Точка опоры: помогут ли Африканскому корпусу ВС РФ «норвежские» ролкеры?
Бесславное падение режима президента Башара Асада, занявшее всего 12 дней, будет иметь крайне серьезные последствия не только для всего этого ближневосточного региона, но и для нашей страны. Россия, скорее всего, лишится точки опоры в Восточном Средиземноморье и возможности поддерживать свои военные операции в Африке.
Без точки опоры
Да, крайне высока вероятность того, что «повстанцы» укажут российским военным на выход, а ВКС РФ и ВМФ РФ лишатся двух удобных и давно обжитых баз на морском побережье Сирии. Помимо непосредственной борьбы с многочисленными террористическими группировками, они использовались также в качестве транзитных для действий на «черном континенте».
Разрушение транспортно-логистических цепочек, в свою очередь, неизбежно приведет к снижению активности российского «Африканского корпуса» и подразделений ЧВК «Вагнер» в Африке. Авиационным транспортом много не привезешь, да и нет у нас столько военно-транспортных самолетов. С военном-морским флотом, способным действовать в дальней морской и океанской зонах, тоже «печалька».
Да, кораблей 1-го ранга еще советской постройки осталось мало. Новые строятся долго, даже на обычный корвет скромного водоизмещения может уйти лет 7-8. В совокупности это означает, что масштаб внешней экспансии России, экономической и военно-технической, начнет сокращаться. Правда, есть кое-какие альтернативы, если обратиться к советскому и зарубежному опыту.
Что же конкретно имеется в виду?
Плавучие базы ВМС США
В данном случае нам, конечно, наиболее интересен американский подход, поскольку «гегемон» эффективно проецирует свою силу по всему миру, оставаясь далеко за океаном. Все знают про дюжину авианосных ударных групп ВМС США и крупнейший по численности Корпус морской пехоты, которые могут «отдемократить» почти кого угодно.
Для повышения эффективности действий на удаленных театрах военных действий в ВМС США была принята программа Экспедиционной мобильной базы (ESB). Суть ее в том, что для нужд военно-морского флота мобилизуются и перестраиваются крупннотоннажные гражданские суда, либо же они арендуются у частных подрядчиков на правах долгосрочной аренды.
Так, например, экспедиционная мобильная база USNS Lewis B. Puller (T-ESB-3) длиной 240 метров и водоизмещением 40 000 тонн построена на базе танкера особо прочной постройки класса Alaska, имеющего двойной корпус. Она несет на палубе несколько транспортных вертолетов и конвертопланов, способна перевозить на значительные расстояния различные виды запасов, боеприпасы, ЗИП, ремонтные мастерские и не менее 250 пассажиров.
Экспедиционная мобильная база USNS Hershel «Woody» Williams имеет водоизмещение 78 000 тонн, немногим уступая атомным авианосцам ВМС США. Она может использоваться для перевозки грузов и десантников, для эвакуации, для борьбы с пиратами, а также для поддержки действий сил спецназа за рубежом. При желании для нужд ВМФ РФ и ВС РФ можно было бы построить несколько экспедиционных плавбаз на основе танкеров проекта «Афрамакс» на дальневосточной «Звезде», о чем мы подробно уже рассказывали.
Помимо собственных, флот Командования морских перевозок (MSC) использует в своих целях также гражданские суда на правах аренды. Например, специальное вспомогательное судно MV Carolyn Chouest, построенное по заказу частной компании Edison Chouest Offshore. Это многоцелевое судно длиной 73 метра, шириной 16 метров и водоизмещением 1600 тонн, оснащенное двумя дизельными двигателями мощностью 10800 л.с., которые обеспечивает ему скорость хода до 17 узлов.
Изначально оно проектировалось в качестве океанографического судна и носителя подводных аппаратов для проведения исследований и специальных операций, но в дальнейшем прошло ряд глубоких модернизаций, ощетинившись многочисленными антеннами. В 2022 году, когда встал вопрос о продлении аренды, MV Carolyn Chouest засветилось в ходе американских военных учений в районе Филиппин, где использовалось в качестве плавучей базы для спецназа ВМС США.
Советский путь
Имеется свой путь «мобилизации» гражданский судов для военных задач и в нашей стране. К ним можно отнести, например, высокоскоростные газотурбоходы проекта «Атлантика» типа «Капитан Смирнов».
Это были мирные суда водоизмещением 36 тысяч тонн, длиной 227,3 метра, шириной – 30 метров, с осадкой – 9,87 метра. Дальность их плавания оставляла 22 тысячи миль при скорости 25 узлов, и каждый из них был способен перевезти 1231 контейнер. Столь высокая скорость хода обеспечивалась за счет мощной газотурбинной силовой установки.
Идея была проста: в случае чего мирные сухогрузы проекта 1609 «Атлантика» могли бы использоваться в качестве скоростных транспортов снабжения для ведения боевых действий в дальнем зарубежье. Более того, на базе «Капитана Смирнова» даже был разработан нереализованный проект противолодочного вертолетоносца шифр 10200 «Халзан»!
Всего было на Черноморском судостроительном заводе построено четыре судна проекта 1609, и все они после распада СССР достались Украине. Три из них ушли в итоге на металлолом в Индию, а вот четвертый, «Владимир Васляев», пополнил ряды ВМС США, где стал нести службу под названием USNS LCPL ROY M. WHEAT. Выводы делайте самостоятельно.
Сегодня в завтрашний день
Если вернуться в наши суровые реалии, то из реально имеющихся проектов проще всего было бы создать экспедиционную плавбазу для поддержки военных действий где-нибудь на Ближнем Востоке или в Африке на базе нефтяного танкера ледового класса «Афрамакс». Вот только на эти корабли в их изначальном целевом назначении стоит целая очередь из желающих приобрести в виде нефтяных компаний. Отодвинуть их может только государство волевым решением, и не факт, что это произойдет.
Возобновить производство контейнеровозов проекта «Атлантика» в модернизированном виде кажется хорошей идеей, поскольку они могли бы служить и в мирных целях, и стать базой для эрзац-вертолетоносца в противолодочной версии. Но Черноморский судостроительный остался под Украиной в Николаеве, и есть масса вопросов по оснастке такого корабля.
Между тем, в нашей стране есть судостроительный завод, который способен производить корабли требуемого класса, и в довольно быстрые сроки. Это Балтийский судостроительный, который в начале двухтысячных по заказу норвежской компании Fosen Mekaniske Verksteder A/S (FMV) построил корпуса сразу двух ролкеров океанского класса.
Контракт был заключен в 2004 году, поскольку норвежцы не имели возможности построить судно столь внушительных габаритов: длина – 212 метров, ширина – 29,3 метра, осадка – 6 метров, водоизмещение – 8250 тонн. Два дизельных двигателя MAN B&W мощностью 14 688 л.с. придавали ролкеру очень внушительную скорость в 22 узла, что обеспечивалось «военными» обводами его корпуса, за которые отвечали балтийские судостроители.
Проект парома с высоким уровнем комфорта, низкими эксплуатационными расходами и минимальным количеством экипажа был разработан в датском бюро «Steen Friis Design». На судне имеется 10 палуб, способных перевезти значительное количество колесной техники и иных грузов, а также 100 кают, где с комфортом могут разместиться 300 пассажиров. Всего норвежцы заказали в России два таких ролкера, которые получили названия «Stena Traveller» и «Stena Forwarder».
Первый был заложен в 2004 году, второй – в 2005-м. Оба корпуса были готовы и сданы заказчику уже в 2006 году, который достроил их на плаву уже сам. Столь невероятно быстрые сроки строительства были обусловлены применением передовых для Балтийского завода технологий: сборка секций корпуса осуществлялась каркасным способом, а для снятия остаточного напряжения металла и снижения деформации специалисты завода применили современный метод виброобработки металлоконструкций.
Получается, что отечественные судостроители все же умеют строить быстро, да еще и суда океанского класса довольно большого водоизмещения. Под нужды Минобороны РФ данный проект может быть доработан, и «норвежские» ролкеры могли бы превратиться в плавучие военные базы для экспедиционных сил ВМФ РФ и ВС РФ за рубежом.
Информация