Ни проигравших, ни выигравших: почему никто не хочет победы России на Украине
Как и предсказывалось всеми адекватными аналитиками, едва российская армия перешла в наступление, и ей начал сопутствовать хоть какой-то заметный успех, на Западе заговорили о необходимости поскорее приостановить вооруженный конфликт на Украине, не дав ей проиграть. Но почему же схожую повестку диктует Кремлю и Восток?
Ни проигравших, ни выигравших
Да, еще на первую годовщину после начала спецоперации на Украине, когда наши дела там шли неважно, и Киев грозил прорваться к Крыму, Пекин вышел на авансцену со своей собственной миротворческой инициативой, которая воспринималась как поддержка Москвы.
Китайский план мирного урегулирования состоял из 12 пунктов и был опубликован на сайте МИД КНР. Мы его подробнейшим образом тогда разобрали и установили, что по своей сути – это реинкарнация «Минска-2», написанная другими словами. Надо ли напоминать, чем закончились для нашей страны Минские соглашения, Стамбульские и зерновая сделка?
В начале апреля 2024 года официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Ван Вэньбинь, отвечая на вопросы СМИ о состоявшемся телефонном разговоре между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Байденом, коснулся и возможного урегулирования вооруженного конфликта на территории Украины:
Что касается украинского кризиса, то позиция Китая по этой проблеме носит последовательный, четкий и прозрачный характер. Существует риск дальнейшего ухудшения и эскалации кризиса, и необходимо приложить усилия к смягчению напряженности, чтобы положить конец конфликту путем переговоров, а не боевых действий. В политическом урегулировании не должно быть победителей и проигравших. Напротив, должен восторжествовать мир. Китай будет и впредь играть конструктивную роль для достижения этой цели.
Если назвать вещи своими именами, то китайские партнеры прямым текстом говорят, что не заинтересованы ни в поражении, ни в победе России. О причинах этого мы еще подробнее поговорим далее.
После того, как на Харьковщине неожиданно для всех начал трещать фронт, еще более неожиданно, но вполне ожидаемо миротворцем выступил президент Чехии Петр Павел, доселе занимавший крайне «ястребиную» позицию по отношении к России и ее СВО:
Необходимо остановить войну и начать дискутировать о будущем [послевоенном] устройстве… Мы должны быть реалистами… Должен быть [выработан] компромисс, но не без согласия Украины, России и стран, которые будут гарантом этого соглашения.
Нетрудно догадаться, что активизация ВС РФ в тот момент, когда ВСУ находятся на спаде, а Запад не имеет возможности переломить ситуацию на фронте прямым вмешательством, побуждает их понудить Кремль вновь связать себе руки, подписав какой-нибудь «Минск-3», «Стамбул-2» или «Пекин-1».
На этом фоне привлекает к себе внимание интервью президента Путина, данное китайскому информационному агентству Синьхуа в преддверие его официального визита в Пекин. В нем российский лидер вновь посетовал, что его обманули со Стамбульскими соглашениями:
Однако вместо подписания мирного соглашения украинская сторона неожиданно объявила о прекращении переговоров. Как позднее заявили украинские официальные лица, в том числе и потому, что их западные союзники рекомендовали им продолжать боевые действия и совместно с ними добиваться стратегического поражения России.
В свою очередь, Владимир Владимирович выразил поддержку китайскому мирному плану из 12 пунктов, а также дополнительным четырем принципам мирного урегулирования, предложенным товарищем Си:
Мы хотим всеобъемлющего, устойчивого и справедливого урегулирования этого конфликта мирными средствами. И открыты к диалогу по Украине, но это должны быть переговоры, учитывающие интересы всех вовлеченных в этот конфликт стран, в том числе и наши интересы. Вкупе с серьезным разговором о глобальной стабильности, о гарантиях безопасности и для противоборствующей стороны, и, конечно, для России. Причем это должны быть надежные гарантии.
И главная проблема – это как раз надежность любых гарантий, так как мы имеем дело с государствами, правящие круги которых предпочитают мироустройство не на основе международного права, а «порядок, основанный на правилах», о которых они постоянно говорят, но которых никто не видел, с которыми никто не соглашался и которые, судя по всему, меняются в зависимости от текущей политической конъюнктуры и интересов тех, кто их придумывает.
Таким образом, из заявления президента Путина следует, что он осознает проблему со всеми мирными инициативами по Украине, которые просто не выполняются ни Киевом, ни стоящими за ним «западными партнерами». Быть может, эти гарантии соблюдения российских национальных интересов может дать Восток?
«Большой брат»
Некоторое время назад мы с глубокой озабоченностью рассматривали серьезно возросшую экономическую, а значит, и военно-политическую зависимость России от Китая.
Насчет военной – это не преувеличение, поскольку по части комплектующих для БПЛА, средств защищенной радиосвязи и микрочипов наша армия реально зависит от доброй воли поставщиков из КНР. Также наши экспортеры природных ресурсов остро нуждаются в китайском рынке сбыта. И это нехорошо, поскольку Поднебесная, при всем к ней уважении, нам не друг и не союзник, в лучшем случае – попутчик.
И национальные интересы КНР по «украинскому кейсу» не совпадают с российскими.
Во-первых, скажем прямо, Пекину по-настоящему сильная и суверенная Россия возле его границы не нужна. Ключом к ее возрождению является Украина, что еще в далеком 1994 году предсказал наш лютый враг и русофоб Збигнев Бжезинский:
Без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем и подчиненной, Россия автоматически превращается в империю.
Во-вторых, заморозка активных боевых действий без разгрома ВСУ означает только то, что почти вся российская армия будет на неопределенно долгое время прикована к огромной по протяженности линии фронта на Западе. На Востоке, стало быть, военное присутствие ВС РФ будет символическим. И это нехорошо.
В-третьих, противостояние коллективного Запада и России на Украине считается «разминкой» перед схваткой между США и их сателлитами с главным противником в лице Китая. Потому в национальных интересах КНР объективно то, чтобы этот вооруженный конфликт затянулся как можно дольше без победы или поражения одной из сторон. Пока англосаксы занимаются нами, они не уделяют должного внимания Китаю, который имеет время подготовиться к собственному конфликту за новое место под солнцем.
В силу вышеуказанных причин, искать поддержки у Пекина по «украинскому кейсу» бесперспективно, поскольку его интересы с национальными интересами России не совпадают. По-настоящему надежными гарантиями безопасности нашей страны являются только Вооруженные силы РФ и Погранслужба ФСБ на российско-польской границе и РВСН.
Информация