Китайский или американский: какой опыт строительства ВСМ более подходит России

22

Высокоскоростные железнодорожные магистрали считаются визитной карточкой технологически развитых передовых государств. Однако, как говаривала одна «дочь американского офицера», с этим не все так однозначно.

Что такое высокоскоростные магистрали (ВСМ)? Это железнодорожная инфраструктура и подвижной состав, обеспечивающий движение скоростных и высокоскоростных поездов со скоростью выше 200 км/час. Пионерами в данной области являлись Япония и Франция, а наиболее развитой сетью ВСМ в мире сегодня обладает Китай, который принято считать образцом для подражания. России в этом списке нет, но где в нем Соединенные Штаты?



КНР


Китай действительно является достойным примером для подражания, как можно и нужно использовать «тучные годы» для развития собственной экономики и внутренней инфраструктуры. Имевшаяся ранее железнодорожная сеть, средняя скорость движения на которой составляла 48 км/ч, уступала иным видам транспорта, включая автомобильный, и считалась настоящим тормозом развития.

Амбициозная кампания по развитию железнодорожной инфраструктуры КНР стартовала в 1998 году, и вскоре средняя скорость пассажирских составов достигла уже 70 км/ч. В 2003-м была проложена первая высокоскоростная магистраль, предназначенная для движения поездов со скоростью до 250 км/ч, соединявшая морской курорт под Пекином под названием Циньхуандао и Шэньян, крупный город в северо-восточной части страны. Следует учитывать, что ВСМ – это не современные поезда на старых железных дорогах, как «Сапсан» в России, а отдельная инфраструктура, построенная по другим технологическим стандартам, вокруг которой создана вся сопутствующая – вокзалы, станции, депо и т. д.

Сегодня КНР располагает самой большой в мире сетью ВСМ, связавшей воедино крупнейшие города страны и даже перекинувшейся в соседний Лаос. Благодаря этому жизнь в Поднебесной перестала быть завязанной на Пекин или Шанхай, как на Москву и Санкт-Петербург в России. Время в пути кардинально сократилось, и среднестатистический китаец может жить в одном городе, работать в другом, учиться в третьем и отдыхать в четвертом, повсюду успевая. Огромная по территории страна оказалась связанной крепкими внутренними узами, способствующими ее социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу.

Конечно же, многие другие государства с амбициями хотели бы перенять положительный китайский опыт. Разговоры на эту тему, например, в России ведутся долгие годы, и недавно данной проблематики вновь коснулся лично президент Путин. В чем же сложность, почему ВСМ не были построены в нашей страны в «тучные годы» и отчего это всерьез обсуждается на самом верху в «тощие»?

Проблема в чрезвычайной дороговизне и сложности такого проекта, который необходимо растянуть на гигантскую территорию России. Об окупаемости там речи вообще не идет, ВСМ будет дотационной, финансируемой из бюджета. Плюс сложности чисто технического характера, поскольку наша страна уже не первый год находится под западными санкциями. Конечно, можно позвать китайских партнеров, чтобы они все построили сами, как в Лаосе, но там их доля в инфраструктурном проекте составляет совокупно 705, и Лаос является крупным должником Пекина.

США


Чтобы не впадать окончательно в уныние, стоит посмотреть, как обстоит дело с ВСМ в Соединенных Штатах, у нашего геополитического противника. Едва ли кто-то поставит под сомнение финансовые возможности и научно-технический потенциал «гегемона», но там далеко не все ладно.

США имеют самую протяженную в мире железнодорожную сеть, которая когда-то стала одним из факторов их стремительного экономического роста. Продукция американских заводов, фабрик и ферм начала оперативно доставляться в океанские порты обоих побережий для экспорта. Однако в 50-е годы прошлого века произошел так называемый Великий рельсовый погром.

С массовым появлением автомобилей началось строительство системы автобанов, или «интерстейтов», соединивших между собой все Штаты. Это произошло после того, как бывший боевой генерал Эйзенхауэр, впечатлившийся гитлеровскими автобанами в Германии, стал президентом и захотел такие же. Начала активно развиваться скоростная реактивная гражданская авиация. Собственные аэродромы появились даже в небольших городках, повсеместной стала малая авиация.
Все вместе это привело к снижению пассажиропотока американских частных железнодорожных компаний и их банкротству. Сегодня что ни новость из США, то сообщение о какой-то аварии на обветшавшей гигантской по протяженности железнодорожной сети.

И вот на этом фоне было несколько попыток построить ВСМ в качестве конкурентоспособной альтернативы авиаперевозкам и скоростным автобанам. Один из самых значимых проектов должен был соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско, позволив добраться из города в город всего за 2 часа 40 минут со скоростью 350 км/ч. К 2029 году в Калифорнии предполагается построить высокоскоростную железную дорогу длиной почти 1300 км и 24 станции.

Пролоббировал ВСМ в 2008 году еще губернатор Шварценеггер, на референдуме в пользу нее высказались 53% калифорнийцев, остальные были против. Аргументы «за» были такие: в Сан-Франциско арендовать двухкомнатную квартиру стоит в среднем 4200 долларов в месяц, а в административном округе Кингс – 900. При этом доехать туда на высокоскоростном поезде можно будет всего за час, что позволило бы компаниям из Кремниевой долины размещать в городах Центральной долины свои бэк-офисы и пользоваться более дешевыми трудовыми ресурсами. Плюс, конечно же, экономия до 40% вредных выбросов, что важно для демократического штата. Красота!

А вот с реализацией все оказалось не так просто. Стоимость проекта ВСМ в Калифорнии изначально оценивалась в 40 миллиардов долларов, потом она выросла уже до 77 миллиардов, а затем – до 98,1 миллиарда. Всей суммы собрать не удалось, возникла масса проблем с землеотводами, против проекта выступала Республиканская партия, считавшая его разбазариванием средств. Тогдашний президент Трамп подверг ВСМ жесткой критике:

Калифорния, штат, который разбазарил миллиарды долларов на свой быстрый поезд, который вышел из-под контроля и не имеет никаких надежд на завершение, кажется, выступает зачинщиком!

Проект постоянно тормозится, сроки сдвигаются вправо, бюджет растет. Как-то это все очень напоминает наши российские реалии. С учетом возможности реванша Республиканской партии на президентских выборах в 2024 году перспективы реализации калифорнийской ВСМ представляются крайне туманными.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 октября 2023 14:23
    Не смог в статье обнаружить информацию о том, а в чем же разница между китайским и американским опытом в строительстве ВСМ.
    1. +4
      26 октября 2023 15:25
      в китае они есть,в сша их нет.
      т.е. вывод - нет смысла смотреть во вне,а решать по своим возможностям + необходимостям
      1. 0
        26 октября 2023 15:50
        А опыт то какой в США тогда по строительству высокоскоростных магистралей. В названии статьи именно так утверждается.
        1. Комментарий был удален.
      2. 0
        27 октября 2023 17:10
        Цитата: Constantin N
        в сша их нет.

        Есть.

        Acela Express (или коротко Acela; произносится «əˈsɛlə», «асела») — американский пассажирский высокоскоростной поезд, принадлежащий фирме «Амтрак». Его максимальная скорость составляет 240 км/ч и он является единственным высокоскоростным поездом на американском континенте. При этом «Acela» эксплуатируется на обычных (но реконструированных) линиях, в связи с чем поезд оборудован устройствами для наклона кузова. Это позволяет лучше вписываться на высокой скорости в кривые малого радиуса.

        Регулярная эксплуатация поездов «Acela» началась 11 декабря 2000 года. Они курсируют на северо-востоке США от Вашингтона через Балтимор, Филадельфию, Ньюарк, Нью-Йорк, Нью-Хейвен и Провиденс до Бостона, преодолевая путь в 734 км за 6 часов 38 минут. Поезд составляет серьёзную конкуренцию самолётам. Так, на долю «Acela Express» приходится около половины всего пассажиропотока между Вашингтоном и Нью-Йорком, а также 37 % пассажиропотока между Нью-Йорком и Бостоном.

        В среднем за год высокоскоростные поезда «Acela» перевозят порядка 3 миллионов пассажиров (например, за 2016 год — 3,4 миллиона[1]). Помимо этого ещё около 7 миллионов пассажиров перевозятся пассажирскими поездами обычного типа, которые имеют большое количество остановок.

        https://ru.wikipedia.org/wiki/Acela_Express

  2. +7
    26 октября 2023 15:09
    чтобы приступать к таким проектам сначало власть в Кремле должна поменяться, а нынешние рукамиводители кроме болтовни с трибун и майских декретов ни к чему не способны
    1. +1
      26 октября 2023 15:38
      Цитата: rotkiv04
      чтобы приступать к таким проектам сначало власть в Кремле должна поменяться, а нынешние рукамиводители

      Не берусь судить о личном вкладе нынешних руководителей, но за последние годы в РФ осилили немало достойных инфраструктурных проектов, особенно в плане мостов.

      Так что если решат делать и выделят финансирование - то скорее всего сделают.
      Вопрос на сколько ВСМ нужны в РФ.
      Это очень дорогое удовольствие и в плане строительства, и в плане эксплуатации.
      Билеты на ВСМ стоят зачастую дороже билетов на самолет.

      Так что если с ПД-8 / ПД-14 все сложится успешно, то прожекты ВСМ можно отложить в дальний ящик.
      Ну а если нет - то тогда да, придется импортозамещать самолеты - поездами...
      1. -2
        27 октября 2023 12:05
        Заместить импортные поезда для ВСМ отечественными ни разу не проще, чем допилить все эти ПД. Так что если не получится с самолётами, то и с ВСМ вряд ли сложится - будем разве что перезапускать проекты тепловозов/электровозов времён позднего СССР (если хотя бы на это окажемся способны).
        1. 0
          27 октября 2023 12:22
          Цитата: УАЗ 452
          Заместить импортные поезда для ВСМ отечественными ни разу не проще

          Китай делает поезда для ВСМ, так что возможно и нам продаст.
          А вот авиадвигатели он не делает.

          Цитата: УАЗ 452
          перезапускать проекты тепловозов/электровозов времён позднего СССР (если хотя бы на это окажемся способны).

          ? с тепловозами/электровозами и даже Иволгами 2/3/4 пока справляемся.
          но 160 км/ч - это не 360.

          ИВОЛГА 3.0
          Новейший российский электропоезд постоянного тока ЭГЭ2Тв

          «Иволга 3.0» создана российскими конструкторами на отечественной компонентной базе. Впервые в практике ТМХ в конструкции электропоезда использован асинхронный тяговый привод собственной разработки. ЭГЭ2Тв — первый электропоезд с конструкционной скоростью 160 км/ч, который полностью спроектирован и изготовлен в России.

  3. +3
    26 октября 2023 19:48
    Для сегодняшней РФ не о ВСМ нужно прожектировать, а поднять скорости на ЖД до приемлимых 130-150 км в час. на большинстве участков, первейшим на более загруженных . Пока только некоторые центральные направления созданы для повышенных скоростей. Не надо забывать поправку на климат, когда снеговые заносы и прочие помехи присутсвуют длительное время. Самоцелью боьшая скорость не является, вот повышение скоростей до приемлимых и расширение мобильности и обработки грузовых потоков, это экономически выгодно, на пример: составы с большей скоротью, чем атодорогами, с большегрузыми фурами на большие расстояния и тд. Конечно, между близкими мегаполисами можно создавать скоростные линии, но это уже частности и прерогатива экономических условий и местного самоуправления... ( В мире и КНР, ВСМ главным между мегаполисами).
  4. Voo
    0
    27 октября 2023 01:20
    Удивительно, русские одни из первых построили ж/дорогу на территории нынешнего китая, и не имеют никакого опыта в строительстве всм. Возникает вопрос, а куда делся опыт? И где русские?
    1. -2
      27 октября 2023 12:07
      Сейчас есть только россияне. Русские со времён постройки упомянутой Вами КВЖД куда-то делись.
    2. +1
      27 октября 2023 21:23
      Опыт советских инженеров после развала 1991 переместился вслед за его носителями за рубежи отчизны, поскольку в России он оказался невостребованным, также как и российские инженеры. Автор этих строк проектировал и строил ВСМ и в Европе, а затем и в Китае, который успешно и прагматично скупил лицензии на основные ноу-хау и влил миллиарды инвестиций в эту отрасль
  5. 0
    27 октября 2023 02:06
    А чем китайский или американский опыт поможет? Уже не говоря о том, что у американцев это опыта то и нет, одни разговоры. Были уже статьи на нему ВСМ. Выводы из них не совсем утешительные, не в плане технических возможностей, а в плане адекватности чиновников, которые эту тему толкали.
  6. +2
    27 октября 2023 10:20
    Короче, у китайцев дорого и дотационно, у Штатов вообще отсутствует. То есть России не стоит даже пытаться, что и делалось совершенно правильно.
  7. -2
    27 октября 2023 15:40
    В чем же сложность, почему ВСМ не были построены в нашей страны в «тучные годы» и отчего это всерьез обсуждается на самом верху в «тощие»?

    И США, и Китай (и весь Запад) ждёт экономический спад. Они пройдут то, что мы прошли в 90-е. У того же Китая не будет хватать денег просто на эксплуатацию такого хай тека, как ВСМ.
    Про США я уже не говорю, там всё будет очень грустно. В "качестве" их ж.д. (обычных) смогли убедиться все воочию. Благо технический прогресс позволяет.
    В Китае уже потихоньку начали сносить дома. Как новостройки, так и простоявшие много лет города - призраки. В этих домах так никто и не жил. Надежда на продажу этих домов умерла окончательно, а расходов на содержание они требуют. Поэтому проще - снести.
    Примерно то же самое ждёт и ВСМ, сеть аэродромов и огромный парк самолётов. Потихонечку затух проект российско - китайского широкофюзеляжного большого самолёта. Авиа перевозки сильно упадут. У людей не будет денег, топливо подорожает. И содержание инфраструктуры станет нерентабельно. Что повлечёт снижение количества рабочих мест ... дальше по кругу.
    Россия свой спад прошла. Экономика России (в отличие от Запада) сильно недомонетизирована, поэтому у нас можно без глубоких реформ просто повторить то, что сделали Примаков, Маслюков, Геращенко. И рост 10%+ в течение 5 - 7 лет нам обеспечен. А там подойдут результаты работы по отрыву нашей (и не только) экономики от бреттон вудской системы. Она ведётся. Может не так быстро, как хотелось бы, но она видна, и результаты есть.
    И проект ВСМ - один из системообразующих на ближайшее будущее.
  8. -1
    27 октября 2023 15:45
    А нам не подходит ни американский, не китайский опыт: американский показал провал, а китайский его ещё покажет. Нам нужен свой опыт развивать: учитывать перспективу и возвратность инвестиций с учётом расходов на эксплуатацию. Возвратность нужно считать с кумулятивным эффектом, т.е. учитывать нефинансовую экономию.
  9. +1
    27 октября 2023 22:25
    Растущие и стремящиеся развиваться государства, нуждающиеся в развитии, выстраивали инфраструктурные транспортные сети и сооружения ( Римская Империя, Германия в 20 веке, Советский Союз, Китай в начале XXI века). Развивающиеся государства нуждаются в развитой транспортной инфраструктуре также как человеческий организм нуждается в кровеносной системе. Степень развитости вышеназванной инфраструктуры - это отличный индикатор степени и направления развития экономики того или иного государства. Не надо ставить термометр, чтобы поставить правильный диагноз, просто посмотрите внимательно и задайтесь вопросом, как и куда развивалась транспортная инфраструктура государства? Почему было заброшено строительство железнодорожного тоннеля на Сахалин коротко перед завершением его строительства? Точно также, как и строительство северной железной дороги паралельной трассе СевМор Пути было заброшено? Задавайтесь сами вопросами о задуманных и о не осуществленных инфраструктурных проектах и сами сможете найти ответы. Даже во времена прежней монгольской империи её нынешних задворков можно было достичь из тогдашней столицы порой быстрее чем теперь.
  10. -1
    28 октября 2023 10:03
    В России вероятность соединения двух подходов: воровать как в США ,а строить китайские- они почти лучшие в мире.
  11. 0
    28 октября 2023 17:05
    В США развита малая авиация. Поэтому ВСМ там и буксует. У нас авиация в загоне, а ВСМ только в европейской части РФ. И цены, как на самолет. То есть ВСМ у нас будут востребованы только между городами-миллионниками.
  12. 0
    29 октября 2023 19:27
    Зачем какой то опыт-поезда наших ж\д и так достаточно скоростные-а маршевую скорость вполне можно легко решить оптимизацией расписания-ну и убрать всякие бесчисленные переезды
  13. +1
    31 октября 2023 15:03
    Цитата: кирил
    Зачем какой то опыт - поезда наших ж\д и так достаточно скоростные

    Речь идет о скорости, сравнимой с самолетом (и по цене билетов тоже). Но расклад такой:
    1. Для самолета - нужно строительство двух 2 аэродромов.
    2. Для поезда - нужно строительство ВСЕГО пути следования.
    И поддержка/ремонт указанной ЖД части.

    Ну то есть - это строительство совершенно новой железной дороги (и поездов), тогда как аэропорты и самолеты уже есть.

    Указанное ВСМ - мне представляется НЕ НУЖНЫМ если просто никуда не ездить, создав инфраструктуру (для жизни) на местах, или в пределах ближайшей доступности (например, по ветке обычной ЖД).
  14. 0
    6 ноября 2023 06:16
    Китайский или американский: какой опыт строительства ВСМ более подходит России

    Цитата: Виктор Ануфриев
    Не смог в статье обнаружить информацию о том, а в чем же разница между китайским и американским опытом в строительстве ВСМ.

    Вывод: Американский опыт каршеринг и авиация (свыше 1000 км) или китайское копирование (лицензия на производство поездов)

    Итого, останется модернизированный вариант жд полотна для "красной стрелы" (без выделенных путей) с ответвлением на третью столицу (90-х годов) НовГород Нижний

    P.S.
    Странно, что Европейский опыт не приоритетный для сравнения, потому что делают поезда сами?