Есть ли будущее у российского авианесущего флота?

7 012 40

Несколько дней назад стало известно о том, что ремонт и модернизация последнего российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» приостановлены, и он может уже никогда не вернуться в море. Означает ли это конец отечественной палубной авиации?

Последний из «Кречетов»


То, что перспективы у «Адмирала Кузнецова» не очень, понятно стало достаточно давно. ТАВКР был спущен на воду еще в 1985 году, а введён в эксплуатацию 20 января 1991 года, одновременно с концом советской эпохи. Тогда же на авианесущий корабль свои претензии заявил провозгласивший независимость от России Киев, и его срочно, не дожидаясь завершения всех госиспытаний и с неполным экипажем, перевели на Север. К сожалению, это же стало де-факто началом его конца.



Дело в том, что береговой инфраструктуры, необходимой для обслуживания и обогрева столько огромного крейсера, там просто не было, и годы нахождения авианосца в условиях Крайнего Севера бестолково израсходовали его ресурс. За всё время своей службы в море «Адмирал Кузнецов» для выполнения боевых задач выходил аж 7 раз, и после этого был вынужден становиться на длительный капитальный ремонт.

В последний раз это был поход в Средиземное море в 2017 году, где крейсер принял участие в операции против террористов в тогда еще дружественной Сирии, потеряв не в бою два самолета. После этого он встал на ремонт и глубокую модернизацию, результатом которой должно было стать превращение его в чистый авианосец. Вот только неудачи сопровождали его и тут.

В процессе ремонта в 2018 году корабль чуть было не пошёл ко дну вместе с плавучим доком ПД-50. В 2019-м из-за возгорания разлившегося топлива произошел крупный пожар, ущерб от которого был оценен в полмиллиарда рублей. В 2022 году на крейсере произошел еще один пожар. По некоторым данным, в 2024 году часть его экипажа отправилась в зону проведения СВО на Украине в составе механизированного батальона «Фрегат».

И все бы ничего, бывают и более «несчастливые» корабли, чем «Адмирал Кузнецов». За последний российский авианосец держатся как за символ национального престижа. Вопрос лишь в том, насколько он соответствует вызовам современности?

Спецоперация продолжается уже четвертый год подряд, и основную роль в ней теперь играют недорогие дроны-«камикадзе». Российский флот, к сожалению, на Чёрном море не смог раскрыть свой потенциал, уступив примитивным БЭКам. Ремонт «Адмирала Кузнецова» стоит дорого, и сам Верховный главнокомандующий открыто говорит о необходимости снижения оборонных расходов. Что еще хуже, слишком сильно продлить его объективно выработанный ресурс не получится даже самой глубокой модернизацией.

Лет 15 – это максимум от того, на что стоит рассчитывать. А что потом, и стоит ли дальше выбрасывать деньги в эту финансовую черную дыру, если на «Адмирале Кузнецове» тематика авианосного флота в России завершится сама собой?

«Авианосцы для бедных»?


Если говорить совсем откровенно, то «Адмирал Кузнецов», при всем к нему уважении, это проект без будущего. Поддерживать его на плаву имеет смысл, лишь если есть вменяемая концепция применения отечественного авианесущего флота, адекватные проекты таких кораблей и палубных самолетов к ним и четкое понимание, где, сколько и на что их будут строить. Без этого бесконечные ремонт и модернизация старого крейсера не вполне целесообразны.

Но тогда каким может быть реалистичное будущее российского авианосного флота?

Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать несколько соображений по этому поводу. То, что отечественных «Нимитцев» и, тем паче, «Джеральдов Фордов» у нас не будет, стало понятно уже достаточно давно. Однако вместо них более рациональным видится турецкий и японский путь строительства «авианосца для бедных».

В частности, TCG Anadolu (L-400) представляет собой универсальный десантный корабль, построенный в Турции на основе проекта испанского УДК «Juan Carlos I», а тот, в свою очередь, стал развитием американского УДК типа Wasp. В Анкаре изначально намеревались использовать TCG Anadolu в качестве легкого авианосца, базируя на нём 12 американских истребителей 5-го поколения с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B.

Однако, лишившись доступа к ним после скандальной истории с приобретением российских ЗРК С-400, турки решили заменить самолеты на ударные беспилотники, в разработке которых они сами сильны. И это представляется весьма перспективным направлением»!

На палубе универсального десантного корабля могут базироваться БПЛА самолетного и вертолетного типа, разведывательные и ударные. Если позабыть про опасную тему морского десанта, то в кормовой доковой камере УДК могут размещаться морские беспилотники, надводные и подводные. Поскольку в Керчи уже заложены и строятся два первых российских УДК проекта 23900, «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» могли бы превратиться из универсальных десантных в по-настоящему многоцелевые корабли-«матки».

Также заслуживает внимания японский путь строительства «криптоавианосцев». Находясь под множеством послевоенных ограничений, Токио построил два так называемых эсминца-вертолетоносца «Идзумо» и «Кага» с полным водоизмещением в 27 тысяч тонн, с конструкцией и обводами авианосца.

Когда пропала необходимость стесняться, японцы установили на них носовые трамплины для взлета F-35B и приняли решение о переоборудовании «эсминцев» в легкие авианосцы. Совсем скоро у Страны восходящего солнца их в строю будет два, несущие совокупно 24 истребителя 5-го поколения. И это реальная сила, с которой придётся считаться Тихоокеанскому флоту РФ.

Теоретически Россия тоже могла бы пойти по этому пути, строя объективно нужные ВМФ РФ противолодочные вертолетоносцы двойного назначения, которые легко можно потом превратить в легкие авианосцы. Правда, для них и для УДК понадобится перезапустить проект палубного СКВВП Як-141 с современной компонентной базой.

Вот это то, что можно сделать более-менее реалистично в следующие полтора-два десятилетия, не связываясь с долгостроем в виде тяжелого атомного авианосца, оставаясь в беспилотном тренде и даже сохранив пилотируемую палубную авиацию. Было бы желание.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 июля 2025 14:20
    Если не знаешь, как использовать имеющийся инструмент - просто храни его, пока не пригодится. Запасы танков с глубокого СССР не дадут соврать.
  2. +1
    13 июля 2025 14:45
    Как не крути - а АУГ надо минимум четыре. По две на Северах и нам ТОФ. Одна в плановом ремонте - одна на боевом. Может нонешняя РФ такое потянуть? Ой сильно вряд ли!!! Даже если только на одном флоте - один хрен полноценных АУГ надо две. Тогда - о чём разговор? Один авианосец, тем более такой старый как Кузя - так и будет стоять постоянно у стенки. Тем более - если нет никакой инфраструктуры обслуживания.. Опять же на Северах - условия специфические, ну-ка такую тушу зимой отапливать и прочее... Как по мне - лучше как при Союзе ставить на дальнюю ракетоносную авиацию.
    1. +2
      13 июля 2025 21:03
      Вы действительно считаете, что ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который введён в эксплуатацию в 1991 году настолько древний, что не на что негоден? А как же «Нимиц» который, введён в эксплуатацию в 1975 году и до сих пор активно эксплуатируется.
      1. +2
        14 июля 2025 15:34
        А вы сравните условия базирования Кузи и Нимитца... Ежели на стоянке пароход вынужден отапливаться и снабжаться электричеством за счёт своих машин - как думаете, долго они проживут? Я уж молчу про климатические условия.
        1. +1
          14 июля 2025 20:51
          Цитата: Paul3390
          Я уж молчу про климатические условия.

          очевидно что севера не для авианосцев, на палубе лед, отопление аховое , открытые ангары , не протопить вообще, кузе нет не только задач в РФ но и подходящей акватории, ну не в петропавловск камчатский же его? да и причала ему нет нигде в вмф рф, во всей стране нашли ему единственное подходящее место у стенки завода, там и стоит все время
          1. +1
            14 июля 2025 22:49
            Плюс непонятны задачи авианосца на Северах. Дальше Норвегии ему один хрен пройти не дадут в случае чего, а прикрывать районы развёртывания стратегов вполне можно и базовой авиацией.
            Вот на ТОФ - ещё глядишь и пригодился бы. Хотя тоже - пройти АУГ через Курилы незамеченной хрен получится. Там-то её ждать и будут. Тогда - смысл в ней? Ну разве что действительно в Авачинской бухте - но там инфраструктура для базирования золотая выйдет..
            1. +1
              14 июля 2025 22:50
              Цитата: Paul3390
              Плюс непонятны задачи авианосца на Северах. Дальше Норвегии ему один хрен пройти не дадут в случае чего,

              да
      2. 0
        14 июля 2025 15:44
        за это воемя нимиц не раз ремонтировали, впрочем и кузя после ремонта может еще послужить лет 20-25, вот только нет ему задач и кораблей охранения в рф, его нужно продавать кнр или индии, им он бы пригодился

        Цитата: жучок120560
        введён в эксплуатацию в 1975 году и до сих пор активно эксплуатируется.
      3. +1
        14 июля 2025 16:35
        Так Нимиц на атомной тяге, а не угле, ясно, что он дольше эксплуатируется
  3. +4
    13 июля 2025 16:25
    Птпец подкрался неожиданно..
  4. 0
    13 июля 2025 16:43
    Лажа все эти рассуждения.
    Удк, легкие авианосцы - их просто нет. 2 строящихся - засекречено все. будут там условия для авиации - неясно.
    А Кузнецов есть. Для тренировки авиации, специалистов, моряков вполне будет пригоден. А деньги... все равно "оптимизируют" мимо карманов населения. Так почему бы не так....
    1. 0
      14 июля 2025 20:58
      деньги народные и очень большие где их взять?
      1 ослабить ракетные или сухопутные войска и вкс?
      2отмениь пенсии?
      3 повысиь цены на все?

      тем более что кузя и небоеготов и приведение его в боеготовый вид это стоит миллиардов, денежное и иное довольствие для 3000 чел, топливо сотни тонн, новые самолеты ибо часто тонут..... расходы огромные... только продажа поможет свести дебет с кредитом
      1. 0
        15 июля 2025 08:44
        Смешно, да.
        1-3) - все это носится в воздухе и без Кузнецова.
        А боеготовность - вещь относительная. Учебное судно все равно нужно. Как оное подойдет? если подойдет, то вполне...
        Самолеты... разбиваются тонут и без него. Топливо... тоже самое. Зарплата...так все равно платить летчикам ,механикам и т.п - на аэродроме или на корабле..

        Продажа... Абрамовичу как яхту? мож быть. будет 6й.
        1. 0
          15 июля 2025 09:54
          Цитата: Сергей Латышев
          А боеготовность - вещь относительная. Учебное судно все равно нужно

          срок службы военого летчика до пенсии менее 20 лет, если ближ 20 лет а может и навсегда ав в рф не будет, то зачем транжирить деньги и время на обучение?

          Цитата: Сергей Латышев
          Самолеты... разбиваются тонут и без него. Топливо... тоже самое. Зарплата...так все равно платить летчикам ,механикам и т.п - на аэродроме или на корабле..

          самолеты береговые разбиваются гораздо реже палубных по объективным причинам, узкая колеблющаяся короткая передвигающаяся полоса, помимо летчиков механиков на ав есть еще 3000 чел команды самого судна, на наземных аэродромах, достаточно нескольких караульных, им не нужны сотни тонн мазута..... и другое обеспечение дешевле в десятки и сотню раз

          авианосец слишком сложное и вынужденное средство войны, ибо иного способа переместить аэродром на другой конец света нет, но если военная доктрина финансовые возможности не позволяет заокеанских морских операций , то использование береговой авиации предпочтительнее надежнее и дешевле
          1. 0
            15 июля 2025 11:37
            В целом да. Но если есть передвижной склад-аэродром, пусть и старый, то чо не использовать.
            против аэродромов и складов вот никто не возражает. А тут мобильный, пусть и подороже.

            главное - чтоб руки не из Ж. росли при использовании.
            1. 0
              15 июля 2025 11:41
              превратить его в баржу и возить грузы?
              1 слишком велик, буксиры не справятся в открытом то море
              2 нет ему портов подходящего размера и глубины
              3 грузить неудобно контейнеры, контейнеровозы удобнее
              4 без многочисленных кораблей сопровождения он просто беззащитная цель, а на многочисленные корабли сопровождения денег в РФ нет и не будет
              1. 0
                15 июля 2025 11:43
                Дык ,не то. совсем не то.
                амерсы ,несмотря на богатство, ( да и другие рода войск) давно уже столкнулись с схожими проблемами и давно нашли решения...
                1. 0
                  15 июля 2025 11:47
                  да решение амерсов в 1912 когда он утопили титаник для создания фрс ...... работает эта идея до сих пор, но рф не имеет возможности печатать деньги для всего мира, и получать дармовой эмиссионный доход, место уже занято и если сша рухнет то на смену придет не рф а китай
                  1. 0
                    15 июля 2025 13:32
                    эта идея давно известна тоже. Увы, даже для СНГ печатать не вышло.
                    но американцы - и все прочие - давно нашли другое решение. Просто тренируются на Авианосцах (танках, самолетах, апл и т.п. ) на месте никуда не плавая. Износа нет, а экипаж натренирован.
                    1. 0
                      15 июля 2025 14:33
                      ну и кузя тоже в море не выходил почти, за 40 лет 7 раз, однако износ технических систем и коррозия не зависят от количества выходов в море, кроме может быть двигателя и винторулевой группы, а если котлы всегда включены на отопление и энергетику то и вообще износ не малый
                      1. 0
                        15 июля 2025 15:09
                        И не надо.
                        встанет в тихом месте - и тренируйтесь сколько хотите.
  5. +3
    13 июля 2025 17:24
    Теоретически Россия тоже могла бы пойти по этому пути, строя объективно нужные ВМФ РФ противолодочные вертолетоносцы двойного назначения, которые легко можно потом превратить в легкие авианосцы.

    Не будучи мореманом рискну высказаться. Может быть следует наладить сначала выпуск больших океанских кораблей: танкеров, контейнеровозов, сухогрузов. А потом уже на базе их производства и эксплуатации, с учетом наших ледоколов подумать и об каких то ... носцах. При этом по времени будет видно, что мы будем делать этими ...носцами.
  6. +2
    13 июля 2025 17:37
    России просто не потянуть авианосцы финансово. Да и зачем они? Доказывать кому-то что-то в Мировом океане? С США в этом смысле тягаться бесполезно, оставим это Китаю с его путями-поясами. Для защиты своей морской акватории вполне хватит береговой авиации и кстати вполне хватало во времена СССР
  7. +2
    13 июля 2025 17:58
    Ерунда какая-то... России не нужны АУГ. А что нужно - так это плавучие аэродромы ПВО, выдвинутые на направления возможных атак и прикрытые, в т.ч., береновыми средствами. Вообще, развал СССР начался после якобы дискуссии на совершенно аналогичную тему, навязанную (почему-то?) акад. Арбатывым - видным теоретиком советско-американских отношений. Позор, но все советские вертолетоносцы и авианосцы были либо порезаны, либо проданы по цене металлолома. Не нужны АУГ! Нужны корабли ПВО, в том числе, с самолетами.
    1. 0
      14 июля 2025 15:31
      Цитата: Юрий Петрович
      Не нужны АУГ! Нужны корабли ПВО, в том числе, с самолетами.

      то есть корветы 20385, но с вертолетом и возможностью запуска бпла и бпва
  8. +1
    13 июля 2025 18:23
    С 1991 года по 2025 год, были в введены в состав ВМФ РФ, три фрегата; «Адмирал флота Советского Союза Горшков», «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко». В океанской зоне, Мы больше не представляем, какой либо силы. Нет у России ни какого будущего кроме развала. Российская империя развалилась, Советского Союза не стало. И современная Россия идет к тому же. Жрите пока есть время.
    1. +1
      14 июля 2025 10:13
      Когда нет идеологии в стране, тогда и нет цели государственному кораблю и попутного ветра, корабль блуждает и дряхлеет в прямом и переносном смысле. Плачевные состояния военно-морского флота , как и авиации и прочих , только сопутствующие показатели состояния государства. В частности об ТАКР "Адмирал Кузнецов", весь его послужной список, одни ремонты, провалы в службе и потери, и продолжать такое далее, не только накладно и позорно, но и бесперспективно.
      1. -1
        14 июля 2025 15:34
        православие патриотизм народность вот идедолгия великой руси, мы имеем великую истрию, мы наследники веикой царской россси, великих деяний Сталинского СССР, великой победы, и будем развиваться дальше не как либеральная колония запада но как самостоятельная держва опираясь на проверенные веками духовные скрепы православия
        1. +1
          14 июля 2025 15:47
          Это вы так утверждаете, главным, что утверждают на высших эшелонах власти, но там слыхать только о рыночной экономике (барышах избранных в РФ). Президент патриотов России не раз обозвал идиотами !?!...
          1. 0
            14 июля 2025 15:48
            Цитата: Владимир Тузаков
            патриотов России не раз обозвал идиотами !?!

            где когда? пруфы или слив!
            1. +1
              14 июля 2025 15:57
              Лично слышал с экрана, так лет 5 назад, речь шла о патриотическом русском движении ( можно поискать в И-архивах), но , что связано с ВВП, вычищается неимоверно. На пример, найти многие выступления и фото ВВП до 2006 года, уже затруднительно.
              1. -1
                14 июля 2025 16:26
                ну в общем вы слились доказывать ваше высказывания....и ссылки на "вычищено" на "затруднительно" вам не помогли, ....
                тем боле вы явно путаете истино патриотические движения с фашиствующими наймитами запада рядящимися в тогу якобы патриотов а на деле пытающимися развалить россию по заказу ципсо, цру, ми6 и мировой закулисы.. вы слышали звон да не знаете где он, вам послышалось, вам проказалось неизвестно где и когда и главное кого
                1. 0
                  14 июля 2025 20:42
                  НЕ фантазируйте...
    2. 0
      14 июля 2025 13:56
      Ыырп

      чтобы быть хорошим сырьевым придатком в мировой буржуазной экономической системе, разваливаться совсем не обязательно. Думаю, развала России не будет, это Западу и не нужно.
    3. 0
      14 июля 2025 21:05
      Цитата: Ыырп
      С 1991 года по 2025 год, были в введены в состав ВМФ РФ

      10 фрегатов....
      1155 11540 11356 и перечисленные вами
      помимо этого 10 океанских корветов 20380-385 которые по классификации нато и по боевым возможностям считаются фрегатами
      а еще много кораблей сейчас в постройке
  9. +2
    14 июля 2025 10:37
    Наличие в семье автомобиля в первую очередь определяется финансовым состоянием и его необходимостью.
    Так же и с авианосцем.
    С амбициями, допустим, всё понятно. Все хотели бы иметь и не один, и..., и...
    А вот с возможностями? Хотелось бы не только предполагать, но и точно знать во что обошлась СССР и России авантюра с разработкой, содержанием самого авианосца и его береговой инфраструктуры, разработкой и содержанием его авиационной составляющей, утопленный док, строительство нового ремонтного дока и ещё тысячи таких мелочей, как жильё, обучение в Крыму и прочие расходы.
    Думаю, у многих крыша съедет от размера затрат.
    А какие дивиденды от его наличия? Они развеялись как дым от его прохода в проливе Ла-Манш.
    Это уже скорее национальный позор от размеров бесхозяйственности, чем какой-то престиж.
  10. +2
    14 июля 2025 13:51
    Какие там авианосцы, какой ВМФ? Если говорить начистоту, то ВМФ за всю историю России не сыграл какой-либо решающей роли в войнах и просто геополитических разборках. И вот этот "чемодан без ручки" мы тащим с петровских времен по сей день.
    Я не говорю, что флот нужно упразднить как класс, но и деньги в него вбухивать нет смысла, есть более эффективные средства обеспечения безопасности. Я имею в виду ВКС, вот в них и нужно вкладывать средства!
    1. 0
      14 июля 2025 15:38
      частично согласен , но нам необходима важная часть ядерной триады рпксн, весь флот нужно ипользовать для этой важнейшей задачи, а на закрытых морях достаточно тральщиков и других кораблей теретьего четвертого ранга, очевидно что ни ав ни удк россии не нужны, а бпла могут взлетать с катера, с тральщика, с корвета и фрегата, взлетают же они с легкового автомобиля
  11. 0
    29 июля 2025 08:56
    Есть ли будущее у флота вообще...
  12. 0
    1 августа 2025 20:11
    צריך למכור אותה לסין
    וכך חיל הים הסיני
    יהיה מצויד יותר מול צבא ארהב.
    ולהשקיע רק באוניות קרב
    ספינות טילים מכל סוג
    צוללות גרעיניות
    אין צורך בנושאות מטוסים