Чем могут быть полезны «самые бесполезные» корабли в составе ВМФ РФ
В самом ближайшем будущем войны не только на суше, но и на море будут вестись при помощи беспилотников. Каким может быть корабль-«матка» для их базирования в дальней морской и океанской зонах и чем реально может ответить на этот технологический вызов Россия?
Три в одном
В предыдущей публикации мы установили, что Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США представило концепцию программы по безопасному конвоированию грузовых торговых судов под названием Pulling Guard. В DARPA считают, что с этой задачей уже вполне способны справиться дроны – морские, надводные и воздушные.
При этом в качестве носителей для беспилотников предполагаются военные корабли ВМС США. Видимо, американцы будут экспериментировать с базированием дронов на своих многочисленных универсальных десантных кораблях, имеющих взлетную палубу для БПЛА и доковую камеру для БЭКов и подводных необитаемых аппаратов.
Но это Соединенные Штаты, богатейшая страна в мире с сильнейшим военно-морским флотом, симметрично ответить которым может только Китай. А как видят возможное будущее своего дрононосного флота европейские страны победнее?
В 2022 году ВМС Португалии, бывшей «владычицы морей», заказали разработку и строительство перспективного многофункционального судна под названием Plataforma Naval Multifuncional. Из его технического описания следовало, что в Лиссабоне хотели заполучить судно, сочетающее в себе черты и функции одновременно патрульного корабля, океанографического и гидрографического судна.

Длина судна, получившего имя Don João II и тактический номер A888, составляет более 107 м, ширина – около 20 м при полном водоизмещении более 7 тысяч тонн. Силовая установка на нем дизель-электрическая с движением за счет электромоторов в винторулевых колонках и носовом подруливающем устройстве, обеспечивающая ему не самую выдающуюся максимальную скорость 14 узлов.
Самая изюминка Don João II заключается в его начинке, которая состоит в морских и воздушных беспилотниках. Судно имеет полетную палубу длиной 94 м и шириной 11 м с носовым взлетным трамплином и аэрофинишерами в центральной части, предназначенную для дронов самолетного и вертолетного типа.

В корме корпуса португальского дрононосца находится доковая камера размером 10х20 м, предназначенная для размещения и применения надводных и подводных безэкипажных систем водоизмещением до 30 тонн, а для удобства работы с ними предусмотрено несколько подъемных кранов грузоподъемностью до 50 тонн. ВМС Португалии желают получить подводные дроны, работающие на удалении от судна-носителя и на глубинах до 6 км.

Численность экипажа Don João II составляет 48 человек, но, кроме них, на судне должны постоянно находиться 42 технических специалиста для обслуживания беспилотников. Также есть возможность размещения еще 100 человек в качестве десанта. Откровенно слабой стороной данного проекта является полное отсутствие у него средств ПВО и ПЛО, а также иных вооружений.
Основными задачами будут слежение за биогеохимическим состоянием атмосферы и океана, биологическими ресурсами, а также проведение иных научных исследований. Однако в португальских ВМС считают, что Don João II вполне сможет выявлять и даже пресекать незаконные действия в территориальных водах и в исключительной экономической зоне страны при помощи беспилотных средств.
Любопытно, что в качестве подрядчика для строительства этого судна была выбрана румынская верфь Damen в Галаце на Черном море:
Компания Damen разработала этот многофункциональный корабль длиной 107 м с учетом требований португальского военно-морского флота. Получившаяся в результате конструкция представляет собой платформу, основная задача которой включает океанографические исследования, поиск, экстренную помощь, а также операции по обеспечению морской безопасности и поддержку военно-морских сил. Для этого корабль будет оснащен системой запуска беспилотных дронов и вертолетов.
Судя по всему, перед нами попытка прощупать перспективный тренд в военно-морском деле со стороны не самой богатой страны Евросоюза. Чем бы могла ответить на это Россия, также находящаяся не в лучшем положении?
Мобилизационный дрононосец
При решении данной проблемы можно пойти по двум путям. Первый – это долго и дорого разрабатывать отдельный проект дрононосца, а потом строить его очень долго и очень задорого. Пойдя по второму пути, можно просто пересмотреть функционал уже имеющихся в составе ВМФ РФ кораблей либо строящихся.
Так, наиболее подходящими на роль корабля-«матки» для морских и воздушных дронов представляются два универсальных десантных корабля проекта 23900, строящихся на заводе «Залив» в Керчи. На их палубах могли бы базироваться не только вертолеты, но и дроны самолетного и вертолетного типа, а в доковой камере вместо десантных средств можно было бы разместить БЭКи и подводные беспилотники.
На сегодняшний день в реалиях СВО концепция применения УДК как основного средства морского десантирования подвергается обоснованным сомнениям. Однако, находясь под прикрытием зонтика ПВО других военных кораблей, «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» могли бы выполнять задачи по воздушной разведке, а также противолодочной борьбе при помощи специализированных морских дронов.
Это те корабли, что находятся на стадии строительства. А из того, что уже построено, под носители морских и воздушных дронов можно было бы переоборудовать «самые бесполезные» корабли в составе ВМФ РФ проекта 22160. Эти плохо вооруженные и слабо защищенные «голуби мира» не лучшим образом показали себя в ходе СВО на Черном море.
Однако, получив ЗРК «Тор» для прикрытия от атак с воздуха и дополнительные «зушки» и пулеметные спарки по бортам для защиты от БЭКов, эти патрульные корабли с их большой автономностью и хорошей мореходностью могли бы превратиться в «матки» для запуска морских дронов и БПЛА вертолетного типа в дальней морской зоне, повысив возможности ВМФ РФ.
При творческом подходе «самые бесполезные» корабли российского военно-морского флота могли бы стать весьма полезными.
Информация