Мореходный тупик: как НАТО ставит Россию перед вилкой плохих решений на Балтике

18
Мореходный тупик: как НАТО ставит Россию перед вилкой плохих решений на Балтике

Начавшаяся два месяца назад история о загадочных «обрывах» подводных кабелей в Балтийском море и европейской «реакции» на них среди прочей провокационной активности Запада выделяется последовательностью и методичностью: с каждым инцидентом неизменно соседствует «резонный» политический ход. Это не оставляет сомнений в том, что события развиваются по чьему-то плану и должны дойти до вполне определённой конечной точки.

В общем-то, никаких особых тайн в этой многоходовочке нет. Тесная связь между прибалтийскими лимитрофами и Великобританией и так прозрачно намекала на «гроссмейстерскую» роль Лондона, а 16 декабря она была официально подтверждена декларацией пробританского военного блока JEF о противодействии российскому теневому флоту. Естественно, формальной целью намеченных действий союза на Балтике было указано усиление санкционного давления на РФ, но реальной может быть только фактическая блокада портов России или военная эскалация в регионе.



Серьёзность намерений JEF была подтверждена уже через полторы недели, 26 декабря, когда Финляндия под «благовидным» предлогом (розыском виновных в очередном «повреждении кабеля») фактически захватила танкер Eagle S, который считается одним из судов пресловутого теневого флота. После абордажа, который сами западные политиканы радостно поспешили назвать прецедентом, трофейный танкер «повысили» до судна-шпиона радиоэлектронной разведки, а уже это стало предлогом начать в море военное патрулирование, на первый случай как будто «внеплановое».

Какого-либо ответа со стороны России (явного ли, «из тени» ли) на эти выпады не последовало, что предопределило дальнейшее закручивание воронки. 14 января власти Швеции заявили об очередном якобы повреждении подводного кабеля NordBalt, соединяющего страну с Литвой, Финляндией и Германией. Виновником аварии поспешно назвали замеченное неподалёку от предполагаемого места разрыва китайское судно... Yi Peng 3 – то самое, которое уже фигурировало в аналогичном происшествии в ноябре. По новому эпизоду уже сходу было заявлено, что капитан мог быть завербован российскими спецслужбами, а повреждение кабеля неслучайно.

Их благородия, пираты


Произошла очередная неприятность очень вовремя – аккурат накануне саммита НАТО по вопросу противодействия теневому флоту, прошедшего 14 января в Хельсинки. Впрочем, состав участников был почти тем же самым, что и на декабрьском съезде JEF (Дания, Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, а также Германия и Польша), так что дополнительно разъяснять кому-то суть дела и генеральную линию не пришлось – все и так крепко в курсе.

Благодаря этому мероприятие прошло как по маслу. После обязательных мантр о страшной гибридной угрозе со стороны России и необходимости задрать планку военных расходов повыше (уже и 2% ВВП считаются лишь минимально достаточными) участники быстренько подписали соглашение о совместной операции Baltic Sentry, которая должна обеспечить «безопасность» морской инфраструктуры на Балтике. Особо было отмечено, что натовская миссия дополнит и расширит аналогичную, по сути, операцию JEF Nordic Warden, начавшуюся 7 января.

В общем и целом программа мероприятий является очень ярким порождением «мира, основанного на правилах». По большому счёту страны-участницы наделили себя правом останавливать и досматривать даже в нейтральных водах любые суда, которые они «заподозрят» в намерении повредить подводную инфраструктуру, при этом зона проведения операции не ограничивается Балтийским морем. Под соусом этой «наблюдательной миссии» в аппарате НАТО должна быть создана специальная экспертная группа по поиску лазеек в международном морском праве (!), которые позволят кораблям альянса играть в жандармов с минимальными юридическими последствиями.

Как всё это станет выглядеть на практике, уже показал инцидент с Eagle S: «подозрительные» суда будут попросту захватываться, а при попытке к бегству или сопротивлении – и обстреливаться. В частности, 15 января премьер-министр Эстонии Михал заявил, что Таллин оставляет за собой право применять силу против «представляющих угрозу иностранных судов» – под таковыми подразумеваются российские и в перспективе китайские.

Поскольку вся операция была распланирована и утверждена заранее, а на хельсинкский съезд 14 января остались лишь чистые церемонии, фактически Baltic Sentry началась уже 15 января. В этот день в Финский залив зашли первые два патрульных корабля НАТО (довольно бюджетные: немецкий тральщик Datteln и голландский сторожевик-гидрограф Luymes), всего же планируется развернуть до десяти. По утверждённому плану миссия должна продлиться до начала апреля – но, само собой разумеется, что в случае «успеха» будет продлена.

«Обеспечить попадание в Defender!»


Предугадать следующие ходы пиратской шайки лимитрофов нетрудно. Собрав свою разношёрстную эскадру, самозваные «балтийские стражи» попробуют провернуть трюк с захватом Eagle S ещё на ком-нибудь раз и два, а если не получат отпора, то могут и вовсе заблокировать трафик из российских портов под каким-нибудь предлогом.

На фоне подписанного 15 января в Киеве британо-украинского соглашения о совместном обеспечении морской «безопасности», вполне резонными выглядят опасения некоторых комментаторов, что на Балтике могут появиться и посудины ВМСУ. В частности, те самые подаренные Зеленскому англичанами два списанных тральщика, которые всё равно невозможно будет перебросить в Чёрное море до окончания войны на Украине, прямо-таки напрашиваются на роль главных застрельщиков нового конфликта на Балтике, тем более что он задуман как раз ради спасения киевского режима. С ещё большей вероятностью украинцам могут доверить какие-нибудь слегка модернизированные гражданские суда.

В любом случае новый подход западной коалиции обнуляет саму концепцию теневого флота: она направлена на уход от неудобных юридических вопросов (именно поэтому, кстати, не было никаких официальных заявлений по Eagle S – формально он с Россией не связан), но какой в этом смысл, когда суда начинают захватывать по произволу? Наглость и упорство, с которыми Лондон и прихвостни гнут свою линию, однозначно даёт понять, что отвечать на санкционированное пиратство уместно только силовым путём, поскольку любые «озабоченности» с отсылками на международное право будут встречены смехом.

Проблема здесь в том, что и спектр доступных России военных ответов предельно узок. Наличных боевых кораблей кое-как хватит для организации конвоев на Балтике, но противник заранее объявил, что будет преследовать «подозрительных» торговцев везде. Как мы помним, вышедший из Петербурга сухогруз Ursa Major был потоплен 23 декабря ударом дрона-камикадзе уже в Средиземном море – сопровождать суда на таком расстоянии и далее у нас просто нечем.

Это означает, что единственным вариантом остаётся пресечение каждой попытки враждебного «досмотра» в Балтийском море оружием – собственно, на то и расчёт, что российское ВПР не рискнёт даже предупредительными выстрелами в сторону натовских кораблей, имея незавершённый конфликт на Украине. С другой стороны, самые малоценные корабли отобраны для участия в Baltic Sentry не только по принципу достаточности (чтобы перехватить танкер, не обязательно быть фрегатом УРО), но и на тот случай, если русские всё-таки начнут стрелять на поражение.

Начнём или нет – узнаем, по-видимому, уже совсем скоро. Судя по частоте предыдущих, до очередного «злонамеренного повреждения подводного кабеля» осталась пара недель, а то и меньше.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    Вчера, 14:41
    Пока доллар имеет смысл печатать, спешат начать войну или купить какую-нибудь Гренландию.
  2. 0
    Вчера, 14:45
    Это всего лишь тренировка (на основании морской "радиостанции в Глейвице") перед подобным действиями в Арктическом регионе!
  3. +1
    Вчера, 15:02
    Это называется "чужая власть" РФ. Идёт борьба за ресурсы России. Идёт война за за перераспределение собственников российских ресурсов. Собственники захватившие ресурсы России в 1990-х годах не легитимны, не законы, очередной передел.
  4. +2
    Вчера, 16:17
    Да. Обстановка на Балтике резко изменилась.Военные корабли НАТО зашли в Финский залив.Туск,угрожая блокадой Калининграду,заявляет,что может выйти за пределы своих территориальных вод.Ответ на это не слышен.А он нужен как воздух.Ведь можем заявить о блокировании Украины на Черном море.Не учитывая территориальные воды и воздушное пространство.Весь расчет на самое последнее средство может кончиться большой трагедией буквально для всех.
    1. +1
      Вчера, 18:16
      Что вы так всех пугаете. Да НАТОвские корабли там уже лет 20 торчат с разными учениями и визитами к прибалтам. А на танкера для недопуска высадки смотровых групп просто размещать не большие антипиратские или антитеррористические подразделения.
      Этого будет достаточно. Принудительные останов или попытка досмотра в нейтральных водах торгового судна ( без санкции ООН) следующих по международным морским трассам приравнивается к пиратству. Они это хорошо знают. Ими ( всеми НАТОвскими странами , в своё время подписаны соответствующие международные документы по борьбе с пиратством Так что для них это может быть всё очень печально.
      Кроме того ,гражданские суда имеют право даже применять таран по отношению к судам с которых осуществляют не правомерные действия . Так что вот так.
  5. Наличных боевых кораблей кое-как хватит для организации конвоев на Балтике, но противник заранее объявил, что будет преследовать «подозрительных» торговцев везде. Как мы помним, вышедший из Петербурга сухогруз Ursa Major был потоплен 23 декабря ударом дрона-камикадзе уже в Средиземном море – сопровождать суда на таком расстоянии и далее у нас просто нечем.

    У России есть СМП. Но сухогруз с ценным грузом но без сопровождения кто-то пустил по опасному маршруту, хотя можно было вполне подождать полгода и пойти через Арктику. СМП должен быть привлекателен для всех но доступен только избранным странам, союзникам России
    1. +1
      Вчера, 21:48
      СМП имеет круглогодичную навигацию, которую обеспечивают ледоколы.
  6. +5
    Вчера, 16:58
    Пока Рублёвке ничего не грозит - "красные линии" будут переноситься вплоть до её границ. А потом сдадутся.
    1. -3
      Вчера, 18:28
      Далась вам эта Рублёвка. Завидно что ли что вы там не живёте что её упоминаете .
      Есть ещё Переделкино и прочие места , где живут высокопоставленные управленцы. В гостиницах тоже в Москве , это иногородние власть имущие.
      Да и красные линии кто рисует. Покажите мне человека именно из действующей исполнительной власти у кого есть такая краска. А то сам нарисовал а затем сам кого то в чём то ругает.
      Это из серии: Нарисовал линию на асфальте а потом пытался под неё пролезть. Это о журналистской братии .
      1. +2
        Вчера, 18:56
        А то сам нарисовал а затем сам кого то в чём то ругает.

        Не надо мне приписывать то, что я не говорил и не рисовал. Не я озвучил о "красных линиях", не я...
        https://rg.ru/2021/11/30/putin-rasskazal-o-krasnyh-liniiah-v-otnosheniiah-rossii-i-zapada.html
        А с началом СВО этот термин неоднократно озвучивался после каждой провокации Запада. И стал т.с. нарицательным, при очередном попустительстве при очередной провокации и хамстве Запада.
  7. +5
    Вчера, 17:13
    Тут все зависит от политической воли. По идее, в случае регулярных захватов танкеров, можно и нужно обьявить законной для тех же бастионов, любое судно в балтийском море. И дальше будут взлетать на воздух суда от беспилотников? Пусть тогда и сами не удивляются, если на воздух взлетит амерскийили английский танкер с СПГ. Вся это спираль последствия того, что без ответки остался и СП и убийство Дугиной( тетку то наводчику еще не ликвидировали), обстрелы Крымского моста( вполне возможно сделать так чтобы голден гейт взлетел во Фриско). А осторожность, граничащая с трусостью и должна была привести к подобному.
    1. -3
      Вчера, 18:20
      Политическая воля должна быть всё таки в рамках действующих Договоров и Законов . Пока должна быть .
      1. +4
        Вчера, 19:32
        Международные договора пишутся для слабых, это их обязанность выполнять. Миром правит сила. Что-то не помню, чтобы НАТО ставили препоны для советских судов. Военнослужащие НАТО с большим уважением относились к нам. На любое действие, должно быть противодействие, тогда никто на тебя не будет покушаться.
      2. 0
        Сегодня, 01:49
        А в рамках каких договоров, хотелось бы узнать, наш танкер задержали?))))
  8. +1
    Вчера, 19:58
    На Балтике для России международного тупика нет, тупик есть в Москве.
    Литва, Латвия, Эстония, как государственные образования не легитимны и не законны.
    6 сентября 1991 года М.С. Горбачёв подписал постановления Государственного Совета СССР №№ ГС-1, ГС-2, ГС-3 о признании независимости республик Латвии, Литвы, Эстонии.
    Подписанные постановления М.С.Горбачёвым незаконны, у него не было полномочий их пописывать, деяние М.С.Горбачёва относится к уголовным делам.
    Решается этот вопрос просто, суд, например Басманный г. Москвы выносит решение о нарушении Горбачёвым своих полномочий и нанесения ущерба России. На основании решения суда ГД СФ РФ денонсирует постановление от 6 сентября 1991 года Государственного Совета СССР №№ ГС-1, ГС-2, ГС-3 о признании независимости республик Латвии, Литвы, Эстонии. Всё, их больше нет.
    1990-е годы, это череда преступлений, которые родили Б.Ельцина с его птенцами - олигархами, которые выросли в хищников.
    1. -2
      Вчера, 20:15
      Вам не кажется, что Вы уже опровергли свою же юридическую правоту в своем, отражающем де-факто ситуацию, комментарии выше (19:32)?
      Басманный суд может принять любое постановление, но оно не имеет шансов на выполнение, также как не выполняемо постановление МУС об арестах В. Путина и Б. Нетаньяху!
      "Такова сэ ля ва!".
      1. +1
        Вчера, 21:44
        Где Вы прочитали об обязательстве НАТО или третьих лиц, выполнять постановление, тем более оно на них не распространяется???
        Вы лучше сосредоточьтесь на вопросе.
        Зачем России нужно денонсирование этих постановлений №№ ГС-1, ГС-2, ГС-3?
  9. 0
    Сегодня, 02:35
    НАТО никак не ставит Россию перед вилкой плохих решений на Балтике. НАТО нарывается! Освободиться и Польша!..