Желания и возможности: какой военно-морской флот по силам построить России?

22 173 34

Может ли Россия стать в будущем новой «Владычицей морской», обойдя США и догоняющий их Китай? Нет. Но тогда какой военно-морской флот нужен «великой сухопутной державе», и по каким принципам он может быть построен?

Из крайности в крайность


В предыдущей публикации мы подробно рассказали о тех принципах, которыми руководствовались Соединенные Штаты и Поднебесная при построении своих ВМС. Ключевыми из них являются необходимость строительства кораблей большими сериями при их постепенной неспешной эволюции.



Этот подход позволяет избегать неизбежного переноса вправо сроков ввода их в строй, делая ставку на проверенные технические решения и получая боеспособные единицы вместо долгостроев. Что происходит при его нарушении, хорошо видно по футуристичному проекту американского «стелс»-эсминца «Замволт», куда изначально планировали установить энергоемкий рельсотрон, так и не вставший на вооружение.

У нас же при строительстве кораблей для ВМФ РФ бросаются из одной крайности в другую. Поскольку кораблей 1-го ранга, построенных еще при СССР, осталось наперечет, и сроки эксплуатации у них нельзя продлевать бесконечно, от строящихся сейчас требуют очень многого. Конечно, не потопить в одиночку авианосную ударную группу ВМС США, но что-то около того. И это влечет за собой массу организационно-технических проблем, упомянутых выше.

Достаточно вспомнить, что произошло с перспективным российским эсминцем проекта 23560, который должен был заменить стареющие советские «Орланы». Этот красивый атомоход должен был нести не менее 120 ударных ракет, 2-3 вертолета, а ПВО большой дальности представлялось в виде ЗРК С-400 или даже С-500, зенитные ракеты которого доставали бы до низких орбит и перехватывали вражеские баллистические ракеты на взлете.

Звучит очень здорово, вот только в версии морского базирования ни С-400, ни, тем паче, С-500 не существует. Потому нечему удивляться, что «Лидер» по-прежнему остается только в виде выставочных макетов, а в качестве замены ему выступает более скромный по тактико-техническим характеристикам, но куда более реалистичный проект «суперфрегата» 22350М.

Не менее показательной является судьба проекта 20386. Это должен был стать «суперкорвет», созданный по технологиям «стелс», который должны были построить для ВМФ РФ в количестве 10 штук. Однако в серию «Дерзкий» так и не пошел, поскольку его проект был подвергнут жесткой и вполне обоснованной критике как избыточный для корвета, но недостаточный для фрегата и по цене, приближающийся к полноценному «Адмиралу Горшкову».

Но есть и другая крайности, в которую почему-то имеют обыкновение бросаться наши флотоводцы. Вспомним фрегаты проекта 11356Р, основанные на построенных в России для ВМС Индии фрегатах «Тальвар». Нужда в них возникла тогда, когда перспективный фрегат проекта 22350 стал превращаться в долгострой. Вначале тормозящим фактором стали проблемы с интеграцией ЗРК «Полимент-Редут», затем – санкции, из-за которых украинские силовые установки для российских кораблей стали недоступными, и их пришлось долго и мучительно импортозамещать.

Решение построить на базе уже проверенного экспортного проекта «Тальвар» серию из 6 фрегатов было компромиссным, но правильным. Однако возникает справедливый вопрос, а почему для ВМФ РФ фрегаты были построены с ухудшенными по сравнению с «индийскими» тактико-техническими характеристиками, снизившими их возможности противолодочной борьбы и противовоздушной обороны?

Желания и возможности


Возвращаясь к заглавной теме, следует признать, что на данном историческом этапе России следует сосредоточиться не на бесперспективной попытке конкурировать с США и Китаем за первенство в Мировом океане, а на защите собственных берегов. Для чего нужны в достаточном количестве суда класса корвет.

О том, что в нашей стране могут появиться некие «малые и средние» корветы, дал понять президент РФ Владимир Путин на церемонии подъема флага на поступающих в состав ВМФ кораблях в декабре 2023 года:

Здесь, на «Северной верфи» идет серийное строительство новых фрегатов. С будущего года по 2035 год планируется построить серию корветов малого и среднего водоизмещения. В Татарстане на Зеленодольском заводе создаются малые ракетные, а также патрульные корабли. А на судостроительном заводе в Керчи - два универсальных десантных корабля нового проекта и малые ракетные корабли для Черноморского флота.

Что это могут быть за малые корветы? Неким консенсусным мнением в экспертном сообществе является то, что проще всего их было бы построить на базе модифицированного проекта МРК «Каракурт» с увеличенным водоизмещением. «Каракурты-ПЛО» действительно можно было бы строить быстро сразу на трех судостроительных заводах, используя имеющуюся компонентную базу.

Корвет ПЛО среднего водоизмещения можно было бы получить за счет упрощения корветов проекта 20380 (20385) типа «Стерегущий». Необходимо задаться вопросом, должен ли корабль такого класса и водоизмещения обязательно быть универсальным и многоцелевым, а именно, уметь поражать надводные и воздушные цели, поражать надводные цели с помощью противокорабельных крылатых ракет, атаковать наземные объекты крылатыми ракетами большой дальности, вести артиллерийский огонь по воздушным, надводным и наземным целям, и бороться с подводными лодками?

Быть может, малому и среднему корвету ПЛО будет достаточно уметь эффективно бороться с подводными лодками противника и иметь защиту от его ракет и БПЛА в виде ЗРПК ближнего радиуса под прикрытием собственной береговой авиации? Если так, то из него можно было бы убрать излишние ракетные вооружения, что привело бы к уменьшению водоизмещения, упрощению конструкции, удешевлению и снижению скорости постройки, верно?

Сегмент между корветами и фрегатами проекта 22350 мог бы занять, как ни странно, проект 11356Р в случае возобновления его производства. Силовую установку для него можно было бы позаимствовать от «Горшкова», усилив одновременно противолодочные вооружения и средства противовоздушной обороны. Таковых для нужд ВМФ РФ можно было бы построить в Калининграде еще штук 6, и на экспортном рынке такой корабль впоследствии мог бы найти спрос.

Что касается кораблей 1-го ранга, то здесь все надежды связываются с проектом 22350 и его развитием 22350М. Действительно хороший современный фрегат постепенно эволюционирует в сторону многоцелевого эсминца. При необходимости в отдаленном будущем отечественный «Арли Берк» может даже обзавестись более мощной силовой установкой, вплоть до атомной, если когда-нибудь вдруг возникнет потребность в кораблях для эскорта в АУГ. Вспомним американский атомный фрегат «Бейнбридж» с полным водоизмещением всего 7982 тонн, построенный специально для сопровождения атомного авианосца «Энтерпрайз».
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 февраля 2025 12:45
    Попереливали из пустого в порожнее и хватит. Будем строит ещё яхту для Алишера Усманова.
    1. +2
      15 февраля 2025 16:35
      Официально недвижимость Герасимова оценивается более 100 млн руб. Говорит, что это ему по силам. Хотя официальные доходы не позволяют..... Но то, что построили замы Шойгу --ему не по силам. Сначала надо понять, как такое может быть и откуда вообще берутся их силы?
      1. Комментарий был удален.
  2. -2
    15 февраля 2025 12:47
    не потопить в одиночку авианосную ударную группу ВМС США

    Странная постановка вопроса.
    Неужели кто-то из великих держав будет сегодня вести с Америкой конвенциональную войну?!
    Если встанет вопрос об уничтожении авианосной ударной группы ВМС США, значит уже не будет стоять вопрос о применении ядерного оружия против Америки. Значит уничтожать нужно будет всё на всей территории США. И что после этого будет означать существование авианосной ударной группы ВМС США?
    Практически ничего.
    Получается, что военно-морской флот России нужен, как способ доставки ядерного оружия до территории вероятного противника. А ещё - браконьеров гонять. Но это другое.
    1. 0
      15 февраля 2025 14:16
      Как насчёт также и сопровождения судов торгового флота в мировом океане, с учётом нынешних отношений с Западом?
      1. 0
        15 февраля 2025 23:32
        фрегаты и корветы могут сопровождать суда, а от крейсеров и эсминцев нужно отказываться, а кузю продавать китаю
        1. +2
          15 февраля 2025 23:34
          Если только как лом. Им от нас уже ничего не нужно в плане кораблей. Научились строить.
          1. -3
            15 февраля 2025 23:38
            все имеет свою цену и китайцы умеют считать деньги.... строительсво своего авианосца дело долгое и затратное, количество верфей для них ограничено, ... и сейчас когда ипротивостояние сша кнр в панаме и возможно в других местах может быть довольно критическким китаю для сохраниеия рынков сбыта и природных ресурсов дружественых стран ... очень бы пригодился готовенький авианосец по подходящей цене
  3. -2
    15 февраля 2025 13:17
    В общем - надводный москитный флот. Обсуждение закончено. Расходимся drinks
    1. -1
      15 февраля 2025 13:37
      В общем - надводный москитный флот. Обсуждение закончено.

      20380 (20385) - это 2 ранг.
      11356Р - это 2 ранг.
      22350 и 22350М - это 1 ранг.
      Прикольные "москиты" laughing
      1. -2
        15 февраля 2025 13:44
        Ракетные подводные лодки, ракетные крейсера и противолодочные крейсера являлись кораблями 1-го ранга; средние подводные лодки, большие ракетные корабли и большие противолодочные корабли являлись кораблями 2-го ранга; малые подводные лодки, малые ракетные корабли, сторожевые корабли являлись кораблями 3-го ранга; боевые катера с ракетным, торпедным и другим вооружением являлись кораблями 4-го ранга. Все корабли 1-го и 2-го рангов имели статус отдельной части

        Я сужу по флоту СССР. А так то и Каракурту можно первый ранг присвоить - было бы желание. yes
        1. -1
          16 февраля 2025 00:07
          Это не правильно. Союза нет. Родители Зеленского на исторической родине. А их сын воюет с Россией.
          А вы могли бы подумать. Я уже сомневаюсь, что в Израиле умные люди убивают палестинцев. yes
  4. +9
    15 февраля 2025 13:19
    для мощного флота нужна мощная экономика, которая будет производить качественную сталь, приборы, датчики и прочее-прочее...

    а когда вместо производства ТЦ, а экономика заключается в росте/падении акций и нефте,газо, аммиако- проводах, то о каком флоте можно говорить???

    только потешные кораблики для удовлетворения амбиции "геостратега" в последнее воскресенье июля...

    только если из "потешных полков" Петра в итоге Гвардия выросла, то нынешние даже Польшу не в состоянии напугать...

    1. -7
      15 февраля 2025 14:48
      У меня складывается впечатление, что Волков в своих пространных рассуждениях кроме критики властей не знает, что писать. Или под данным ником какому-то "вражине" пишет нейросеть. Всё об одном и том же
      1. -2
        16 февраля 2025 00:18
        Этот "революционер" мне знаком, вернее картинка-аватар. Если я прав, то этот фрукт ещё на сайте NNM разжигал национальную рознь. Сайт якобы украинский, был. laughing
    2. 0
      15 февраля 2025 16:50
      только если из "потешных полков" Петра в итоге Гвардия выросла

      - ага, гвардия, во всех переворотах участвовала, британская она чтоли....
    3. -1
      16 февраля 2025 06:28
      Цитата: Николай Волков
      для мощного флота нужна мощная экономика, которая будет производить качественную сталь, приборы, датчики и прочее-прочее...

      а когда вместо производства ТЦ, а экономика заключается в росте/падении акций.. ...

      В России труд сотни лет традиционно считается уделом неполноценных:

      трудом праведным не наживешь палат каменных

      а хот-ца!

      Советский период воспринимается обществом как досадное исключение:"маху дали.. большевики нагнули... Но удалось же исправить !"
  5. -2
    15 февраля 2025 13:36
    Может ,не может... Фи.
    Экономика диктует.
    МРК построили (вроде 28 - из под берега стрелять), решили более переходить к корветам помощнее. все равно еще лет 10 будем строить.Они тоже, не совсем вроде океанские, зато реально можно построить.

    Лучше хоть чтото ,чем совсем ничего. Чтоб было чем поскалить зубы на зубы соседей
  6. 0
    15 февраля 2025 14:34
    Быть может, малому и среднему корвету ПЛО будет достаточно уметь эффективно бороться с подводными лодками противника и иметь защиту от его ракет и БПЛА в виде ЗРПК ближнего радиуса под прикрытием собственной береговой авиации? Если так, то из него можно было бы убрать излишние ракетные вооружения, что привело бы к уменьшению водоизмещения, упрощению конструкции, удешевлению и снижению скорости постройки, верно?

    Первое предложение является вопросом. В моём понимании термин "корвет" несёт смысловое значение некоего универсального корабля, отличного от такого же универсального корабля как "фрегат" меньшими размерами, урезанными но универсальными возможностями вооружения и дешевле в постройке. Давая классификацию кораблю как "корвет ПЛО" или "фрегат ПВО" я бы предполагал, что "корвет ПЛО" в противолодочной борьбе сопоставим с универсальным "фрегатом", а "фрегат ПВО" почти не уступит эсминцу.
    А вот какое "излишнее ракетное вооружение" можно убрать с "малого или среднего корвета ПЛО" - вот это вопрос! Считаю что знак вопроса во втором предложении цитаты не уместен!
  7. -5
    15 февраля 2025 15:48
    Вот вам примерный состав флота, который нужен России.

    Данные по действующему составу ВМФ СССР на конец 1989 г.: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок, 96 дизель-электрических торпедных подводных лодок, четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей и ракетных фрегатов, 174 сторожевых(корветы) и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 117 десантных кораблей и катеров.

    Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолета (все данные на 01.07.1989 г.)

    И не надо ничего выдумывать. Вот такой нужен состав флота, естественно на новом технологическом уровне.
    1. 0
      15 февраля 2025 16:56
      вам бы таблеток от жадности.... laughing , и да вы забыли указать воздушные армии и пульбаты....
      1. -4
        15 февраля 2025 17:02
        Вы, не заставшие Союз, просто не понимаете, какую мощь про....ли. Но должна быть задача её возродить. Если хотите заниматься геополитикой, а не отсвечивать на "региональном уровне". Скоро уже не только Сирия с Азербайджаном и хохлами будут в ж...у посылать..Но и вообще всякие родо-племенные..Ни в Союзе, ни в Штатах, ни сейчас в КНР дураков не было и нет. Предатели да, были. Думаете, в Китае сейчас денег некуда девать. Или Горшков с Устиновым с жиру бесились? А вот и нет..Необходимость. Одно наличие ЯО не делает державу великой - как бы этого и не хотелось. А вот контроль над торговыми путями - делает. С незапамятных времен. Не успел Союз достроить флот - достроить Акулы, ввести в строй все Орланы и корабли проекта Ульяновск с сопровождением..Десятка лет не хватило..
        Когда наши эскадры будут контролировать мировые торговые пути - тогда и можно будет говорить о возрождении России.
      2. 0
        15 февраля 2025 18:43
        На остатках этих "воздушных армий" и "пульбатов" Россия до сих пор держится..
  8. 0
    15 февраля 2025 16:26
    Комментарий будет удален, потому что не принимается критика.
    От фрегатов 11356Р отказались по причине невозможности «впихнуть» в него ГТД и редуктор Российского производства, взамен Украинской. И проект фрегата 22350 более предпочтительнее и современнее и большей боевой мощи.
    1. 0
      16 февраля 2025 10:28
      Комментарий будет удален, потому что не принимается критика.

      Критика должна быть адекватной и конструктивной.

      От фрегатов 11356Р отказались по причине невозможности «впихнуть» в него ГТД и редуктор Российского производства, взамен Украинской.

      Его невозможно впихнуть в уже построенный корпус. Какие проблемы сделать модернизированную версию 11356РМ увеличенного водоизмещения, куда эта силовая установка влезет?

      И проект фрегата 22350 более предпочтительнее и современнее и большей боевой мощи.

      А может, для ВМФ РФ не надо просто кастрированную версию "Тальвара" было делать?
  9. -5
    15 февраля 2025 23:22
    во первых поддерживаю идею создания каракурта пло пво, автор прав, група из мрк каракурта пло пво и тральщика мощне фрегата при этом перебразсыватся между акваториями через внутрение водные пути, и дешевле стоит... все фрегаты и большие корветы нужно переместить н океаны а в закрытых морях будут действать такие трехкорабельные группы,
    есть у рф корабль крейсер и не один способны уничтожить ауг, назвается ясень
    рассужления по надводным кораблям упираются в неспособност рф их содержать, нет и причалов мест базирования, сейчас уже в составе флота 21 фрегат втч строящиеся и 21 большой корвет, есть еще два крейсера, так что больше строить не надо, лет через 10-15 когда начнут активно списывать старые фрегаты то можно подумать что строить, я думаю от фрегатов нужно будет отказаться совсем в пользу корветов похожих на 20385
    во флоте нужно броться с разнотипностью, и иметь только универсальный корвет, чем увеличим серийность и количество единиц флота ибо корвет дешевле фрегата при похожих функциях, но доживу ли?
    в настоящее время стоят следующие задачи строительства вмф
    1 АПЛ строить сколько сможем
    2 безпилотники
    3 тральщики 30-40 ед
    4 бе200 пло 15-20 ед
    5 опционально.... предлагаемый Сергеем каракурт пло пво для закрытых морей приблизительно 15-20 ед
    поскольку пелла занята тральщикми .то каракурты пло можно делать в зеленодольске и асз
  10. +1
    16 февраля 2025 02:17
    Ну... хз, хз... всякие корветы и прочие ПЛО бестолковки, как отдельный вид плавающей субстанции во флоте точно не нужен. Особенно малые бестолковки, которые утопит любой пролетающий мимо дрон или самолетик. Хочу напомнить, что при планировании чегото-то или хотя бы фантазировании на тему, нужно отталкиваться от реальности, а не параллельной реальности и опять таки своих фантазий. А реальность такова, что наши уважаемые партнеры, как любит говорить один пенсионер, жалующий, что его все обманывают, имеют уже много лет как, еще со времен ВМВ одну характерную черту в ведении болевых действий против своих противников. И это... нет, не подводные стаи одного немецкого адмирала))) а стаи больших и малых самолетиков и доставляемых ими АСП всех видов. И это первое что летит в гости к тем у кого недостаточно сильно развита демократия или оказалось очень много лишних ресурсов. И вот скажите мне а что тут будут делать все эти МРК и ПЛО шаланды в этом случае? Имея из ПВО ПЗРК, у некоторых особо несчастных, и плевалки снарядов в рандомном направлении в лице АК-630? А вариантов всего два: либо идти на дно либо выкидываться на берег ну или привариваться к пирсу. Все. И если флот не переживет классический первый налет борцов за демократию, то пойдут ли потом в атаку ПЛ противника или нет нам уже будет до всех ударных инструментов вместе взятых. Как показала история ПЛ наши партнеры не особо то и применяют, зачем когда проще и дешевле использовать то что и так всегда и хорошо работает. А с ПЛ можно издалека попускать КР, чему наши малые ПЛОшники ну никак помешать не смогут. Ну и зачем козе баян? Нет ПЛО нужно, но нужно оно 100% только в 2 местах - там где базируются ПЛАРБ и ПЛАРК, чтобы обеспечит их выход в рабочую зону, и их точно будут ждать АПЛ и просто ПЛ противника. Но эту задачу быстрее и проще решить с помощью морской ПЛ авиации имеющей большое преимущество по контролируемой площади и мобильности. На данный момент у нас нет ни корабликов ПЛО ни авиации, но если выбирать что делать быстрее и в первую очередь - авиация по совокупности цены, возможностям и скорости постройки. Ну и собственно что строить? А что показала история и опыт, пусть даже и не наш? А показали они то, что единственными кораблями которые могут решать задачи широкого спектра и выживать - эсминцы/корветы УРО. И которые строят все страны, у которых морское начальство использует голову не только для ношения фуражки. За примерами далеко ходить не надо. Что строят китайцы? японцы? немцы? французы? ну и конечно же США. Может хватит пришивать собаке пятую ногу? Может надо быть как все в тех ситуациях, когда это логично, правильно и главное РАБОТАЕТ.
    1. +2
      18 февраля 2025 12:27
      Несколько замечаний на перспективу. По вашему опусу, на сегодня "погоду" на море сделают воздушные ударные силы,- от стай БПЛА,, которые запускаются за тысячи км от целей, до гиперзвуковых ракет, которые даже из глубин континента прилетят не задерживаясь. Вывод: кого засёк противник на море, тот уже не жилец, достанут везде, особенно имея количественное и качественное превосходство.. Исключение, подводные просторы, да и те заселят вскоре без экипажными подводными лодками и автономными торпедами (от "Посейдона" и вниз по тоннажу). Вывод: Главным становятся всеобъемлющая разведка, как подводная, надводная и особенно воздушная, да ударные без экипажные средства... Придётся строить надводный и подводный флот в без экипажгном варианте, массовыми и достаточно продвинутыми образцами... Всё остальное, с экипажами, похоже отойдёт в область прогулочных и демонстрационных кораблей. Век роботов с искусственными "мозгами" наступил, запаздывать не рекомендуется, с чем и поздравления.
    2. -2
      7 марта 2025 18:39
      Но есть ньюанс: а что будет, если войны не будет?
  11. 0
    16 февраля 2025 15:26
    Да, трудно быть богом! Т.е. квалифицированно писать обо всем в ВС и ВМФ России и в добавок по экономике. Мне вот трудно, почти невозможно обо всем, хотя иногда бывают очевидные вещи. Например, большие корабли - это очень дорого. И какая тактика подходящая к нашим деньгам - непонятно. Тут и комментаторы пишут обо всем и почем зря. В основном лишь бы опорочить наше российское руководство. Заслуживает оно того или нет.
  12. +3
    16 февраля 2025 16:56
    На мой взгляд прежде чем говорить о желаниях и возможностях нужно определить, какой флот нам нужен? В смысле какие корабли. Авианосцы? Авианосцы проявили себя во время Второй Мировой, когда не было спутниковой разведки, и средств поражения способных потопить корабль за тысячи километров от берегов противника. Защита авианосца от ВС Кадаффи, и защита от средств нападения с применением современных технологий разные вещи, "Москва" тому пример. "Назло надменному соседу, отсель грозить мы будем шведу" - не получится. Грозить авианосцем можно только неразвитым странам, а развитым могут грозить только подводные лодки. Авианосец легко можно уничтожить вполне себе конвенционным оружием. На мой взгляд строительство авианосцев это подготовка к прошедшей войне, а не к будущей.
  13. 0
    16 февраля 2025 17:47
    "Стратеги" не могут определиться какой флот нужен, а Вы какой может построить!
  14. -1
    16 февраля 2025 17:54
    Цитата: владимир1155
    все имеет свою цену и китайцы умеют считать деньги.... строительсво своего авианосца дело долгое и затратное, количество верфей для них ограничено, ... и сейчас когда ипротивостояние сша кнр в панаме и возможно в других местах может быть довольно критическким китаю для сохраниеия рынков сбыта и природных ресурсов дружественых стран ... очень бы пригодился готовенький авианосец по подходящей цене

    Какой "готовенький"? Этой рухляди - около 40 лет. Там, кроме полетной палубы (на которой рвутся тросы) внутри давно всё сгнило. В Нью Йорке стоит авианосец-музей прямо в городе. И из этого тоже нужно музей сделать
    1. -2
      22 февраля 2025 18:13
      Цитата: AC130 Ganship
      Какой "готовенький"? Этой рухляди - около 40 лет.

      после проведенного капитального ремонта строк службы еще не менее 20 лет
  15. +1
    23 февраля 2025 01:29
    Цитата: владимир1155
    Цитата: AC130 Ganship
    Какой "готовенький"? Этой рухляди - около 40 лет.

    после проведенного капитального ремонта строк службы еще не менее 20 лет

    Сколько десятилетий постоянно чинят Кузнецова и сколько раз за это время он выходил в походы?