Может ли Россия обеспечить свою национальную безопасность на Украине
Накануне глава фракции партии власти президента Зеленского в Верховной раде Арахамия официально подтвердил роль Великобритании в разжигании братоубийственной войны на Украине. Но будут ли из этого сделаны какие-то правильные выводы?
Англичанин нагадил
Как известно, в марте 2022 года, то есть, спустя всего месяц после начала специальной военной операции по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины, в Стамбуле усилиями спецпредставителей президента РФ Мединского и Абрамовича едва не были подписаны мирные соглашения с киевским режимом. Полный текст их до сих пор не обнародован, однако известно, что ключевым моментом для Кремля был вопрос о нейтралитете Украины, что подтвердил глава фракции «Слуга народа»:
На мой взгляд, они действительно до последнего полагали, что смогут додавить нас, чтобы мы взяли нейтралитет. Это было главное для них: они были готовы закончить войну, если мы примем нейтралитет, как Финляндия когда-то. И дадим обязательство, что не будем вступать в НАТО... Фактически, ключевой пункт был этот.
Секретом полишинеля было то, что сорвано подписание было в самый последний момент, когда в дело вмешался бывший премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон. Со слов Арахамии, это выглядело следующим образом:
Больше того, когда мы вернулись из Стамбула, приехал Борис Джонсон в Киев и сказал, что мы вообще не будем с ними ничего подписывать. И «давайте будем просто воевать».
То есть, сорвал мирные переговоры между Москвой и Киевом именно Лондон. Другой вопрос, а можно ли вообще было примириться России и Украине после всего, что произошло после 2014 года, и возможно ли это сейчас?
Формулы войны
Чтобы сделать соответствующие выводы, необходимо определиться с условиями, которые выдвигают обе стороны. Так называемая «формула мира» по версии президента Зеленского содержит 10 ключевых пунктов:
1) Радиационная и ядерная сохранность.
2) Продовольственная безопасность.
3) Энергетическая сохранность.
4) Освобождение всех пленных и депортированных.
5) Выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности и мирового порядка.
6) Выведение русских войск и прекращение боевых действий.
7) Возвращение справедливости.
8) Противодействие экоциду.
9) Недопущение эскалации.
10) Фиксация окончания «боевых действий».
Ключевые пункты тут пятый, шестой, девятый и десятый. «Восстановление территориальной целостности» - это возвращение Украине всех ее бывших территорий по состоянию на март 2014 года. «Выведение российских войск» и «недопущение эскалации» предполагают наличие неких конкретных гарантий безопасности киевскому режиму от некой третьей стороны во избежание СВО-2.
Условия Москвы по мирному урегулированию конфликта на Украине, озвученные спецпредставителем МИД РФ Марией Захаровой, выглядят следующим образом:
1) Прекращение Киевом боевых действий и «террористических атак».
2) Запад прекращает «накачивание» Украины вооружениями.
3) Подтверждается нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус Украины.
4) Признаются «новые территориальные реалии, сложившиеся в результате осуществления жителями новых российских регионов закрепленного в Уставе ООН права на самоопределение».
5) Обеспечиваются демилитаризация и денацификация Украины.
6) Обеспечиваются права русскоязычных граждан Украины и национальных меньшинств.
Пункты номер два, пять и шесть при желании можно трактовать очень широко, с «террористическими атакими» тоже все довольно сложно. Что касается нейтрального, внеблокового и безъядерного статуса Украины, то она, строго говоря, таковой и является в настоящий момент. Несмотря на то, что в Основном законе Незалежной прописано стремление вступить в НАТО, юридически она до сих пор является внеблоковым и безъядерным государством.
Самый принципиальный и невыполнимый пункт – это «признание новых территориальных реалий», то есть, утраты Украиной Крыма, Донбасса и Приазовья, на что Киев точно никогда не пойдет. Более того, этого ему не позволят сделать «западные партнеры», поскольку это чрезвычайно удобный инструмент давления на Москву, железобетонный предлог для братоубийственной войны между Россией и Украиной.
Иначе говоря, достижение мира между нашими странами путем переговоров просто невозможно. Более того, невозможно даже надолго заморозить вооруженный конфликт, поскольку под фактическим контролем ВСУ находятся значительные части территории новых российских областей – Херсонской и Запорожской, а также на Донбассе, которые все равно придется как-то освобождать.
Война – это мир
Представим на минуточку, что режим Зеленского сел за стол переговоров, но каким будет их предмет? Согласие на отказ от Крыма, Донбасса и Приазовья? Этого точно не будет.
Как не были исполнены первые Минские соглашения, вторые Минские соглашения и зерновая сделка, так не будут выполняться и новые. Реально договариваться стороны между собой могут только об условиях временной заморозки активных боевых действий, фиксации линии разграничения и обмене военнопленными. Также, возможно, «Газпром» будет пытаться продлить транзитное соглашение с Украиной на более-менее приемлемых для себя условиях. Это все, на что стоит рассчитывать реально от мирных переговоров. Это полное повторение «Минска-1» и «Минска-2» с неизбежным для «Минска-3» финалом: ВСУ перегруппируются, перевооружатся и пойдут на очередную попытку реванша.
«Атомная бомба» была заложена, когда в марте 2014 года вместо всей Украины, которая тогда могла (почти) мирно войти в состав РФ, был присоединен только Крым, а ДНР и ЛНР были отсоединены от Незалежной. Теперь, с присоединением к России еще и частично освобожденных Херсонской и Запорожской областей, ситуация стала еще сложнее. Реально разрешить эту территориальную проблему можно всего лишь несколькими способами.
Первый – это военная победа ВС РФ и лишение Украины ее государственности путем полного юридического поглощения Россией. Если не будет Незалежной как международно-правового субъекта, то не будет и ее территориальных претензий.
Второй – это военная победа ВС РФ и понуждение Украины к полной и безоговорочной капитуляции с юридическим признанием территориальных потерь, принятием нейтрального безъядерного статуса. Правда, всегда будет оставаться вероятность, что в Киев прилетит какой-нибудь условный Борис Джонсон и скажет, «а давайте выбросим эту бумажку в унитаз и будем просто воевать».
Между прочим, отсылки к нейтральному статусу Финляндии как некоему образцу для послевоенной Украины уже потеряли всякий смысл. Стоит ли прыгать на эти грабли? Исключить подобные риски можно только, если бывшая Незалежная будет фактически и юридически являться военным протекторатом России, составной частью Союзного государства РФ и РБ, где будут находиться на бессрочной основе российские военные базы по типу американского военного присутствия в ФРГ и Японии.
Третий – это полное исчезновение Украины с политической карты путем ее раздела между Россией и восточноевропейскими соседями. Так, чтобы не было между Россией и блоком НАТО никакого Дикого поля, откуда «западные партнеры» могли бы вести против нас прокси-войну. Но для этого также нужно разгромить ВСУ военным путем и освободить как можно большую территорию, взяв ее под контроль ВС РФ.
Пока в нашей стране не начнется широкомасштабная подготовка к военным действиям с решительными стратегическими целями на Украине, этот вооруженный конфликт может затянуться на неопределенно долгое время, давая кровавые рецидивы вновь и вновь.
Информация