Нужен ли России обновленный сверхзвуковой пассажирский лайнер

36

Накануне стало известно о том, что в России все-таки может появиться свой сверхзвуковой пассажирский лайнер, как это принято, не имеющий аналогов. Наверное, для наших инженеров-конструкторов эта сложнейшая техническая задача по плечу, вот только по карману ли окажутся полеты на таких самолетах россиянам?

Никогда такого не было…


О том, что российские чиновники не отказались от идеи создания пассажирского лайнера, летающего на сверхзвуке, на пленарной сессии форума «Транспорт России» заявил глава Минтранса Виталий Савельев:



России с ее огромными просторами не обойтись без развития сверхзвуковой гражданской авиации. Наша страна уже имеет опыт соответствующих разработок и, что важно, опыт эксплуатации сверхзвукового самолета Ту-144. Да, эта машина опередила свое время, и сегодня для создания такого лайнера на новой технологической базе у нас есть все необходимые наработки.

Сообщается, что первый полет самолета-демонстратора может состояться уже через два года. Комментируя данную новость, хотелось бы напомнить хронологию событий.

«Белый лебедь»


Впервые о возможности создания сверхзвукового пассажирского самолета в РФ заявил в 2018 году лично президент Путин. Глава государства так впечатлился после визита на Казанский авиастроительный завод, где производят стратегические сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, что высказал идею создать на основе «Белого лебедя» гражданский самолет как корпоративный бизнес-джет:

Надо сделать гражданскую версию… Ту-144 почему сошел с производства – билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. Но сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет.

Поскольку пожелания президента – закон для номенклатуры, идею тотчас поддержал профильный премьер-министр Дмитрий Рогозин:

Главное, что в Казани освоено производство балок центроплана, есть мощное КБ. Решения, используемые при разработке и военной, и гражданской версии Ту-160, позволят повысить рентабельность производства, поскольку будет увеличена серийность.

Помнится, эта, на первый взгляд, отличная идея нам сразу же показалась несколько оторванной от реальности, чему была посвящена целая публикация. Год спустя, в 2019-м, глава Минпроторга Денис Мантуров заявил, что создать гражданский сверхзвуковой лайнер на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 невозможно:

На базе этой платформы проект невозможен. У нас нет задачи поместить человека в капсулу и перевезти его между двумя точками в пространстве, преодолев сверхзвуковой барьер. У нас задача – создать экономически оправданную модель самолета, отвечающую требованиям комфорта.

К слову, на то, чтобы удостовериться в этом выводе, на проектные работы было потрачено 1,4 миллиарда бюджетных рублей. Однако от шикарной президентской задумки никто отказываться не собирался.

«Стриж»


Вместо гражданской версии Ту-160 в ОАК было предложено разработать с нуля сверхзвуковой пассажирский самолет. Его вместимость должна была составить от 16 до 19 человек, скорость – от 2000 до 3000 километров в час. Бюджет предварительно оценивался в 10-12 миллиардов долларов. Проект перспективного бизнес-джета, получившего название «Стриж», готовит Центрaльный аэрогидродинамический институт имени профeссора Н. Е. Жукoвского (ЦАГИ).

Его отличительной особенностью должна стать уникальная аэродинамическая схема с удлиненным носовым отсеком, V-образной формой крыла и раскинутыми килями, а два двигателя и воздухозаборники конструкторы разместили в хвостовой верхней части машины. Пассажирский самолет должен был быть лишен остекления. Первый демонстратор планировали поднять в воздух в 2029 году.

В 2021-м министр Мантуров заявил, что проект может быть реализован совместно с партнерами из Арабских Эмиратов:

Это будет совместное предприятие. Вопрос, какое это будет долевое участие. Пока мы к этому вопросу еще не подходили. С эмиратской стороны это будет Mubadala, с нашей – понятно, что это будет ОАК, возможно, какая-то из ее «дочек».

По словам госчиновника, сверхзвуковой бизнес-джет, летающий со скоростью порядка 1,5-1,8 Маха, должен иметь две версии – на 8 человек и на 30. Тут мы видим явные разночтения с проектом от ЦАГИ, и уже непонятно, про какой конкретно самолет идет речь. Впоследствии глава Ростеха Чемезов уточнил, что сверхзвуковой лайнер все же будет производиться не в ОАЭ, а в России:

Пока, может быть, производство будет полностью у нас. Может быть, они будут участвовать как финансовый инвестор. Но все пока что на начальном этапе.

С небес на землю


24 февраля 2022 года началась российская СВО на Украине, и наша страна попала под тягчайшие секторальные санкции. Возможно, самые болезненные ограничения касались отечественного авиастроения и рынка воздушных перевозок. Одним из их последствий стало то, что права на ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100» в неимпортозамещенной версии были проданы консорциуму инвесторов из ОАЭ и Италии.

Ситуация в отечественном гражданском авиастроении сегодня достаточно тяжелая. Имеющиеся в наличии лайнеры западного производства не могут пройти ремонт и обслуживание у официальных дилеров Boeing и Airbus. Ближнемагистральный «Суперджет» в импортозамещенной версии и среднемагистральный МС-21 еще не пошли в серийное производство. Советские лайнеры Ту-214 и Ил-96-400 производятся малой серией. Сроки начала выпуска сверхмощного двигателя ПД-35 вновь сдвинулись вправо, и есть вероятность, что вместо него реально будет менее мощный ПД-26.

И вот на таком фоне нам на голубом глазу рассказывают про сверхзвуковой пассажирский лайнер, который даст экономию во времени на несколько часов при перелете из Москвы во Владивосток. Хочется задать несколько встречных вопросов.

Во-первых, на каких двигателях должен летать этот самолет?

Во-вторых, планируется ли сертифицировать сверхзвуковой лайнер для полетов за рубежом, и если да, то для каких именно рынков?

В-третьих, если ход на Запад для такого очень узкосегментированного самолета окажется закрыт и российским олигархам не будет позволено с ветерком летать на нем в Куршевель и обратно, то окажется ли перелет на сверхзвуке от Владивостока до Москвы и обратно по карману среднестатистическому россиянину? Не из-за этого ли были закрыты в свое время проекты «Конкорда» и Ту-144?

Наконец, хотелось бы задаться вопросом, а не будет ли более целесообразным потратить бюджетные средства на расширение объемов производства среднемагистральных МС-21 и Ту-214, а также дальнемагистральных Ил-96-400 и разработку реально нужных для них двигателей ПД-26/ПД-35?
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    16 ноября 2023 09:58
    Доказано времени и огромными финансовыми потерями, что такие самолёты в гражданской авиации не нужны.
    1. +1
      16 ноября 2023 10:19
      Проект перспективного бизнес-джета

      это не гражданская авиация, а возить менеджмент норникеля, алросы и прочих на конференции в Москву и обратно. Страна большая и на те же международные экономические форумы в Красноярске и Владивостоке нужно быстро добираться.
      1. +2
        17 ноября 2023 04:19
        Страна большая и на те же международные экономические форумы в Красноярске и Владивостоке нужно быстро добираться.

        Васюки переименовываются в Нью-Москву,Москва в Старые Васюки...

        ну хорошо,что летать нужно только менеджерам...а простому ... не обязательно...ишь чего захотели...деды при Сергии Радонежском не летали и вам сирым и убогим нечего...

        таблички "собакам и нижним чинам вход воспрещён" ещё вешать не пора?
    2. +3
      16 ноября 2023 21:41
      Нужны вертолеты, многоярусные дроны. И очень много.
    3. +1
      17 ноября 2023 06:37
      Да, явное пилово))).
    4. 0
      17 ноября 2023 16:34
      Просто президенту захотелось иметь собственный сверхзвуковой летающий Аурус.
      И не нужно искать более никаких экономических обоснований.
  2. +13
    16 ноября 2023 10:44
    Главное : не создать самолёт , а в течении долгого времени пилить бюджетные миллиарды рассказывая народу о нашей технологической мощи.До сих пор всё ,якобы новое, создаётся на основе советских разработок конца 70-х ,начала 80-х годов. 30 лет коту под хвост!
    1. +5
      16 ноября 2023 10:59
      России нужен обновленный аналог АН-2 но десятилетиями имеем то что имеем и как говориться первым делом самолёты ну а ... ну а ... потом!
      1. +2
        17 ноября 2023 04:21
        так вам же Зю-патриот выше уже сказал,что летать нужно только на международные экономические форумы и только менеджерам алрос и норникелей... вы к таким относитесь? если нет,то и сидите спокойно...ну или электричечкой laughing
  3. +11
    16 ноября 2023 10:49
    как по мне, так разработка данного самолета за счет бюджета это преступление
    1. +4
      16 ноября 2023 11:17
      Малый обычный "Cуперджет" допилить не могут, а тут заоблачная фанткастика, - сверхзвуковой гражданский. Кроме затягивания. "распилов" на многие десятилетия выделенных средств, ничем другим такая сверхзвуковая затея не закончится...
    2. -1
      16 ноября 2023 21:39
      Против человечества.
  4. +5
    16 ноября 2023 11:49
    30 лет самолёт на замену АН-2 СДЕЛАТЬ НЕ МОГУТ, одни только проекты, а здесь видать золотое дно для распила и воровства бюджета.
  5. +2
    16 ноября 2023 11:56
    Мечтать - не вредно,гражданские самолёты до " ума" довести не можем,а тут! fool
  6. +2
    16 ноября 2023 12:02
    Накануне стало известно о том, что в России все-таки может появиться свой сверхзвуковой пассажирский лайнер, как это принято, не имеющий аналогов.

    Увы. Можно понять траты небольших денег, чтоб конструктора и технологи не разбежались, и школа авиа разработки окончательно не исчезла. В надежде, что когдато клептократия уйдет и Россия экономически разовьется.
    Но пока партнеры уходят от России , т.к. и обычные самолеты не можем нормально разработать и производить. Интриги, воровство, срыв проектов и сроков, лоббироваение Боинга "ненавидящими запад" верхами.
    То ли потому, что школа авиастроения тю-тю. То ли деньги прутнемеренно. (ккак в случае разработки с индией транспортника и еще кое-чего)
  7. +4
    16 ноября 2023 14:00
    Никогда такого не было и вот опять!!!

    Высшие чиновники и миллиардеры желают перемещаться на дальние расстояния за счёт бедного дефицитного Российского бюджета. Даже, если война закончится через пару лет проблем в разорённой России будет выше крыши. Нужно будет восстанавливать новые земли. Бороться с бедностью. Наконец стратег-бомбардировщик-невидимка никак не помешал бы. Ведь США никуда не денуться.
    1. +2
      17 ноября 2023 04:24
      Нужно будет восстанавливать новые земли.

      "старые" тоже неплохо бы восстановить после 40-ка лет перестроек, гласностей, гайдаровщины, кудрино-силуано-набиулиновщины и ну и прочих духоскрепностей
  8. Voo
    0
    16 ноября 2023 14:15
    Нужен ли России обновленный сверхзвуковой пассажирский лайнер

    России нужен, а лицам, управляющими и получающим доход с России точно нет, ибо им есть, что втюхивать аборигегам.
  9. +5
    16 ноября 2023 14:30
    Вместо гражданской версии Ту-160 в ОАК было предложено разработать с нуля сверхзвуковой пассажирский самолет. Его вместимость должна была составить от 16 до 19 человек,

    Вот и всё, что надо знать , для чего и кого будут разрабатывать данный самолёт - для армии чиновников,вместо того, что бы бросить все силы, для восстановления производства гражданских лайнеров. А причина простая - наших чинуш отрезали от возможности покупать "на кровно заработанные" иностранные бизнес-джеты. А народ... А народу и плацкарта хватит...
  10. +3
    16 ноября 2023 15:45
    У нас компаний которые могут себе позволить такие самолеты и два десятка не наберется. Вот и весь авиапарк. Ради такого количества самолетов угробить кучу денег. На мой взгляд это будет очередное "эффективное" освоение бюджетных денег. Если все проектные и другие работы будут производиться за счет частных инвестиций, то пусть делают. Если каждый наш толстосум скинется по миллиарду иностранной валюты, то вполне может хватить.
    1. -6
      16 ноября 2023 16:47
      Можно профинансировать за счёт ФНБ. Чтоб не потерять компетенции. Ради великого будущего великой России.
      1. D O
        +1
        16 ноября 2023 21:09
        Можно профинансировать за счёт ФНБ. Чтоб не потерять компетенции.

        Какие компетенции?
        По разработке и освоению в производстве стандартных дозвуковых гражданских лайнеров? Так ведь это актуальнейшая на сегодняшний день задача, которую необходимо решать. И её решение гарантированно окупится, ибо российским авиакомпаниям нынче и на десятилетия вперёд негде покупать самолеты, кроме как у российских заводов.
        По разработке и освоению в производстве сверхзвуковых военных самолетов? Так почему же не направить эти компетенции, и их финансирование, на Су-75, который так и не полетел; на МиГ-35, который не производится, при том что два профильных завода простаивают?
        1. -1
          17 ноября 2023 03:42
          Будут покупать БУ боинги и аирбасы,просто дороже чем стоят.Никто не хочет из авиакомпаний себе подделки эффективных манагеров по цене двух аирбасов или боингов.Только если насильно впихивать и заставлять покупать.
          Очевидно что миг35 не будут строить,а вот почему банкрот МиГ не взял на себя сферу беспилотников - большой вопрос.Ведь данная сфера может возродить компанию
  11. D O
    +4
    16 ноября 2023 20:40
    Причина по которым умерли проекты сверхзвуковых самолетов Конкорд и Ту-144 общеизвестна - это их категорическая нерентабельность. А тут ещё предлагают выбросить многие миллиарды бюджетных денег на сверхзвуковой самолет даже не для полутора сотен пассажиров (нерентабельный Ту-144 - 120 пассажиров), а для полутора десятков. Не имеющий аналогов, ибо такой распил бюджета даже богатому Западу не по плечу.
    Да, похоже, министр транспорта Виталий Савельев не своё кресло занимает. Ибо с такими министрами Россия и без войны загнётся.
    1. -2
      16 ноября 2023 23:16
      Нерентабельность..Когда разговор идёт о чести семьи, все разговоры о деньгах неуместны hi
      Вот ни у кого не будет сверхзвукового бизнес- джета, а у нас будет!
    2. +1
      17 ноября 2023 04:26
      а кто там вообще свои кресла занимает? может набиулина? мантуров? или страшно сказать зять столярика???
  12. +2
    16 ноября 2023 23:02
    Су 75 ,,построили"...
    теперь можно и на русский конкорд замахнуться.

    будущее за гужевым транспортом. но колесо будет позже, - сначала каменный топор...
  13. 0
    16 ноября 2023 23:09
    Су 75й позавчера. послезавтра будем ,,строить" Буран. попрошу не расходиться.
  14. +3
    17 ноября 2023 00:20
    Для начала можно мост хрустальный через пруд какой-нибудь построить. Гораздо дешевле бы обошлось, а знатная была бы достопримечательность, может символ России даже. Паломники со всего мира, с каждого по пятаку — глядишь и на звездолет бы натикало. Креативить, блин, надо, в 3-м миллениуме живем!
  15. +1
    17 ноября 2023 04:13
    Как обычно: партия сказала - надо. А для чего надо - партия не сказала. Все бросились тупо выполнять.
  16. Комментарий был удален.
  17. +3
    17 ноября 2023 07:12
    Кремлевские мечтатели о сверхзвуке толкуют, а в стране даже нового кукурузника своего нет! Комедь да и только!
  18. +1
    17 ноября 2023 15:24
    Нужна ли мне машина времени? А я смогу её создать? Ответ отрицательный. Может, для разогреву, Ил-112 допилить? Маленький такой, простенький. Потом Су-57. А уж потом, если к этому времени, ставка ЦБ не будет 20% и доллар по 200...
    1. 0
      18 ноября 2023 10:05
      Но попытаться то стоит - машину времени. Если чувствуешь силы)
  19. 0
    17 ноября 2023 15:57
    Сегодня такой самолет РФ не нужен. Фактический уровень доходов большинства населения РФ заметно упал,а цена на билеты на такой самолет не может быть низкой. В Мире тоже финансовый кризис и ощутимый спрос на такой самолет со стороны иностранных государств ожидать не приходится...Именно поэтому ушел в историю англо-французский Конкорд...летавший в последнее время полупустым...
  20. 1_2
    +1
    18 ноября 2023 18:39
    я считаю что нужен. и дело не в том чтобы зажравшиеся Мантуровы, за счет гос бюджета быстрее долетали к своим дворцам. а в том чтобы сохранить и развить компетенции в этом сложном деле. конечно перспективы экспорта бизнесджета туманны, но они есть!(китай наше всё). а чтобы совсем не прогадать, надо разрабатывать и военную версию бизнесджета. в качестве носителя Кинжала можно использовать. и как перехватчик с большим запасом ракет в отсеках( стелс). движки есть( нк-32, рд-36, изделие 30), а это считай что пол самолета уже есть.
    1. D O
      0
      18 ноября 2023 19:31
      разрабатывать и военную версию бизнесджета. в качестве носителя Кинжала можно использовать. и как перехватчик с большим запасом ракет в отсеках( стелс).

      Носители Кинжала уже есть, в том числе серийно изготавливаемый Ту-160. Просто их нужно побольше изготовить. Если речь про носитель морских версий Кинжалов, то не помешал бы новый тяжелый стелс-бомбардировщик. Однако стелс как правило не проектируется для полета на сверхзвуке, и летает со скоростью не выше обычных пассажирских лайнеров.
      Самолет с гражданскими ТТХ не годится в перехватчики. Из серийно производимых истребителей, на эту роль вполне подходят Су-30СМ2, Су-35С, Су-57, МиГ-35 (готов к серийному производству).

      Зачем натягивать сову на глобус?