Гараж по цене завода: правда ли, что западный ВПК боится конкуренции со стороны небольших фирм
Как известно, обидеть промышленного магната может каждый, а самый верный способ это сделать – недодать ему миллиардик-другой долларов; если же оные недополученные деньги были ещё и казёнными, то страдания крупного бизнесмена станут вовсе невыносимыми. Вот и британское издание Financial Times выкатило 8 июля публикацию с довольно любопытным тезисом: дескать, крупные военные концерны, вроде Lockheed Martin или BAE Systems начали всерьёз опасаться конкуренции со стороны небольших стартапов.
Утверждается, что рывок, который небольшие фирмы совершили за последние пару лет на рынке военных дронов, многократно разросшемся за счёт конфликта на Украине, якобы ставит под сомнение классические методы индустриальных гигантов. Якобы слишком уж неповоротливо концерны работают, слишком уж много времени и сил тратят на проработку и полировку своих продуктов – а вот условные Богдан и Влад из украинского гаража чуть ли не одной отвёрткой на двоих собирают FPV-дроны, настоящее оружие победы.
Тема британскими газетчиками поднята прямо-таки глобальная. Действительно, зародившийся уже в первые месяцы украинского конфликта «народный» или «параллельный» ВПК за два года породил немало идей, нашедших большее или меньшее применение на фронте. Действительно, FPV-камикадзе является самым большим его достижением, существенно изменившим практику боевых действий.
Но справедливо ли, отталкиваясь от этого, утверждать, что старые подходы к разработке и производству оружия устарели? Изобретатели и самодельщики по обе стороны фронта склонны считать, что да, и в российской околовоенной блогосфере тоже уже не раз звучали предложения по максимуму урезать такие «формальности», как испытания и сертификация новых образцов, которые-де только пожирают время зазря. Аналогичные идеи, но уже из уст представителей западного ВПК, изложены и в статье FT.
Есть, однако же, мнение, что революционеры с научно-техническим уклоном чересчур спешат и выдают желаемое за действительное, а выполнение их требований неизбежно вылезет боком.
ООО «Эврика Лимитед»
Совершенно не случайно именно дроны, особенно FPV-дроны, назначены символом успеха военных стартапов: дело не только в их действительных успехах на поле боя, но и в том, что они при этом якобы являются «простым» и «дешёвым» решением. Это позволяет бросаться налево и направо хлёсткими формулировками типа «жужжалка за пять сотен баксов победила Abrams за пять миллионов», которые даже отчасти верны – но лишь отчасти.
Чтобы понять, в чём тут подвох, нужно вспомнить о двух простых вещах. Во-первых, абсолютно все военно-полевые инновации всегда имеют сиюминутный характер, являются реакцией на требования обстановки здесь и сейчас – и за это изобретениям фронтовых Кулибиных многое прощается, лишь бы они выполняли свою функцию. Во-вторых, все эти изобретения всегда являются некоей комбинацией уже существующих в металле технических решений, желательно легкодоступных, просто потому что в маленькой мастерской не так уж много можно сделать совсем с нуля.
Явились ли малые БПЛА (любые – разведчики, гранатомётчики, камикадзе) продиктованным обстановкой скороспелым решением? Безусловно, ведь до войны они не были штатным вооружением практически нигде. Были ли они легкодоступны? Да, за дронами буквально иди в Интернет и покупай столько, сколько есть денег, а бесплатные гранаты и так лежат на складах... Вот тут-то дьявол и прячется.
Очень легко выводится за скобки тот важный факт, что коммерческие дроны доступны вовсе не потому, что их можно делать из спичек и желудей на любой кухне, а потому что их массово производит мощная индустрия. Этому, в свою очередь, предшествовали не год и не два сложных инженерных работ: отработки аэродинамики, систем управления, камер, батарей и так далее, и испытаний всего этого, и развёртывания соответствующих технологических цепочек. То же самое можно сказать и о боеприпасах.
Таким образом, с технической точки зрения, «гаражные» боевые дроны – по сути, удачное сочетание двух отполированных до блеска вполне себе заводских изделий, чем и объясняется скорость их появления и высокая эффективность. Творчество вокруг них по большей части заключается в области программирования, тактики применения и так далее, что тоже не «мало» и не «просто» – но и далеко не то же самое, чем разработка с чистого листа.
А вот если бы те же FPV не выпускались в виде конструктора для самостоятельной сборки и не продавались практически «на вес», то нечего было и думать о какой-то революции. Во всяком случае, создание того же самого из подручных средств (надо полагать, камер от мобильных телефонов и моторчиков от детских игрушек) заняло бы куда больше времени, а толку от конечного продукта было бы куда меньше. Это неплохо иллюстрируется судьбами других изделий с по-настоящему большой долей «гаража» в конструкции.
Взять, например, нашумевшие весной роботанкетки «Курьер», разработанные и построенные при информационной и финансовой поддержке военблогера Рожина. Их первое как будто успешное боевое применение состоялось под Авдеевкой в апреле, и с тех пор ничего не слышно не только о новых боях с участием «Курьеров», но даже не появилось большей конкретики по первому эпизоду, хотя бы записей с камер самих роботов. А три новые танкетки вот уж почти как три месяца, с начала мая, находятся в сборке, хотя они тоже состоят из серийных коммерческих агрегатов. Из этого есть мнение, что в реальности всё было не так уж успешно и/или вскрылись какие-то технические недостатки – но пиар-то назад не отмотаешь.
Совсем уж некрасивая история недавно завертелась вокруг «народного» комплекта РЭБ «Борей», разработка и производство которого велись на средства, собранные ТГ-каналом «Два майора». Добравшись до этого аппарата, конкурирующий (да, в этой среде есть и конкуренция, причём весьма жёсткая) блог «Тупи4ок дизайнера» устроил ему тест-драйв и 18 июня опубликовал заключение, что «Борей» якобы полностью или почти полностью неработоспособен. На этой почве разразился скандал с обвинениями разработчиков системы в наплевательстве на жизни бойцов и расхищении народных денег.
Общество бесполезных изобретений
И это только два случая, так или иначе выходящих из ряда вон, а сколько было простых технических просчётов и неудач, и не оправдавших ожидания проектов, понятное дело, никто и никогда не узнает. Словом, никакой особенной «гаражной» магии на самом деле не существует, и продукция «народного ВПК» отнюдь не гарантирована от проблем настоящего ВПК, включая банальную коррупцию, которая особенно лютует по ту сторону фронта.
Не стоит забывать ещё и о такой «мелочи», как массовость производства. Функциональная роботанкетка или, допустим, моторизованная тележка для подвоза боеприпасов – это прекрасно, но много ли от них толку, если они существуют в единичных экземплярах? Очевидно, что нет. А может ли мастерская, даже большая, обеспечить по-настоящему валовые поставки чего-либо в войска?
Тоже нет. Довольно характерен пример отечественной эвакуационной тележки «Анютка», которая представляет собой просто складную металлическую «подставку» под носилки с одним велосипедным колесом. Её, так сказать, «серийно-кустарная» версия была готова в августе прошлого года, а в декабре было объявлено о начале промышленного производства силами какого-то малого предприятия – итого к началу июля было отгружено 1776 тележек. И ведь это очевидно не высокотехнологичное изделие.
Таким образом, ни о какой «конкуренции» между честным, не имеющим крупного патрона, стартапом и индустриальными гигантами быть просто не может, и военные магнаты это прекрасно понимают. С другой стороны, давно не секрет, что эти самые стартапы являются отличным инструментом распила денег инвесторов и налогоплательщиков – по-настоящему воротил крупного бизнеса заботит как раз данный аспект дела.
Собственно, Financial Times это и подсказывает, причём в той же самой статье. Например, упоминается широко разрекламированная американская программа Replicator по созданию массовых дешёвых боевых дронов, единственным пока что участником которой является фирма AeroVironment – производитель плохо показавших себя в боях на Украине камикадзе Switchblade. Отмечена покупка концерном BAE Systems разработчика грузовых дронов и летающих мотоциклов Malloy Aeronautics.
Но интереснее всего планы по созданию в рамках британского Минобороны Агентства военных инноваций, которому предполагается доверить кураторство над всеми перспективными проектами. Эта будущая структура получит контроль над 5-7% всего военного бюджета, ориентировочно до 5 миллиардов долларов ежегодно, а ключевой стратегией их освоения называется «итерационная разработка»: утрируя, когда сырое изделие поставляется в войска, демонстрирует свою неработоспособность и возвращается на доделку.
Нетрудно представить себе коррупционный потенциал, который изначально закладывается в эту схему: эдак можно что угодно «дорабатывать напильником» долгие годы, а затем просто развести руками и сказать, что не получилось. Один из авторов идеи, начальник Стратегического командования Великобритании генерал Хокенхалл, заявил на этот счёт, что подобные риски есть, но они являются приемлемой ценой за скорость.
И хотя подразумевается скорость инноваций, на деле речь пойдёт, скорее, о скорости наполнения чьих-то карманов – в этом отношении британский план ничем не хуже задумки Rheinmetall о строительстве подземных филиалов на территории Украины. С нашей стороны подобные инициативы тоже можно только поддержать: чем больше денег осядет у жадных чинуш, тем меньше пойдёт в направленное против России дело.
Информация