Чем можно заменить малочисленные разведывательные самолеты А-50У и Ил-20
Стремительный взлет до небес популярности турецких разведывательно-ударных БПЛА «Байрактар» и ее последующее падение на Украине поставили под сомнение, нужны ли вообще в реалиях современной войны относительно тихоходные, но при этом довольно крупноразмерные дроны самолетного типа, представляющие собой простую мишень.
Как мы установили ранее на примере «Байрактаров», да, они нужны. На Украине наш противник по-прежнему применяет турецкие беспилотники, но уже не как ударные, а в качестве разведывательных.
Зоркий глаз
Средневысотные БПЛА турецкого производства барражируют на безопасном удалении от ЛБС и мониторят обстановку на поле боя и в российском тылу, принося ВСУ гораздо больше пользы разведданными и помощью в целеуказании дальнобойной артиллерии, чем если бы они сами пытались атаковать нашу бронетехнику противотанковыми ракетами, имеющими боевой радиус не более 8 км.
С сожалением приходится констатировать, что в данной компоненте блок НАТО имеет над Россией значительное военно-техническое преимущество. Соединенные Штаты в качестве «рабочей лошадки» для ведения воздушной разведки вдоль нашей границы и зоны СВО используют стратегические высотные БПЛА дальнего радиуса действия класса HALE (High Altitude Long Endurance), к наиболее ярким представителям которого можно отнести RQ-4 Global Hawk и его морскую версию MQ-4C Triton.
Максимальная высота полета БПЛА Global Hawk составляет около 20 километров, предельная скорость – 644 километра в час, максимальная продолжительность полета – 36 часов. Американский беспилотник оборудован оптико-локационной станцией с дневным, ночным и тепловизионным каналами. Его РЛС позволяет сутки получать изображение территории площадью 138 тысяч квадратных километров с расстояния 200 километров с разрешением 1 квадратный метр. При необходимости в точечном режиме может быть получено изображение разрешением 0,3 квадратных метра. Считается, что Global Hawk, барражируя вдоль российской границы, способен видеть вглубь на расстояние до 200-300 км. Правда, есть выглядящие достоверными догадки, что реальная дальность действия его РЛС может достигать 400-500 км.
Его морская версия MQ-4C Triton способна осуществлять патрулирование на высоте до 17 километров на скорости до 610 километров в час в течение 30 часов. РЛС кругового обзора с АФАР позволяет американскому разведывательному беспилотнику сканировать 5200 квадратных километров за вылет. Также БПЛА MQ-4C Triton оснащен системой радиоэлектронной разведки (РЭР), которая позволяет ему уклоняться от обнаружения РЛС противника.
Существенным недостатком БПЛА данного семейства является их высокая стоимость. Однако за эти деньги Пентагон получает свой «зоркий глаз», вынесенный на «дальнюю руку». RQ-4 Global Hawk неоднократно был использован американцами для разведки и предоставления данных целеуказания ВСУ для нанесения ударов по России, проводящей СВО против украинских нацистов. Большим достоинством БПЛА является то, что при их применении нет рисков для жизни пилотов, как было бы в случае с самолетами АВАКС.
По сусекам
Как было отмечено выше, в компоненте воздушной разведке мы очень сильно уступаем по возможностям Североатлантическому альянсу, что, увы, негативно сказывается на эффективности ведения боевых действий на Украине.
Отечественными аналогами американского АВАКСа являются самолеты А-50/А-50У еще советского производства и перспективный А-100 «Премьер». Проблема заключается в том, что современный российский «Премьер» все еще не вышел в серийное производство и едва ли в силу дороговизны и сложности станет по-настоящему массовым. Приходится Ростеху модернизировать немногочисленные старые А-50, которые весьма эффективно используются на Украине для охоты на вражескую авиацию в связке с дальнобойными ЗРК С-400.
Также у нас есть разведывательные самолеты Ил-20, построенные на базе гражданских Ил-18 и оснащенные РЛС бокового обзора. Проблема, как и с А-50, заключается в ограниченном количестве и их почтенном возрасте. На замену старому советскому Ил-20 был разработан вполне современный самолет-разведчик для радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р, которых было произведено аж две штуки, и на строительство третьего Минобороны РФ заключен контракт.
Ко всему прочему, один Ил-20 был потерян в 2018 году в Сирии в результате провокационного маневра израильского пилота, подставившего его под удар местной ПВО. 24 июня 2023 года еще один ценный разведывательный самолет был сбит «дружественным огнем» одной известной ЧВК во время так называемого Марша справедливости на Москву.
Это то, что есть в наличии, на что Генштаб ВС РФ может реально рассчитывать при проведении СВО на Украине. Очевидно, что немногочисленные российские самолеты-разведчики являются приоритетной целью для украинских и стоящих за ними натовских генералов. Ввиду своих крупных размеров и относительно невысокой скорости А-50/А-50У и Ил-20 являются удобной мишенью для вражеской истребительной авиации, использующей иностранные ракеты класса «воздух – воздух», и даже для дальнобойных американских ЗРК, способных сидеть в засаде и активироваться в последний момент, наводясь при помощи внешних данных целеуказания.
Частичным решением проблемы острого дефицита специализированных разведывательных самолетов является установка на современные реактивные бомбардировщики и истребители-бомбардировщики подвесных контейнеров с РЛС «Сыч», а также активное использование высотных и средневысотных разведывательных БПЛА. О последних следует поговорить подробнее отдельно.
Информация