В каком направлении могут дальше эволюционировать дроны-камикадзе типа «Ланцет»

10

Война – величайший двигатель прогресса. Еще пару лет назад беспилотники были достаточно редким экзотическим «зверем» в российской армии, но сегодня ВС РФ вынужденно применяют их тысячами, как иностранные, китайского или иранского происхождения, так и отечественные. Об эволюции последних хотелось бы поговорить подробнее.

Герой-камикадзе


Едва ли кто-то будет спорить с утверждением, что дроны-камикадзе семейства «Ланцет» стали одним из символов СВО. Удачная конструкция и простота в применении позволяют эффективно использовать их на фронте в качестве асимметричного ответа в контрбатарейной борьбе с натовской дальнобойной артиллерией и бронетехникой различных типов. При этом менее чем за два года «Ланцеты» прошли огромный эволюционный путь.



«Ланцет-1», или «Изделие 51», представляет собой легкую версию барражирующего боеприпаса. Дальность его полета составляет 40 км, запас хода – 30 минут, а вес боевой части – всего 1 кг. Этого хватало для поражения легкобронированной вражеской техники, но вот с основными боевыми танками возникали проблемы. У его старшего брата «Ланцета-3», или «Изделия 52», дальность полета была увеличена до 70 км, а боевая часть – до 3 кг. В последующих модификациях вес боевой части дорос уже до 5 кг. Для запуска необходимо было использовать разборную катапульту.

Все это позволило уверенно уничтожать под бдительным оком разведывательного беспилотника даже хорошо защищенную бронетехнику ВСУ при помощи дронов-камикадзе, пикирующих на цель сверху. Но враг не дремал и начал прикрывать свои танки так называемыми мангалами, представляющими собой наваренные над башнями металлические решетки. Тем же пришлось заняться и российским танкистам, а вот израильские новый тренд проморгали, за что поплатились потерями своих хваленых «Меркав» после начала боевых действий против ХАМАС.

Казалось, что антидронное решение, простое и надежное, найдено. Однако очень скоро отечественные конструкторы догадались оснастить «Ланцеты» новым типом боевой части, которая представляет собой так называемое ударное ядро. Заряд боевой части теперь подрывается еще до непосредственного контакта с танком или прикрывающим его «мангалом», выстреливая разогретый до высоких температур сгусток металла с огромной кинетической скоростью, пробивающий любую преграду.

Все, теперь без комплекса активной защиты, включающего ПВО ближнего радиуса, шансы бронетехники выжить после столкновения с барражирующими дронами-камикадзе резко сократились. Они будут стремиться к нулю после того, как на фронте начнут массово применяться «Ланцеты» следующего поколения.

Новинка под названием Z-53, или «Изделие 53», была представлена на форуме «Армия-2023». Дрон имеет ряд существенных отличий от предшественников: раскладывающиеся во время запуска из специального контейнера, а не катапульты, крылья, систему наведения, работающую в автоматическом режиме и способную самостоятельно идентифицировать и классифицировать цели, а также возможность действовать роем, совместно выискивая и уничтожая цели, сортируя их по военной значимости.

Это действительно очень здорово, и таких обновленных «Ланцетов» на фронте нужно по-настоящему много, чтобы они позволили быстрее осуществить перелом в пользу ВС РФ. Но каким может быть следующая эволюционная ступень беспилотников данного типа?

Hero


Интересующиеся беспилотной тематикой наверняка заметили некоторое внешнее сходство между продукцией российской компании ZALA, входящей в концерн «Калашников», и израильской UVision, разработавшей целое семейство разведывательно-ударных дронов Hero. В частности, «Ланцет-3» имеет многие общие черты с моделью Hero 400EC, на что давно обратили внимание в Израиле.


Сказано это не в укор, а напротив, молодцы наши, что заимствуют все самое лучшее, адаптируя под нужды фронта. Исходя из данной тенденции, можно попытаться спрогнозировать, как будут выглядеть и каким функционалом обладать все последующие модели «Ланцетов».

Так, израильские «герои» имеют несколько версий для ближнего боя. Дрон Hero-30 может находиться в воздухе до 30 минут, имеет общий вес 3 кг, дальность от 5 до 40 км и боевую часть весом всего 0,5 кг. Hero-70 может быть в воздухе 45 минут, имеет вес 7 кг, боеголовку весом 1,2 кг и дальность 45 км. Hero-120 весит 12,5 кг, имеет дальность 40-60 км и боевую часть весом 3,5 кг, он может находиться в воздухе до одного часа. В движение летательные аппараты приводят электродвигателями.

Для дальнего радиуса компания UVision разработала семейство более мощных дронов, запускаемых с автомобилей, кораблей или железнодорожных установок. Hero-250 имеет вес 25 кг, боевую часть весом 5 кг и дальность действия 150 км при возможности нахождения в воздухе 3 часа. Hero-400 весит 40 кг, его боевая часть составляет 8 кг, дальность полета 150 км, в воздухе – 4 часа. Hero-900 весит 97 кг, имеет боеголовку весом 20 кг, дальность действия 250 км и возможность быть в воздухе до 7 часов. В отличие от своих младших собратьев, эти беспилотники оснащены бензиновыми двигателями.

Самыми мощными в линейке израильских дронов-камикадзе от этой компании являются модели HERO-900 и HERO-1250. HERO-900 весит 110 кг, имеет боевую часть весом 30 кг, дальность полета свыше 150 км и может находиться в воздухе 6 часов. HERO-1250 весит 155 кг, обладает дальностью полета свыше 200 км и может находиться в воздухе до 10 часов. Его боеголовка весит уже 50 кг, что равняет его по ударной мощи с «Геранями». Эти беспилотники запускаются при помощи рампы, силовая установка бензиновая. При необходимости боевая часть у них может быть заменена на парашютную систему, и тогда дроны-камикадзе HERO-900 и HERO-1250 превращаются из одноразовых «смертников» в многоразовые разведывательные дроны.

Заимствование израильского опыта в развитии семейства «Ланцетов» представляется разумным решением.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 ноября 2023 12:20
    Ясно только одно, что БПЛА это неотъемлемая и крайне необходимая часть современного вооружения, которой необходимо уделять самое пристальное внимание, развивать и преумножать как в качественном, так и в количественном плане.
  2. 0
    22 ноября 2023 12:28
    Описанный путь - это просто линейное увеличение размера, и за счет этого и ТТХ пропорционально.
    Можно аналогично предложить и путь уменьшения размера - для поражений уже отдельных украинцев.
    вопрос только в наличии дешёвой электроники и мотора.
  3. попадалсь инфа что его еще оснастили то ли прибором ночного видения, то ли тепловизором. чтобы и в ночное время цели мог выявлять. если так то хороший прогрес.

    но мне не давал покоя вопрос - а часто ли так бывает что ланцет отправиться на охоту и при этом не найдёт ни одной достойной цели? тогда его прийдется взрывать в холостую?
    с учетом этого непонятно насколько полезна функция работы роем с автоматическим обнаружением, т.к. по идее она должна быть полезна лишь в тех случаях когда уже заведомо известно что в каком-то районе должно скопление вражеской техники. а просто так их запускать фиг знает куда на удачу мб немного жалко , ведь он не дешевый.
    в связи с этим думается что хорошо было бы разработать для него функцию возврата назад на базу, если цели для поражения не было найдено. но надо придумать тогда каким образом он будет приземляться.. насколько понимаю сейчас такой опции для него не предусмотрено.
    может если легко сделать чтобы пропелер мог вращаться в другую сторону, то он мог бы призесляться осторожно носом вниз в руки оператора по принципу вертолётика?
    или если это сложно, то какой нибудь маленький парашутик вмонтировать чтоли, чтобы медлено приземлялся по прибытию на базу и можно было руками словить. чтобы заправить и далее снова запускать на охоту до обнаружения цели
    1. D O
      +2
      22 ноября 2023 15:01
      Функция возврата Ланцета примерно в два раза уменьшит его дальность.
      Основное назначение Ланцетов - контрбатарейная борьба. Для работы по дальнобойной артиллерии ВСУ, дальность является критически важным параметром, который стал достаточным (70 км) только в последних версиях Ланцетов.
  4. D O
    +3
    22 ноября 2023 15:42
    Герани с ДВС и БЧ до 50 кг сегодня у российской армии уже есть.
    Поэтому думается, что сейчас для базы существующих Ланцетов наиболее актуальны разработки, призванные существенно увеличить их дальность и уменьшить время доставки, посредством внешних носителей - ракет РСЗО, БПЛА, пилотируемой авиации.
    Складывающиеся крылья для этого у Ланцета-3 уже есть (возможно, не помешает оснастить ими и малый Ланцет-1).
    Для доставки посредством ракеты РСЗО, помимо вопросов размещения Ланцета на ракете и его отделения от ракеты, необходимо обеспечить изделию требуемую устойчивость к перегрузке.
    Для доставки посредством БПЛА и самолетом, нужна система подвеса и сброса.
    Возможно, для оперативного программирования траектории, целей и параметров роя во время полёта носителя, потребуется соответствующий интерфейс Ланцета с носителем, и бортовой компьютер с системой связи для удаленного (с земли) программирования (если носитель - БПЛА), или местного программирования оператором (если носитель - пилотируемый самолет).
  5. +3
    22 ноября 2023 15:51
    Если брать конкретно линейку именно Ланцетов, ну и всех ударных дронов подобного типа, то ближайшее очевидное развитие - это три направления. Первое увеличение дальности при не кратном увеличении веса. Дальность зависит от количества энергии на борту, тут мало что можно поделать до прорывных открытий новых методов хранения и получения энергии. Переход с электродвигателя на ДВС хоть и улучшает дальность, но резко ухудшает малозаметность.
    Второе, это улучшение автономности, в отношении связи и привязки к командам от оператора. Все современные ударные беспилотники в той или иной степени уязвимы к средствам РЭБ, потому что управляются оператором в реальном времени, и жёстко зависят от внешних систем позиционирования. Внедрение автономных систем, самостоятельно определяющих себя в пространстве и ограниченно самостоятельно обнаруживающих и поражающих цели сделает дроны более автономными. Но тут две проблемы, развитый АИ требует мощной и дорогой электроники на борту, и как следствие энергии для её работы. Новая "система захвата цели" на Ланцетах мало относится к АИ, хотя конечно упрощает работу оператору.
    Третье сиюминутное направление это преодоление методов противодействия. Ланцеты с "ударным ядром" (Мотив-3?) для преодоления противодронных сеток, непонятно насколько эффективны. Нет публикаций результатов ударов. На публикуемых видео "удара Ланцета с ударным ядром" скорее можно заподозрить уничтожение как раз Ланцета КАЗом на Брэдли. Но этот путь улучшения - верный. Возможно установка двух Мотив-3, или чтото подобного более мощного в тандеме даст интересный результат.

    А вообще, для России жизненно важным улучшением является максимально скорейшая локализация и удешевление производств ВСЕХ элементов, особенно электронных. На постоянной контрабанде микросхем долго не повоюешь.
  6. +2
    22 ноября 2023 19:24
    У БПЛА, как и у каждого оружия должна главенствовать эффективность поражения цели, простота устройства и управления, заодно надёжность, и дешевизна в серийном изготовлении. На сегодня имеем тенденцию развития гражданских и разведывательных БПЛА с приданием ударной военной составной. Каждые военные действия вносят свою специфику и поправки. В борьбе с полу партизанскими отрядами нужны определённые свойства БПЛА, что и демонстрирует Израиль со своими "Геро", но для больших сражений с развитыми средствами вооружения, нужны совершенно другие БПЛА, на пример на СВО. Концепция: барражирование ударного БПЛА и самоуничтожение, при нахождении цели, должно быть заменено на двух звеньевой уровень: первое, без груза БПЛА продолжительно разведывают, и при обнаружении цели, другие с БЧ вылетают прямо на цель и уничтожают. Так примерно работают "Орион" - "Ланцет ". Вот тут просматривается совсем другая картина. Первым эшелоном должны просматривать ЛБС и далее многочисленными разведывательными БПЛА с приборами ночного видения, тепловизорами и приборами наведения.. Далее второй,- ударный эшелон, уничтожающий определённые разведкой цели. Вот ударными более применительно уже не БПЛА, а высокоточные боеприпасы артиллерии и РСЗО, с корректируемыми боеприпасами. Доставка ударной БЧ артиллерией или РСЗО происходит в разы быстрее, нежели БПЛА, тогда цель не успевает скрыться. Корректировку по целям должны давать разведывательные БПЛА, - подсветкой или другими способами. Так выстраивается более эффективное и более дешёвое уничтожение выявленных целей. Конечно, должны быть и барражирующие боеприпасы для определённых задач... Время покажет дальнейшее развитие, но прогнозирование развития,- всегда необходимость.
    1. D O
      +2
      23 ноября 2023 00:11
      Вот ударными более применительно уже не БПЛА, а высокоточные боеприпасы артиллерии и РСЗО, с корректируемыми боеприпасами. Доставка ударной БЧ артиллерией или РСЗО происходит в разы быстрее, нежели БПЛА, тогда цель не успевает скрыться.

      Логично.
      Но дальнобойная артиллерия ВСУ, расположенная на предельной дальности от ЛБС, недосягаема для сегодняшней российской артиллерии и РСЗО. Решить эту проблему могут пока что только последние дальнобойные Ланцеты.
      Существенно уменьшить время доставки и увеличить дальность Ланцетов (со складывающимися крыльями), могла бы их доставка на часть пути до целевого квадрата ракетами существующих РСЗО. Понятно, что для этого требуется доработка как Ланцетов (придание им необходимой устойчивости к перегрузкам), так и разработка специальной ракеты РСЗО.
      Возможно, для доставки роя Ланцетов-3 или Ланцетов-1 на сотни километров, в качестве средства доставки был бы уместен возвращаемый реактивный БПЛА, летящий на предельно низкой высоте с высокой скоростью и с противозенитным манёвром. Для начала, фиксированный маршрут может быть записан перед стартом носителя в память его бортового компьютера. Ориентация носителя - по инерционному датчику и меткам местности, что сделает его нечувствительным к РЭБ противника.
  7. +3
    23 ноября 2023 02:51
    Никакого заимствование израильского опыта у Ланцетов нет, так как нет никаких лицензионных договоров между компаниями. Есть только внешнее сходство, которое есть например у самолётов или у автомобилей между собою . Начинка у всех своя, а это главное отличие. А похожесть в конструкции, ну бывает...
  8. +3
    23 ноября 2023 09:19
    Очевидно, что помимо дальности и мощности боевой части, беспилотные средства поражения нужно разделять по характеристикам целей. Для статических целей - одни средства, для малодинамических - другие.
    Мост, окоп, здание никуда не денутся с места. Их хорошо бы отрабатывать планирующими бомбами с управляющими модулями или высокоточными артиллерийскими снарядами. А вот для перемещающихся объектов, нужно иметь свой набор инструментов, разведывательных, барражирующих, и камикадзе.
    Для каждого "щита" свой "меч". От каждого "меча" свой "щит".
    Например, если бы Ланцеты были выполнены в габаритах реактивных снарядов РСЗО Град.
    Стоит такая заряженная 40 ствольная установка в засаде, замаскированная, и ждёт команды разведчика.
    Есть цель, есть команда, есть пуск, есть поражение. Почему нет?
    Тут тебе и транспортное средство, и боевой расчёт, и боевой потенциал, и возможность многократного использования.