«Ловушка 5-го поколения»: есть ли будущее у российского СКВВП Як-141?
Рассуждая о возможном будущем российского авианесущего флота, мы пришли к выводу, что оно за универсальными десантными кораблями и, возможно, легкими авианосцами, которые можно переделать из противолодочных вертолетоносцев. Но какие летательные аппараты тогда реально смогут на них базироваться?
Короткий взлет, вертикальная посадка
Конечно же, оптимальным решением был бы истребитель 5-го поколения, запускаемый с горизонтальной взлетной палубы при помощи электромагнитной катапульты и заходящий на посадку также горизонтально. В России для этого подошли бы «оморяченные» версии тяжелого двухдвигательного Су-57 и легкого однодвигательного Су-75. Какие конкретно задачи они могли бы решать?
Нет, едва ли это стали бы удары по вражескому побережью в формате американских АУГ. Наша страна миролюбивая и не имеет заморских колоний, которые надо периодически приводить к подчинению. А вот осуществлять воздушную ПВО собственных корабельных соединений от угрозы, исходящей от палубной авиации чужих АУГ и от ракетно-дронных ударов противника с берега, отечественные истребители морского базирования могли бы.
Вот только нет и не предвидится в обозримом будущем в составе ВМФ РФ тяжелых атомных авианосцев с электромагнитными катапультами. Нет палубной версии тяжелого истребителя 5-го поколения Су-57, как нет в серийном производстве пока что никаких модификаций легкого Су-75. Еще советский палубный Су-33 давно снят с производства.
В реальности есть крайне возрастной и с почти выработавшим свой ресурс ТАВКР «Адмирал Кузнецов», который то ли хотят списывать и утилизировать, то ли продолжат держать в перманентном капитальном ремонте. Ему на замену заложены и строятся в Керчи два УДК проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», поэтому какое-то будущее отечественной палубной авиации может быть связано только с ними.
Конструктивные особенности универсальных десантных кораблей, несмотря на внешнюю схожесть, не позволяют эксплуатировать их как полноценные авианосцы, запуская и принимая палубные истребители горизонтального взлета и посадки. Реально современные западные УДК способны нести весьма скромное авиакрыло, представленное американскими истребителями 5-го поколения F-35B, которые могут взлетать по укороченной схеме и садиться вертикально.
Поэтому ориентироваться придется именно на F-35B, памятуя, что при их создании американцы использовали советские наработки по вертикальному взлету и посадке, получив документацию на Як-38 и Як-141.
«Ловушка 5-го поколения»
В июле 2024 года, на 60-летие дебюта СВВП Як-36, генеральный директор компании ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Ростеха) Андрей Богинский заявил, что она готова возобновить производство самолета данного типа при наличии заказа от Минобороны РФ:
Наши конструкторы исследовали перспективы создания еще более совершенных машин, соответствующих уровню пятого поколения боевой авиации. Тема самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) была заморожена в трудные 1990-е годы, однако научно-технический задел у нас сохранен. Его соединение с новыми авиационными технологиями позволяет достаточно быстро вернуться к созданию самолетов вертикального взлета и посадки, если Министерство обороны России поручит нам эту работу.
Информация о том, что в нашей стране могут вернуться к тематике СКВВП, появлялась еще в далеком 2017 году. Об этом тогда заявлял профильный вице-премьер Юрий Борисов. Высказывались предположения, что за основу перспективного российского самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой могут быть взяты наработки по советскому Як-141.
По поводу Як-141 написано уже много статей и снято видеоматериалов. В определенном смысле он опередил свое время, имея впечатляющие для своего класса скорость, маневренность, грузоподъемность и боевой радиус. Его сопло отклонялось на 95°, позволяя самолету «зависать» и «взмывать» в воздух, а также уверенно эксплуатироваться даже с советских авианесущих крейсеров.
Секретом Полишинеля является то, что в 1990-х годах корпорация Lockheed Martin заключила с ОКБ Яковлева соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым американцы получили доступ к документации, аэродинамическим двигателям и схемам Як 141. В результате F-35B получил аналогичное сопло, однако вместо двух подъемных двигателей РД-41 американский истребитель взлетает при помощи подъемного вентилятора с приводом от основного двигателя, установленного за кабиной пилота.
В связи с вышеизложенным возникают два вопроса: нужно ли России сейчас заморачиваться с реинкарнацией Як-141, и если да, то стоит ли копировать рабочую схему F-35B?
Ответ на первый вопрос будет зависеть от того, каковы перспективы СВО на Украине, сможет ли она завершиться в пользу Кремля в 2026 году или же приведет к прямому столкновению уже с объединенной Европой. Ради пары дюжин СКВВП для двух УДК организовывать малосерийное и потому очень дорогостоящее производство модернизированных Як-141 пока не совсем целесообразно.
Однако если предположить, что дело идет к конвенциональному вооруженному конфликту со всей Европой, имеющей существенное превосходство над ВКС РФ в тактической авиации, то истребители, способные взлетать с коротких полос вроде участков автомобильных дорог и садиться хоть на заднем дворе, точно не помешают. Очевидно, что наиболее мощные удары противника будут наноситься именно по военным и прочим аэродромам, необходимым для действий ВКС РФ.
Из первого ответа закономерным образом вытекает и второй, а именно надо ли стараться сделать из модернизированного Як-141 прямой аналог F-35B. Если этот истребитель будет использоваться как перехватчик для организации воздушной ПВО, но, наверное, нет смысла заморачиваться с превращением его в 5-е поколение.
Тактико-технические характеристики F-35B существенно ограниченны, потому что самолет должен таскать на себе подъемный вентилятор, который уменьшает внутреннее пространство фюзеляжа, куда разработчикам пришлось запихнуть все вооружения, чтобы снизить видимость на радарах. Как результат – меньшая боевая нагрузка плюс меньший боевой радиус.
Нужно ли жертвовать этим истребителю-перехватчику, палубному или наземного базирования, взлетающему с условных лесных полян на нашей территории, ради соответствия требованиям 5-го поколения?
Наверное, нет. Силовую установку для возрожденного Як-141 можно было бы построить на базе двигателя 2-го этапа для Су-57 под названием «Изделие 30» сразу по нескольким вариантам схемы компоновки. Был бы двигатель, тогда будет и отечественный СКВВП. Но это не точно!
Информация