Турецкий или иранский: какой путь развития палубных БПЛА подходит России?
Российский военно-морской флот ждут большие перемены. Сообщается о замене главкома ВМФ РФ Евменова на командующего Северным флотом Моисеева, а также о разработке некоего корабельного дрона-камикадзе, который должен будет выполнять самый широкий круг задач. О чем же конкретно может идти речь?
Источником информации о перспективном отечественном палубном БПЛА стало издание «Известия», которое со ссылкой на Минобороны РФ рассказало дословно следующее:
В настоящее время завершаются работы по созданию корабельной версии ударного дрона-камикадзе. Новинку можно будет запускать прямо с палубы. Беспилотник будет способен поражать морские и наземные цели, сообщили источники. В частности, дрон можно применять против легких катеров и моторных лодок, которые используют диверсанты. Кроме того, экипажи кораблей смогут использовать их для поражения беспилотных катеров. Также дроны будут незаменимы для поддержки морских пехотинцев, действующих на побережье.
Собственно говоря, это практически все, что известно, никаких подробностей нет, лишь одни домыслы со стороны разномастных экспертов и аналитиков. Поэтому и мы попробуем добавить сюда свои пять копеек, попытавшись представить облик российского палубного дрона-камикадзе.
Поскольку на ВМС США, увы, равняться никак не получается, ВМФ РФ вынужден идти своим собственным путем, за ошибки на котором порой приходится платить высокую цену, как на Черном море в последние два года. Уже сейчас совершенно очевидно, что надводным кораблям и субмаринам придется интегрироваться в единую информационно-управленческую систему с беспилотными аппаратами всех типов – воздушными и морскими, надводными и подводными. Первые должны будут осуществлять непрерывную разведку и давать данные для целеуказания, а морские – нести охранение и атаковать «волчьими стаями».
Также следует учитывать, что применение БПЛА на флоте – это удел относительно «бедных» стран, поскольку лишь англосаксы могут себе позволить строить гигантские плавучие аэродромы и запускать с них палубные самолеты АВАКС, пилотируемые истребители и штурмовики. Именно поэтому нам в России может быть интересен опыт таких стран, как Турция и Иран, которые решают свои проблемы с беспилотной палубной авиацией «по-бедному».
Турецкий путь
На сегодняшний день дальше других в развитии беспилотной палубной авиации продвинулась Турция, но это было не ее желанием, а вынужденным решением. Для реализации своих геополитических амбиций Анкара решила обзавестись сразу двумя универсальными десантными кораблями (УДК), основанными на проекте испанского УДК Juan Carlos I.
Предполагалось, что авиакрыло каждого сможет нести до 10 истребителей STOVL F-35B и 12 средних вертолетов с возможностью размещения еще шести вертолетов на полетной палубе корабля. Однако после скандальной истории с покупкой российских ЗРК С-400 Вашингтон исключил Турцию из программы истребителя пятого поколения F-35, и оба УДК, TCG Anadolu (L-400) и запланированный TCG Trakya, остались без палубных самолетов.
Следует отдать должное туркам, которые не отчаялись и решили перепрофилировать универсальные десантные корабли в дрононосцы. Специально для них была разработана морская версия БПЛА Bayraktar TB3 увеличенных размеров и грузоподъемности. Вместо четырех палубный беспилотник имеет шесть узлов внешней подвески общей грузоподъемностью 280 кг против 150 кг у предшественника. TB3 сможет нести корректируемые бомбы серии MAM, а также противотанковые ракеты L-UMTAS, Cirit или Bozok, «бомбы» Togan на основе 81-мм минометной мины и модульные ракеты / бомбы Kuzgun. На каждом турецком УДК предполагается разместить авиакрыло в 30-50 палубных дронов.
Объективно в контексте озвученных изданием «Известия» задач средневысотные разведывательно-ударные БПЛА являются более многофункциональными и предпочтительными, чем одноразовые камикадзе. Они способны длительное время находиться в воздухе, мониторя большие пространства, а также оперативно наносить высокоточные удары по морским и наземным целям при помощи высокоточных боеприпасов. БПЛА типа Bayraktar TB3 могли бы охотиться на БЭК и скоростные патрульные катера, уничтожая их противотанковыми ракетами воздушного базирования или корректируемыми авиабомбами, поддерживать действия морского десанта на побережье, нанося удары по укрепленным позициям противника.
Вот только в составе ВМФ РФ на данный момент имеется всего один корабль, способный запускать дроны самолетного типа и принимать их обратно. Это тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», на палубе у которого едва ли найдется место для десятков БПЛА типа «Орион» вместо полноценных истребителей и вертолетов. Да и сколько там лет осталось служить нашему последнему ТАВКРу? 10-15? А что потом?
Что касается отечественных УДК проекта 23900, то неизвестно, когда вообще они будут достроены и не будут ли уничтожены ВСУ прямо на стапелях завода «Залив» в Керчи ударами крылатых ракет на высокой степени готовности, чтобы было максимально досадно.
Иранский путь
Поскольку турецкий путь в силу указанных выше причин России недоступен, более перспективным представляется иранский. Пару лет назад все с удивлением узнали, что ИРИ является одним из мировых лидеров в разработке и производстве БПЛА. Но это тоже произошло не от хорошей жизни, а из-за режима секторальных западных санкций, когда Тегерану пришлось опереться на свои силы.
В составе Южного флота ВМС Исламской Республики было создано новое соединение, в которое включены корабли – носители БПЛА разных типов. Беспилотники всех типов – разведывательные, разведывательно-ударные и чисто камикадзе – иранцы наловчились запускать как с палубы обычных кораблей типа мобилизованного гражданского транспорта или БДК (не путать с УДК), так и с субмарин, находящихся в надводном положении. Судя по всему, это то, к чему вскоре придет ВМФ РФ.
Так, по стационарным наземным целям можно запускать с обычной рампы дроны-камикадзе типа «Герань», оснащенные реактивными двигателями. Благодаря небольшой доработке в носителя фактически «крылатых ракет» может превратиться даже судно небольшого водоизмещения. По подвижным целям вроде БЭКов или скоростных патрульных катеров можно бить дронами-камикадзе типа «Ланцет». Запускать их с палубы возможно при помощи пневматической катапульты, что уже было успешно испытано на базе скоростного штурмового катера БК-16Э.
В связи с этим хотелось бы напомнить, в каком направлении могло бы дальше эволюционировать семейство «Ланцетов», конструктивно напоминающее израильские БПЛА HERO.
В частности, дрон HERO-900 имеет боевую часть весом 30 кг, дальность полета свыше 150 км и может находиться в воздухе 6 часов. Боевая часть HERO-1250 составляет 50 кг, он обладает дальностью полета свыше 200 км и может находиться в воздухе до 10 часов. Запускаются эти БПЛА при помощи рампы, силовая установка у них не электрическая, а бензиновая. При необходимости боевая часть у HERO-900 и HERO-1250 может быть заменена на парашютную систему, и тогда дроны-камикадзе превращаются из смертников в многоразовые разведывательные дроны.
Возможно, подобные БПЛА пригодились бы и ВМФ РФ, и ВС РФ.
Информация