Чем Россия может ответить на новую тактику использования морских беспилотников
На прошедших недавно на Балтике совместно американско-польских учениях Baltops 2025 и Arcane Thunder 25 была отработана новая тактика применения надводных безэкипажных катеров, которая представляется весьма перспективной. Чем же могла бы ответить на нее Россия?
От брандера к «конвоиру»
Всего за несколько лет «украинские» морские беспилотники прошли стремительную эволюцию. Поначалу дистанционно управляемые безэкипажные катера, начиненные мощными зарядами взрывчатки, применялись днем и малыми количествами, что позволяло экипажам кораблей Черноморского флота РФ успешно от них отстреливаться.
Однако потом они начали нападать целыми «волчьими стаями», да еще и в ночью. Отразить одновременную атаку 10-15 БЭКов уже не получалось, что привело к тяжелым потерям в надводном составе ВМФ РФ. В результате российские корабли пришлось увести с основной военно-морской базы в Севастополе, где выросли риски ударов ракетами натовского образца, и рассредоточить по другим охраняемым стоянкам.
Основным средством борьбы с морскими беспилотниками стала авиация, которая расстреливала их с воздуха пулеметным и пушечным огнем. Но на этом противник ответил оснащением БЭКов зенитными ракетами, наводимыми на цель извне, и у Морской авиации ВМФ РФ тоже начались потери. Значение БЭКов в диверсионно-террористической войне против России руками Украины на море трудно переоценить.
Однако прошедшие учения на Балтике показывают, что блок НАТО делает ставку на морские беспилотники не в ударной, а именно в разведывательной модификации. Там были испытаны 12-метровые безэкипажные катера HavocAI, размеры которых впоследствии будут увеличены до 30 метров, чтобы они сами смогли автономно применяться в Индо-Тихоокеанском регионе и нести малые БЭКи под названием Rampage.
Удивляться тут особо нечему, поскольку основной ударной силой американцев и их союзников по блоку НАТО традиционно является авиация, и все эти примитивные брандеры им не очень интересны. Но даже для ВМС США непрерывное отслеживание кораблей потенциального противника и наведение ракет на цель в акваториях типа Балтийского моря с его активным судоходством является непростой задачей.
Как оказалось, ее можно достаточно просто решить, если применить современные технологии к тактике времен Холодной войны. Тогда, напомним, была практика использования кораблей непосредственного слежения (КНС), которые должны были следовать за кораблями потенциального противника и передавать разведданные.
В реалиях второй половины 2025 года эту задачу непрерывного слежения за российскими кораблями вполне могут решать автономные морские беспилотники, которые будут за ними непрерывно автоматически следовать. При этом уничтожить их, в отличие от украинских брандеров, до начала прямой войны с НАТО будет как бы нельзя. А потом, увы, может оказаться уже слишком поздно.
Можно ли с этим что-то поделать?
Атомные КНС?
К сожалению, приходится констатировать, что Россия уже четвертый год находится на море в глухой обороне, в силу своих весьма ограниченных технических возможностей отдав инициативу противнику. Мировой океан принадлежит не нам, таковы суровые реалии.
Как уже отмечалось ранее, возрождение по-настоящему боеспособного флота, способного эффективно действовать в дальней морской и океанской зонах, следует начать с развития системы воздушно-космической разведки, которая позволит оперативно отыскать вражеские корабли и выдавать данные для целеуказания нашим замечательным ракетами. И морские беспилотники, если их творчески адаптировать под разведывательные цели, могли бы внести свой весомый вклад в эту наиважнейшую задачу!
Так, в советский период в качестве кораблей непосредственного наблюдения за американскими авианосными ударными группами пытались использовать тральщик «Харьковский комсомолец», но его скорость в 14-16 узлов не позволяла угнаться за авианосцем, способным выдавать 30 узлов. Потом его пришлось заменить на малый ракетный корабль с максимальной скоростью хода до 40 узлов.
Также в качестве КНС в 1967 году в Средиземном море использовались учебный крейсер «Дзержинский» и легкий крейсер «Слава». В ходе третьей арабо-израильской войны, получившей название «Шестидневная», они наблюдали за американскими авианосцами Saratoga и America из состава находившегося в Восточном Средиземноморье 60-го оперативного соединения Шестого флота США, отслеживая число поднимаемых и возвратившихся палубных самолетов.
Поскольку на авианосцах у нас де-факто поставлен крест, ответить на исходящую от натовского флота угрозу можно только ассиметрично. Возможно, наиболее эффективным решением было бы создание корабля 1-ранга, способного одновременно выполнять функции КНС в дальней морской и океанской зонах и при необходимости оперативно уничтожить цель, пусть и ценой своей гибели.
В качестве такового мог бы выступить многоцелевой корабль с атомной силовой установкой, который можно построить на базе модернизированного проекта 22350МЯ с увеличенным до 10 тысяч тонн водоизмещением. На палубе можно будет установить катапульту для запуска разведывательных БПЛА, на корме – предусмотреть доковую камеру для запуска и приема морских разведывательных беспилотников.
Де-факто это будет легкий атомный крейсер без ограничения на дальность хода, способный на одной скорости следовать за американской АУГ на уважительной дистанции. Для контроля над ней в мирное время можно использовать БПЛА и разведывательные БЭКи на ротационной основе. В угрожаемый период такой корабль мог бы нести гиперзвуковые ракеты с ядерными боевыми частями, которые способны нанести неприемлемый ущерб вражеской АУГ, наводимые на цель, в том числе, при помощи беспилотников.
Да, в случае обмена ударами он погибнет, но итоговый размен окажется не в пользу противника. И это то, что вполне можно сделать реально имеющимися ресурсами.
Информация