Почему Черноморский флот проиграл украинским «москитам»

38

С сожалением приходится констатировать, что 2025 год начался для нашей страны не самым лучшим образом. Если на суше российская армия добивается заметных успехов в своем наступлении, то на Черном море дела обстоят все хуже и хуже. Почему же ВМФ РФ оказался там в позиции загнанного в угол аутсайдера?

Проиграли «москитам»


В действительности, сама концепция применения и строительства ВМФ РФ подвергалась серьезной критике еще задолго до начала СВО на Украине, когда все его проблемы вылезли наружу. С одной стороны, наша страна позиционируется как великая сухопутная держава, которой большой флот океанского класса со всеми этими УДК и авианосцами якобы даром не нужен.



С другой стороны, порядка 40% мощи ответно-встречного удара «ядерной триады» было завязано на Морскую компоненту, а именно, на атомные подводные лодки стратегического назначения, которые надо как-то прикрывать при выходе с баз к районам боевого патрулирования. При этом наблюдается острый дефицит кораблей того класса, что нужны для их защиты – корветов ПЛО, фрегатов, многоцелевых эсминцев.

Несомненно, российские корабли и субмарины являются носителями мощных наступательных видов ракетного вооружения. Однако возможности их применения против такого противника, как ВМС США или их союзников по блоку НАТО, ограничены из-за дефицита средств воздушно-космической разведки. Спутниковая система «Легенда», созданная еще при СССР для разведки и целеуказания, давно прекратила функционировать, а современная «Лиана» до сих пор полностью не развернута.

Палубные самолеты ДРЛОиУ, которые могли бы компенсировать эту проблему, отсутствуют в ВМФ РФ как класс. Последний оставшийся в строю тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не вылезает из ремонтов и доживет еще лет 10-15. Достроить в Керчи два УДК проекта 23900 едва ли позволит Украина и стоящие за ней «западные партнеры».

Что до Черноморского флота, запертого в закрытой акватории, то с ним все оказалось совсем плохо. Почему-то перед началом СВО там совсем не оказалось кораблей того класса, что был наиболее необходим, а именно корветов. Именно корветы проектов 20380 (20385) в количестве 4-6 штук могли бы обеспечивать поддержку десантной операции под Одессой или Измаилом, прикрыть крейсер «Москва» и другие корабли от воздушных и морских атак.

При СССР от ВМФ требовалось быть готовым в любой момент участвовать в операции по откупориванию турецких проливов совместно с целой дивизией ВДВ, а в развертывании советских войск должна была помочь союзная Болгария. Теперь эта задача более не является актуальной, а Черноморский флот до СВО выступал в качестве главного донора для Средиземноморской эскадры.

Со свержением режима президента Башара Асада и угрозой потери военно-морской базы в Тартусе возникает большой вопрос о формате и самой возможности дальнейшего присутствия российских военных кораблей в Средиземном море. Наш флот и флотоводцы почему-то оказались не готовы к угрозе, сокрытой в примитивных «украинских» БЭКах, наводимых на цель британскими спецслужбами, что смогли закошмарить Черноморский флот.

А дальше, увы, будет только хуже, и схожие проблемы могут возникнуть у Балтийского флота.

Негативные тенденции


Тематики стремительной эволюции вражеских морских беспилотников мы касаемся регулярно и, анализируя этот опыт, пытаемся высказывать некоторые соображения на сей счет. Так, например, в публикации еще от 24 мая 2024 года, почти год назад, был описан концепт беспилотного дрононосца, который мог бы выполнять диверсионные задачи возле вражеского побережья:

Допустим, к побережью Одесской области в ночное время скрытно приближается группа безэкипажных катеров. С катапульты, установленной на лидере, взлетает дрон-ретранслятор сигнала управления для корректировки. С остальных взлетают ударные дроны-камикадзе различных типов. Это могут быть «Ланцеты», запускаемые из специальных контейнеров, FPV-дроны и даже тяжелые агродроны с подвешенными под ним авиабомбами. Операторы выбирают цели военного назначения – комплексы ПВО/ПРО, дальнобойные РСЗО, САУ, огневые точки, склады с боеприпасами и т. д. – и поражают их. Можно даже поэкспериментировать с оснащением БЭКа компактной микропалубой, на которую можно попробовать вернуть отечественный аналог «Бабы Яги» после выполнения боевой задачи.

Также было предложено оснастить морские дроны пусковыми установками, с которых можно было бы выпускать по вражескому побережью высокоточные ракеты на значительную дальность:

Насколько более эффективным было бы работать с моря по вражескому побережью, выбивая инфраструктуру и позиции ВСУ при помощи корректируемых ракет от РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С»? Разумеется, водоизмещение и конструкция отечественных БЭКов для превращения их в «ракетные канонерки» должны быть соответственно скорректированы.

К сожалению, ничего из этого на вооружении ВМФ РФ за прошедшее время мы так и не увидели. Зато наш враг уже научился сбивать российские вертолеты зенитными ракетами, установленными на БЭКи. Это произошло прямо под Новый 2025 год во время комбинированной атаки украинских морских и воздушных сил на Севастополь.

А теперь, как сообщают отечественные Телеграм-каналы, освещающие ход СВО, вражеский FPV-дрон смог поразить российский ЗРПК «Панцирь-С1», находящийся в Херсонской области. Проникнуть столь далеко он смог, поскольку был доставлен к месту и взлетел с морского дрона, превращенного в эрзац-авианосец. Также с украинских ракетных БЭКов обстрелам подверглось российское побережье, о чем «Архангел спецназа» рассказывает следующим образом:

Это создает большую угрозу нашим прибрежным объектам, к которым ВСУ могут приближаться со стороны Черного моря. Ведь в прошедшие сутки также зафиксировано применение БЭК с РСЗО по окрестностям Покровского и Покровки на Кинбурнской косе. По ним выпущено 6 и 4 снаряда соответственно. После ударов БэК убыл в западном направлении либо к Очакову, где сидят подразделения ССО «Юг», либо к Одессе.

А затем другой БэК с FPV-дронами о котором писали коллеги «Два Майора» из района 31 км ю-з Армянска (Крым) осуществил пуск двух БпЛА. Они летели в направлении полуострова, но были подавлены подразделениями РЭБ в 5 км южнее Приволья, а сам катер также убыл на запад. В это время в момент работы БэКов в воздухе контролировали его деятельность два БпЛА «Байрактар» – один из района Затоки, второй – сев-вост Змеиного.

В общем и целом, грустно констатировать, что именно вражеский, а не наш ВПК оперативно воплощает в железе и ставит на вооружение самые перспективные и рабочие идеи. На этом фоне крайне тревожными выглядят сообщения о запуске в Великобритании проекта COOKSON по разработке для нужд ВМСУ небольшого, малозаметного и высокоскоростного ударного судна с модульными грузовыми отсеками, способного эффективно действовать в сложных погодных условиях:

После развертывания на территории Украины система сможет функционировать в автономном или полуавтономном режиме, доставляя грузы, выполняя поставленные задачи и возвращаясь на контролируемые территории для дозаправки и техобслуживания.

Судно будет оснащено двумя ракетами с боевой частью весом до 80 кг и дальностью поражения от 30 до 100 км, штатными средствами ПВО против вертолетов и ударных БПЛА, иметь скорость хода более 40 узлов, дальность – до 800 морских миль и автономность до 72 часов. Все это очень и очень печально.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    Сегодня, 12:32
    косность мышления одна из проблем и не только ВС, но всей страны
  2. +1
    Сегодня, 12:59
    Автор прав. Корветы или по старому сторожевики, единственный класс крупных кораблей, способных выжить и приносить пользу в Чёрном море в современных условиях. Но при этом очевидно что должен многократно усилиться подводный сегмент ЧМФ. Бесшумные подлодки на ТЭ - прекрасная ударная компонента флота способная контролировать акваторию моря и наносить удары КР по береговым целям.
  3. +10
    Сегодня, 13:13
    Флот предназначен для войны.
    Россия ведёт сухопутную СВО и ту в "белых перчатках".
    Украина противостоит террористическими методами и на суше и на море.
    Неравные условия.
    Но признавать Украину террористическим государством никто похоже не собирается.
    Достаточно снести под ноль украинские порты и всё встанет на свои места.
    1. +6
      Сегодня, 13:35
      Достаточно снести под ноль украинские порты и всё встанет на свои места.

      А снести приличный порт под ноль возможно только только двумя способами: 1)тяжелым чугунием с минированием акватории при массированным налёте; 2) тактическим ядерным ударом.
  4. +10
    Сегодня, 13:35
    Почему Черноморский флот проиграл украинским «москитам»

    Не Черноморский флот проиграл, а московский кремль.
    Как можно воевать если нет цели, нет стратегии, а в тактике крайности и шараханье. С кем РФ в СВО на Украине воюет, если нигде не написано, не обозначено кто враг.
    Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением - Сунь-цзы.
    Это уже было написано здесь ранее.
    "Элиту" РФ не интересует будущее Российского народа, эта "элита" уже по факту является НАТОвской. Ельцин оставил после себя птенцов, которые выросли в хищников. Тактика «Откусывание по кусочкам», это тактика самой Армии на выживание, когда политическое руководство ведёт игры во вред интересам страны. "Элита" ищет, как заключить мирный договор по Украине на любых проигрышных условиях для РФ, но условиях не приведшие к ущемлению их собственности и власти. "Элита" РФ показало свою слабость и теперь НАТО будет добивать РФ до конца вместе с "элитой", которая не успеет убежать.
    У НАТО прописана в отношении РФ цель. Ликвидация России, как государства и расчленение её на мелкие субъекты. Черноморский флот, это всего лишь частный вопрос.
    1. +3
      Сегодня, 13:41
      Абсолютно верно.
    2. 0
      Сегодня, 16:34
      Печально! Но вынужден согласиться.
  5. +2
    Сегодня, 13:36
    Цитата: prior
    Достаточно снести под ноль украинские порты и всё встанет на свои места.

    Как это поможет против БЭКов, главной ударной силе укров в Чёрном море. Им вообще не нужны порты
    1. 0
      Сегодня, 16:08
      Цитата: Полковник Кудасов
      Им вообще не нужны порты

      Но им нужен выход к морю и если их этого выхода к морю лишить то и проблема решается.
  6. 0
    Сегодня, 13:46
    Потому, что уровень подготовки, технологической отсталости и закостенелого опыта был примерно такой же, как у Будённого с его конницей, перед танковой армадой Гудериана.
    1. +7
      Сегодня, 14:13
      У Буденного была вера и преданность народу Советского Союза. У кого сейчас из руководства она есть? Бунт Пригожина ярко показал, как эти быстро убегают за границу. Сравнение Буденного с Гудерианом не корректно, не соответствует истине. Не надо копировать, навязывать штампы либералов РФ о плохом Советском Союзе и его руководителях. Пишите правду.
      1. -3
        Сегодня, 15:14
        Причём здесь вера и преданность Будённого народу Сов. Союза и как его конница помогла отражать танковые клинья Гудериана? Кто из руководства не верит или не предан РФ? Кто ЭТИ быстро убежали за границу и какое они отношение имеют к руководству?Именно сравнение Будённого с Гудерианом, говорит об отсталости военного и современного мышления.. А о штампах либералов, это вообще ни в в какую степь не катит...ты слышал звон, да не знаешь где он... Разговор окончен.....
        1. +1
          Сегодня, 15:43
          конница не должна отражать таковые клинья как и пехота, но есть и были в 1941 иные задачи и для пехоты и для конницы и они успещно и героически воевали, сейчас конечно есть для пехоты бмп и втр, но в 1941-45 их не было да и артилерию зачастую таскали кони, так что не надо повторять вымыслы проклятых врагов народа гнилой интиллигенци про устарелось буденоого придуманные для того чтобы опорочить победу,, никто с саблями в атаку на танки не ходил, настящим тупицей был тухачевский с его идеями понастроить десятки тысяч устаревших танков, но мудрость Сталина Ворошилова и Буденого не позволила ему сделать эту ошибку, но Сталин и ворошилов работали над созданием оружия победы ис2 1 т34 современных и лучших для того времени пушек и самолетов приблизивших победу
        2. +2
          Сегодня, 16:17
          Будённый никогда не осуществлял атак конницей на танки, это не более чем либеральный штамп. Такой же как победа Жукова в Сталинградской битве. историю можно изучать по фильмам и мемуарам, но правды там мало.
      2. +6
        Сегодня, 15:24
        Гудериан -теоретик и практик танковых войск. у него не отнять.

        Будённый был хорош для своего времени, Гудериан для своего...

        Личная доблесть Будённого ни у кого не может вызывать вопросы,ибо С.М. -полный кавалер Георгиевского креста и Георгиевской медали как солдат. и выдающийся командир гражданской войны
    2. +6
      Сегодня, 15:10
      Будённый конницей не атаковал Гудериана, не надо ля-ля...у СССР было предостаточно танков на начало войны, да много устаревших, но танков...врага встречали механизированные корпуса, а не кавалерийские дивизии...да, крайне неудачно и концепция была мехкорпусов была ошибочной. и от неё впоследствии отказались.но конницей НИКТО в 1941-м не собирался останавливать врагов...(я не имею ввиду затыкание отдельных дыр, а массовое использование)...

      На канале "туземный совет трудящихся" есть хороший 5-ти часовой фильм посвящённый операции Багратион, который часа рассказывает о катастрофе 41-го года,о мехкорпусах и причинах поражений лета 1941-го.

      Танки Гудериана под Каширой действительно остановил кавкорпус Белова...только вот действовали они не на конях с шашками наголо как вы тут это изображаете...а как пехотное подразделение с поддержкой артиллерии.

      1. -2
        Сегодня, 15:20
        Вот ещё один неадекват, где ты прочитал, что Будённый атаковал танки Гудериана конницей, ты даже смысла вопроса не понял... . здесь речь совершенно о другом, об отсталости военной мысли у генералов пенсионеров, которые совершенно были не готовы к современному технологическому бою, который включал себя боевые и разведывательные беспилотники, тем более морские, которые они никогда в жизни даже в глаза не видели и не знали на что они способны. Это же надо было додуматься, чтобы подогнать к берегам Одессы крейсер Москва...
        1. +1
          Сегодня, 16:29
          Ваш комментарий от 13.46, можно только так понять. Чтобы понять смысл вопроса, нужно задавать осмысленные вопросы. В 1941 конница была составной частью Красной Армии, к тому же высокомобильной, коней оставляли коневодам и бойцы сражались как пехотинцы, так поступали уже во время 1 Мировой войны. В целом с Вами согласен, если бойцы заслуживают уважения, то планирование и проведение СВО внушает неуверенность.
  7. +5
    Сегодня, 14:01
    Проблемы ВМФ РФ – это частность.
    Суть проблемы в личности В. Путина – который не имея экономической базы и перспективы ее развития, в Мюнхене, бросил перчатку технологически развитому Западу!
    1. 0
      Сегодня, 14:16
      А что надо было делать? Встать на колени перед бандеровцами? Может даже помочь им гнобить Крым и Донбасс? А технологически развитому Западу подарить Калининград
      1. +1
        Сегодня, 15:04
        атаковать ежа голым задом - такая себе идея...какую бы цель она не преследовала...

        второе, ваше утверждение можно было бы рассмотреть, если бы Путин пришёл к власти в 2021-м году и получил всё это наследство...но у него было 24 года его личной власти и 8 лет на конкретную подготовку после 2014-го, когда многим стало ясно, куда всё идёт...что в России происходило 8 лет до начало СВО??? парадики, фанерные рейхстаги, авиадартсы, футболы, олимпиады...

        и да, просьба не городить эту фигню, что в 2014-м мы не могли, а вот к 2022-м подготовились...

        Путин недавно признал, что и нужно было раньше и готовиться надо было ЛУЧШЕ...

        а не "царствовать лёжа на боку" на планете розовых пони...которую они не хотят покидать даже спустя без малого три года СВОйны
      2. 0
        Сегодня, 17:36
        конечно нужно побеждать проклятых укрофашистов на украине, но..... как настоящий патриот я должен заметить что причина технологического отставания РФ от запада в устаревшей системе управления
        1 бюрократическое давление все запретивших контролирующих органов и неразрывано связанной с этими врагами народа бюрократами коррупцией
        2 высокие налоги в значительной степени расхищаемые и прожираемые паразитами бюрократами
        вывод, экономика напоминает крепостническую как в пьесе гоголя ревизор и неэффективна, предпринмательская активность заторможена, потенциал населени я не используется в должной мере
    2. +1
      Сегодня, 15:02
      Цитата: Михаил Л.
      Суть проблемы в личности В. Путина – который не имея экономической базы и перспективы ее развития, в Мюнхене, бросил перчатку технологически развитому Западу!

      Ну и как там многочисленные угрозы разрушить нашу экономику - получилось? Методичку смените.
      1. +2
        Сегодня, 15:12
        "Не нукай – не запряг".
        Спесь – это не аргумент! ;-(
        1. -3
          Сегодня, 15:45
          Цитата: Михаил Л.
          Спесь – это не аргумент! ;-(
          То есть возразить нечего.
        2. -2
          Сегодня, 15:46
          ваша ципсошная медодичка устарела
        3. 0
          Сегодня, 16:39
          А зацепило, да?
  8. +1
    Сегодня, 14:19
    Каков поп таков и приход.
  9. +4
    Сегодня, 15:00
    базисом всего является экономика...какой может быть наука, если всё в государстве заточено на вывоз ресурсов и ввоз бус...какое тут место занимает наука? правильно, никакого...

    далее, помимо науки нужна производственная база...а у нас вместо производств пиццерии и ТЦ...ну и так далее...

    самое печальное, что конца и края этому не видно...и единственной целью Ылиты и псевдопатриотов - это встретиться с Трампом и попробовать как-нибудь откатиться к 2012-му году...продолжать вывозить ресурсы, жрать и гулять...в том числе и на Западе, как памятная новогодняя тусовка Прохорова и певичек вроде Славы в Куршавеле.

    для такого государства флот действительно всего лишь дорогая игрушка...ну и пара корабликов для парадиков, чтобы потешить самолюбие престарелого мачо...
  10. +3
    Сегодня, 15:19
    На пенсию просто вовремя уходить нужно. И желательно групповую.
    Принятие решений требует ясности ума, способности к анализу и прогнозированию.
    То что мы видим сейчас, как раз неспособность и некомпетентность.
  11. +2
    Сегодня, 15:42
    Почему Черноморский флот проиграл украинским «москитам»


    Если бы В Путин самого начала СВО действовал в полную силу и серьезно относился к войне. Ничего этого не было. Что мешало с первых дней войны захватить Одессу и Николаев? Это был стратегический просчет В Герасимова, который не смог убедить В Путина захватить эти города. Нас с этими Стамбульскими соглашениями в очередной раз обвели вокруг пальца. Украинскому режиму нужно было время, что провести мобилизацию в стране и получить военное снаряжение от Запада…А мы увязли в ненужной болтовне, вывели войска из ряда областей и ждали переговоров….
    1. +3
      Сегодня, 16:16
      Не нас обвели вокруг пальца , а его.
      1. 0
        Сегодня, 17:22
        Никто его не обводил вокруг пальца, такие заявления делают для лохов. У правящей власти задача одна, остаться у власти и сохранить себя, что они и делают с успехом. Ратификация Стамбульских соглашений привела бы к возмущению народа России, неповиновению армии и как результат власть либералов могла бы накрыться медным тазом. Поэтому был применен такой ход, как отмена Стамбульских соглашений британским премьером Джонсоном, здесь похоже был сговор. Полный текст Стамбульских соглашений до сих пор не опубликован. Почему???
    2. -2
      Сегодня, 16:37
      Песков подтвердил нашу готовность к переговорам. Они должны состоятся, президенты прояснят свои позиции, и тогда мы узнаем что нас ожидает в дальнейшем, будет ли 2025 год окончанием СВО, или нет.
    3. +1
      Сегодня, 17:06
      Герасимов - военный, он исполнитель, что прикажут, то и делает. Путин - политик, президент РФ, его приказы и указы обязаны выполнять военные. Не туда стрелки переводите, здесь большинство грамотные.
  12. -2
    Сегодня, 16:04
    проблемы флота зиждутся на
    1 тупости адмиралов , не принимающих мудрые идеи "молодой школы"

    В качестве контраргумента против этого утверждения приводился, скажем,
    совместный переход британских броненосца HMS Resolution и минного крейсера (эсминца) HMS Gleaner из Англии в Гибралтар в штормовых условиях, который показал, что тяжёлый артиллерийский корабль теряет способность эффективно вести огонь из своих орудий намного быстрее, чем миноносец — выпускать свои мины:

    В Бискайской бухте оба судна были захвачены штормом, и Resolution, находясь в критическом положении вследствие огромной качки и большого количества воды в машине и кочегарных отделениях, должен был возвратиться. В это же время Gleaner продолжал свой путь и прибыл в Гибралтар. Если бы в момент шторма оба вышеназванных корабля были враждебные, то в исходе их столкновения сомневаться было бы невозможно. Resolution, делавший размахи в 45°, был бы совершенно беспомощен против Gleaner, который, разумеется, не счел бы чересчур негуманным выпустить в эту безобразную качающуюся массу свою мину. Шторм есть лучшее условие для минных атак, и надо, чтобы миноносцы имели полную возможность пользоваться такими условиями.
    — С.О. Макаров. Разбор элементов, составляющих боевую силу судов.

    то есть до сих пор сторники устаревшей теории крупных кораблей не выдумали ничего нового с1 9 века когда герой адмирал Макаров их разбил безспорными аргументами,
    2 вторая причина ставки на купные надводные корабли банальна, это серебролюбие, распил как средсв на строительство так и распил довольствия и на эксплуатацию кораблей, .

    тик глупцы и воры , ест причина неудачи чф в сво, причем эта история повторяется в 1905 в 1941 и сейчас
    вывод Гривель был прав и теперь его идеи усугубляются когда на смену малым кораблям приходят еще более малые беспилотники

    выводы
    1 прекратить закладку фрегатов и корветов на 10-15 лет
    2 прекратить закладку мрк
    3 вывести все корабли первого второго ранга на океаны для пло баренцевам моря и прикамчатской части тихого океана
    4 продать кузю
    5 наладить выпуск морских безпилотников ,средств борьбы с безпилотниками, и самолетов пло берегового базирования
    6 продолжить серию тральщиков и пл

    пункт1 2 6 вылолняются фрегаты и корветы больше не закладывют , тральщики и пл строят, но нужно еще и выполнить пункты 3 4 5,
    ......
    7 возможно ли наладить выпуск мпк для закрытых морей и со средствами антидроновой борьбы?
  13. 0
    Сегодня, 16:53
    В России все делается по приказу.
    Разве был приказ-думать? Был приказ - - исполнять.
    А приказ "всем застрелиться" пока ещё не утвержден, а только в стадии разработки. .
  14. 0
    Сегодня, 17:47
    "Допустим, к побережью Одесской области в ночное время скрытно приближается группа безэкипажных катеров. С катапульты, установленной на лидере, взлетает дрон-ретранслятор..." ребята, это детский лепет, при всём уважении к автору. Ковыряние в носу. Бороться надо с причиной: авианосец виликабритания должен быть потоплен. Не иначе. Наша победа должна быть сокрушительной. Потрясающей. Чтоб без всякого снятия санкций никто их не посмел применять. Не родную же Одессу загрязнять радиацией. За последние дни понакладывали новые зверские санкции. Скажу, что будет дальше: начнутся захваты наших танкеров. Вообще то это casus belli. И что мы противопоставим? Сдадимся? А враг на подъёме- мы ничем не можем ответить, загнали русского медведя. Все эти фишки: бэки с бабами ягами и тд хороши в комплексе со всем остальным. Сеть развед спутников, дрло и тд и тп. Ничего этого у нас нет. И не предвидится. Время, денег и специалистов для создания нет. Зато есть "Кузькина мать". Есть даже вероятность, что она сработает, не будет осечки. Надо применять то, что есть. Наши отцы и деды чётко работали. Создали для нас ядерный щит. Если мы бездействуем- ситуация ухудшается катастрофически. Всё равно всё идёт к этому. Только чем дальше, тем наши исходные позиции всё более ухудшаются. Как сказал президент: "... если драка неизбежна- надо бить первым". Я с ним согласен