Инженер-ракетостроитель: России нужен мобилизационный ракетоносец

54 115 30

После террористических атак киевского режима, направленных против объектов базирования стратегической авиации ВКС РФ, множество экспертов выразили свою точку зрения касательно дальнейших перспектив развития этого компонента ядерной триады России. Например, интересное мнение у себя в блоге высказал инженер-ракетостроитель Алексей Васильев.

Согласно его выводам, после произошедшего 1 июня России нужен мобилизационный ракетоносец, т. е. носитель большого количества крылатых ракет.



Кроме необходимости оснащения тактической авиации массовыми крылатыми ракетами, стоит проанализировать перспективы стратегической авиации. Ведь Ту-95 и Ту-22 уже не производят, а Ту-160 – хорошо если одну штуку за год делают. При этом у нас уже много лет идет засекреченная программа ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации разрабатывается с 2009 года. – Прим. ред.), которая, по мнению многочисленных западных источников, предполагает дозвуковой стелс, концептуально похожий на американский В-2. Летающее крыло с максимально сниженной заметностью. Судя по срокам разработки, она является очень сложной, и, вполне вероятно, западные источники близки к истине

– отметил он.

Эксперт уверен, что опыт идущей СВО на Украине должен внести большие корректировки в концепцию будущего бомбардировщика. По его мнению, прежний внешний вид ПАК ДА уже практически не имеет смысла. Это было очевидно еще давно, но сейчас более отчетливо проявилось. Все дело в том, что летать даже на большой высоте над территорией противника с ПВО, даже с минимальной эффективной площадью рассеивания (ЭПР), в значительной степени означает практически гарантированную потерю самолета. Эпоха свободно падающих бомб ушла в прошлое, а если надо ударить там, где нет ПВО, то для этого можно использовать тактические и даже транспортные самолеты.

То есть на данный момент у «стратегов» осталась функция исключительно ракетоносцев. Причем, если небольшие КР могут носить обычные тактические самолеты, то для «стратегов» остаются оправданными тяжелые дальнобойные крылатые ракеты наподобие Х-101 с системами преодоления ПВО, постановщиками помех на борту, точным наведением, помехоустойчивостью, способностью долго храниться и в основном для очень дорогих целей либо под СБЧ. Второй вариант оснащения, аэробаллистические ракеты с большой дальностью наподобие «Кинжала», и третий вариант, для применения крылатых ракет с очень большой БЧ, для уничтожения особо крепких целей. Условно говоря, против мостов и бункеров, с БЧ под 1,5-2 тонны. И воздушное базирование позволяет подбирать гибкость маневра для точки запуска, выступить в качестве первой ступени для увеличения дальности, дать возможность сконцентрировать по нужной цели в нужное время для прорыва ПВО

– уточнил он.

В связи с этим становится очевидно, что раз самолету нет необходимости заходить в зону действия ПВО противника и его роль сводится лишь к воздушной платформе для запуска, то ему не нужны никакая «невидимость» и прочие «навороты», которые значительно удорожают конструкцию, а главное – позволяют «осваивать» средства вечно и в любых объемах без реального результата. Поэтому надо избавиться от совершенно не нужных технических требований к перспективному ПАК ДА, если в качестве воздушной платформы можно использовать самолет даже на основе серийно выпускающегося авиалайнера.

Фактически это мобилизационный ракетоносец. У нас сейчас таких два в условной серии, это Ту-214 и МС-21. Второй вариант во многом хорош, но если мы хотим рассчитывать на хотя бы какой-то экспортный потенциал, то лучше его не милитаризировать. В то же время на основе Ту-214 можно сделать ракетоносец, самолет ДРЛО, самолет для противолодочной обороны, самолет-разведчик, танкер, грузопассажирский почтовик для повседневной эксплуатации. И,получается, можно загрузить производство, иметь возможность выпускать несколько десятков бортов в год, иметь значительную унификацию между разными по задачам самолетами в армии и спецслужбах, и бонусом - возможность при необходимости рассредоточиваться и на гражданских аэропортах. Что в особый период будет крайне важно для выживания воздушной части триады

– разъяснил он.

Он подчеркнул, что создать новый ракетоносец на базе Ту-214 гораздо проще, чем разрабатывать его с нуля. Планер точно переделывать надо по минимуму, если обойтись наружной подвеской КР или созданием упрощенных бомболюков для ракет внутри. Спецсвязь, управление и другое оборудование уже имеется, и их надо лишь интегрировать в самолет без множества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с новыми элементами конструкции, которые только создаются.

Если же есть скепсис на этот счет, то напомню, что Ту-95МС, вообще-то, происходит родом от противолодочного Ту-142, а тот – от раннего Ту-95, версия которого с широким фюзеляжем была пассажирским Ту-114. А Ту-95 – это Ту-85 с ТВД, Ту-85 – это увеличенный Ту-4, то бишь метрическая советская версия Б-29

– подытожил он.

Заметим, что Украине удалось достаточно быстро интегрировать западное оборудование и вооружение в советские истребители.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 июня 2025 12:46
    Не проще ли переделать ил 76 в ракетоносец? самолёты ДРЛО и заправщики на его базе давно сделаны.проблема в крайне малом количестве серийно выпускаемые самолётов.
  2. +2
    3 июня 2025 13:07
    Действительно очень интересный взгляд и видимо в правильном направлении!
    1. +8
      3 июня 2025 14:05
      Но мы опять упираемся в их мизерное, если не стремящееся к нулю, количество. А ещё нас гражданская авиация на ладан дышит. Никто из эффективных не присел и не присядет, никого не вздёрнули и не вздёрнут, поэтому ситуация вряд ли сильно изменится в лучшую сторону..
      1. sap
        +6
        3 июня 2025 14:48
        гражданская авиация на ладан дышит

        Вспоминаю как ко мне пришел увольняться бывший рабочий с Саратовского авиазавода работавший у меня сторожем. Я спросил его почему он увольняется как жить будет? На что он мне ответил со слезами на глазах: В деревню жить переезжаю не могу каждый день ездить на работу мимо завода которому отдал всю жизнь и смотреть как из него очередной торговый центр делают. Сердце не выдерживает. И ведь не выдержало умер так и не успев переехать с глаз подальше.
        1. +2
          3 июня 2025 15:00
          Советский человек с врождённым понятием "Совесть".
          1. sap
            +3
            3 июня 2025 19:28
            Да тёзка! Удивительный работяга был! Всем коллективом ездили на похороны, трудно сказать какие чувства нас тогда обуревали больше, сострадания или возмущения несправедливостью выбора старухи с косой.
      2. -1
        4 июня 2025 14:57
        Сейчас всё пойдёт быстрее. У нас в России ,практически теперь , всё авиаприборостроение и прочее оборудование для авиаотрасли , свои .Пройдены испытания и налажено производство. То есть появились предприятия - производители и КБ практически по всему авиационному спектру оборудования и приборов . Это дорогого стоит. Восстановлены все компетенции бывшего СССР. Так что дела пойдут быстрее . Правда и Украина пока отвлекает авиационные производства . Но это дело временное .
  3. +1
    3 июня 2025 13:45
    с папуасами воевать сойдёт...
  4. Замену АН-2 не могут сделать.
    1. +7
      3 июня 2025 20:41
      Кстати да... О каких новых ракетоносцах может идти речь, если провластные эффективные манагеры не могут запустить производство Байкала на замену Ан-2. Деньги распилили,а самолета нет.
      1. -1
        4 июня 2025 15:08
        Самолёт есть но двигатель буржуи зарубежные не поставляют. Сделали свой двигатель , установили на борт вместо зарубежного и проводим или уже провели сертификацию с ним сейчас. Три борта как бы уже начали летать .
        Остальное ,что печатают или пишут , что самолёт не сделали а деньги распилили , обычные вбросы недоброжелателей России . Маются бедные , всё враньё по сусекам собирают из интернета и разных сомнительных источников .Всё думку думают , какой ещё вред России нанести , чем ещё нашим людям мозги загадить ? А страна то живёт и вполне успешно развивается на зависть этим недоброжелателям .
        1. +1
          Вчера, 16:45
          Вы наверное в какой-то другой России живёте, москвич наверное.

          Проект создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» (ЛМС-901) был закрыт, сообщил полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
  5. -1
    3 июня 2025 15:19
    Так всегда ,пока петух в жопу не клюнет,так и надеялись бы на старые доставщики
  6. +6
    3 июня 2025 15:19
    крепления для шин на крыльях сразу проектируйте
  7. +2
    3 июня 2025 16:31
    интересное мнение у себя в блоге высказал инженер-ракетостроитель Алексей Васильев.

    На сайте "Репортёра" таких интересных мнений в каждом втором комментарии.
    1. +1
      4 июня 2025 15:17
      .....интересное мнение у себя в блоге высказал инженер-ракетостроитель Алексей Васильев......
      Его блог как и он сам - за границами нашей родины .Пишет под заказ чем и живёт.
      За работу по диплому ему не платят, поскольку по специальности он не работает, давно . Решил подвязаться в оппозиции в роли ,,эксперта,, .Ну а сведения черпает из интернета как и многие из вас . Если напишет правду то не заплатят . Вот и пишет то ,за что получает средства для пропитания .
  8. +4
    3 июня 2025 17:03
    Чо, логично. воздушный старт ракет.
    Натыкается всего на несколько сложностей.
    1) низкая скорость разработки и строительства Ту-214 и подобного ,что может поставить крест на проектах ДРЛО ,ракетоносцев, дрононосцев и т.п. устареют к выпуску.
    2) невысокое количество этих тяжелых КР и дронов. Имеющися самолетов и так вроде хватает.
    3) хватит ли денег , чтоб и освоить бюджет, и карманы набить (помните, рогозины, сердюковы, президенты татарстана и т.п. - все там отметились и отмечаются в авиации, все денег хотят) и выпустить реальную серию самолетов?

    Как думаете?
  9. +6
    3 июня 2025 19:49
    Переделать, выпустить, построить, модернизировать... не надоело это слушать?
    Кто это будет делать? Рабочая сила в стране сокращается гомерическими темпами. Те, кто умел создавать и проектировать сложные инженерные проекты вымерли, как мамонты, или доживают последние годы. Рабочий класс уничтожен вместе с заводами, техникумами и ПТУ. Вместо них разве смогут работать юристы, маркетологи, мерчендайзеры, менеджеры, айтишники, и прочая офисная шелупонь?
    Россия вымирает!
    Как следует из данных Росстата, показатель естественной убыли населения вырос из-за того, что количество рождений в РФ снизилось, а смертей при этом — выросло. Так, число умерших в РФ в прошлом году выросло на 3,3% относительно 2023-го — до 1,819 млн человек с 1,760 млн.
    Число родившихся же в 2024 году детей, согласно Росстату, сократилось на 3,4% — до 1,222 млн с 1,265 млн в 2023 году. Отмечается, что сокращение числа рождений продолжается, несмотря на рост инвестиций государства в различные демографические мероприятия. А число ушедших в мир иной, даже без учёта загубленных на войне, растёт ежегодно.
    И всё это происходит сегодня, сейчас, ежедневно!! И уже более тридцати лет кряду!
    А вот почему всё это произошло - каждый может иметь собственное мнение...
    1. Идет тихий слив России под красивые лозунги,не могут же в Кремле, СФ,депутаты быть все тупые непонимая что идет одна болтовня с самого верха,30 лет.
  10. -2
    4 июня 2025 02:55
    Сверхзвуковой 'лебедь' у нас уже есть, и даже свежемодернизированный. Его будут использовать ещё десятки лет. Мало производят, говорите ? Ну это-же совсем другой вопрос. Решат – нарастят выпуск.
    А вот дозвуковые 95 и 22 (сами или с помощью) скоро 'выйдут в тираж'. Не вижу ничего не правильного в том, что им не спеша готовят дозвуковую-же замену. Выбрали 'крыло' и уделили внимание не заметности – потому что могут. Что не так? Это самолёт не на сейчас. Такая машина должна летать до 22 века. Если не больше. Вы уверенно говорите, что в зону ПВО ему безопасно не войти. Но это сейчас. А потом ? Я вот не могу спрогнозировать ситуацию в мире через 30-70 лет. Может (к примеру) 'плотную ПВО' моль пожрёт. Ну или 'лебеди' склюют.
    — А ТУ-214, я с самого начала 'кипиша' говорил (не здесь, на xbt {ни кто не оценил}), что на 'гражданку' он не особо 'зайдёт' и вероятно он и есть – двойного назначения. Перепрофилируют борты. База для ДРЛО. Может и другое ...
  11. 0
    4 июня 2025 10:03
    С автором по перспективам стратегической авиации согласен - не будет она летать в зоне досягаемости ПВО противника, и прерывать рубежи обороны на сверхзвуке не будет. Но то же самое относится и к тактической ударной авиации - если уж на СВО она не заходит в воздушное пространство противника, если свободно падающие бомбы готовятся уйти в историю, то к чему нужны сверхманёвренность, сверхзвук и прочие "сверх"? Для накручивания виражей на авиашоу? Не дороговато ли понты обходятся? Даже истребительная авиация продемонстрировала на примере невозможности эффективного противодействия примитивным дронам противника, что нужны совсем другие самолёты для борьбы с воздушными целями - менее навороченные по лётным характеристикам, более дешёвые, фактически - самолёты времён второй мировой оказались бы гораздо более полезными, при условии установки относительно современной РЛС, чем наши аналоговнетные истребители поколения 4++++++++.
  12. +1
    4 июня 2025 10:50
    Моё мнение старого пилота, что надо резко наращивать выпуск Ту-22М3М и модернизировать его до предела, анграры со сложенным крылом проще и дешевле строить, а штанга дозаправки и многорежимность позволяет его довести до стратега, что бы я сделал, БРЭО для экипажа в 2 человека, 2 пилота это минимум 2 тонны топлива дополнительно, БРЭО полностью на цифру перевести, минус еще пару тонн веса и еще пару тон топлива, заменить крыло на углепластик, еще пару-тройку тонн минус и новые аэропрофиля, и качество и дальность полёта вырастит, стабилизатор из углепластика, еще тонна минус, радар от Су-57 еще пол тонны минус вот получился двухместный стратегический бомбер, да заднюю турель нафиг, еще тонна по итогу плюс 10 тонн топлива и когда мы будем работать am
    1. 0
      4 июня 2025 12:38
      И как думаете, много можно на этом попилить? В современных реалиях, это не реально. Вот такой каламбур.
    2. 0
      4 июня 2025 15:24
      ангары со сложенным крылом проще и дешевле строить,

      Сложенное крыло и крыло с изменяемой стреловидностью, изменяемой в полёте, две вещи разные. Последнее сильно утяжеляет самолёт. И нужно для достижения сверхзвуковой скорости. Складывающееся крыло проще легче, потому что складывается не в полёте а на земле или палубе. Зачем вам сверхзвуковая скорость? Цена за неё велика. Расход топлива 100 тонн в час при баках 53,5т. Вы сэкономили 10 тонн. Этого количества хватит на 6 минут полета на максимальной скорости.
      Далее куда вы собираетесь лететь? На территорию противника? Не далеко вы улетите. Вы планируете использовать этот самолет как стратегический? другое дело. Над Ледовитым океаном где только и могут летать стратеги потому что там никакого ПВО нет. А зачем тогда сверхзвук. Когда за 6 минут свехзвука надо заплатить 500 км радиуса, который 2410км что очень небогато. А если делать самолёт без изменения стреловидности, это будет просто другой самолёт. Но стратегическая авиация совершенно неэффективна, а поэтому бесполезна.
  13. 0
    4 июня 2025 16:31
    Когда высказывется дилетант, это - сразу заметно. А кто когда высчитывал крыло Ту214, чтобы под него подвесить (ну хотя бы) по 4 ракеты с каждого борта?
    Да и объем выпуска 30 машин в год - такое не снилось ген директору Казанского завода даже в самых эротических снах. Они по 1 шт в год клепают крайние лет 15-20
    Ну и наконец. Большинство КР имеют дальность 2-2.5 тыс км. Ту214 как носитель не подходит, т.к. просто не долетит до условной точки пуска где-нибудь между Гренландией и Ньюфаунлендом. Стратегу нужна дальность как минимум в 2 раза дальше, чем сегодня летит 214. Лучше - в 2.5
  14. 0
    4 июня 2025 18:36
    Цитата: Alex Look
    Сверхзвуковой 'лебедь' у нас уже есть, и даже свежемодернизированный. Его будут использовать ещё десятки лет. Мало производят, говорите ? Ну это-же совсем другой вопрос. Решат – нарастят выпуск.
    А вот дозвуковые 95 и 22 (сами или с помощью) скоро 'выйдут в тираж'. Не вижу ничего не правильного в том, что им не спеша готовят дозвуковую-же замену. Выбрали 'крыло' и уделили внимание не заметности – потому что могут. Что не так? Это самолёт не на сейчас. Такая машина должна летать до 22 века. Если не больше. Вы уверенно говорите, что в зону ПВО ему безопасно не войти. Но это сейчас. А потом ? Я вот не могу спрогнозировать ситуацию в мире через 30-70 лет. Может (к примеру) 'плотную ПВО' моль пожрёт. Ну или 'лебеди' склюют.
    — А ТУ-214, я с самого начала 'кипиша' говорил (не здесь, на xbt {ни кто не оценил}), что на 'гражданку' он не особо 'зайдёт' и вероятно он и есть – двойного назначения. Перепрофилируют борты. База для ДРЛО. Может и другое ...

    "Лебедей" делать не из чего. Нет ни оснастки, ни двигателей. Тот, что показали год назад, собирали из старых заделов на заводе.
    Да и какой смысл вообще вкладывать деньги в модернизацию изделия, спроектированного под ТЗ из далеких 70х годов? Уже доказано и передоказано, что крыло с изменяемой геометрией - это тупиковая ветвь и вчерашний день. Огромный лишний вес и меньше точек подвески вооружения.
    1. 0
      4 июня 2025 19:28
      ....меньше точек подвески вооружения

      У белого лебедя два огромных отсека вооружения 1,92х2,3х11,28. Ему ничего подвешивать нет необходимости. А так всё правильно.
  15. 0
    4 июня 2025 21:30
    А давайте просто жечь деньги, чем впустую тратить на очередной проект, который не сделаем? Пак да не можем. Гражданскую авиацию, мс-21 и вмякие ту, не можем. Малую авиацию, байкал, не можем. Армата не нужна. Терминатор оказался фигней. Блиииин. Да что не так-то?
  16. 0
    Вчера, 04:24
    Цитата: Pembo
    ....меньше точек подвески вооружения

    У белого лебедя два огромных отсека вооружения 1,92х2,3х11,28. Ему ничего подвешивать нет необходимости. А так всё правильно.

    Ну вот и посчитайте. Ту160 несет внутри 12 ракет, а В52, который старше его на 35 лет, несет снаружи 16. Дальность - одинаковая. Крейсерская скорость - почти одинаковая. И нафига нужно это складное крыло?
  17. 0
    Вчера, 04:25
    Цитата: Rust1981
    А давайте просто жечь деньги, чем впустую тратить на очередной проект, который не сделаем? Пак да не можем. Гражданскую авиацию, мс-21 и вмякие ту, не можем. Малую авиацию, байкал, не можем. Армата не нужна. Терминатор оказался фигней. Блиииин. Да что не так-то?

    Может что-то в консерватории подправить?

    М. Жванецкий