Против КНР и РФ: зачем США отдают Индии лицензию на авиадвигатель GE-F414

54 688 8

В ходе своего официального визита в Нью-Дели президент Трамп среди прочих договоренностей подтвердил намерение развернуть на территории Индии лицензионное производство американского авиадвигателя для национального семейства истребителей «страны слонов». Какими могут быть долгосрочные последствия расширения ее военно-технического сотрудничества с США?

Потребности и возможности


Специфика индийского авиационного рынка состоит в том, что Нью-Дели нуждается в большом количестве современных и дорогостоящих самолетов, чтобы успешно противостоять ВВС НОАК в случае прямого военного столкновения с Китаем или соседним Пакистаном, который рассматривается Пекином в качестве регионального союзника. Для этого Индии требуются мощные истребители для завоевания господства в воздухе и еще больше – ударных, способных постоять за себя.



При этом руководство страны развивает собственное национальное авиастроение и одновременно принципиально избегает того, чтобы зависеть только от какого-то одного иностранного поставщика. Исторически основную массу авиапарка индийских ВВС составляли и по-прежнему составляют самолеты советского и российского производства, прежде всего МиГ-21 и МиГ-29, а также собираемый по лицензии Су-30МКИ. Кроме них, имеется некоторое количество устаревших британско-французских истребителей-бомбардировщиков Jaguar, французских истребителей Mirage 2000 и Rafale.

Таким образом, основными внешними игроками на индийском авиационном рынке пока что являются Россия и Франция. За счет импортной техники можно было создать сбалансированные ВВС, где задачи тяжелого истребителя решал бы Су-30МКИ, среднего – МиГ-29, а сегмент легких истребителей занимали французские Mirage 2000, которые хорошо показали себя в ходе вооруженного конфликта в Каргиле.

Вот только вместо закупки готовых самолетов в Нью-Дели решили объявить «тендер MMRCA», в рамках которого должна была быть организована лицензионная сборка большей части иностранных истребителей непосредственно в Индии. Его победителем, обойдя РФ, стала Франция, обязавшаяся поставить 36 истребителей Dassault Rafale. Еще одним претендентом был американский F/A-18E/F, но из гонки он выбыл, когда США отказались передавать Индии технологии производства своих истребителей. К этому вопросу мы еще вернемся далее.

Интересно, что и французы отказались передавать технологии, мотивируя это тем, что не смогут отвечать за качество произведенных в Индии Rafale. В итоге Нью-Дели получил французские самолеты в количестве 36 штук, но без лицензии на их сборку. Основной «рабочей лошадкой» индийских ВВС пока что является российский Су-30МКИ, уровень локализации которого в «стране слонов» достиг уже 60%. И это явно не дает покоя американскому «имперцу» Дональду Трампу.

Make in India


Необходимо учитывать, что, помимо закупки иностранных самолетов, Нью-Дели не первое десятилетие развивает и национальное авиастроение. Так, на замену устаревшим и выработавшим свой ресурс советским МиГ-21 был разработан собственный легкий истребитель HAL Tejas Mk 1.

Из-за отсутствия опыта и технологической базы процесс создания самолета затянулся на многие годы, и конструктивно и технически он является морально устаревшим. Только 60% комплектующих на истребителе национального производства, а все остальные узлы и агрегаты приходится покупать за рубежом. Он должен был летать на индийском двигателе GTRE GTX-35VS «Кавери», но из-за проблем с его доводкой пришлось перейти на иностранные турбореактивные двигатели General Electric F404-GE-IN20.

Несмотря на это, индийцы смогли создать свой легкий истребитель четвертого поколения с максимальной взлетной массой в 13,5 тонны, максимальной скоростью – 2200 км/ч, боевым радиусом с применением ПТБ 500 км и полезной нагрузкой в 3,5 тонны. Дальнейшим развитием данного проекта является истребитель Tejas Mark 2, который относится уже к среднему классу MWF, или Medium Weight Fighter.

Максимальный взлетный вес самолета составит 17,5 тонны, масса боевой нагрузки – 6,5 тонны, и он будет оснащен разработанным General Electric двигателем GE-F414-INS6 с электронным управлением, режимом работы (FADEC) с более высокой тягой, который устанавливается также на Super Hornet ВМС США. Это тот самый авиадвигатель, который обсуждался на личной встрече Трампа и Моди.

Американский президент подтвердил готовность к передаче Индии прав на его лицензионное производство, что является самым настоящим прорывом в ее отношениях с США в военно-технической сфере. Более того, двигатель GE-F414-INS6 будет использован в качестве силовой установки и на перспективном индийском истребителе 5-го поколения в рамках проекта AMCA. На F414 полетят первые две эскадрильи, построенные для первого этапа программы.

А вот на то, чтобы получить право поставлять авиадвигатели для индийских истребителей 5-го поколения второго этапа, претендовали, помимо американской General Electric, британская Rolls-Royce и французская Safran. Верх одержала последняя, которая предложила Нью-Дели передать 100% права на всю интеллектуальную собственность по силовой установке, и в конце 2024 года Safran и HAL подписали Меморандум о взаимопонимании о развитии промышленного сотрудничества.

Таким образом, налицо очень серьезное изменение подходов «западных партнеров» к сотрудничеству с Индией, в которой они видят своего союзника и прямого конкурента Китаю. С американскими и французскими лицензионными двигателями индийское авиастроение сможет совершить большой эволюционный скачок и одновременно снизить свою зависимость от России.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 февраля 2025 16:37
    Двигатели семейства F414 сегодня устанавливаются на американские истребители F/A-18E/F Super Hornet. О каком 5-м поколении может идти речь с таким двигателем, не ясно.
    1. +1
      19 февраля 2025 17:16
      Двигатели семейства F414 сегодня устанавливаются на американские истребители F/A-18E/F Super Hornet. О каком 5-м поколении может идти речь с таким двигателем, не ясно.

      А как насчет первого этапа Су-57? yes
      1. +6
        Вчера, 11:15
        У Су-57 есть двигатель второго этапа, который уже на подходе. А здесь лицензия на старый движок и все. И никто не даст Индии современный двигатель, как при этом разрабатывать самолет 5 поколения?
        1. -3
          Вчера, 12:53
          У Су-57 есть двигатель второго этапа, который уже на подходе.

          У Росси много чего есть "на подходе"...

          И никто не даст Индии современный двигатель, как при этом разрабатывать самолет 5 поколения?

          Ответ на ваш вопрос дан прямо в тексте статьи.

          А вот на то, чтобы получить право поставлять авиадвигатели для индийских истребителей 5-го поколения второго этапа, претендовали, помимо американской General Electric, британская Rolls-Royce и французская Safran. Верх одержала последняя, которая предложила Нью-Дели передать 100% права на всю интеллектуальную собственность по силовой установке, и в конце 2024 года Safran и HAL подписали Меморандум о взаимопонимании о развитии промышленного сотрудничества.
          1. +2
            Вчера, 17:53
            В статье, то-же много чего написано, только вот проблема, у французов нет двигателя для 5-го поколения.
            1. -1
              Сегодня, 08:59
              В статье, то-же много чего написано, только вот проблема, у французов нет двигателя для 5-го поколения.

              У России, кстати, тоже нет. А французы взяли подряд на их разработку.
  2. +5
    19 февраля 2025 17:05
    Мы американцам в своё время передали всю документацию и лицензию на производство ракетных двигателей РД-180. Пытаются освоить до сих пор , уже лет этак как 25.
    Индусы и от нас получали лицензии на производство определённых вооружений. Остановились на сборке из поставляемых нами , комплектов, самим освоить всё не удалось. Так что бог в помощь.
  3. +1
    Вчера, 21:34
    У французов есть самолеты пятого поколения? Я что то пропустил?