Стремительная эволюция российских ударных дронов «Герань-2» и «Италмас»

16

Заскочив на подножку уезжающего поезда, Россия начала поспешно развивать свою беспилотную авиацию, осваивая китайские и иранские технологии, совершенствуя их и создавая свои собственные. Наиболее ярко эта стремительная эволюция прослеживается по семейству дронов-«камикадзе» иранского происхождения, известных под названием «Герань-2».

Иранский «цветок»


Дроны-«камикадзе» с дальностью полета более 1000 км появились у России прошлым летом совершенно внезапно, когда возникла необходимость нанесения массированных воздушных ударов по объектам критической инфраструктуры Украины в глубоком тылу. Из-за наличия у ВСУ серьезной системы ПВО ВКС РФ не могут свободно действовать в небе над Незалежной, планирующие авиабомбы с модулями коррекции появились совсем недавно, а запас дорогостоящих ракет на складах Минобороны РФ далеко не безграничен.



В российском Генштабе вынуждены иметь в виду возможность дальнейшей эскалации конфликта и втягивания в него на стороне киевского режима стран блока НАТО. Поэтому разумным решением было испробовать в деле иранские ударные дроны для прорыва вражеской системы ПВО/ПРО массированными комбинированными ударами. Shahed 136, получившие в России название «Герань-2», для этой задачи подошли почти идеально.

Эти ударные беспилотники достоинств имеют намного больше, чем недостатков. Их 2-тактный двигатель MADO MD 550 (клон немецкого авиадвигателя Limbach L550E) мощностью 50 л. с. способен доставить боевую часть весом в полцентнера на расстояние от 1000 до 2000 км. Крейсерская скорость самолето-снаряда составляет 150—170 км/ч, а летит он на высоте от 4000 до 60 метров, что затрудняет его обнаружение и перехват.

К слову, термин барражирующий боеприпас к Shahed 136/»Герань-2» не вполне применим, поскольку режима патрулирования дрон не имеет, отправляясь в свой первый и последний самоубийственный полет к цели по заданным координатам. Что немаловажно, это крайняя техническая простота и низкая стоимость ударного беспилотника, позволяющая штамповать их конвейерным способом и применять массово, что в последнее время стало очень заметно.

Недостатки Shahed 136/»Герань-2» столь же хорошо известны: относительно любой ракеты низкая скорость и специфический хорошо слышимый «мопедный» звук при полете, а также отсутствие режима барражирования. Судя по всему, отечественные конструкторы смогли решить эти проблемы, кардинально повысив тактико-технические характеристики ударных дронов.

Российская селекция


Пару дней назад на «Репортере» вышла публикация, в которой было рассказано о перспективах, открывающихся перед отечественными беспилотниками после запуска в производство семейства малогабаритных газотурбинных двигателей, разработанных в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева. В том числе, было указано, что установка более мощных двигателей повысит ТТХ дронов-«камикадзе» типа «Герань» и «Ланцет».

Удивительно, но нашлись люди, которым с их дивана виднее, резко осудившие намерения самарских разработчиков МГТД. С их аргументацией и увлекательной дискуссией можно ознакомиться в комментариях. Вернуться так скоро к данной теме пришлось после интервью заслуженного военного летчика России, генерал-майора в отставке Владимира Попова агентству Sputnik, в котором он рассказал о появлении нового поколения дронов-«камикадзе», оснащенных уже реактивным двигателем:

Если раньше с поршневыми двигателями первого поколения скорость «Гераней» была 180-200 километров в час. На пикировании до 300 километров доходило. То сейчас — 450-600 километров в час, до 800 уже развивается, а на пикировании и больше может быть.

Вот те раз, а вот те два. Настоящие, а не диванные военные эксперты справедливо указывают, что столь существенное увеличение скорости самолето-снаряда в 2,5 раза сокращает временное «окно» для своевременного обнаружения, завязки трасс и захвата на точное автосопровождение данных беспилотников посредством радиолокационных обнаружителей и многофункциональных РЛК TRML-4D и AN/MPQ-64F1 Sentinel, входящих в радиолокационные архитектуры многоэлементных ЗРК IRIS-T SLM, NASAMS-2 и т. д. Также ремоторизация позволит увеличить рабочий потолок реактивной «Герани» до 8500 м, что позволит ей оперировать вне высотного рубежа перехвата самоходных ЗРК Crotale-NG, Stormer HVM и ЗАК Gepard. Неплохая прибавка к ТТХ.

К минусам можно отнести сокращение боевого радиуса дрона с 1000-2000 км до 600-850 км, однако для условий СВО хватит и этого. Проблему увеличения инфракрасной сигнатуры в связи с появлением высокотемпературной реактивной струи можно решить за счет придания хвостовому отсеку с сопловым блоком компоновки типа «бобровый хвост» с верхнеориентированным срезом, а также установкой дополнительного охладительного контура, заполняемого набегающим аэродинамическим потоком через специализированные воздуховоды, сопряженные с воздухозаборниками в передних кромках крыла. Благодаря такому техническому решению инфракрасная сигнатура от реактивного двигателя будет немногим превышать показатели двигателя MD550. При этом отсутствие радиоконтрастного картера двигателя позволит даже уменьшить ЭОП при облучении в заднюю полусферу БПЛА.

Параллельно с ремоторизацией перспективных беспилотников ведутся эксперименты с новыми типами боевой части. Одним из самых перспективных направлений можно считать установку на «Герань» термобарической боевой части, выжигающей все вокруг температурой в несколько тысяч градусов. Зачем же нужны дроны с такой БЧ, если есть «Солнцепеки» и РСЗО?

Затем, что дальность поражения РСЗО ТОС-1А «Солнцепек» и ТОС-2 «Тосочка» составляет всего 6–7 км и свыше 20 км, соответственно. «Смерч» может запустить ракету с термобарической БЧ на расстояние до 70 км. Дальность полета «Герани» может достигать 2000 км, в зависимости от типа двигателя. При этом вес боевой части у дрона сопоставим с «Тосочкой» и лишь вдвое уступает термобарическому заряду РСЗО «Смерч».

Что касается проблемы отсутствия режима барражирования, то она, судя по всему, решена у младшего собрата «Герани» по цветочному семейству – «Италмас», про который мы подробно рассказывали ранее. Судя по ряду признаков, российский дрон будет представлять собой функциональный аналог израильского разведывательно-ударного дрона Harop, способного вести разведку и патрулирование, атаковать обнаруженные вражеские ЗРК, а также возвращаться обратно на базу в случае, если найти достойную цель не удалось.

Таким образом, отечественная беспилотная отрасль всего за год с небольшим смогла совершить огромный эволюционный скачок.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    10 декабря 2023 11:18
    Интересно. Для того, чтобы повысить боевую ценность беспилотника, возможно ли изготовление элементов корпуса дрона-камикадзе из взрывчатых материалов или их комбинаций с конструкционными материалами?
    Думаю, на боеприпасы для разного типа дронов следует обратить особое внимание. Ведь это вес, дальность, скорость, могущество.
    Сейчас зачастую используются стандартные, имеющиеся в наличии боеприпасы. Не помешали бы и специальные
    1. -1
      10 декабря 2023 23:05
      Заскочив на подножку уезжающего поезда, Россия начала поспешно развивать свою беспилотную авиацию, осваивая китайские и иранские технологии,

      Люди, вам не надоело "гадать на кофейной гуще"?
      Если постоянно не разваливать "соскакивая", может и топтание на месте "превратится" в движение. Не надоело ли рассчитывать "три шага вперёд, чтоб затем пару назад".
      Кому нужны экономически не выгодные "временные" авралы?
  2. 0
    10 декабря 2023 12:02
    Удивительно, но нашлись люди, которым с их дивана виднее, резко осудившие намерения самарских разработчиков МГТД. С их аргументацией и увлекательной дискуссией можно ознакомиться в комментариях

    Согласен, не все проф.спецы в этих делах.

    Вернуться так скоро к данной теме пришлось после интервью заслуженного военного летчика России, генерал-майора в отставке Владимира Попова агентству Sputnik, в котором он рассказал о появлении нового поколения дронов-«камикадзе», оснащенных уже реактивным двигателем

    С каких пор лётчики становятся специалистами,инженерами в области самолётостроения и БПЛА? Это равносильно что я постреляв из автомата буду давать экспертные оценки обсуждая и осуждая, конструкторов, инженеров. Хотя какое-то мнение, попользовавшись автоматом, сказать смогу но экспертом от этого ни стану.
    1. 0
      11 декабря 2023 20:02
      Как по мне, то раскрытие подробностей ТТХ, участников, адресов разработок, материалов - должно приравниваться к раскрытию военной тайны и преследоваться по закону. Так как ставит проекты под удар.
  3. +1
    10 декабря 2023 12:24
    Удивительно, но нашлись люди, которым с их дивана виднее, резко осудившие намерения самарских разработчиков МГТД

    Удивительно другое. Ради интереса просмотрел комментарии к указанной автором статье. Ничего подобного, о чем говорит автор, не увидел. Да, люди высказывают своё мнение, не претендуя на звание эксперта, но осуждения нет.
  4. 0
    10 декабря 2023 12:39
    Большие преимущества этих дронов связаны с их низкими производственными затратами.дрон-камикадзе "Герань" стоит намного дешевле ракеты и также стоит дешевле зенитной ракеты противника , так что даже если его перехватят, теоретически проигравшим будет враг.чтобы судить об эффективности системы вооружения, следует также рассчитать стоимость ее постройки. дешёвые барражирующие дроны-камикадзе позволят нам заменить и артиллерийские системы. нам также нужны дроны-квадрокоптеры, способные нести большую нагрузку (мощные бомбы для бомбардировки сил противника, перевозки военной техники).
  5. +3
    10 декабря 2023 12:44
    Вернуться так скоро к данной теме пришлось после интервью заслуженного военного летчика России, генерал-майора в отставке Владимира Попова агентству Sputnik, в котором он рассказал о появлении нового поколения дронов-«камикадзе», оснащенных уже реактивным двигателем:

    Генерал-майор в отставке Попов иногда плохо понимает, о чём говорит.
    Я готов прислушаться к его мнению, когда оно касается самолётов. Но когда он говорит о том, к чему не имеет непосредственного отношения, его мнение надо делить на 5 примерно.
    Все могут послушать этот ролик, и многие его слушали.
    В ролике он упоминает, например, несуществующую российскую ракету Х 37. Это по времени примерно 31 05 на ролике.
    А в последнем фрагменте, который так порадовал автора, Попов откровенно путает Герань и Ланцет.
    Автор плохо воспринимает цифры и технические детали. А то бы обратил внимание на то, что боевая нагрузка Герани никогда не равнялась 1,5 или 3 килограммам. Даже Ланцет имеет БЧ 3 и 5 кг в зависимости от модификации.
    И никогда двигатель Герани не был электрическим. Электрический, как раз, двигатель Ланцета.
    Попов откровенно считает, что скорость - это всё. На эти грабли СССР наступил перед Великой Отечественной, когда в качестве единственного критерия оценки истребителя выдвинули скорость. И молодые "талантливые" постарались. В итоге командующий 1-й воздушной армией (Сталинград) Худяков поставил перед Ставкой вопрос о возобновлении производства И16. Это осенью 1942г. Попов должен бы это знать как лётчик. Кроме скорости есть ещё много других существенных параметров.
    Я не сомневаюсь, что разработчики нового ТРД (вещь вполне нужная и полезная, как я и указывал) попытаются влезть в тему Герани. Просто бизнес, ничего личного. Могут в инициативном порядке построить БЛА на его базе. Деньги совсем небольшие, они смогут это себе позволить. Фронтовые испытания покажут его применимость. Но при резком повышении скорости может понадобиться менять аэродинамику. Например, уменьшать площадь крыла, менять его форму.
    Как я и писал, в итоге, скорее всего, получится другой БЛА. С другой концепцией применения. Что не отменяет его вполне возможной полезности.
    Дальность 1 500 км позволяет Герани лететь до целей на западной Украине минуя все зоны ПВО. При дальности меньше 800 км это будет проблемой.
    Укро каналы иногда показывают траектории, по которым летят Герани до цели, как нарезают круги вокруг зоны ПВО, сводя с ума укро ПВОшников. Видеть это приятно.
    Ну и пока не понятно, сколько стоит ТРД по сравнению с ДВС. Это тоже важно.
    1. +1
      10 декабря 2023 12:49
      Кому этот ролик не попадался, можно найти как "Военный летчик Попов об обновлённом Су-57, F-16 для Киева и буме авиапрома России" на канате Спутник и послушать.
    2. 0
      10 декабря 2023 21:35
      От крайней западной границы РФ с Украиной до крайней западной границы Украины с НАТО 800 км по прямой. Ну, очевидно, что на предельной дальности боевая часть будет полегче, а на более близких намного больше. По крайней мере у артснарядов так. Однако система управления не намного отличается от крылатой ракеты. Если ограничится только GPS-Glonass то понятно это проще и дешевле, но про РЭБ забывать не надо. В итоге набор навигации может быть разный, включая инерциальную и оптико-электронную.
  6. 0
    10 декабря 2023 12:59
    отечественная беспилотная отрасль всего за год с небольшим смогла совершить огромный эволюционный скачок.

    Что несомненно радует.

    А сколько было разговоров, что дескать СВОюем только советским наследием, что нынешняя РФ вообще ни на что не способное государство и все такое.
    1. +1
      10 декабря 2023 13:54
      Так бывает на любой войне. Потом она служит толчком к развитию.
      И нельзя сказать, что Россия стояла на месте. Особенно с учётом экономического ограбления страны. Сделать успели много.
  7. +1
    10 декабря 2023 13:08
    Одним из самых перспективных направлений можно считать установку на «Герань» термобарической боевой части, выжигающей все вокруг температурой в несколько тысяч градусов.

    Судя по всему ,автор ориентировался на укро-сообщение о применении в "Геранях-2" ТБ-боеголовки ! Но ,почему-то,до автора не дошло последующее укро-сообщение же ,что ykpы ошиблись с определением боеголовки , как термобарическая !

    термин барражирующий боеприпас к Shahed 136/»Герань-2» не вполне применим, поскольку режима патрулирования дрон не имеет, отправляясь в свой первый и последний самоубийственный полет к цели по заданным координатам.

    Термин "барражирующий боеприпас" относится к дронам самолётного типа (ДСТ, "дуст" )... Пожалуй, более приемлем термин "ударный дрон -камикадзе, дрон-камикадзе..." ! Ибо найдется ,в общем-то,немного дронов-камикадзе ,которые бы удовлетворяли запросам автора о барражирующих боеприпасах ! Кстати , есть барражирующие боеприпасы с возможностью возвращения (ББВВ)
    Кстати, когда еще не было сообщений о "Герани-2",мне приходилось кое-что читать об иранских БПЛА ,в т.ч. и о "Шахеде-136"... Он не назывался дроном-камикадзе ! Он именовался беспилотником с устройством самоликвидации ! В этом вижу "ясный намёк",что что "Шахед-136" был рассчитан и на возвращение !
  8. +1
    10 декабря 2023 13:48
    Настоящие, а не диванные военные эксперты справедливо указывают, что столь существенное увеличение скорости самолето-снаряда в 2,5 раза сокращает временное «окно» для своевременного обнаружения, завязки трасс и захвата на точное автосопровождение данных беспилотников посредством радиолокационных обнаружителей и многофункциональных РЛК TRML-4D и AN/MPQ-64F1 Sentinel, входящих в радиолокационные архитектуры многоэлементных ЗРК IRIS-T SLM, NASAMS-2 и т. д. Также ремоторизация позволит увеличить рабочий потолок реактивной «Герани» до 8500 м, что позволит ей оперировать вне высотного рубежа перехвата самоходных ЗРК Crotale-NG, Stormer HVM и ЗАК Gepard. Неплохая прибавка к ТТХ.

    Читайте больше укро каналы. С помощью своих хозяев взлёт Гераней (да и вообще любых дальних средств поражения, кроме Кинжала/Искандера) украинцы обнаруживают сразу, по факту взлёта. И в дальнейшем, в режиме онлайн, сообщают через СМИ о направлении их движения.
    Состояние воздушной тревоги приносит Украине серьёзные экономические убытки (не работают предприятия).
    Чем дольше Герань летит, тем больше убытки. А летит она, в основном, мимо зон работы ПВО.
    По отзывам украинцев воздушные тревоги по взлётам МиГ 31 приносят убытки в миллиарды гривен. Наши поднимают самолёты, и укро ПВО объявляет тревогу по угрозе Кинжала. На всю глубину возможного запуска. Самолёт летает, летает, ... Потом заправляется в воздухе ... Предприятия не работают. Потом самолёт просто садится. Не выпуская Кинжал. Не первый месяц наши так развлекаются.
    Так и Герань. Летит долго, их много, летят мимо ПВО. Пока летят - воздушная тревога, РЛС работают, их пеленгуют.
    Высота 8 500 м позволяет заняться БЛА самолётам противника. Когда Герань летит низко, самолёт может столкнуться с другим самолётом или с землёй. Такие случаи были. Высота 8 500 требует дополнительных затрат топлива, которые не окупаются. Она просто не нужна.
    При более высокой скорости усложняется огибание местности, оборудование на дешёвом БЛА попроще, чем на продвинутых крылатых ракетах. И минимальная высота будет побольше, чем у Герани. Дольше будет время обстрела БЛА.
    1. 0
      10 декабря 2023 14:08
      Вот, кстати, один из свежих примеров игр с Миг31.
      https://t.me/stranaua/134826
  9. D O
    +1
    10 декабря 2023 15:58
    К минусам можно отнести сокращение боевого радиуса дрона с 1000-2000 км до 600-850 км, однако для условий СВО хватит и этого.

    HIMARS ВСУ имеет дальность до 300 км. Следовательно, в актуальных сегодня подразделениях контрбатарейной борьбы должны иметься средства поражения с дальностью ориентировочно до 350 км.
    Чем больше дальность дрона, тем больше его габариты и масса, следовательно, он заметнее как для ЗРК, так и для операторов ПЗРК и стрелков противника; имеется больше проблем с транспортировкой дрона; дрон дороже.
    Италмас с ДВС (БЧ 5 кг) имеет дальность 200 км, а с ТРД или РД дальность сократится, возможно, раза в 2, и составит 200/2=100 км. А требуется 350 км.
    Герань-2 с ДВС (БЧ 35 или 50 кг). Из большого разнообразия цифр дальности этого дрона на открытых ресурсах, примем наиболее похожую на реальность величину 850 км. Для оценки примерно половинной дальности Герани-2 с ТРД или РД, 850/2=425 км, что избыточно для требуемой дальности 350 км.
    Герань-1 с ДВС (БЧ15 кг). Её дальность меньше чем у Герани-2, и будучи оснащенным ТРД или РД, этот дрон вполне может иметь требуемую дальность порядка 350 км.
    Для поражения контрбатарейных целей, в большинстве случаев достаточно мощности кумулятивной БЧ 5 кг как у Ланцета-3 и Италмаса. Следовательно, масса БЧ 15 кг Герани-1 достаточна.
    Вывод.
    В наборе средств поражения для оснащения контрбатарейных подразделений, кроме РСЗО и ствольной артиллерии, могут потребоваться автономные дроны-камикадзе с различной дальностью - малозаметный и тихий "электрический" Ланцет-3 с дальностью 40 км, быстрый дрон условно Италмас с ТРД или РД со средней дальностью порядка 100 км, и быстрый дрон условно Герань-1 с ТРД или РД с дальностью ориентировочно 350 км.
    При этом условный дрон Герань-1 необходимо оснастить электроникой (ориентирования, поиска, выбора цели и её поражения, с функцией роя), взятой от семейства Ланцетов. А конкретно, начинкой упомянутых контрбатарейных условных Гераней-1, наверное, целесообразно заняться концерну Калашникова.
  10. +1
    10 декабря 2023 20:02
    Я считаю, что самым главным требованием на данный момент должно являться возможность действовать в условиях низких температур.

    Подавляющая часть БПЛА Украины кустарного производства. Что-то я сомневаюсь, что они смогут нормально работать на высоте при 20 градусном морозе. А даже если и взлетят, из-за физических свойств литий-ионных аккумуляторов в зимние месяцы бандеровцы лишаться аэроразведки и ударных дронов в самое короткое время.

    В противовес кустарным, дроны произведенные на заводах должны быть лучше приспособлены к низким температурам. Это позволит получить преимущество при наступлении широким фронтом.

    Например можно обернуть аккумулятор в химическую грелку, это позволит получить нужную температуру локально на большой высоте.