Желания и возможности: какой военно-морской флот по силам построить России?
Может ли Россия стать в будущем новой «Владычицей морской», обойдя США и догоняющий их Китай? Нет. Но тогда какой военно-морской флот нужен «великой сухопутной державе», и по каким принципам он может быть построен?
Из крайности в крайность
В предыдущей публикации мы подробно рассказали о тех принципах, которыми руководствовались Соединенные Штаты и Поднебесная при построении своих ВМС. Ключевыми из них являются необходимость строительства кораблей большими сериями при их постепенной неспешной эволюции.
Этот подход позволяет избегать неизбежного переноса вправо сроков ввода их в строй, делая ставку на проверенные технические решения и получая боеспособные единицы вместо долгостроев. Что происходит при его нарушении, хорошо видно по футуристичному проекту американского «стелс»-эсминца «Замволт», куда изначально планировали установить энергоемкий рельсотрон, так и не вставший на вооружение.
У нас же при строительстве кораблей для ВМФ РФ бросаются из одной крайности в другую. Поскольку кораблей 1-го ранга, построенных еще при СССР, осталось наперечет, и сроки эксплуатации у них нельзя продлевать бесконечно, от строящихся сейчас требуют очень многого. Конечно, не потопить в одиночку авианосную ударную группу ВМС США, но что-то около того. И это влечет за собой массу организационно-технических проблем, упомянутых выше.
Достаточно вспомнить, что произошло с перспективным российским эсминцем проекта 23560, который должен был заменить стареющие советские «Орланы». Этот красивый атомоход должен был нести не менее 120 ударных ракет, 2-3 вертолета, а ПВО большой дальности представлялось в виде ЗРК С-400 или даже С-500, зенитные ракеты которого доставали бы до низких орбит и перехватывали вражеские баллистические ракеты на взлете.
Звучит очень здорово, вот только в версии морского базирования ни С-400, ни, тем паче, С-500 не существует. Потому нечему удивляться, что «Лидер» по-прежнему остается только в виде выставочных макетов, а в качестве замены ему выступает более скромный по тактико-техническим характеристикам, но куда более реалистичный проект «суперфрегата» 22350М.
Не менее показательной является судьба проекта 20386. Это должен был стать «суперкорвет», созданный по технологиям «стелс», который должны были построить для ВМФ РФ в количестве 10 штук. Однако в серию «Дерзкий» так и не пошел, поскольку его проект был подвергнут жесткой и вполне обоснованной критике как избыточный для корвета, но недостаточный для фрегата и по цене, приближающийся к полноценному «Адмиралу Горшкову».
Но есть и другая крайности, в которую почему-то имеют обыкновение бросаться наши флотоводцы. Вспомним фрегаты проекта 11356Р, основанные на построенных в России для ВМС Индии фрегатах «Тальвар». Нужда в них возникла тогда, когда перспективный фрегат проекта 22350 стал превращаться в долгострой. Вначале тормозящим фактором стали проблемы с интеграцией ЗРК «Полимент-Редут», затем – санкции, из-за которых украинские силовые установки для российских кораблей стали недоступными, и их пришлось долго и мучительно импортозамещать.
Решение построить на базе уже проверенного экспортного проекта «Тальвар» серию из 6 фрегатов было компромиссным, но правильным. Однако возникает справедливый вопрос, а почему для ВМФ РФ фрегаты были построены с ухудшенными по сравнению с «индийскими» тактико-техническими характеристиками, снизившими их возможности противолодочной борьбы и противовоздушной обороны?
Желания и возможности
Возвращаясь к заглавной теме, следует признать, что на данном историческом этапе России следует сосредоточиться не на бесперспективной попытке конкурировать с США и Китаем за первенство в Мировом океане, а на защите собственных берегов. Для чего нужны в достаточном количестве суда класса корвет.
О том, что в нашей стране могут появиться некие «малые и средние» корветы, дал понять президент РФ Владимир Путин на церемонии подъема флага на поступающих в состав ВМФ кораблях в декабре 2023 года:
Здесь, на «Северной верфи» идет серийное строительство новых фрегатов. С будущего года по 2035 год планируется построить серию корветов малого и среднего водоизмещения. В Татарстане на Зеленодольском заводе создаются малые ракетные, а также патрульные корабли. А на судостроительном заводе в Керчи - два универсальных десантных корабля нового проекта и малые ракетные корабли для Черноморского флота.
Что это могут быть за малые корветы? Неким консенсусным мнением в экспертном сообществе является то, что проще всего их было бы построить на базе модифицированного проекта МРК «Каракурт» с увеличенным водоизмещением. «Каракурты-ПЛО» действительно можно было бы строить быстро сразу на трех судостроительных заводах, используя имеющуюся компонентную базу.
Корвет ПЛО среднего водоизмещения можно было бы получить за счет упрощения корветов проекта 20380 (20385) типа «Стерегущий». Необходимо задаться вопросом, должен ли корабль такого класса и водоизмещения обязательно быть универсальным и многоцелевым, а именно, уметь поражать надводные и воздушные цели, поражать надводные цели с помощью противокорабельных крылатых ракет, атаковать наземные объекты крылатыми ракетами большой дальности, вести артиллерийский огонь по воздушным, надводным и наземным целям, и бороться с подводными лодками?
Быть может, малому и среднему корвету ПЛО будет достаточно уметь эффективно бороться с подводными лодками противника и иметь защиту от его ракет и БПЛА в виде ЗРПК ближнего радиуса под прикрытием собственной береговой авиации? Если так, то из него можно было бы убрать излишние ракетные вооружения, что привело бы к уменьшению водоизмещения, упрощению конструкции, удешевлению и снижению скорости постройки, верно?
Сегмент между корветами и фрегатами проекта 22350 мог бы занять, как ни странно, проект 11356Р в случае возобновления его производства. Силовую установку для него можно было бы позаимствовать от «Горшкова», усилив одновременно противолодочные вооружения и средства противовоздушной обороны. Таковых для нужд ВМФ РФ можно было бы построить в Калининграде еще штук 6, и на экспортном рынке такой корабль впоследствии мог бы найти спрос.
Что касается кораблей 1-го ранга, то здесь все надежды связываются с проектом 22350 и его развитием 22350М. Действительно хороший современный фрегат постепенно эволюционирует в сторону многоцелевого эсминца. При необходимости в отдаленном будущем отечественный «Арли Берк» может даже обзавестись более мощной силовой установкой, вплоть до атомной, если когда-нибудь вдруг возникнет потребность в кораблях для эскорта в АУГ. Вспомним американский атомный фрегат «Бейнбридж» с полным водоизмещением всего 7982 тонн, построенный специально для сопровождения атомного авианосца «Энтерпрайз».
Информация