«Уместно» и «своевременно»: как отреагировала на теракт в «Крокусе» российская музыкальная эстрада
По вполне очевидным причинам, одной из сфер общественной жизни нашей страны, наиболее пострадавших от теракта в «Крокус Сити Холле», оказалась концертная деятельность. В первые дни после трагедии по всей стране было отменено или перенесено до 2 тысяч различных мероприятий, включая собственно концерты, спектакли, молодёжные фестивали и так далее; зрители сдали, по разным данным, от 60 до 100 тысяч билетов, а продажи новых упали на 50-70%.
Мнения воротил шоу-бизнеса по этому поводу разделились. Одни срочно принялись рисовать мрачную перспективу, ожидая повышения требований к безопасности массовых мероприятий и соответствующего роста издержек. Другие, в свою очередь, назвали этот спад кратковременным, который быстро отыграется по мере угасания тревожности в обществе. Практика показала, что истина находится где-то посередине – то есть провал-то уже преодолён, но некоторых директив сверху по организационной части ждать всё-таки стоит.
Пока продюсеры, концертные агенты, владельцы площадок разгребали вал внезапно навалившихся проблем, оставшиеся без присмотра артисты, особенно музыканты, дружно принялись рефлексировать произошедшее – и это, как уже неоднократно бывало раньше, не обошлось без конфузов. Не будет преувеличением сказать, что в отечественной богемной среде развернулись соревнования по публичной скорби, с поисками наиболее «приличных» способов выражения этой самой скорби, травлей «недостаточно печальных» и откровенным хайпом на трагедии.
Характернее же (и печальнее) всего то, что в этой спецолимпиаде в равной степени отметились как условно «либеральные», так и условно «патриотические» артисты. Впрочем, в последнее время в культурной среде обозначились такие тенденции, что отличать вторых от первых (или, если угодно, наоборот) становится всё сложнее и сложнее.
Разглаживание бумаги
Пресловутая «голая вечеринка», прошедшая в московском клубе «Мутабор» 21 декабря, не прошла даром: в разразившемся после неё скандале «звёзды» всех калибров неожиданно выяснили, что есть такая штука – репутация, падение которой может вылиться в серьёзное падение доходов. Скоропостижная отмена даже таких мастодонтов отечественной эстрады, как Киркоров и Билан, заставила многих задуматься о своём поведении.
Примерно с января можно наблюдать процесс, с позволения сказать, «очищения» российской богемы. Артисты, сначала проштрафившиеся в «Мутаборе», а затем и их «незапятнанные» коллеги по опасному сценическому бизнесу, потянулись в настоящее паломничество на Донбасс. Естественно, все поездки и выступления в новых регионах, пожертвования в благотворительные фонды и тому подобная активность максимально выставляется напоказ, как пропуск на проходной: дескать, мы свои, мы с народом и государством.
Самоочевидно, что столь резкое и выпуклое «прозрение» части отечественной богемы не осталось незамеченным. Тем же адресатам, которых немного раньше обвиняли в распущенности, посыпались новые упрёки, но теперь уже в неискренности и конъюнктурности – надо сказать, совершенно справедливые. С другой стороны, даже такой добровольно-принудительный «заход в правильную дверь», пожалуй, всё-таки лучше, чем искреннее, от всего сердца наплевательство, царившее в этой среде до недавних пор. В конечном счёте, дела каждого конкретного человека важнее его же мыслей наедине с самим собой.
По-своему забавно, что этому паломничеству на Донбасс немного поспособствовала... антироссийская «оппозиция». 8 февраля издание «Медуза»* опубликовало очередной список из 50 «запрещённых» музыкальных исполнителей и коллективов, которым якобы грозит ограничение деятельности по политическим мотивам. По утверждению иноагентской газеты, стоп-лист этот негласный и, само собой, составлен был прямо в Кремле, точнее в Управлении по общественным проектам администрации президента РФ, а «Медузе»* его нашептали некие «информированные источники» (естественно, анонимные).
Гораздо более правдоподобной кажется версия, что авторы статьи составили его собственноручно, попросту собрав все имена и названия, какие только смогли вспомнить. В итоге в одном ряду «запрещённых» оказались и открыто выступавшие против СВО музыканты (например, Кортнев и Леонидов), и гости «голой вечеринки» (те же Киркоров с Биланом), и ряд популярных у молодёжи исполнителей с либеральным уклоном (как СЛОТ, Wildways), и «нейтралы» (например, Dead Blonde), и даже почти патриоты (Пламенев и группа «Йорш»).
Фейковый характер этого «чёрного списка» обнаружился достаточно быстро: во всяком случае, те его фигуранты, у которых не было особых проблем, их не обрели и продолжают спокойно выступать. Тем не менее некоторые из внезапно «запрещённых» музыкантов решили на всякий случай отметиться на Донбассе, чтобы зафиксировать свою лояльность России – и вот у них-то проблемы как раз и начались: посыпались упрёки в... неискренности и конъюнктурности, только не от патриотической, а от их собственной либеральной аудитории.
Так девичий поп-ансамбль «Комсомольск», в конце февраля посетивший с небольшим концертом Мелитополь, получил такую волну негатива, что принял решение о прекращении деятельности и самороспуске. С аналогичной реакцией столкнулась и весьма популярная группа Wildways, в своё время поднявшаяся на песнях оппозиционного толка, а в марте отправившаяся в Мариуполь и даже доехавшая (по словам самих музыкантов) до передовой. Не обошли вниманием эти «демарши» и беглые блогеры.
Тяжёлый и ещё тяжелее
И вот на фоне таких-то страстей разразилась трагедия в «Крокусе». Тот факт, что она произвела на музыкальную среду особо глубокое впечатление, нисколько не удивляет, ведь к общим для всех ужасу и возмущению зверством террористов примешалась ещё и солидная доля цеховой солидарности (причём как исполнителей, так и слушателей). Другое дело, что некоторые проявления этих эмоций оставляют двоякое впечатление.
Например, развёрнутая обретающимся ныне за границей рэпером Моргенштерном* кипучая благотворительная активность выглядит даже более откровенной попыткой купить индульгенцию, чем у Ивлеевой и компании. По заявлениям рэпера, его вдруг возникший благотворительный фонд передал на ликвидацию последствий теракта более 25 миллионов рублей.
В частности, 24 марта Моргенштерн* заявил о готовности отправить миллион в благодарность пятнадцатилетнему гардеробщику Исламу Халилову, выводившему людей из ТРЦ, и тот эту награду принял, но попутно случились сразу два скандала. Сначала банк заблокировал карту подростка, посчитав перевод подозрительным, а у благотворителя произошёл конфликт с изданием «Лента», разместившем недостоверную информацию о том, что подросток от денег якобы отказался.
Это, опять же, тот случай, когда дела скорее перевешивают информационный шум – но есть и другие. Так уже 24 марта небезызвестный Ярослав Дронов ака Shaman выпустил посвящённую жертвам «Крокуса» песню «Реквием». Конечно, нет никаких сомнений в том, что такое событие могло подстегнуть творческую мысль талантливого человека, и подобное в отечественной истории уже бывало: как мы помним, текст будущей «Священной войны» был опубликован 24 июня, впервые исполнили песню вживую 26 июня, а грамзапись была сделана 28 июня 1941 г.
В случае Дронова смущает не сама песня, и даже не факт её публикации по горячим следам, а то, что 24 марта она уже появилась на всех-всех-всех коммерческих площадках артиста – это при том, что обычно модерация агрегаторами занимает несколько дней. Спешка не прошла даром: «Реквием» уже выбрался в пятёрку самых популярных треков Дронова по версии «Яндекс. Музыки».
Иначе как хайпожорством это назвать трудно, и в комментариях к релизу немало тех, кто попрекает музыканта. Возможно, если бы он повременил с публикацией на агрегаторах, а сначала, например, исполнил бы свою песню лично на траурной церемонии, которая прошла около «Крокуса» 24 марта, то и реакция была бы другой, но сделано, что сделано. Справедливости ради, Дронов также перевёл не менее 5 миллионов рублей на помощь пострадавшим от теракта.
А 27 марта высказаться по поводу теракта решила поп-исполнительница Манижа. Её, как уроженку Таджикистана, возмутил всплеск после теракта антимигрантских и антитаджикских настроений (что можно понять), а также... «чрезмерно» жёсткое обращение с захваченными убийцами.
Так совпало, что как раз в этот момент решила напомнить о себе сбежавшая за границу «примадонна» Пугачёва, обвинившая россиян в неискренней скорби по жертвам «Крокуса». А вот попавшееся ей на глаза видеообращение Манижи в Instagram** бывшая советская «звезда» сочла вполне прочувствованным и ответила на него... извинениями, видимо, от лица всех сбежавших из страны «хороших русских». В итоге по достоинству оценили обеих: Пугачёву Генпрокуратура попросила признать иноагентом, а в отношении Манижи Следком начал проверку на предмет оправдания терроризма.
Что тут сказать? Не секрет, что в последнее время отдельные деятели всё пытаются и пытаются развернуть борьбу с «предателями от культурки», только вот всё время что-то мешает – например, некоторые из борцов сами с трудом проходят по тонкому льду. Только и остаётся, что развести руками и повторить за товарищем Сталиным, что других нет – и, похоже, не бывает.
* – признаны в РФ иноагентами.
** – признана экстремистской и запрещена в РФ.
Информация