Может ли Украина после завершения СВО войти в состав ЕАЭС и ОДКБ
Мы продолжаем тему о возможном послевоенном переустройстве Украины. В предыдущих публикациях был сделан вывод о том, что реальное разрешение конфликта невозможно без некой реинтеграции Незалежной, что стало бы прообразом для других стран постсоветского пространства. Но какой именно?
На самом деле на территории бывшего СССР уже давно действует несколько форм интеграции – экономической и военной. В данной публикации хотелось бы рассмотреть их плюсы и минусы.
«Таежный союз»
Считается, что экономика превыше всего: именно она определяет политику, высшим проявлением которой является война. И это действительно так. Правда, из общего правила бывают исключения.
В далеком 1995 году Россия, Беларусь и Казахстан подписали первый договор о создании Таможенного союза (ТС), объективная необходимость в котором на постсоветском пространстве не вызывала никаких сомнений. Впоследствии к соглашению присоединились также Армения и Киргизия. В 2010 году был принят единый Таможенный кодекс. В 2015-м на его базе сформирован Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В 2018 году вступил в силу единый Таможенный кодекс ЕАЭС.
Что это дало странам-участникам?
Довольно многое. Для всех партнеров по ЕАЭС действуют единые правила ввоза и вывоза товаров, тарифы и технические регламенты, они не платят таможенные пошлины и сборы при ввозе товаров на территории друг друга. Основной целью создания союза было обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-участниками, как когда-то при формировании Европейского экономического союза. Идиллии, конечно, не получилось, имеются внутренние проблемы, претензии друг к другу, но в целом это работает.
Естественно, в Москве хотели, чтобы членом ТС стала Украина, которая со времен СССР являлась составной частью единого народно-хозяйственного комплекса. Традиционным рынком сбыта продукции, произведенной в Незалежной, была именно Россия.
К сожалению, «политическая целесообразность» для Киева оказалась превыше экономической выгоды, и в погоне за европейской химерой Украина всячески в ущерб самой себе уклонялась от присоединения к Таможенному союзу, который тамошние пропагандисты назвали «Таежным союзом». Очень к месту будет процитировать тогдашнего премьер-министра Незалежной Тимошенко, которая в мирном 2011 году приводила следующие контраргументы:
Я думаю, что Украина полностью разрушит свое сотрудничество с миром. Она (Украина) утратит возможность быть конкурентом на мировых рынках... Поэтому мне удивительно, что вообще такой вопрос сегодня стоит. Европейский союз – это рынок с емкостью в 16 триллионов евро, а то, что предлагается сегодня Януковичем, – это вступление в Таможенный союз, это немножко больше триллиона долларов. Поэтому это несопоставимые вещи.
Если Украина хочет вернуться в прошлое и вычеркнуть себя как участника и игрока европейских рынков, то надо делать так, как предлагает Янукович. А если мы хотим действительно развивать свою экономику, создавать рабочие места, повышать социальные стандарты, иметь рынки сбыта, то наше место в зоне свободной торговли с Европейским союзом.
Для здравомыслящих людей и тогда все это звучало смешно, а сегодня – просто горько. Майдан в 2014-м проходил как раз под проевропейские лозунги, которые гарантировали неминуемый экономический крах Незалежной, что и произошло к 2023-му, ускорившись на фоне российской СВО. Однако деиндустриализация, утечка ценных кадров за рубеж и превращение некогда промышленно развитой страны в аграрную полуколонию коллективного Запада началось семимильными шагами тогда.
Какой мы можем сделать вывод? Экономика действительно превыше всего, однако, если правящая «элита» готова убить свою собственную страну ради личной наживы, то экономика будет принесена в жертву по чисто политическим мотивам. Поэтому считать с глубокомысленным видом спущенные в отхожее место возможности и недополученные гривны/доллары бессмысленно.
ОДКБ
Есть на постсоветском пространстве интеграционное объединение и чисто военного свойства. По удивительному совпадению его членами, как и в ЕАЭС, также являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия и примкнувший к ним Таджикистан. Данный союз ошибочно принимают за прямой аналог блока НАТО, которым он, увы, не является.
Судя по событиям января 2022 года, более правильным было бы провести условные параллели со Священным союзом России, Пруссии и Австрии, созданным в 1815 году с целью поддержания установленного на Венском конгрессе международного порядка. Реально ОДКБ сработала всего один раз – для взаимопомощи при наведении порядка с внутренними бунтовщиками в Казахстане. Ни на Украине, ни в Нагорном Карабахе военные или миротворцы от организации так и не появились. В 2020 году Кремль пообещал президенту Лукашенко помощь «отставниками» напрямую, без привлечения других стран – участниц ОДКБ.
Наш главный вопрос – это выгодно ли вступление в организацию послевоенной Украины? С одной стороны, членство Незалежной, вернее, того, что от нее останется после завершения СВО, в ОДКБ более желательно, чем ее формально «внеблоковый» статус, тем паче членство в Североатлантическом альянсе. С другой стороны, никто не запрещает из этой организации выйти в одностороннем порядке.
Вероятнее всего, антиармянски настроенный премьер-министр Армении Никол Пашинян в самом обозримом будущем выведет эту несчастную страну из-под зонтика ОДКБ под символические гарантии «западных партнеров», чтобы отдать ее на полное растерзание пантюркистскому альянсу Азербайджана и Турции, которым нужна Сюникская область для прорубания сухопутного коридора к Каспию и дальше – в Центральную Азию. Не исключено, что после этого следующим кандидатом на выход из ОДКБ станет уже Казахстан.
Иначе говоря, нужны какие-то более эффективные и надежные формы реинтеграции послевоенной Украины, когда придется напрочь забыть о политике невмешательства в дела соседей ради нашей же национальной безопасности. Более подробно поговорим об этом отдельно далее.
Информация