Авиадвигатель ВК-800СМ стал камнем преткновения: на кону судьба всей малой авиации России

17 027 15

Недавно зампред российского правительства – полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев рассказал в Госдуме, что проект легкого многоцелевого турбовинтового однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» зашел в тупик. Этот летательный аппарат должен был заменить устаревшие Ан-2 и стать фундаментом будущей малой авиации России.

Сразу после этого первый зампред российского правительства Денис Мантуров и глава Минфина Антон Силуанов проинформировали, что деньги на этот проект выделяются и его реализация идет согласно ранее утвержденному плану. 27 мая руководитель Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), на котором предполагается производство самолетов и двигателей к ним, Леонид Лузгин просигнализировал, что работы ведутся и к концу 2026 года в РФ появятся первые самолеты «Байкал». Стоит отметить, что появление полноценного ЛМС-901 предполагалось к концу 2025-го, но из-за проблем, связанных с авиадвигателем ВК-800СМ, этот срок был сдвинут.



Лузгин уточнил, что с января по конец апреля текущего года главные проблемы указанного силового агрегата, которые стали камнем преткновения на пути реализации проекта, были решены. Это позволяет говорить о том, что ЛМС-901 «Байкал» все-таки появится в небе.

Впрочем, также стоит обратить внимание на сведения о том, что для ускорения реализации проекта заказчик в лице Минпромторга был вынужден несколько занизить параметры силового агрегата, а также технических и других характеристик самолета (без конкретизации). Заметим, что появление газотурбинного ВК-800СМ (мощностью до 800 л. с. – взлетный режим) имеет огромное значение для малой авиации России, этот авиадвигатель становится ключевым элементом для отечественных перспективных турбовинтовых региональных (легкомоторных) самолетов.

Все дело в том, что, кроме 9-местного ЛМС-901 «Байкал», этот авиадвигатель ждут еще в нескольких проектах – совместного российско-белорусского самолета ЛМС-192 «Освей» и российского учебно-тренировочного самолета УТС-800. Напоминаем, что 19-местный ЛМС-192 «Освей», на который планируют ставить два авиадвигателя, считается будущей заменой чешского Let L-410 Turbolet. Таким образом, речь идет сразу о трех самолетах и ВК-800СМ стал камнем преткновения для них. Поэтому от успеха в создании силового агрегата зависит, взлетят указанные самолеты или нет. Надеемся, что в 2026 году нам не скажут, что все в очередной раз переносится.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 мая 2025 11:45
    Российский газотурбинный авиационный двигатель ВК-800 разработки Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) полностью превосходит американский H80-100 производства GE Aerospace, которым ранее оснащали для сертификации легкий отечественный самолёт «Байкал». Об этом заявил генеральный директор УЗГА Леонид Лузгин.

    ВК-800 лучше американского двигателя по ряду показателей.У ВК-800 меньше вес, удельный расход топлива и больше мощность. В техзадании от апреля 2025 года действительно нет некоторых аспектов, но на текущем этапе разработки принципиального влияния на него они не оказывают.Леонид Лузгин, гендиректор УЗГА
    Гендиректор предприятия отметил, что в настоящий момент двигатель ВК-800 проходит испытания, завод изготовил четыре опытных образца мощностью от 807 до 877 л.с для трех самолётов — «Байкала», «Освея» и учебного самолета УТС-800. Его характеристики подтвердили в термобарокамере и на испытательных стендах. Мы готовимся к ресурсным испытаниям и первому вылету образца двигателя ВК-800 в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ. Сертификат типа по двигателю и по винту для него планируем получить до конца 2025 года.
    Леонид Лузгин, гендиректор УЗГА

    https://www1.ru/news/2025/05/28/rossiiskii-aviadvigatel-vk-800-prevzosel-amerikanskii-h80-100-po-moshhnosti-i-rasxodu-topliva-poleti.html
  2. -1
    29 мая 2025 12:07
    Тут,самое главное,освоить те деньги,что выделили, а двигатель когда нибудь будет создан
    1. 0
      29 мая 2025 12:36
      Цитата: Ник. С
      Тут,самое главное,освоить те деньги,что выделили, а двигатель когда нибудь будет создан

      Вас не смущает что завод изготовил четыре опытных образца двигателя мощностью от 807 до 877 л.с для трех самолётов — «Байкала», «Освея» и учебного самолета УТС-800 ,а его характеристики подтвердили в термобарокамере и на испытательных стендах?То есть модификации двигателя уже в металле есть и проходят успешные испытания. Каждый думает в меру своей испорченности.

      На данный момент подписан контракт на 10 самолетов с авиакомпанией «Аврора». Кроме того, существуют предварительные соглашения с рядом других перевозчиков, включая «Красавиа» и «Аэросервис». В целом, предварительный портфель заказов превышает 60 самолетов с поставками до 2044 года.

      Ориентировочная цена самолета — в пределах 220–340 млн рублей, что сопоставимо с аналогами от Cessna, но с учетом логистики и таможни «Байкал» будет выгоднее. УЗГА рассчитывает на замещение устаревающего парка одномоторных самолетов, который насчитывает более 200 единиц.

      План на 2026–2027 гг. — производить по пять самолетов в год, с дальнейшим наращиванием мощностей. Завод также развивает проекты ЛМС-192 «Освей» и ТВРС-44 «Ладога», рассчитывая стать центром малой авиации России.

      https://dzen.ru/a/aDat4kGxbUfLcqG7
      1. +5
        29 мая 2025 14:39
        А Вас не смущает, что все ответственные лица расписались в собственном бессилии, заявив, что разработка перспективного двигателя зашла в тупик и проект будет закрыт, а директор завода рапортует, что всё прекрасно, двигатель превзошёл не только зарубежные аналоги, но и сам себя и уже собрана опытная партия для разных проектов? Что это, попытка уйти от ответственности за проваленный проект или изящная попытка выбить из бюджета ещё много денежных средств для их распила и освоения?
        1. +2
          29 мая 2025 19:21
          Ответственные лица это Минпромторг который является заказчиком проекта и УЗГА,являющийся исполнителем проекта ,а они то как раз говорят что проект успешно дорабатывается.Высказавшийся Трутнев ответственным за проект лицом не является.Его ответственность вообще лежит не в сфере авиастроения.Непонятно зачем он высказался на эту тему,если никаким боком к ней не относится.

          разработка перспективного двигателя зашла в тупик и проект будет закрыт

          Ну в какой тупик,когда двигатель успешно проходит испытания?Не выдумывайте.Или вам так хочется чтобы разработка зашла в тупик?Но что вам это даст?

          Что это, попытка уйти от ответственности за проваленный проект или изящная попытка выбить из бюджета ещё много денежных средств для их распила и освоения?

          Никакого распила тут нет,просто до известных событий 2022 года данный проект был завязан на американский двигатель и винт.После санкций и когда стало понятно что эти санкции надолго было принято решение доработать проект под российский двигатель ВК-800МС и винт АВ-901,внеся в связи с этим конструкторские изменения и как следствие на эти изменения были выделены средства на это импортозамещение, которое обещают завершить уже до конца этого года,а в следующем году начать производство обновленного импортозамещенного ЛМС-901 Байкал.
          1. +3
            29 мая 2025 19:35
            А зачем и для чего тогда контролируемые государством СМИ волну подняли?

            ЗЫ. Лично я хочу, чтобы у нас была нормальная полноценная гражданская авиация и чтобы простые люди имели финансовую возможность пользоваться её услугами.
            1. +3
              29 мая 2025 19:48
              Я не знаю кто какую волну поднял и в чьих интересах.Может там наверху кто то за импортозамещение,а кто то за то чтобы всё было как раньше,когда не парились и всё покупали за рубежом. Вот как тот же американский двигатель для ЛМС-901 до начала СВО,который пришлось импортозамещать.Наверно западники и патриоты борются таким образом за дальнейший курс государства, просто тема импортозамещения ЛМС-901 оказалась в мейнстриме,вот за неё и ухватились два возможных лагеря.Но это только мои предложения.Просто кому то нужно чтобы всё было как прежде,а кто то за будущее, импортозамещение и самодостаточность.
        2. 0
          29 мая 2025 20:14
          Как то не соответствует действительности все эти заявления ответственных лиц. Три борта уже начали пробную эксплуатацию и появились заказы на следующие .Проблемы с двигателем вообще то решены ещё пол года назад. То что высказывает в прессе как бы Трутнев , он не подтвердил, а идёт какая то перепечатка о его выступлении с сомнительного издания . Так что не берите в голову всякую чепуху. Проект уже начал жить и развиваться далее. Кстати на данном двигателе будет летать и совместный белорусско-российский борт , который поднимется в небо уже в 2026 году. Так что пока стоит всем помолчать и просто понаблюдать что будет.
          А если честно то какой только ерунды сейчас против РОССИИ И ЕЁ РАЗРАБОТОК В СЕТИ НЕТ. Идёт информационная война и это надо учитывать. Кроме того есть сайты производителей , вот там и надо узнавать что и как .
  3. +1
    29 мая 2025 15:44
    Конкурс Минпромторга был с целью замены АН-2..А что получили ? Воздушную тачку с конским ценником и пару опытных машин ... ? Где массовый самолет ? За такие упущения с должности снимают и начинают следствие....
    А тут - ещё денех дают..( Силуанов заявил -да).. Попил продолжается.
    1. -1
      29 мая 2025 20:22
      Ну цена есть продукт договора. Она не конская а соответствует стоимости борта подобного класса из-за рубежа , типа Цесны. Это нормально .Самолёт только что создан и пошло внедрение его производства. Где вы видели , что на подобном этапе самолёт вдруг стал массовым? Запускают малую серию чтобы в процессе эксплуатации ликвидировать так называемы ,,детские,, болезни .Кстати так и с Ан -2 было. Просто по мимо Ан -2 , тогда в стране были ещё разные типы самолётов для перевозки пассажиров да и прочих работ , но потребовали чтобы был единый борт и для сельского хозяйства в первую очередь и не больших перелётов Но тогда и компания была практически одна -Аэрофлот , государственная. Его производство, АН-2 , тоже не вдруг началось . Потихоньку и на производили достаточно много .Так и тут будет .
      И ещё. Раньше много чего было и по технике и по срокам и по удачам и не удачам. Просто из-за развития средств массовой информации и цензуры с секретностью , вы об этом могли никогда и не узнать что и как или узнать только что то положительное . Сейчас время и возможности иные. Так что требовать выполнение пятилетки за год , не стоит. Да и разных ложных вбросов , для создания ложных нарративов ,достаточно , имейте это ввиду
  4. 0
    29 мая 2025 22:00
    Сколько органов а троих поймать не можем...
    Движки для истребителей и бомберов могем а для малой авиации не тянем.. не то менталитет такой не то ....
  5. -1
    Вчера, 03:27
    Да здравствует АН-2, великий и ужасный! Модернизируем его- поставим, наконец, турбовинтовой двигатель!
  6. -1
    Вчера, 03:29
    Движки для истребителей делаем хорошие. Давайте поставим на Ан-2!
  7. +1
    Вчера, 16:49
    ну, купите у китайцев, раз мозгов нет и руки из попы. Делайте по лицензии или как так это называется
  8. 0
    Вчера, 20:46
    по ттх 9 пассажиров. Ерунда самолёт. Сами себя будут возить....экипаж