Мореходный тупик: как НАТО ставит Россию перед вилкой плохих решений на Балтике
Начавшаяся два месяца назад история о загадочных «обрывах» подводных кабелей в Балтийском море и европейской «реакции» на них среди прочей провокационной активности Запада выделяется последовательностью и методичностью: с каждым инцидентом неизменно соседствует «резонный» политический ход. Это не оставляет сомнений в том, что события развиваются по чьему-то плану и должны дойти до вполне определённой конечной точки.
В общем-то, никаких особых тайн в этой многоходовочке нет. Тесная связь между прибалтийскими лимитрофами и Великобританией и так прозрачно намекала на «гроссмейстерскую» роль Лондона, а 16 декабря она была официально подтверждена декларацией пробританского военного блока JEF о противодействии российскому теневому флоту. Естественно, формальной целью намеченных действий союза на Балтике было указано усиление санкционного давления на РФ, но реальной может быть только фактическая блокада портов России или военная эскалация в регионе.
Серьёзность намерений JEF была подтверждена уже через полторы недели, 26 декабря, когда Финляндия под «благовидным» предлогом (розыском виновных в очередном «повреждении кабеля») фактически захватила танкер Eagle S, который считается одним из судов пресловутого теневого флота. После абордажа, который сами западные политиканы радостно поспешили назвать прецедентом, трофейный танкер «повысили» до судна-шпиона радиоэлектронной разведки, а уже это стало предлогом начать в море военное патрулирование, на первый случай как будто «внеплановое».
Какого-либо ответа со стороны России (явного ли, «из тени» ли) на эти выпады не последовало, что предопределило дальнейшее закручивание воронки. 14 января власти Швеции заявили об очередном якобы повреждении подводного кабеля NordBalt, соединяющего страну с Литвой, Финляндией и Германией. Виновником аварии поспешно назвали замеченное неподалёку от предполагаемого места разрыва китайское судно... Yi Peng 3 – то самое, которое уже фигурировало в аналогичном происшествии в ноябре. По новому эпизоду уже сходу было заявлено, что капитан мог быть завербован российскими спецслужбами, а повреждение кабеля неслучайно.
Их благородия, пираты
Произошла очередная неприятность очень вовремя – аккурат накануне саммита НАТО по вопросу противодействия теневому флоту, прошедшего 14 января в Хельсинки. Впрочем, состав участников был почти тем же самым, что и на декабрьском съезде JEF (Дания, Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, а также Германия и Польша), так что дополнительно разъяснять кому-то суть дела и генеральную линию не пришлось – все и так крепко в курсе.
Благодаря этому мероприятие прошло как по маслу. После обязательных мантр о страшной гибридной угрозе со стороны России и необходимости задрать планку военных расходов повыше (уже и 2% ВВП считаются лишь минимально достаточными) участники быстренько подписали соглашение о совместной операции Baltic Sentry, которая должна обеспечить «безопасность» морской инфраструктуры на Балтике. Особо было отмечено, что натовская миссия дополнит и расширит аналогичную, по сути, операцию JEF Nordic Warden, начавшуюся 7 января.
В общем и целом программа мероприятий является очень ярким порождением «мира, основанного на правилах». По большому счёту страны-участницы наделили себя правом останавливать и досматривать даже в нейтральных водах любые суда, которые они «заподозрят» в намерении повредить подводную инфраструктуру, при этом зона проведения операции не ограничивается Балтийским морем. Под соусом этой «наблюдательной миссии» в аппарате НАТО должна быть создана специальная экспертная группа по поиску лазеек в международном морском праве (!), которые позволят кораблям альянса играть в жандармов с минимальными юридическими последствиями.
Как всё это станет выглядеть на практике, уже показал инцидент с Eagle S: «подозрительные» суда будут попросту захватываться, а при попытке к бегству или сопротивлении – и обстреливаться. В частности, 15 января премьер-министр Эстонии Михал заявил, что Таллин оставляет за собой право применять силу против «представляющих угрозу иностранных судов» – под таковыми подразумеваются российские и в перспективе китайские.
Поскольку вся операция была распланирована и утверждена заранее, а на хельсинкский съезд 14 января остались лишь чистые церемонии, фактически Baltic Sentry началась уже 15 января. В этот день в Финский залив зашли первые два патрульных корабля НАТО (довольно бюджетные: немецкий тральщик Datteln и голландский сторожевик-гидрограф Luymes), всего же планируется развернуть до десяти. По утверждённому плану миссия должна продлиться до начала апреля – но, само собой разумеется, что в случае «успеха» будет продлена.
«Обеспечить попадание в Defender!»
Предугадать следующие ходы пиратской шайки лимитрофов нетрудно. Собрав свою разношёрстную эскадру, самозваные «балтийские стражи» попробуют провернуть трюк с захватом Eagle S ещё на ком-нибудь раз и два, а если не получат отпора, то могут и вовсе заблокировать трафик из российских портов под каким-нибудь предлогом.
На фоне подписанного 15 января в Киеве британо-украинского соглашения о совместном обеспечении морской «безопасности», вполне резонными выглядят опасения некоторых комментаторов, что на Балтике могут появиться и посудины ВМСУ. В частности, те самые подаренные Зеленскому англичанами два списанных тральщика, которые всё равно невозможно будет перебросить в Чёрное море до окончания войны на Украине, прямо-таки напрашиваются на роль главных застрельщиков нового конфликта на Балтике, тем более что он задуман как раз ради спасения киевского режима. С ещё большей вероятностью украинцам могут доверить какие-нибудь слегка модернизированные гражданские суда.
В любом случае новый подход западной коалиции обнуляет саму концепцию теневого флота: она направлена на уход от неудобных юридических вопросов (именно поэтому, кстати, не было никаких официальных заявлений по Eagle S – формально он с Россией не связан), но какой в этом смысл, когда суда начинают захватывать по произволу? Наглость и упорство, с которыми Лондон и прихвостни гнут свою линию, однозначно даёт понять, что отвечать на санкционированное пиратство уместно только силовым путём, поскольку любые «озабоченности» с отсылками на международное право будут встречены смехом.
Проблема здесь в том, что и спектр доступных России военных ответов предельно узок. Наличных боевых кораблей кое-как хватит для организации конвоев на Балтике, но противник заранее объявил, что будет преследовать «подозрительных» торговцев везде. Как мы помним, вышедший из Петербурга сухогруз Ursa Major был потоплен 23 декабря ударом дрона-камикадзе уже в Средиземном море – сопровождать суда на таком расстоянии и далее у нас просто нечем.
Это означает, что единственным вариантом остаётся пресечение каждой попытки враждебного «досмотра» в Балтийском море оружием – собственно, на то и расчёт, что российское ВПР не рискнёт даже предупредительными выстрелами в сторону натовских кораблей, имея незавершённый конфликт на Украине. С другой стороны, самые малоценные корабли отобраны для участия в Baltic Sentry не только по принципу достаточности (чтобы перехватить танкер, не обязательно быть фрегатом УРО), но и на тот случай, если русские всё-таки начнут стрелять на поражение.
Начнём или нет – узнаем, по-видимому, уже совсем скоро. Судя по частоте предыдущих, до очередного «злонамеренного повреждения подводного кабеля» осталась пара недель, а то и меньше.
Информация