Какие самолеты РЭБ нужны российской ударной авиации
Как показала СВО на Украине, современная война немыслима без развитых средств радиоэлектронной борьбы. Остро необходимы как компактные комплексы РЭБ для прикрытия сухопутных войск от вражеских FPV-дронов, так и воздушного базирования для повышения эффективности действий российской авиации в небе над Украиной.
Как там у них
Поводом для написания данной публикации стал пост в профильном телеграм-канале «Русский инженер», который освещает многие технические вопросы, касающиеся хода СВО:
Чего у нас категорически не хватает, а точнее, отсутствует как класс – это самолетов РЭБ на основе фронтовой авиации. То есть не тот РЭБ, что привыкли видеть от FPV, а заводские системы, которые давят связь, ставят активные помехи против радаров ПВО. В НАТО их соотношение, грубо говоря, выводят до одной машины на 10 ударных, и десятки таких машин глобально глушили ПВО Ирака, Югославии во время налетов. По сути, его задача находится выше и чуть позади, не в зоне досягаемости ЗРК, и, когда те пытаются навести ракеты на ударные самолеты, самолет РЭБ слепит помехой радар ЗРК, подбирает нужную частоту и форму сигнала, чтобы ее нельзя было отфильтровать.
Если вдруг кому-то интересно, то тематики РЭБ авиационного базирования мы касались в публикации еще от 21 сентября 2021 года, до начала активных боевых действий. Поводом для рефлексии стал миф о том, как российский Су-24 десять лет назад якобы смог в одиночку отключить систему ПРО «Иджис» американского эсминца «Дональд Кук» РЭБ-атакой при помощи комплекса «Хибины», после чего его экипаж якобы чуть ли не поголовно подал в отставку от сильнейших душевных переживаний.
О том, какие средства РЭБ воздушного базирования у нас имеются реально, будет сказано далее, а пока что посмотрим, чем располагают американская и китайская армии.
Так, например, на палубах американских «разносчиков демократии» базируются самолеты EA-18 «Гроулер» (Boeing EA-18 Growler), специально созданные для противорадиолокационной борьбы при помощи подвесных контейнеров РЭБ ALQ-99 и ALQ-218. Также в состав вооружения палубного самолета входят две противорадиолокационные ракеты AN/AGM–88 HARM. Основным предназначением EA-18 Growler является установка помех бортовым РЛС и управляемым ракетам противника, а также обеспечение групповой защиты боевых порядков самолетов от средств ПВО.
Известно о том, что для ВМС США разрабатываются дистанционно управляемые версии «Гроулера», а также новейший самолет РЭБ на базе палубного самолета укороченного взлета и вертикальной посадки F–35B.
Стараются не отстать от своих потенциальных противников и в Китае. Там на базе советского истребителя Су-27, производимого по лицензии, создали собственную глубоко модернизированную версию под названием J-16, которая теперь относится к поколению 4++. В модификации J-16D двухмоторный китайский истребитель превратился в самолет РЭБ. А вот для своих авианосцев Пекин разработал самолет РЭБ J-15D, в котором угадываются гены советского палубного истребителя Су-33.
А что у нас?
Когда начинаешь смотреть, что в плане РЭБ воздушного базирования есть реально у нас, то складывается не вполне однозначное впечатление. Вроде бы все есть, но мало, в условно «гомеопатических» дозах.
Вот, например, есть специализированные самолеты РЭБ Ил-22ПП «Порубщик». Поднявшись в небо, они должны автоматически находить нужную частоту и нарушать канал связи между передающей и принимающей техникой противника. Казалось бы, «Порубщики» должны были порубить ВСУ всю связь, нарушив их координацию и взаимодействие, вот только произведено их было всего три штуки. И это на всю тысячекилометровую линию фронта!
И стоит ли отдельно говорить о том, что относительно тихоходный самолет, созданный на базе Ил-22 «Бизон» (воздушный командный пункт на основе Ил-18), является приоритетной целью для вражеской ПВО, наводимой на цель при помощи НАТО? Последнее справедливо и для РЭБ вертолетного базирования.
В частности, носителями станций активных помех «Рычаг-АВ» и «Рычаг-БВ» являются немногочисленные вертолеты армейской авиации Ми-8МТПР-1. Они применяются в ходе СВО по своему целевому назначению, до этого хорошо показали себя в Сирии, поэтому являются для ВСУ лакомой добычей. 13 мая 2023 года в Брянской области была потеряна целая авиагруппа в составе истребителя-бомбардировщика Су-34, истребителя Су-35 и двух вертолетов Ми-8, один из которых, по некоторым данным, был носителем РЭБ.
Исходя из опыта СВО, можно сделать вывод, что требуется именно массовый фронтовой самолет РЭБ, о чем в начале данной публикации говорил «Русский инженер». Помимо пресловутых «Хибин», для постановки активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС может использоваться комплекс контейнерной станции групповой защиты САП-14 «Тарантул», разработанный под Су-34.
Таким образом, технические решения в наличии имеются, вопрос лишь в том, где взять столько свободных самолетов-носителей под них и обученных экипажей, чтобы приблизиться к показателю один самолет РЭБ на 10 ударных для их прикрытия. Быть может, нам тоже стоит двигаться в сторону дистанционно управляемых беспилотных машин, как это делают американцы со своими «Гроулерами»?
Информация