Скрытая угроза: почему боевые ледоколы проекта 23550 требуется серьезно довооружить
В данной публикации мы продолжаем ранее начатую тему об угрозах России со стороны блока НАТО в арктическом регионе. Считается, что Арктика – это наш «задний двор», где лишь мы можем чувствовать себя по-хозяйски, но так ли это на самом деле?
Одним из поводов затронуть арктическую проблематику стала прошедшая на днях новость о том, что головной патрульный корабль ледовой зоны проекта 23550 «Иван Папанин» был отправлен в Кронштадт на размагничивание корпуса. Кораблей сходного типа будет как минимум четыре, и создается впечатление, что уж на этот-то раз наши адмиралы заранее подготовились к современной войне в условиях Крайнего Севера.
«Арктика»/«Ермак»
Отметим, что Россия имеет давние традиции строительства ледоколов, в том числе двойного и чисто военного/патрульного предназначения. Также военизированные корабли ледового класса строятся в Норвегии, Дании и Канаде. Поэтому проект 23550 появился далеко не на пустом месте.
Контракт на строительство двух кораблей проекта 23550 (шифр «Арктика») был заключен между Минобороны РФ и «Адмиралтейскими верфями» в 2016 году, а получить первый из них ВМФ РФ должен был еще в 2020-м, но сроки сдвинулись вправо. Головной корабль называется «Иван Папанин», последующий – «Николай Зубов». Чем же они так примечательны?
Прежде всего, обращают на себя внимание размеры обоих патрульников: при длине в 114,5 метра и ширине 19,5 метра они имеют полное водоизмещение 8500 тонн. То есть это вполне себе эсминцы по водоизмещению, о чем следует помнить тем, кто утверждает, что Россия не в состоянии строить военные корабли такого класса. ПАО «Выборгский судостроительный завод» точно может. Максимальная скорость хода «Папанина» и «Зубова» достигает 18 узлов, дальность плавания при 10 узлах – 10 000 миль, автономность плавания – 70 суток, экипаж составляют 60 человек, на борт могут быть приняты еще 70. При этом оба корабля соответствуют ледовому классу Arc7, что позволяет им продавливать лед толщиной до 1,7 метра.
Официально заявляется, что проект 23550 может эксплуатироваться как в арктических условиях, так и в тропических. Позиционируется он как «военный корабль для мирных задач». «Иван Папанин» и «Николай Зубов» смогут использоваться в качестве ледоколов, буксиров, судов снабжения, патрульных и военных кораблей в сложнейших условиях Крайнего Севера. В общем и целом их значение трудно переоценить.
Проект так понравился Погранслужбе ФСБ, что для ее нужд «Арктика» была доработана в шифр «Ермак». Различий между ними почти нет, они касаются только набора вооружений, о которых подробнее поговорим далее. Первый пограничный ледокол под названием «Пурга» был заложен в 2020 году, ожидается в строю к 2025-му. Второй, носящий гордое имя «Дзержинский», в 2023-м только заложен.
«Голуби мира – 2»?
Если учитывать агрессивную риторику блока НАТО относительно арктического региона и то, что происходит нынче на Черном и Балтийском морях, то создается впечатление, что Минобороны РФ и Погранслужба ФСБ как в воду глядели, когда озаботились строительством специализированных кораблей ледового класса. Однако печальный опыт, вынесенный из СВО, позволяет в этом несколько усомниться.
Чем вооружены и как защищены «Иван Папанин» и «Николай Зубов»?
Их штатное вооружение представлено одной 76,2-мм артиллерийской установкой АК-176МА, а также 8 ПЗРК «Игла» либо «Верба». Опционально корабли ВМФ РФ могут быть довооружены 2-4 пулеметными установками 6П59 «Корд» калибра 12,7 мм и парой контейнерных установок типа «Калибр-К», в которых должны разместиться до четырех крылатых ракет типа 3М-14 или 3М-54 «Калибр» либо столько же противокорабельных ракет типа Х-35 «Уран».
У пограничных кораблей ФСБ РФ никаких крылатых и противокорабельных ракет не предусмотрено в принципе. Это все та же 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА, 12,7-мм пулеметные установки 6П59 «Корд» в количестве четырех штук, 8 ПЗРК «Игла» или «Верба», а также пара 30-мм артиллерийских установок АК-630М. Это все их вооружение. Ничего не напоминает?
Знакомые с проблемами ВМФ РФ наверняка вспомнили патрульные корабли проекта 22160, которые за свою слабую вооруженность получили от недоброжелателей прозвище «голуби мира». Фактическое отсутствие системы ПВО морского базирования сослужило им очень дурную службу после начала СВО, когда пришлось прямо на корме ставить и крепить цепями модули от ЗРК «Тор» наземного базирования. Противолодочная защита у проекта 22160, можно сказать, отсутствует, что стало для них смертельной угрозой после получения ВСУ подводных дронов-камикадзе. Вот, к слову, утренняя новость от губернатора Севастополя Михаила Развожаева в его Telegram-канале:
Громкие звуки – это на внешнем рейде Черноморский флот отбивает возможную атаку подводных диверсионных сил и средств противника.
И это проблемы, которые нам блок НАТО устроил в режиме «прокси» руками украинских нацистов на Черном море. А что мы можем вскоре получить на Крайнем Севере?
Мы там будем иметь четыре многоцелевых корабля ледового класса с водоизмещением эсминца, но не имеющих ни нормальной системы ПВО, ни средств противолодочной борьбы. Зачем им там, пардон, «Калибры» или ПКР, если основная угроза будет исходить от авиации и субмарин?
Пока еще не стало слишком поздно, проект 23550 следует оснастить комплексами ПВО морского базирования: как минимум «Панцирь-М», лучше – «Тор» или даже «Редут». Необходимо своевременно внести изменения в конструкцию еще не построенных кораблей, чтобы они не превратились впоследствии в беззащитные мишени во льдах. Также нужно оснастить их средствами борьбы с вражескими субмаринами и подводными дронами: ГАС, «Пакет-НК» и противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ. Целесообразность размещения на ледоколах контейнерных «Калибров» и ПКР вызывает некоторые сомнения.
Вероятно, серию «Арктика» придется продолжить, доработав их с учетом новых реальных угроз и увеличив количество противолодочных вертолетов до двух единиц.
Информация