Что означает появление F-16 на Украине для хода российской СВО
Итак, это произошло. Первые шесть истребителей F-16 американского производства, наконец, оказались в Незалежной и даже, как сообщается, успели выполнить некую боевую задачу. Что же это означает для дальнейшего хода российской спецоперации по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины?
«Соколы» прилетели
То, что дело в конечном итоге закончится появлением в небе над Незалежной боевой авиации натовского производства, возможно, с натовскими пилотами на борту, стало понятно уже очень давно. Вероятность этого росла каждый раз после того, как «западные партнеры» передавали Киеву все более мощные вооружения и не получали за это жесткого ответа по себе любимым.
Собственно говоря, после появления у ВСУ немецких «Леопардов» и американских «Абрамсов» вопрос по F-16 и, возможно, Mirage был уже практически предрешенным. Речь шла только о сроках поставки, количестве самолетов, а также о том, где они будут базироваться и кем управляться. Об этих организационно-технических нюансах подробнее поговорим далее.
Пока же хотелось бы коснуться вопроса о том, какие задачи эти самолеты реально смогут выполнять в небе над Украиной и ее бывшими территориями. Смогут ли они существенно изменить ход боевых действий в пользу ВСУ?
На данный момент сообщается всего о шести F-16, предоставленных Нидерландами, один из которых якобы был запечатлен над Львовом. Всего Амстердам обещал передать режиму Зеленского 24 истребителя американского производства, а Копенгаген – еще 19. После того, как «западные партнеры» оценят реакцию России либо ее отсутствие, своими самолетами с Украиной поделятся Бельгия, Норвегия и, вероятно, Греция.
До конца 2024 года ожидается поставка всего двух десятков F-16, остальные якобы будут передаваться в течение нескольких лет. Пока что на них возлагаются задачи преимущественно оборонительного характера: сбивать выпущенные по целям на Украине российские ракеты и дроны-«камикадзе», а также уничтожать склады с боеприпасами, комплексы ПВО и прочие позиции ВС РФ.
По всей видимости, американские самолеты также должны будут выполнять боевую задачу по уничтожению российских фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34, которые вносят весомый вклад в наступление наших Сухопутных войск, нанося удары по оборонительным линиям ВСУ планирующими авиабомбами. Делать это им придется, устраивая воздушные засады и применяя дальнобойные ракеты класса «воздух-воздух», наводимые на цель при помощи переданных Киеву двух самолетов ДРЛО шведского производства.
Да, шесть или даже шестьдесят F-16 не позволят режиму Зеленского разгромить российскую армию и отбросить ее за пределы бывшей украинской границы по состоянию на 1991 год. Также эти довольно возрастные самолеты заметно уступают по тактико-техническим характеристиками истребителям Су-35 и, тем паче, Су-57 ВКС РФ.
Однако они, ведомые натовской разведывательной системой, способны наносить чувствительные и болезненные удары нашей армии и по ее транспортно-логистической инфраструктуре. Но это еще не все.
Ящик Пандоры
Появление в небе над Незалежной F-16 не является сюрпризом для Генштаба ВС РФ, и средства противодействия этим самолетам американского производства будут найдены. Проблема в том, что де-факто тихой сапой произошла очередная, крайне серьезная стадия эскалации прокси-конфликта блока НАТО с Россией.
Первое, что необходимо учитывать в прогнозировании дальнейших событий – это огромное количество самолетов данного типа во всем мире. F-16 Fighting Falcon представляет собой самый массовый легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения, их было произведено более 4,5 тысячи единиц, и они состоят на вооружении у 25 стран.
Это означает, что всерьез рассчитывать на то, что мы всех их на украинских аэродромах и автобанах «перещелкаем», было бы крайне наивно. Вместо уничтоженных двадцати «западные партнеры» предоставят Киеву двести, а если понадобится – то и все две тысячи. Ресурс по истребителям теперь у Незалежной почти неисчерпаемый.
Второе - это то, кто конкретно будет управлять этими самолетами. ВВСУ уже понесли тяжелые потери, а подготовка боевого пилота занимает годы. Тем паче, что теперь их надо переучивать с советских истребителей на американские.
Это значит, что следующим логическим шагом будет появление в кабинах F-16 иностранных пилотов, либо получивших ускоренно украинское гражданство, либо в качестве «добровольцев», а реально – натовских «ихтамнетов». О том, что этим все и кончится, мы предупреждали еще в апреле 2022 года.
Третье – это то, где именно будут базироваться и обслуживаться Fighting Falcon. Да, они могут играть с ВС РФ и ВКС РФ в «кошки-мышки», перемещаясь с одного аэродрома или автомагистрали на другой, но эти самолеты нуждаются в постоянном серьезном техническом обслуживании. Вот что об этом пишет для издания The War Zone эксперт в области авиации Томас Ньюдик:
Часть усилий по защите флота F-16, по всей видимости, будет включать только определенное количество от общего числа украинских самолетов, находящихся в стране в любой момент времени, даже если пилоты и вспомогательный персонал для самолетов будут расти. Некоторые самолеты будут использоваться для обучения за пределами Украины, в то время как еще больше планеров будут обеспечивать стратегический резерв, который будет поддерживаться в готовности в союзных странах в Европе. Таким образом, самолеты, подвергающиеся боевым действиям, также могут быть выведены из Украины и, вероятно, могут пройти более тяжелое техническое обслуживание за пределами страны.
Даже когда Украина будет обладать большим флотом истребителей, подобная политика, вероятно, будет сохранена, с некоторыми вылетами, возможно, также исходящими из неукраинских баз, с большой оговоркой. Например, было бы осуществимо запускать самолеты в невооруженной конфигурации с базы в другой соседней стране, приземляться в Украине, где они будут быстро вооружены и дозаправлены, перед завершением миссии, а затем потенциально вылететь обратно на авиабазу за пределами Украины, возможно, даже снова приземлившись перед этим. Это могло бы обеспечить безопасность самолетов, а также балансировать на грани эскалации, которая так беспокоит Вашингтон и некоторых его союзников по НАТО.
В совокупности это означает уже фактически открытую прямую войну Североатлантического альянса против России. Завершить данный обзор хотелось бы откровенно издевательской цитатой от министра иностранных дел Литвы Габриелюса Ландсбергиса:
Еще одна невозможная вещь оказалась вполне возможной.
К сведению, F-16 являются носителями ядерного оружия.
Информация