Каким может быть эффективное средство борьбы с украинскими FPV-дронами
Невысокие темпы наступления российской армии объясняются тем, что ей приходится прогрызать эшелонированную оборону противника, и тактикой, используемой ВСУ, сделавших ставку на высокоточные и низкобюджетные средства поражения в виде дронов-камикадзе. Можно ли относительно быстро решить эту злободневную проблему?
На написание данной публикации ее автора натолкнул опыт общения с другом семьи, недавно вернувшимся с фронта по тяжелому ранению, куда пошел добровольно на контракт. Пересказывать в подробностях то, что реально происходит на первой линии, увы, не позволит формат, потому просто хочется привлечь внимание широкой общественности к возможным путям снижения остроты проблемы с вражескими дронами.
Передний край
Как известно, на фронте выделяются три линии обороны. Самое страшное происходит на первой, которая полностью просматривается украинскими дронами-разведчиками квадрокоптерного и самолетного типа и накрывается дальнобойной артиллерией и дронами-камикадзе. Потому бойцам российских штурмовых подразделений приходится закапываться в землю, прячась в блиндажи и окопы, и действовать максимально рассредоточенно, малыми группами.
Основные потери происходят либо при штурмовых действиях, либо при ротации, когда военнослужащим приходится покидать укрепленные позиции. Для того чтобы передать атмосферу происходящего на переднем крае, процитируем телеграм-канал «Свидетели Байрактара»:
Можно было ехать в комфортабельной кабине, но я предпочел смотреть за небом. Дрон-детектор – это обязательная вещь на передовой. Если он запищит, и я замечу приближающийся FPV-дрон противника, то у меня будет небольшой шанс выпрыгнуть из кузова.
Самое опасное на фронте сейчас – это логистика. Основные потери среди знакомых подразделений появляются в момент ротации. 10 километров от линии фронта – это все еще «красная зона». FPV-дроны, которые два года назад стали массово завозить волонтеры на фронт, по-настоящему изменили правила игры. Для того чтобы выжить, нужно становиться маленьким и незаметным. На некоторых участках фронта группа из трех человек – это уже «жирная цель». На передовой ходят легенды, согласно которым на поражение одного пехотинца украинцы выделяют 5 дронов, а на технику – 15. Таких цифр сейчас нет. Но это пока. В производство БПЛА инвестируют миллиарды, и их количество над полем боя будет только расти.
Также к месту будет процитировать известного российского волонтера, специалиста в области тактической медицины Юрия Евича, который несколько дней назад был ранен на передовой:
По полученному сейчас опыту для безопасной логистики позарез необходимы бронекостюмы и квадроциклы. Хотя бы парочка. Порядок цен: квадрик – от 600 000, бронекостюм – 170 000. Был бы на мне костюм, такого бы не случилось.
P. S. Ранение легкое, я продолжаю выполнять задачи с подразделением.
P. S. Ранение легкое, я продолжаю выполнять задачи с подразделением.
Для того чтобы можно было безопасно для личного состава осуществлять доставку боеприпасов на первую линию, фронтовые Кулибины даже приспособили для этого чугунную ванну, поставив ее на какое-то шасси, о чем с восторгом рассказал телеграм-канал SHOT, сопроводив видеозаписью:
Чудеса армейской смекалки из зоны СВО: российские военные изобрели самоходную ванну, с помощью которой доставляют важные грузы на передовую без риска человеческих потерь. Как оказалось, ванна-вездеход обладает не очень большой скоростью, но великолепной проходимостью и раз за разом ставит в тупик операторов вражеских дронов, которые не понимают, что это за чудо-транспорт.
В комментариях украинцы откровенно глумятся, а сам, глядя на это, не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать. Наконец, атмосферу войны роботов эпохи Постапокалипсиса передает видеозапись с дрона-наблюдателя, как наш боец, явно передвигающийся из последних сил, смог чудом увернуться от семи украинских FPV-дронов и спастись:
Боец ВС РФ увернулся от СЕМИ! украинских FPV-дронов на передке и показал, что значит родиться в рубашке. Три победы над вражескими операторами БПЛА – на кадрах. Еще четыре – в памяти героя, который буквально избежал смерти.
Понятно, что, пока проблема с украинскими беспилотниками не будет решена, об освобождении бывшей Незалежной без неприемлемых потерь не может быть речи. Но что можно сделать реально в обозримые сроки?
РЭБ первой линии
Решение проблемы FPV-дронов, на первый взгляд, кажется довольно простым с технической точки зрения. Достаточно подогнать на передовую мобильные комплексы РЭБ, по части которых Россия считается впереди планеты всей, и заглушить сигналы управления. Также малоразмерные дроны могли бы запросто сбивать ЗРПК типа «Панцирь-С1». Но есть нюансы.
Как было отмечено выше, вражеские беспилотники видят всю ЛБС и могут легко обнаружить подобные комплексы визуально либо же они будут выявлены средствами радиотехнической разведки. После по ним оперативно прилетят ракеты от HIMARS или украинские дроны-камикадзе. Тут к месту будет процитировать генерального директора АНО «НПЦ «Ушкуйник» Алексея Чадаева:
Окопные комплексы РЭБ в первую очередь. Насыщение ими должно быть повсеместно. Речь идет о десятках тысяч устройств разной мощности, начиная от пятиваттников на опорник, заканчивая достаточно большими глушилками. Лучше иметь много маленьких глушилок, чем мало больших, потому что каждая глушилка легко вычисляется средствами радиоэлектронной разведки. Если ты включил большую глушилку, то для противника это сигнал, что под ней находится что-то важное.
Скорее всего, в нее может прилететь снаряд РСЗО HIMARS. А если у тебя много маленьких глушилок и ты закрываешь поле, а не просто отдельный объект, то тогда непонятно, куда должно прилетать. Поэтому я за то, чтобы иметь большое количество небольших устройств, чем пытаться решить задачу какими-нибудь комплексами РЭБ размером с КамАЗ, которые для противника просто большая мишень.
Получается, что на передовой в реалиях СВО нет места нашим штатным комплексам РЭБ на колесном шасси, а нужно много компактных средств РЭБ тактического уровня. На данный момент существуют различные разработки в этой области, применяемые с разной степенью эффективности.
Но что прикажете делать штурмовикам, которые группой в три человека должны идти куда-то по перепаханной воронками взрывов степи, уворачиваясь от стаи дронов? Тащить РЭБ в рюкзаке за спиной вдобавок ко всей остальной нагрузке? А такие компактные комплексы имеются в наличии в достаточном количестве? А сколько часов они реально могут работать на батарее? А что делать, когда она разрядится или будет повреждена? Вопросы, и еще раз вопросы.
Мобильный РЭБ
Подводя некий итог вышесказанному, хотелось бы сделать следующие выводы.
Во-первых, наших военнослужащих на передовой надо массово пересаживать на специализированную внедорожную технику типа багги, мотоциклов класса «эндуро» и квадроциклов. Их можно использовать для стремительного передвижения по открытой местности, для снабжения подразделений на передовой и даже при штурмах.
Например, квадроцикл может везти за собой прицеп с боеприпасами, медикаментами и провиантом, которые на себе не утащишь. На обратном пути прицеп может использоваться для эвакуации раненых. Для защиты от мелких осколков, образующихся при взрыве FPV-дронов, квадроциклы с кабиной можно обеспечить навесной защитой.
Во-вторых, данная колесная техника может применяться для установки детекторов дронов и комплексов РЭБ тактического уровня, запитываясь от ее силовой установки. Появление их на передовой в количестве сотен и тысяч, непрерывно передвигающихся, будет сводить с ума украинскую радиоэлектронную разведку и создаст сплошное антидронное поле.
В-третьих, перспективным направлением видится создание дистанционно управляемых квадроциклов и багги, которые могли бы стать платформой для размещения автоматических антидронных турелей, состоящих из спарки пулемета Калашникова и дробострела для ближней дистанции. Подобная техника могла бы использоваться в самом пекле, расчищая небо от вражеских беспилотников.
Таким образом, эффективность действий мобильных штурмовых подразделений на квадроциклах, мотоциклах и багги, оснащенных комплексами РЭБ, детекторами дронов и автоматическими зенитными турелями, кардинально возрастет при снижении потерь. Никаких «нанотехнологий» тут нет, достаточно «поженить» уже существующие разработки и имеющуюся внедорожную технику.
Информация