Схватка за «сверхзвук»: Кто первым создаст самый быстрый лайнер

В прошедшем 2018 году Владимир Путин выступил с любопытной инициативой. Президент предложил возродить в России сверхзвуковую гражданскую авиацию, создав пассажирский лайнер на основе стратегического бомбардировщика Ту-160. Эта затея вызвала неоднозначную реакцию.




Чиновники от авиастроения сразу заверили, что они уже думали в этом направлении, и немедленно подключили к разработке все профильные институты и КБ. На сей момент на проект потрачено уже 1,37 миллиарда рублей. Независимые эксперты сомневаются в коммерческом успехе идеи, справедливо указывая на отсутствие необходимых технологий и рынков сбыта, высокую стоимость эксплуатации такого лайнера, о чем мы рассказывали ранее. Однако на Западе также задумались о возрождении сверхзвуковой авиации.

Чтобы понять, в чем корень всех проблем подобных проектов, необходимо обратиться к истории их создания и эксплуатации.

Конкорд

Первый полет Concorde англо-французского производства состоялся ровно полвека назад. Работа над сверхзвуковой авиацией началась в ведущих державах в пятидесятых годах. В 1956-м в Великобритании был создан Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам (Supersonic Transport Aircraft Committee), который объединил все силы в этом перспективном направлении. В основу легли наработки по сверхзвуковому истребителю фирмы Fairey Delta 2.


Параллельно аналогичный проект разрабатывался и во Франции компанией Sud Aviation Super-Caravelle. В 1962 году было решено объединить усилия двух западных держав для совместной реализации лайнера Concorde, что в переводе означает «согласие». Было построено 20 самолетов, которые использовали компании Air France и British Airways. Полеты на Конкордах были дорогим удовольствием: слетать из Лондона до Нью-Йорка и обратно стоило 10 000 «тех» долларов. Тем не менее, за 27 лет было перевезено около 3 миллионов пассажиров.

Все кончилось в семидесятых, когда резко в разы выросли цены на топливо. Конкорды и так тратили очень много топлива для полета в сверхзвуковом режиме, а теперь рейсы стали «золотыми», что сделало эксплуатацию лайнеров подобного типа нерентабельными. В 2000 году произошла авиакатастрофа Конкорда, которая унесла жизни 113 человек. Затем последовала череда других инцидентов, что послужило поводом авиакомпаниям отказаться от эксплуатации сверхзвуковых лайнеров в 2003 году.

Ту-144

Советский конкурент Конкорда должен был перевозить от 80 до 100 пассажиров со скоростью 2300—2700 км/ч. Первый полет состоялся на два месяца раньше европейского лайнера. Реально полеты выполняли только два сверхзвуковых самолета, выполнившие всего 102 рейса. Билет на Ту-144 стоил существенно дороже, чем на дозвуковой пассажирский лайнер. Услугами советского «Конкорда» воспользовались всего 3284 пассажира.


Затем началась черная полоса. В 1973 году Ту-144 разбился в Ле-Бурже, погиб экипаж, находившийся на борту, и несколько человек на земле. После было еще несколько серьезных инцидентов, приведших к человеческим жертвам. Считается, что именно они повлияли на решение снять Ту-144 с эксплуатации, но реальной причиной была нерентабельность их использования, как и в случае с Конкордом.

«Сверхзвук» будущего

Так что же заставляет думать наше руководство, что судьба «гражданского» Ту-160 будет иной? Для этого самолета нет экономичного двигателя, который сделает рентабельным его коммерческую эксплуатацию. Для него нет и достаточного рынка сбыта, поскольку США и Европа едва ли пойдут на его сертификацию. По сути дела, за счет государства создается сверхдорогая игрушка для сверхбогатых.

В то же время, в 2016 году в Европе авиастроительный гигант Airbus объявил о получении патента на «Конкорд-2». Этот аппарат способен будет летать со скоростью в 4,5 раза превышающей звуковую на высоте в 30 километров. «Конкорд-2» сможет перевозить 19 пассажиров из Лондона до Нью-Йорка за час, взлетать вертикально, как ракета, и использовать при полете сразу три типа двигателей.

Похоже, что европейцы иного мнения о перспективах гражданского свехзвука.


Как бы то ни было, опытом создания подобного класса гражданских самолетов обладают лишь «Airbus» (технологии достались после вхождения французской Aérospatiale – одного из разработчиков Конкорда – в состав Airbus Group) и наш «Туполев». Американцы гражданских сверхзвуковых лайнеров никогда не строили, хотя и вели работы в этом направлении (Boeing 2707 – два недостроенных прототипа). Собственно, ведут и сейчас, причем сразу несколькими компаниями. Так что грядущее десятилетие будет временем настоящей гонки за гражданский «сверхзвук».
Использованы фотографии: https://cntraveler.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж) 18 февраля 2019 13:48
    +3
    • 4
    • 1
    Новый проект на разорение, т.к. у нас двигателей нет (Ту-160 может идти на сверхзвуке только 40 минут), материалов нет, бизнеспланов и договоров нет. А жрет сверхзвук в 6 раз больше, и греется корпус в 6 раз больше...

    Поллимона за билет потянет только клуб друзей ....
    1. Маржецкий Офлайн
      Маржецкий (Сергей) 18 февраля 2019 14:47
      0
      • 0
      • 0
      Да, дорогое удовольствие. Не ко времени.
  2. Maikl Smetana Офлайн
    Maikl Smetana (Maikl Smetana) 18 февраля 2019 15:10
    +2
    • 2
    • 0
    Очередная афера с распилом бабла stop
  3. businessv Офлайн
    businessv (Вадим) 18 февраля 2019 15:13
    +3
    • 3
    • 0
    нам бы МС-21 до ума довести, да аналог "кукурузнику" запустить в серию, чтобы можно было по месту добираться до пункта назначения, а пилить бабосы олигархня и так найдет где, не обязательно так явно это показывать, всем и так понятно, что это утопия!