближайшее время. Уникальные боеприпасы позволят «Коалиции» наносить высокоточные удары на расстоянии свыше 100 км. Новинки также пополнят боекомплект гаубиц семейства «Мста»." https://iz.ru/974543/anton-lavrov-roman-kretcul/dolgorukaia-pushka-dalnost-strelby-artillerii-rf-vyrastet-v-piat-raz
      1. Комментарий был удален.
    2. +2
      20 октября 2023 11:01
      Расстояние по прямой от Польской границы до Балтийска 74 км. Какая ствольная артиллерия ведёт огонь на это расстояние?
      Дальше, да же не хочется комментировать Ваши фантазии.

      Boeing и оборонная компания Nammo в партнерстве с армией США создали артиллерийский снаряд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), который установил новый рекорд дальности полета. Снаряд был выпущен из ствольной артиллерии повышенной дальности 58 калибра (ERCA).
      https://www.techinsider.ru/news/news-1616857-novyi-rekord-dalnosti-artilleriiskii-snaryad-s-pvrd-proletel-150-km/
      Сперва надо бы самому просветиться, а потом хамить в комментах уважаемым людям.
  5. +4
    20 октября 2023 12:35
    По статье. Даже корветы и МРК уводят подальше от противника, а что это означает, что корабли, (как и танки) стали слишком поражаемы новым высокоточным оружием. Танки малы и можно маневрировать с маскировкой, мобильностью и новой тактикой, вот с кораблями этого ни проделаешь. При существующих возможностях разведки, скрыть и не быть мишенями нет возможностей, при массовой атаке, любое ПВО корабля не спасёт. Проблема даже с кораблями третьего ранга, а значит боевое применение ограничивается дальнобойным оружием. Тогда вопрос, а зачем дорогие боевые корабли, когда сухопутные варианты размещения дальнобойного оружия менее подвержены уничтожению. Вывод: флот и корабли претерпевают знаковые изменения, и становятся применимыми только в без экипажном и конструктивно в новом исполнении. Для боевых действий на морях, ВМФ РФ слишком слаб, в новом флотском оружии есть возможность даже победить альтернативного вида вооружением и успешным применением. Строительство надводных кораблей под вопросом и переход на новые типы и виды без экипажных кораблей, как надводных, так и подводных , срочно необходим . Кто первым начинает, у того запас времени на усовершенствования.
    1. +1
      20 октября 2023 19:56
      согласен но ПЛ пока не устарели, а вот все корветы фрегаты и варяг на океаны срочно, и прекратить их закладку, перенеся финансирвпние на ПЛ, самолеты ПЛО БЕ 200 и тральщики, а также береговые системы как вы и советуете
  6. +3
    20 октября 2023 14:21
    Определенная береговая инфраструктура на Ладоге сохранилась еще с советских времен. Оттуда «Буяны» и «Каракурты» по-прежнему смогут представлять собой угрозу своими «Калибрами»

    Морские носители "Калибров" были нужны тогда, когда аналогичные ракеты наземного базирования были запрещены Договором. Сейчас этот договор мёртв, и возникает вопрос: зачем нужны корабли с этими ракетами в Кронштадте, на Ладоге, Онеге, если сухопутные установки дешевле, мобильнее, дают больше возможностей в плане их рассредоточения, маскировки? А "подвинуть" точку запуска к тыловым объектам вероятного противника, увеличив, таким образом, досягаемость - задача невыполнимая для сегодняшнего ВМФ, а если экстраполировать реальные возможности технологического развития нашего флота и флотов стран НАТО - в будущем она станет лишь ещё менее выполнима, так как западнее Кронштадта ни один наш корабль выдвинуться и не быть утопленным просто не сможет.
    Так что под вопросом не только целесообразность продолжения строительства кораблей-калиброносцев, но следует рассмотреть вопрос о переносе ракетного вооружения с имеющихся вымпелов на грунтовые шасси с последующей консервацией кораблей.
    1. +1
      20 октября 2023 20:00
      согласен, нужно прекратить закладку не только корветов фрегатов но и мрк, однако калибры слишком громоздки для размещения на авторанспорте, есть искандеры для этого, располагать в шахтах их тоже мне кажется нет смысла, .... поверили западу в довсе, а он обманул как всегда и теперь остаются мрк ... но думаю все же использовать их можно, под прикрытием наземной пво из ладоги, из маркизовой лужи
      1. +2
        20 октября 2023 21:05
        Реплика. Для пуска КР и прочего ракетного оружия с кораблей, не нужны вооружённые корабли, достаточно самоходных барж с многими десятками пусковых. Они (по Ладоге и прочих акваториях) могут перемещаться постоянно под прикрытием ПВО, тем не давая возможности точного нанесения удара. (По принципу постоянно перемещающихся (раньше) ЖД поездов с ракетным вооружением). Старые военные стратегии уходят, их заменяют новые, расчитанные на эффективность, массовость, высокоточность, дешевизну...
  7. +1
    20 октября 2023 22:47
    Даёшь Байкальскую флотилию ! Не было бы так смешно, если не было бы так грустно. К сожалению это плоды чрезвычайно успешной внешней политики последние тридцать лет. Во времена Великого и Могучего Союза это не могло даже присниться в самом кошмарном сне.
  8. Del
    0
    21 октября 2023 05:19
    ослепить, заглушить, затуманить спутники врага - и флоту быть, там где необходимо... проблема исчезнет.