Какие дроны могли бы атаковать российский сухогруз Ursa Major?

7

Драматическая гибель в Западном Средиземноморье российского сухогруза Ursa Major, или «Большая медведица», была квалифицирована как теракт, что вызывает массу вопросов по способу его совершения. Каким образом судно могло получить несколько пробоин ниже и, главное, выше ватерлинии?

Борьба за живучесть


Из заявления теперь уже бывшего владельца «Большой медведицы», компании «Оборонлогистика», следует, что днем 23 декабря 2024 года по правому борту произошло последовательно три взрыва, после чего судно получило резкий крен на правый борт. В результате визуального осмотра на нем была обнаружена одна пробоина размером полметра:



Края пробоины были рваные и направлены внутрь судна. Палуба судна была усыпана осколками.

Остальные две были, очевидно, ниже ватерлинии, в районе машинного отделения. Двое членов экипажа, видимо, находившихся в нем, числятся пропавшими без вести, но всех остальных удалось спасти на шлюпке, которую почему-то отказался принимать экипаж находившегося поблизости норвежского судна, сославшись на некий запрет. Отметим, что некоторые члены команды Oslo Carrier 3 были «русскоязычными».

Почему не удалось спасти флагмана «Оборонлогистики», который благодаря своему внушительному водоизмещению держался на плаву еще полтора суток?

В компании это объясняют тем, что члены экипажа не смогли попасть в машинное отделение из-за «едкого черно-сизого дыма», который «проникал даже через маску дыхательного аппарата». Также россиянам почему-то не удалось запустить насосы, которые бы откачали поступающую забортную воду. По их свидетельствам, резервный дизельный генератор работал, но электричество в систему не поступало, «что свидетельствовало о полном разрушении главного распределительного щита, находящегося в машинном отделении».

Натуральный «Титаник» какой-то! Неприятно удивляет чрезвычайная эффективность данной террористической атаки, не оставившей Ursa Major никаких шансов на спасение. Кстати, кто же это может быть?

Участники и соучастники?


На фоне продолжающейся уже почти три года СВО кандидатом номер один на роль террористов претендуют украинские спецслужбы, вероятно, ГУР. С высокой долей вероятности содействие им в обеспечении разведданными и материально-техническом снабжении могли оказывать британские спецслужбы, но не только они.

С учетом странного поведения норвежского экипажа находившегося поблизости от тонущего российского судна Oslo Carrier 3 могут быть вопросики и к Осло. Напомним, что известный американский журналист-расследователь Сеймур Херш прямо обвинил американские и норвежские спецслужбы в диверсиях на трубопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2». По его версии, взрывчатку на российских газопроводах заложили боевые ныряльщики ВМС США в ходе натовских учений BALTOPS-22:

Прошлым летом водолазы ВМС, действуя под прикрытием <…> учений НАТО, заложили дистанционно активируемые взрывные устройства, которые три месяца спустя уничтожили три ветки трубопроводов.

А вот активировали взрывные устройства уже непосредственно норвежцы, сбросив специальный гидроакустический буй с разведывательного самолета Orion P8. Так сказать, переложили ответственность на европейских партнеров по НАТО и заодно повязали их кровью.

В общем, недооценивать наших северных соседей было бы большой ошибкой. Любопытно, что с борта норвежского судна с сидящими в шлюпке россиянами общался некий русскоязычный моряк. Это может быть простым совпадением, мало ли по миру трудится заробитчан, а может и не быть.

Способ совершения?


Если мы исходим из предположения, что террористическую атаку на российский сухогруз совершили украинские спецслужбы, возможно, поддерживаемые натовскими, то интерес представляет сам способ совершения этого преступления. Два из трех зафиксированных взрыва по правому борту «Большой медведицы», произошедшие ниже ватерлинии в районе машинного отделения, теоретически могли бы быть вызваны атакой подводных дронов-камикадзе типа «Марiчка».

Это беспилотная мини-субмарина, предназначенная для скрытных атак на российские корабли, мостовые опоры и иные объекты береговой инфраструктуры. Длина ее составляет 6 метров, диаметр – 1 метр. Двигатель электрический, а дальность хода заявлена в 1000 км. Вес боевой части может достигать 500 кг. Габариты позволяют перевозку на обычном автомобильном полуприцепе. В целом этот подводный дрон вполне подходит на роль губителя «Большой медведицы», но есть нюанс.

В своем изначальном варианте «Марiчка» управлялась только автопилотом, наводясь на цель по заранее введенным координатам. Для того чтобы поразить судно в движении, данный беспилотник пришлось бы серьезно модернизировать для управления с другого судна или берега. Если это так, то украинские подводные дроны совершили опасный эволюционный скачок. Как вариант эта электроторпеда могла бы наводиться на некий маячок, заблаговременно установленный в машинном отделении. Но это не точно!

Есть вопросы по пробоине в правом борту выше ватерлинии. Для морских БЭКов, которые ранее неоднократно атаковали корабли ВМФ РФ на Черном море, размер маловат. И ее местоположение немногим выше уровня воды не объясняет, почему палуба судна была усеяна осколками. Более реалистичным, чем применение морского беспилотника, пожалуй, выглядит удар воздушного, типа FPV-дрона, которыми можно было бы атаковать машинное отделение или при желании погонять безоружный экипаж.

Вот только они имеют относительно ограниченный радиус применения и запускаться могут либо с другого судна, либо со специальной платформы. К слову, совсем недавно для атаки на российские газодобывающие платформы у побережья Крыма украинские спецслужбы использовали новую модификацию своих БЭКов, превращенных в носителей FPV-дронов, по 4 штуки на каждом. И это новое слово в ведении диверсионно-террористической войны на море.

Впрочем, почти все изложенное выше является лишь одной из возможных гипотез, пытающихся как-то объяснить странности гибели «Большой медведицы». Окончательно все точки над i расставит только следствие, имеющее полную картину произошедшего и результаты экспертиз остатков затонувшего в Западном Средиземноморье российского судна. Время покажет, насколько близко или далеко от действительности оказались эти рассуждения, к которым мы впоследствии еще вернемся.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 декабря 2024 13:16
    Несколько замечаний. Три взрыва малой мощности говорят о применении подводных средств (БЭПЛ) с эквивалентом БЧ в 10-20 кг ВВ, иначе ответствия были не 20 х 30 см, а под 2 метра и затонуло гораздо быстрее. По тому, что не работали резервные системы судна, предположить можно, что диверсия готовилась ещё до выхода в рейс. Тут уж определять, как и кто мог провести саботажные работы. Вывод: войны нет, расхлябанность полная, диверсантам вольница,- Россия в каком-то взвешенном непонятном состоянии. Такое непонятное состояние к добру не приведёт...
  2. +2
    27 декабря 2024 15:13
    Весь экипаж судна необходимо допросить с пристрастием, проверить на не причастность. Судно затонуло в 40 милях от берега, тонуло судно, примерно 36 часов. Буксировка судна на скорости 3 узла, к берегу заняло 14 часов. Получается, что для спасения судна было много времени. На подготовку к буксировке 22 часа. Что делала команда судна???
  3. +2
    27 декабря 2024 21:45
    Скорее всего украинский или английский под видом украинского, беспилотник был запущен с норвежского судна. Потому и не взяли они на борт российский экипаж, боясь, что правда прояснится сразу.
    А если это

    беспилотная мини-субмарина, предназначенная для скрытных атак на российские корабли, мостовые опоры и иные объекты береговой инфраструктуры

    То, пока Россия разрабатывает Посейдон, её враги уже успешно применяют против России эдакий "Микро Посейдон". Т.е. НАТО уже открыто, среди белого дня, стало топить российские гражданские суда, как в своё время Гитлер топил суда союзников.
  4. -2
    28 декабря 2024 08:24
    Ну какие из ЛБГТэшных пин-до-сов боевые ныряльщики wassat не смешите laughing
  5. 0
    4 января 2025 12:07
    Чтоб там ни было надо ставить системы видеонаблюдения окружающей обстановки с выходом в сеть. Хотя бы для того чтобы если не предотвратить нападение, то прояснить что происходит. И вооружать гражданские суда
    1. +2
      6 января 2025 23:49
      Абсолютно согласен с Владимиром Тузаковым. К добру не приведёт такое положение дел. Телевизор пытается внушить нам, что всё под контролем... Но всем мало-мальски понимающим гражданам понятно, что это полный блеф. 17.12.24 убили командующего войсками РХБЗ генерал-лейтенанта Игоря Кириллова, 23.12.24 по наглому затопили Большую медведицу... Это максимально дерзкие теракты очевидно кричат о том, что наше Государство не управляет ситуацией. бОльшая часть населения, в том числе и служащие, обязанные предотвращать подобные действия, расслаблены и не осознают серьёзность ситуации, своей ответственности за судьбу Родины. Что, не ясно было, что высшее руководство надо охранять? А руководству не понятно было, что надо серьёзно относиться к собственной безопасности? После 17.12.24 начали бдеть, и наловили за неделю массу диверсантов. Какой сюрприз! Нас делают как пацанов. Но, на мой непредставительный взгляд, главная засада даже не здесь. Война как стройка: чем дольше, тем кратно дороже. Дороже не только в денежном измерении. Давно пора было пугнуть запад ударом по самому западу. Наша "месть" по бандерлогам их не пугает. Никак вообще. Дело прямой дорогой идёт к ядерной войне. Мы сами допустили такой градус накала. Ну, хотяб, где Меркадер с ледорубом? Почему спокойно живут теневые воротилы, непосредственно командующие делами? Ничто не предпринимается вообще. Полная импотенция. Скажу больше. Мы слишком многое допустили. Это уже не может не сказаться на стратегическом положении нашей страны. Обрубили наши поставки нефти (а подавляющая часть наших доходов именно от нефти), по факту перекрыли балтику для поставок нашей нефти (через балтику половина поставок нефти). Попёрли нас с ближнего востока. Замкнули нас в нашем регионе. Мы молчим. "Союзники" оборзели до нельзя, чувствуя нашу слабость. Азербайджан, Армения, Казахстан, даже Белоруссия. Регионы не лучше. Кадыров повторяет мантру о преданности России... под руководством Путина. А если будет другой президент, то как тогда? Может нам просто сдаться? Боюсь это и может произойти, в виде "сделки" с врагами. Тогда каждый по всем позициям ощутит, что такое проиграть войну. В германии, например, после поражения в первой мировой, доходило до смертей от голода. Нас будут жалеть ещё меньше. Правило:

      кто между войной и позором выбирает позор- получит и позор и войну

      действует железно.
  6. 0
    2 февраля 2025 18:20
    Ну бреда написали. Собственник судна из Норвегия. Экипаж полностью русский , из Калининграда. А не поднял людей из шлюпки поскольку получил уведомление , что на подходе спасательное судно и они поднимут экипаж . Тут всё просто.
    А во по поводу от чего судно затонуло , надо разбираться , что наши сейчас и делают . Возможен теракт-диверсия а возможно и что то иное . Соберут доказательства , осколки , выяснят что было и что произошло.
    Так что кого то хаять преждевременно. А если точной причины вы не знаете , то лучше помолчать. Конспирологии и так много .
    Надо точно знать что он вёз и какие последствия от того что груз не будет доставлен на место. Отсюда можно вычислить и заказчика. Ну и далее по цепочке.....