Американский космический аппарат вышел из строя по пути на Луну

7

После штатного вывода на околоземную орбиту частного американского модуля Peregrine («Сапсан») произошёл сбой в работе его двигателя, поэтому он едва ли достигнет лунной поверхности. Таким образом, дебютная коммерческая миссия по доставке на Луну роботизированного космического аппарата, скорее всего, потерпит фиаско.

Обидно, досадно, но… ладно!


«Репортёр» недавно сообщал о подготовке к упомянутой экспедиции. Увы, ожидания не оправдались. У Peregrine, созданного питтсбургской корпорацией Astrobotic Technology, возникли проблемы вскорости после старта в минувший понедельник во Флориде. Запуск ракеты-носителя «продвинутой» конструкции под названием Vulcan прошел нормально. А вот в дальнейшем выяснилось, что на посадочном модуле повреждён изоляционный материал, и через повреждение происходит утечка ракетного топлива. Таким образом, горючее израсходуется раньше времени...



По этому поводу руководство Astrobotic выступило с официальным заявлением:

Сейчас наш коллектив занимается минимизацией потерь. С учётом обстановки он в первую очередь старается сохранить ценную информацию, полученную в ходе рейса. Специалисты также определяют, какие именно альтернативные варианты миссии могут быть задействованы после случившейся аварии.

Как известно, Peregrine – пионер амбициозного проекта NASA по коммерческой доставке полезных грузов на Луну (Commercial Lunar Payload Services, сокращённо CLPS). О CLPS известно с 2018 года. С точки зрения тогдашнего заместителя администратора NASA по науке Томаса Цурбухена, с самого начала проект считался рискованным, зато он призван минимизировать полётные расходы, сделав сообщение с планетой регулярным.

Конфликт интересов налицо


Американские исследователи космического пространства переходят на новые принципы, которые кардинально отличаются от программы шестидесятилетней давности, воплощённой в серии лунных роботизированных аппаратов XX века. Реализация традиционной концепции обходится всё дороже, и NASA решило привлечь серьёзных рыночных игроков с их ноу-хау, которые дешевле классических решений и могли бы создать условия для успешной деятельности разработчиков, предприятий, а также профильных космических ведомств, желающих осваивать Луну.

Генеральным заказчиком Peregrine выступило NASA, профинансировавшее Astrobotic на $108 млн под осуществление 5 экспериментов. В итоге миссия должна доставить на естественный спутник Земли компактный марсоход, сконструированный творческой молодёжью из Университета Карнеги-Меллона, образцы с установками для опытов космических ведомств Мексики и Германии, а также 66 мемориальных капсул с ДНК и прахом людей, завещавших быть погребёнными таким способом. В данной связи нынешний вождь индейского племени навахо Буу Нигрен направил в Минтранс Соединённых Штатов и NASA послание, где осудил упомянутую акцию, поскольку для многих коренных народов Нового Света ночное светило – священное понятие.

Однако добраться до Луны за небольшой бюджет оказалось сложнее, чем представлялось на первый взгляд. Неудача лишь подтвердила скептицизм в отношении частных стартапов по организации исследования лунной поверхности и грунта. Напомним, что оно представляет собой часть мероприятий по подготовке астронавтов к полёту на Луну согласно программе Artemis.

Стоит ли овчинка выделки


Итак, Peregrine был запущен 8 января в 2 часа 18 минут по местному времени. Приблизительно через час корабль вышел на высокоэллиптическую орбиту, причём бортовой комплекс работал устойчиво. Чтобы дать время на оперативную диагностику вероятных проблем, компания Astrobotic спроектировала траекторию движения так, чтобы аппарат совершил полтора витка вокруг Земли, после чего продолжил бы путь на окололунную орбиту в течение 15-20 суток.

И тут произошло то, что описано выше. Вдобавок у спутника начались перебои с энергопитанием. В центре управления полётом солнечные батареи настроили на солнце, что дало возможность зарядить аккумулятор. Но вот топливные проблемы ясно дали понять, что поставленная задача (посадка на Луну) едва ли может быть достигнута. Видимо, американцы чего-то недоговаривают – что-то подозрительно много критических неполадок возникло одновременно на первом этапе полёта: обшивка, топливосистема, гелиоэлементы…

Astrobotic – третья негосударственная структура, попытавшаяся отправить космический аппарат к Луне, и, похоже, третья, которая потерпит поражение. Следующая миссия CLPS от хьюстонской Intuitive Machines с экспедицией на южный полюс планеты запланирована на середину февраля. В связи с неудачей NASA теперь может поставить под сомнение целесообразность предстоящей миссии. Кстати, японское национальное космическое агентство JAXA также собирается посадить на Луну небольшой экспериментальный аппарат в районе 20 января. Однако, несмотря на нерадостное известие, японцы вряд ли откажутся от своей затеи.

История государственно-частного партнёрства по освоению Луны не радует


Всё началось с того, что в 2007 году Astrobotic, SpaceIL и Ispace решили принять участие в конкурсе Google Lunar X Prize с призовым фондом в $20 млн за право стать первым коммерческим кластером – покорителем Луны. Конкурс тихо свернули в 2018 году, и за 11 лет ни одна из их команд так не побывала в космосе. Впрочем, почин не пропал зря…

В 2019 году корабль Beresheet израильской фирмы SpaceIL был уничтожен при падении вследствие отказа двигателя на подлёте к цели. В прошлом году модуль японской Ispace по причине навигационной ошибки рухнул после того, как закончилось топливо.

Послужной список национальных космических агентств выглядит несколько лучше. Индийский аппарат разбился в 2019 году в ходе прилунения при ударе его о поверхность планеты, зато вторичная попытка в 2023-м оказалась результативной. А вот первый в истории современной России космический посланник такого рода «Луна-25» потерпел крушение в прошлом году.

Единственное государство, которому более-менее везёт по этой части – КНР. Китайцы, начиная с 2013 года, последовательно высадили на Луну три манипулятора. В начавшемся году запланирован заброс четвёртого на обратную сторону планеты. Остаётся лишь пожелать Поднебесной удачи.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 января 2024 19:03
    Когда то, чтобы отправиться в кругосветку, капитанам необходимо было государственное финансирование. Сейчас с этим вполне справляются коммерсанты. Дорогу осилит идущий. А ошибки и неудачи - они были, есть и будут в любом новом деле.
    1. +1
      11 января 2024 19:35
      Эти частники условные. Они полностью на финансировании государства через НАСА. Также как и история с Маском . Просто реклама капиталистического строя.
  2. +7
    11 января 2024 19:32
    Луна это не планета, как написали в статье. Это спутник планеты!
    И марсоход на Луну не доставляется, он на Марсе, а на Луне чоответственно луноход!
  3. +2
    11 января 2024 21:19
    Неудача лишь подтвердила скептицизм в отношении частных стартапов по организации исследования лунной поверхности и грунта.

    Скептицизм совершенно не обоснован. Израильский "Берешит", за смешные 100 лямов (и это с ценой запуска) собранный практически на коленке из железяк, купленных в ближайшем супермаркете, добрался-таки до Луны, начал посадку, но не долетел сущую мелочь до её поверхности из-за нештатной работы двигателей посадки. При этом связь не терялась до самой аварии. Это ли не успех? Госкорпорации на реализацию задач такого же объёма и масштаба пилят бабки миллиардами безо всякой гарантии успеха. А неудачи? Так они у всех случаются на начальном этапе. Главное, сопли не распускать и глаза в кучу собрать.
  4. +3
    12 января 2024 10:09
    В 21 веке американский луноход до Луны не дошел...
    1. 0
      12 января 2024 10:31
      Не получится у частников - вообще забьют на это дело. Тратить огромные бюджетные средства безвозвратно они не будут.
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    30 января 2024 18:30
    а также 66 мемориальных капсул с ДНК и прахом людей, завещавших быть погребёнными таким способом.

    Вот и началось засорение Луны разными отходами частными лавочками. Давно пора запретить доставку на Луну не профильных для освоения Луны предметов и изделий. Имели Эверест, где скопилось ТЫСЯЧИ тонн мусора и отходов. Пришлось применить законы,- свои отходы забирать с собой. Так и на Луне, не ожидая засорения отходами.