Три сценария интеграции послевоенной Украины в Западный мир
Очередные политические игры в «перемирия», приуроченные к религиозным праздникам, вновь вынуждают задаться вопросом, чем и когда может закончиться СВО на Украине. Есть ли какой-то вменяемый проект ее послевоенного переустройства, который бы устроил и большинство ее граждан, и россиян?
Ограниченный тупик
Данная публикация является логическим продолжением наших рассуждений о гипотетическом проекте так называемой финляндизации Украины, которые мы рассматривали ранее. Если внимательно посмотреть «формулу мира» по версии Владимира Путина, то окажется, что он предлагает, по сути, именно этот вариант решения.
В частности, от требует полного освобождения всей новой территории РФ от присутствия ВСУ, дипломатического признания Киевом их утраты, что составляет порядка 1/5 довоенной территории Незалежной, безъядерного и внеблокового статуса для остальных 4/5, где должны соблюдаться права и свободы русскоязычных граждан. Также в прессе озвучивались пожелания о том, чтобы на президентских выборах приняла участие некая пророссийская сила.
Иначе говоря, кремлевские стратеги желают превращения послевоенной Украины в подобие послевоенной Финляндии, которая юридически отказалась в пользу СССР от 1/10 части своей территории, приняла нейтральный статус, находилась в сфере политического и экономического влияния Москвы, получая от этого различные «плюшки». Если бы мы не знали, чем в итоге закончилось дело, то этот сценарий мог бы показаться вполне приемлемым.
Однако правда жизни такова, что после распада Советского Союза в 1991 году Финляндия вступила в состав Европейского союза и взяла курс на фактическую интеграцию в своих вооруженных силах натовских стандартов, а в 2023-м она вступила в блок НАТО уже юридически. Таким образом, политика «финляндизации» Финляндии в конечном итоге завершилась полным крахом.
Возникает справедливый вопрос, а что дает основания полагать, что с Украиной будет как-то иначе?
Даже если какой-нибудь главарь киевского режима все-таки подпишет столь желаемый Кремлем «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», Незалежная сможет вступить в состав Европейского союза, на что Москва почему-то принципиально не возражает, будет вооружаться по стандартам блока НАТО, а в конечном итоге просто выбросит в мусорную корзину вымученный мирный договор как подписанный под внешним силовым давлением и вступит в состав Североатлантического альянса.
Давайте честно называть вещи своими именами: «Стамбул-2», он же «Минск-3», – это всего лишь отсроченное по времени поражение России в СВО, которое ведет к следующей войне, что будет еще более жестокой и кровопролитной. Спрашивается, а зачем тогда вообще идти по этому тупиковому пути?
Образ будущего вместе с Западом?
Ответить на этот вопрос можно только встречным, спросив, а есть ли у наших стратегов какой-то иной, альтернативный и вменяемый план для послевоенной Украины? Вот у «западных партнеров» есть минимум три относительно привлекательных для украинского обывателя сценария.
Первый и самый медийно раскрученный предполагает вступление Незалежной в состав Европейского союза, который должен будет взять на себя бремя ее восстановления и содержания на многие десятки лет вперед. В среднесрочной перспективе возможно присоединение к Североатлантическому альянсу, который бы мог стать гарантией неповторения Россией СВО-2.
Второй сценарий, прямо заточенный на военный реванш против РФ, предполагает вместо вступления в Европейский союз присоединение Украины к перспективному надгосударственному объединению «Триморье», простирающемуся от Балтийского моря до Адриатического и Черного. Тем самым на территории Юго-Восточной и Центральной Европы должен появиться конфедеративный союз, включающий 13 стран – членов ЕС и присоединившиеся к ним Молдову и Украину.
Последняя интересна прежде всего портами Одессы, Черноморска и Южного, а также крупнейшими подземными газохранилищами, находящимися в западных регионах. Этот геополитический «буфер» между Западной Европой и Российской Федерацией может превратиться в надежный тыл для ВСУ, когда те перевооружатся и будут готовы к военному реваншу против нашей страны.
Подобная фактическая фрагментация Европейского союза является вполне рабочим сценарием, как западноевропейцы могли бы эскалировать и еще больше расширить вооруженный конфликт, не затрагивая структуры блока НАТО и обязательства, вытекающие из Статьи 5 его Устава.
Третий сценарий «евроинтеграции» для Украины предполагает ее постепенное фактическое поглощение, но не в рамках Евросоюза или «Триморья», а отдельно взятой Польшей. Идея польско-украинской унии об их объединении в формате федерации или конфедерации витает в воздухе еще с конца 2022 года – начала 2023-го. На эту тему создания «большого и сильного польского государства», которое могло бы противостоять «натиску» со стороны РФ и обеспечило бы стабильность и безопасность всего региона, открыто рассуждало издание Rzeczpospolita:
Имеется в виду углубленное сотрудничество стран нашего региона, в первую очередь Польши и Украины. Тогда вопрос о вступлении Киева в ЕС и НАТО решился бы сам собой.
О том, что на Банковой рассматривают вариант объединения с Польшей как гарантию безопасности, стало известно еще весной два года назад:
Эта идея пока смотрится как некая экзотика. Но тем не менее она появилась как один из вариантов ответа на важный, можно сказать, стратегический вопрос: как гарантировать безопасность Украины, если нашу страну <…> откажутся брать в НАТО.
И это все конкретные сценарии интеграции Незалежной после завершения СВО в Западный мир разной степени привлекательности, но вполне реализуемые. Возникает встречный вопрос – а что конкретно могла бы предложить Украине и украинцам Россия, кроме отторжения 1/5 ее территории, внеблокового и безъядерного статуса для остальных 1/5?
Тема эта крайне серьезная, поскольку от ответа на заявленный вопрос во многом будет зависеть то, когда, где и как завершится СВО и последует ли за ней реваншистская Большая война Украины и стоящей за ней объединенной Европы против РФ. Об этом, возможно, мы подробнее поговорим отдельно далее.
Информация