Как безупречную репутацию бренда «Сухой» подмочил его Суперджет

7

Когда в мае 2019 года с Sukhoi Superjet 100 в аэропорту «Шереметьево» случился трагический инцидент, кое-кто смело предрёк ему не вполне успешную судьбу Ту-104. Таких экспертов тогда тут же обвинили в отсутствии патриотизма и в косвенной предвзятой антирекламе. По прошествии времени и продолжившейся череды неудач стало понятно, что авиалайнер едва ли не изначально был обречён на фиаско.

Счастливый неудачник


Конечно, жаль, что всё так сложилось, однако жизнь вносит в отечественную аэроиндустрию свои безжалостные коррективы. Начнём с того, что эксплуатация Sukhoi Superjet 100 на 60% зависит от поставок блоков и узлов с Запада. Так называемый проект RRJ-75 начал разрабатываться четверть века назад. В начале двухтысячных правительство Михаила Касьянова официально одобрило конструирование и строительство ближнемагистрального узкофюзеляжного самолета. В 2003-м КБ «Сухой» победил в конкурсе «Росавиакосмоса», обойдя соперника – КБ «Туполев» (с его Ту-334).



В общем, мы собирались составить конкуренцию чемпионам в сегменте регионального класса – бразильскому Embraer и канадскому Bombardier. Воздушное судно называли надеждой отечественной авиаотрасли, хотя задумывалось оно как транснациональный проект; лишь таким образом у него был шанс удержаться на рынке. Здесь необходимо уточнить: все современные пассажирские самолёты – Airbus, Boeing, Comac – выпускаются в условиях глобальной кооперации.

Посему несмотря на пропаганду модели в качестве отечественного лайнера, российским он являлся менее чем наполовину. Турбины поставляло франко-российское СП PowerJet, авионику – Thales из Франции, энергохозяйство и люки соответственно Hamilton Sundstrand и Boeing из США, кресла – Ipeco из Великобритании и т.п. Готовый Superjet оказался на 3,5 т тяжелее положенного и потреблял на 10-12% горючего больше, нежели запроектировано, что, естественно, ухудшило показатели экономичности. Однако делать было нечего – машину приняли в производство. Примечательно, что заминки с её изготовлением посыпались почти сразу.

Неоправдавшиеся надежды


Во-первых, главный покупатель «Аэрофлот» запротестовал-де, свойства поступившего изделия не соответствуют заявленным. Во-вторых, в 2012 году Sukhoi Superjet 100 с 45 людьми на борту разбился вблизи Джакарты. Причиной трагедии послужил человеческий фактор. Наконец, в третьих, двигатели на этот самолёт серийно не производились, а собирались на французском предприятии в эксклюзивном порядке. Колёса создавал Michelin, для чего соорудили отдельный конвейер.

Неудобно было и то, что если конкретная деталь выходила из строя, её приходилось ждать от партнёров весьма долго. Перечисленные факторы не могли не сказаться на ритмичности поставок и качестве обслуживания. В 2018 году в авиакомпании Brussels Airlines заявили: по техническим причинам за неполный месяц там были вынуждены перенести 92 рейса. Самолёт начал занижать показатель налёта. Так, в том же году аэрофлотовский парк «Сухих» ежесуточно находился в воздухе лишь 3,3 часа, в то время как изношенные Embraer – 5,5 часов.

Зарубежные операторы постепенно стали избавляться от этого типа лайнеров, делать возвраты. Некоторые из 22 «Сухих» мексиканской InterJet пришлось при ремонте разобрать и поставить вынутые из них детали на более надёжные борта. Российская сторона в тот раз выплатила в виде компенсации $40 млн. В конце концов Мексика отказалась от такой хлопотной продукции. В 2019 году её примеру последовала Ирландия – CityJet была единственной европейской компанией, использовавшей Sukhoi Superjet 100. Тем временем «Аэрофлот» поневоле продолжал сотрудничать с поставщиком, ведь ВТБ-банк по поручению правительства выделял средства под новые партии.

Позорный крах, который не хочется признавать


Главный недостаток проекта – недолговечные, быстро ломающиеся турбовентиляторы. Смежником по ним фигурировала фирма Safran SA из Парижа, на пару с ПАО «ОДК-Сатурн» из Рыбинска собиравшая двигатели.

Несколько менее актуальная, но всё-таки важная проблема – непрочные шасси, крепление которых не всегда выдерживает критическую нагрузку и может лопнуть в самый неподходящий момент. Из-за этого на аэрофлотовском борту 5 лет назад после вынужденного приземления в «Шереметьево» и начавшегося пожара погибли 40 пассажиров и член экипажа. Итоги работы комиссии по расследованию с причинами происшествия по сей день не обнародованы. 24 ноября с. г. в Анталии в ходе аварийной посадки имел место похожий случай. Правда, слава Богу, жертв удалось избежать.

Хотя «Сухой» – в принципе неплохой самолёт, на нём перманентно что-нибудь выходит из строя. То гидравлическая система сбоит, то кондиционеры глючат… То есть, похоже, идею, концепцию, опытный образец в своё время не довели как положено до ума: модель сырая. За 13 лет работы аварии с ней унесли жизни 89 человек, полностью утрачены 9 изделий из 232 выпущенных. Немудрено, что с недавних пор в отечественных соцсетях заговорили, что самолёт скоро начнут выводить из эксплуатации.

История с «Сухим» Суперджетом – жестокая неизбежность?


После наложения экономических санкций на нашу авиапромышленность число проблем лишь возросло. Сейчас положение таково, что количество задействованных судов практически сокращается наполовину в силу отсутствия условий для полноценного ремонта двигателей. И вот вам наглядная статистика: в 2021-м критических ситуаций зарегистрировано 134, в 2023-м – 289.

Между тем аналитики рынка уверены: своих ремкомплектов не предвидится, а получить сторонние детали на силовой агрегат без участия недружественной стороны невозможно. Если вопрос с капремонтом в течение нескольких месяцев не прояснится, самолёту отпущено ещё пару лет, не более. А импортозамещение буксует. «Аэрофлот» намеревались снабдить полностью отечественными версиями Sukhoi Superjet 100 к началу 2024 года. Однако двигатель ПД-8, который мог прийти на смену французскому SAM146, показал неудовлетворительные результаты испытаний. Плюс импортозамещённый вариант дороже аналога: $10 млн против $6-7 млн.

Наконец, пока на Украине проводится специальная военная операция, едва ли хватит потенциала для серийного выпуска. И, согласно самым радужным предсказаниям, модификация увидит свет в 2027 или 2028 году. Боюсь, подобная участь уготована и долгожданному МС-21, на который возлагаются слишком уж большие надежды, что всегда чревато...
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Сегодня, 07:01
    Меня всегда удивляло в соотечественниках, что в 90 е годы, когда были угроблены не только предприятия, но и целые отрасли (!) -не было массовых серьёзных протестов населения.

    Наоборот, с энтузиазмом принялись челночить, "выживать" разными способами. Разошлись по гаражам и сомнительным фирмочкам.... laughing

    Ельцин называл это "мудростью народа" и "русской смекалкой", а по--моему это было демонстрацией жуткого убожества общества, не способного защитить свои интересы.

    Вот и пришли к тому, что таким....... полагается По заслугам!
    1. 0
      Сегодня, 10:49
      Борис, а какие протесты нужны были? Регулярный выход на Красную площадь с плакатами? Или еще один 1991 год? В том-то и дело, что трудяги это не силовики. Сделали единственное, что было возможно.
  2. -2
    Сегодня, 08:31
    С чего бы это Сухой подмочил репу? Они же военные самолёты делают, а не международные гражданские конструкторы. Тем более кондициoнеры.. Это как сказать, что физик-ядерщик подмочил репутацию не сумев отштукатурить стену. Это же не его специализация, что за глупость. negative
    1. +1
      Сегодня, 09:27
      А зачем же тогда "Сухой" влез на конкурс и выиграл его, обещая сделать лучше других и Туполева в частности? Просто у "Сухого" на тот момент было больше денег за счет продажи военной техники за рубеж и он вляпался не в свое дело... И разве после такого он не виноват? Странная у вас логика.
    2. 0
      Сегодня, 09:32
      Дак не надо было лезть в гражданскую авиацию, но тут чисто перетянуть бюджеты с Туполева на себя.
  3. 0
    Сегодня, 09:02
    Имхо, статья и взгляд полностью противоречит тому, что писали о нем когдато, и здесьже, и в других СМи..
    Помнится, Сергей М. даже грамоту от депутатов за те статьи получил. И предлагал нарастить экспорт.

    Выходит, ктото врал?

    Так же писали, на ВО, французы успели довести до ума свои двигатели и они стали долговечными. (не проверено)

    Ну а на репутации СУ "непонятно" сказался и запиаренный когдато "шах и мат", а также Отношение индусов и нащих к Су-57.

    Увы. Ничего не поделать. Главное. выходит, деньги "освоить", а там ....
    1. 0
      Сегодня, 09:39
      Имхо, статья и взгляд полностью противоречит тому, что писали о нем когдато, и здесьже, и в других СМи..
      Помнится, Сергей М. даже грамоту от депутатов за те статьи получил. И предлагал нарастить экспорт.
      Выходит, ктото врал?

      https://topcor.ru/14724-kak-mnogostradalnyj-superdzhet-mozhet-poluchit-vtoroj-shans.html?ysclid=m50ny86c1e726109057
      Это та самая статейка?
      Не увидел там предложения нарастить экспорт.

      До тех пор «Суперджету» придется существовать при активной поддержке со стороны государства. Корпорация «Ростех» в настоящее время пристраивает среднемагистральные лайнеры в «добровольно-принудительном порядке» в авиакомпанию Red Wings. Президент Владимир Путин предложил ввести субсидии для снижения летного часа для владельцев «Суперджета»:

      Предлагаю запустить новую программу поддержки лизинга и эксплуатации российских воздушных судов. Для этого на 2020−2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии.

      Надо полагать, что авиаперевозчики точно не откажутся от мер господдержки в столь непростое время. «Суперджет» начинался очень непросто, но в среднесрочной перспективе имеет шанс занять свою нишу. Несмотря на финансовые потери по проекту, нет худа без добра: в России начали появляться собственные авиадвигатели и наладилось производство компонентов для самолетов.

      Будем надеяться, что этот технологический задел будет рационально использован уже при дальнейших разработках.

      Может, врете вы?