Есть ли будущее у российского авианесущего флота?
Несколько дней назад стало известно о том, что ремонт и модернизация последнего российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» приостановлены, и он может уже никогда не вернуться в море. Означает ли это конец отечественной палубной авиации?
Последний из «Кречетов»
То, что перспективы у «Адмирала Кузнецова» не очень, понятно стало достаточно давно. ТАВКР был спущен на воду еще в 1985 году, а введён в эксплуатацию 20 января 1991 года, одновременно с концом советской эпохи. Тогда же на авианесущий корабль свои претензии заявил провозгласивший независимость от России Киев, и его срочно, не дожидаясь завершения всех госиспытаний и с неполным экипажем, перевели на Север. К сожалению, это же стало де-факто началом его конца.
Дело в том, что береговой инфраструктуры, необходимой для обслуживания и обогрева столько огромного крейсера, там просто не было, и годы нахождения авианосца в условиях Крайнего Севера бестолково израсходовали его ресурс. За всё время своей службы в море «Адмирал Кузнецов» для выполнения боевых задач выходил аж 7 раз, и после этого был вынужден становиться на длительный капитальный ремонт.
В последний раз это был поход в Средиземное море в 2017 году, где крейсер принял участие в операции против террористов в тогда еще дружественной Сирии, потеряв не в бою два самолета. После этого он встал на ремонт и глубокую модернизацию, результатом которой должно было стать превращение его в чистый авианосец. Вот только неудачи сопровождали его и тут.
В процессе ремонта в 2018 году корабль чуть было не пошёл ко дну вместе с плавучим доком ПД-50. В 2019-м из-за возгорания разлившегося топлива произошел крупный пожар, ущерб от которого был оценен в полмиллиарда рублей. В 2022 году на крейсере произошел еще один пожар. По некоторым данным, в 2024 году часть его экипажа отправилась в зону проведения СВО на Украине в составе механизированного батальона «Фрегат».
И все бы ничего, бывают и более «несчастливые» корабли, чем «Адмирал Кузнецов». За последний российский авианосец держатся как за символ национального престижа. Вопрос лишь в том, насколько он соответствует вызовам современности?
Спецоперация продолжается уже четвертый год подряд, и основную роль в ней теперь играют недорогие дроны-«камикадзе». Российский флот, к сожалению, на Чёрном море не смог раскрыть свой потенциал, уступив примитивным БЭКам. Ремонт «Адмирала Кузнецова» стоит дорого, и сам Верховный главнокомандующий открыто говорит о необходимости снижения оборонных расходов. Что еще хуже, слишком сильно продлить его объективно выработанный ресурс не получится даже самой глубокой модернизацией.
Лет 15 – это максимум от того, на что стоит рассчитывать. А что потом, и стоит ли дальше выбрасывать деньги в эту финансовую черную дыру, если на «Адмирале Кузнецове» тематика авианосного флота в России завершится сама собой?
«Авианосцы для бедных»?
Если говорить совсем откровенно, то «Адмирал Кузнецов», при всем к нему уважении, это проект без будущего. Поддерживать его на плаву имеет смысл, лишь если есть вменяемая концепция применения отечественного авианесущего флота, адекватные проекты таких кораблей и палубных самолетов к ним и четкое понимание, где, сколько и на что их будут строить. Без этого бесконечные ремонт и модернизация старого крейсера не вполне целесообразны.
Но тогда каким может быть реалистичное будущее российского авианосного флота?
Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать несколько соображений по этому поводу. То, что отечественных «Нимитцев» и, тем паче, «Джеральдов Фордов» у нас не будет, стало понятно уже достаточно давно. Однако вместо них более рациональным видится турецкий и японский путь строительства «авианосца для бедных».
В частности, TCG Anadolu (L-400) представляет собой универсальный десантный корабль, построенный в Турции на основе проекта испанского УДК «Juan Carlos I», а тот, в свою очередь, стал развитием американского УДК типа Wasp. В Анкаре изначально намеревались использовать TCG Anadolu в качестве легкого авианосца, базируя на нём 12 американских истребителей 5-го поколения с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B.
Однако, лишившись доступа к ним после скандальной истории с приобретением российских ЗРК С-400, турки решили заменить самолеты на ударные беспилотники, в разработке которых они сами сильны. И это представляется весьма перспективным направлением»!
На палубе универсального десантного корабля могут базироваться БПЛА самолетного и вертолетного типа, разведывательные и ударные. Если позабыть про опасную тему морского десанта, то в кормовой доковой камере УДК могут размещаться морские беспилотники, надводные и подводные. Поскольку в Керчи уже заложены и строятся два первых российских УДК проекта 23900, «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» могли бы превратиться из универсальных десантных в по-настоящему многоцелевые корабли-«матки».
Также заслуживает внимания японский путь строительства «криптоавианосцев». Находясь под множеством послевоенных ограничений, Токио построил два так называемых эсминца-вертолетоносца «Идзумо» и «Кага» с полным водоизмещением в 27 тысяч тонн, с конструкцией и обводами авианосца.
Когда пропала необходимость стесняться, японцы установили на них носовые трамплины для взлета F-35B и приняли решение о переоборудовании «эсминцев» в легкие авианосцы. Совсем скоро у Страны восходящего солнца их в строю будет два, несущие совокупно 24 истребителя 5-го поколения. И это реальная сила, с которой придётся считаться Тихоокеанскому флоту РФ.
Теоретически Россия тоже могла бы пойти по этому пути, строя объективно нужные ВМФ РФ противолодочные вертолетоносцы двойного назначения, которые легко можно потом превратить в легкие авианосцы. Правда, для них и для УДК понадобится перезапустить проект палубного СКВВП Як-141 с современной компонентной базой.
Вот это то, что можно сделать более-менее реалистично в следующие полтора-два десятилетия, не связываясь с долгостроем в виде тяжелого атомного авианосца, оставаясь в беспилотном тренде и даже сохранив пилотируемую палубную авиацию. Было бы желание.
Информация