Три шага для нейтрализации вражеской системы ПВО на Украине

30

Достижение ВКС РФ стратегического господства в небе над Украиной является непреложным условием для выполнения заявленных президентом Путиным целей и задач СВО. Без этого просто невозможно будет ВС РФ без неприемлемых потерь форсировать Днепр и освободить правобережные территории РФ. Но как конкретно это сделать?

Для того чтобы российская авиация могла свободно действовать в небе над Украиной, необходимо лишить возможности это делать ВВС противника, а также нейтрализовать его систему ПВО. Про первую задачу подробнее поговорим отдельно, а пока хотелось подробно коснуться темы нейтрализации вражеской противовоздушной обороны.



«Дикие ласки»


Во Вьетнаме, а потом в Ираке и в других вооруженных конфликтах ВВС США активно применяли специализированные эскадрильи под названием «Дикие ласки», главной задачей которых было выявление и уничтожение зенитно-ракетных комплексов противника.

Появление у Северного Вьетнама в 1965 году современных ЗРК советского производства стало для Пентагона крайне неприятным сюрпризом. По американским данным, потери от их огня составили более 200 самолетов. По некоторым отечественным источникам, к 1968 году ВВС США потеряли там более 800 самолетов.

Ответом стало создание специальных эскадрилий, оснащенных оборудованием предупреждения об облучении РЛС и запуске зенитной ракеты. Эти самолеты сознательно провоцировали ПВО противника на включение, заходя в радиус действия, после чего атаковали противорадиолокационными ракетами. «Дикие ласки» действовали либо в составе сопровождения бомбардировочной авиации, либо в режиме свободной охоты.

Данная тактика давала свои результаты и во Вьетнаме, и в Ираке в ходе операции «Буря в пустыне», когда США с союзниками выносили эшелонированную систему ПВО Саддама Хуссейна. Но надо ли говорить о том, с каким риском для самолетов и их пилотов сопряжена такая «охота на живца»?

Израильский путь


Несколько иным, более рациональным и бюджетным, способом проблему борьбы с вражеской системой ПВО решили в Израиле.

В конце 80-х годов прошлого века компания Israel Aircraft Industries (IAI) разработала специализированный противорадиолокационный дрон Harpy, или «Гарпия». Построен он по схеме летающего крыла, запускается из транспортно-пускового контейнера при помощи стартовых ускорителей и направляется на боевое патрулирование по заданному маршруту.

В случае обнаружения в заданном секторе сигналов от работающей РЛС ЗРК «Гарпия» самонаводится на него и уничтожает в режиме «камикадзе» осколочно-фугасной боевой частью. Стоимость такого самолето-снаряда оценивалась всего лишь в 70 тысяч долларов!

Если сравнивать с тем, сколько стоит истребитель, выбор явно склоняется в пользу барражирующих противорадиолокационных боеприпасов, которые могут применяться более массово и без риска для жизни пилотов. Однако на Harpy израильтяне не остановились и разработали еще более совершенный дрон IAI Harop.

В отличие от «Гарпии», этот беспилотник имеет двойное назначение и может применяться многократно. Harop оснащен радаром и цифровой камерой с углом обзора 360 градусов, имеющей высокое разрешение. Он может применяться в качестве воздушного разведчика, патрулируя заданный район, и, обнаружив цель, атаковать ее, «самоубившись». Но если РЛС в ходе полета не была найдена, то боевой взвод снимается, и дрон в автоматическом режиме возвращается на базу для дозаправки и техобслуживания.

Когда в небе кружат Harpy и Harop, у расчета ЗРК противника выбор невелик: или сидеть тихо, не активируя радар, или попытаться его включить, но с высочайшим риском быть уничтоженным «камикадзе». И это наводит на определенные мысли.

Реалии СВО


Проблема с нейтрализацией украинской системы ПВО заключается в том, что она с весны 2022 года не вполне украинская. Часть ЗРК там по-прежнему советского производства, часть – уже натовские, но главное – управляются они де-факто при помощи натовской системы воздушно-космической разведки и связи. Сбивать американские АВАКСы или спутники приказа не дано.

Вражеский расчет ПВО может сидеть тихо в засаде где-нибудь у границы Брянской, Курской или Белгородской области, получая внешние данные о взлете и перемещениях российских самолетов, и включить РЛС только в последний момент, непосредственно перед запуском зенитной ракеты. Отстрелявшись, ЗРК быстро сворачивается и меняет позицию. В реалиях СВО к исходу третьего года войны бороться с этим можно несколькими способами.

Во-первых, необходимо повышать информационную осведомленность о происходящем на поле боя и над ним. Например, увеличивая количество РЛС типа «Сыч» на различных носителях – от штатных Су-34 до высотных стратегических разведывательных БПЛА, которые можно приобрести у северокорейских союзников.

Во-вторых, имеется техническая возможность быстро обзавестись значительным количеством функциональных аналогов израильских Harpy и Harop. Сделать их можно на базе дронов-камикадзе семейства «Герань», которые прошли большую эволюцию. Сперва они летали на низких высотах в один конец только по заранее установленным координатам. Потом появились скоростные версии, построенные из композитных материалов, оснащенные реактивным двигателем.

Теперь на них устанавливаются обзорные видеокамеры, и появилась возможность корректировки курса в режиме онлайн. До установки головки самонаведения от серийно производимых противорадиолокационных ракет остался один последний логический шаг. Также можно добавить возможность возвращения на базу после завершения патрулирования, а боевую часть сделать в виде ударного ядра, чтобы снизить риски поражения встречным зенитным огнем с земли.

Десятки запускаемых в небо противорадиолокационных «Гераней» с винтовым или реактивным двигателями способны заставить вражескую систему ПВО сидеть тихо, как будто ее и нет, расчищая дорогу для пилотируемых самолетов.

В-третьих, если все же противник будет стараться разменять свой ЗРК на российский истребитель, то имеет смысл творчески переработать американский опыт с «Дикими ласками». В качестве «подсадной утки» может выступать сверхманевренный истребитель Су-30СМ, а охотниками будут малозаметный на радарах Су-57 с противорадиолокационными ракетами и те противорадиолокационные «Герани», что поспеют к РЛС первыми.

При таком комплексном подходе эффективность «засадных» действий украинской ПВО значительно снизится, и российская авиация повысит свои возможности в обеспечении наступательных действий ВС РФ.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    26 ноября 2024 09:10
    Всё правильно написано. Было бы желание и всё можно сделать. Но три года войны, "а воз и ныне там". Значит нашего Главверха всё устраивает. А это значит, что главная война ещё впереди!
  2. Не знаю, ласки были там дикие или домашние, но в Афганистане бармалеи освоили разные ПЗРК типа "Стингер" или "Редай", которыми успешно сбили в том числе и будущего врио президента России Руцкого, чуть было не лишив ее видного политического деятеля современной эпохи.

    Теоретизировать можно бесконечно долго, но для этого есть специальные люди, окончившие Академию Генштаба ВС РФ.
    1. +8
      26 ноября 2024 10:13
      Теоретизировать можно бесконечно долго, но для этого есть специальные люди, окончившие Академию Генштаба ВС РФ.

      Это которые СВО спланировали и воюют по фильмам Михалкова?
      1. Хорошо, что хоть не по фильмам Сергея Бондарчука.
        1. Я так понимаю, запланирована целая серия опусов:

          Три шага для нейтрализации вражеской (артиллерии, морской пехоты, авиации, танков) на Украине.
        2. +5
          26 ноября 2024 18:16
          Хорошо, что хоть не по фильмам Сергея Бондарчука.

          Таких, как ты, уверен, корежит от фильмов "Они сражались за Родину" и "Судьба человека", правда?
          1. А кроме перечисленных ты других фильмов Бондарчука и не знаешь.
            1. +3
              26 ноября 2024 19:21
              А кроме перечисленных ты других фильмов Бондарчука и не знаешь.

              Это великие советские фильмы о Великой Отечественной войне. В отличие от "творений" Михалкова, которыми вдохновляются некоторые наши военачальники, судя по тому, как они три года воюют.
              Ты, "новый гражданин", не хочешь, чтобы российская армия воевала по фильмам Бондарчука?
              1. "Война и Мир", "Ватерлоо"? Не-а, не хочу.

                Что ты там к Михалкову привязался? Он всемирно известный человек, в отличие от тебя.
                1. +1
                  27 ноября 2024 07:49
                  Война и Мир", "Ватерлоо"? Не-а, не хочу.

                  Они не имеют отношения к ВОВ.

                  Что ты там к Михалкову привязался? Он всемирно известный человек, в отличие от тебя.

                  Гитлер тоже всемирно известный был, если что. Известность не является показателем правоты или личных качеств человека.
                  Привязался потому, что Михалков всякий антисоветский треш снял про ВОВ, а теперь по его фильмам воюют, беря за ролевую модель персонажей Мадянова
                  1. а теперь по его фильмам воюют, беря за ролевую модель персонажей Мадянова

                    Вот эти твои рассуждения у меня кроме смеха ничего не вызывают. А у тебя вообще какое воинское звание? Оно хоть имеется какое-никакое?
                    1. +1
                      27 ноября 2024 11:36
                      Вот эти твои рассуждения у меня кроме смеха ничего не вызывают.

                      Мне если честно, по барабану. Смех без причины признак дурачины. hi
                      Или происки прямого врага, приехавшего в мою страну, получившего российский паспорт и анонимно гадящего на приличных людей. Я за второй вариант. yes
              2. -3
                26 ноября 2024 21:02
                выражение прокси война слышал? у российских военачальников нет в целях спасать и кормить хохла. хохол расходник. поэтому не будет штурмов городов, спасения мирняка, сохранения культурных и научных ценностей и капитуляции верхушки салорейха. это не типичная война а забой подопытного скота. hi Судя по численности дохлого противника, российские военачальники воюют хорошо.
                1. Я тоже полагаю, что российские военачальники воюют хорошо, а Дружок утверждает, что они воюют по фильмам Михалкова.

                  Численность дохлого противника нам не известна, есть только предположительные оценки, при этом ВВП сказал, что потери Украины и России соотносятся как 5 к 1. Вот и считай.
                  1. -1
                    27 ноября 2024 07:50
                    Я тоже полагаю, что российские военачальники воюют хорошо, а Дружок утверждает, что они воюют по фильмам Михалкова.

                    Так ты иди сам проверь, заключи контракт с МО и сходи в штурм. Туда сегодня даже тебя возьмут, с твоим возрастом и "новым" паспортом РФ. Пойдешь лесопосадки брать.

                    Численность дохлого противника нам не известна, есть только предположительные оценки, при этом ВВП сказал, что потери Украины и России соотносятся как 5 к 1. Вот и считай.

                    А кто ВВП эти цифры докладывает? Те, кто сводки Конашенкову составляют?
                    1. Так ты иди сам проверь, заключи контракт с МО и сходи в штурм. Туда сегодня даже тебя возьмут, с твоим возрастом и "новым" паспортом РФ. Пойдешь лесопосадки брать.

                      Наконец, я без твоих советов обойдусь, что мне надо делать. Ты мелок слишком дяде тут советы раздавать:))
                      1. +3
                        27 ноября 2024 11:34
                        Наконец, я без твоих советов обойдусь, что мне надо делать.

                        Другие люди тоже здесь прекрасно обходятся без твоих советов и гаденьких комментариев. yes

                        Ты мелок слишком дяде тут советы раздавать:))

                        Называя кого-то мелким, ты самого себя считаешь великим? wink Сказал бы я, кто ты и что ты на самом деле. но модератор затрет.
                        Да ты и сам про себя все знаешь, верно? yes
                2. 0
                  28 ноября 2024 09:21
                  Судя по численности дохлого противника, ,,,

                  У меня родные на четырёх кладбищах лежат. И я вас уверяю, наши потери не меньше. Я постоянно говорю:"Так воевать нельзя!" За три года, ни одной наступательной операции с окружением противника! Одни лобовые штурмы и рукопашные схватки. Русских уничтожаем, мигрантов завозим. Это война на уничтожение русского мира!!!
                  1. 0
                    28 ноября 2024 20:45
                    каких русских ты там уничтожаешь? шароварных макак которым не хватило мозгов даже каменный топор изобрести или веришь что они все таки выкопали черное море? и что такое русский мир? лживый, завистливый хохол явно к нему не относится. русский мир это прежде всего человеческие ценности. образованный таджик или азербайджанец в этом плане предпочтительнее мстительного, подлого украинца. не говоря про выходцев с западных стран которые бегут в Россию от либеральной повестки, которым хохол в подметки не годится.
        3. +1
          26 ноября 2024 21:22
          Ой, блин, всуе не поминайте. Плевался над "9 ротой". При просмотре "Сталинград" рвотный рефлекс начался через 5 минут. Бондарчуку бы с собчачкой и бузовой фильмы ставить. Во где разгул секс. фантазий
          1. Алё, речь идет о Сергее Бондарчуке, а не о Фёдоре.
            1. 0
              28 ноября 2024 13:27
              Вы правы- я не о Сергее. За один фильм "Они сражались за Родину" ..... Это шедевр не только режиссёрский. Роль Звягинцева - гениально сыграно. Я уж не говорю про "Войну и мир". Вы правы не Фёдор- на этом природа даже не отдохнула, а отоспалась и оттопталась.
      2. +1
        27 ноября 2024 12:13
        Именно! для них недавно опять выпустили пособие - Любовь Советского Союза! Противно было смотреть, как они Великого Сталина сделали этаким самодуром.
        Вроде времена меняются, а эти ренегаты продолжают нашу молодежь пичкать антисоветчиной и высерами а-ля солженицын....
  3. +3
    26 ноября 2024 10:45
    Военный приём "разведка боем" с целью выявления огневых точек противника, известен задолго до всяких "диких ласок".
    Что тут нового?
    Провоцируй, выявляй, засекай, уничтожай.
    Разве для авиации или ПВО по-другому?
    1. +1
      27 ноября 2024 01:29
      Цитата: prior
      Военный приём

      Удивляют меня стратЭги сидя (лёжа) на "диванном полегоне".
      Извиняюсь, у Вас всё прям как в "реале": пас, гол, победа! Может и попкорн имеется?
      1. 0
        28 ноября 2024 08:55
        А меня не удивляет ваша стратЭгия - ничего не предлагать, перейти на личности и набросить на вентилятор.
        Ещё более старый приём, чем разведка боем.
  4. 0
    26 ноября 2024 20:57
    а что так можно было? столетиями профессиональные военные свое дело развивают как науку и искусство. им виднее как правильно поступать.
    1. -1
      27 ноября 2024 07:53
      а что так можно было? столетиями профессиональные военные свое дело развивают как науку и искусство. им виднее как правильно поступать.

      Это те, которые СВО спланировали? Или те, что в Лефортово сидят за казнокрадство в МО? Или какие-то другие?
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        28 ноября 2024 20:57
        а ты надеялся освободить крыс от крыс? в целях СВО крыс уничтожить. нравятся украинцы? ну так чемодан, вокзал, киев. живи среди них и наслаждайся. а России они не нужны ни живьем ни тушкой. И СВО успешно с этим справляется. все эти "насильно" мобилизованные как бродячие собаки на улице с рожами явно рожденными по пьяни в результате инцеста со следами сифилиса у предков успешно уничтожаются.
  5. 0
    11 декабря 2024 07:41
    терпение и труд все перетрут + количество переходит в качество а лучше выиграть войну за умы и сердца малороссиян