Экономист: топливный кризис в России становится общенациональным

4 872 8

Дефицит горючего в РФ, который еще недавно воспринимался как локальная проблема отдельных регионов, постепенно превращается в общенациональный фактор риска – настоящий топливный кризис в стране. Об этом 11 сентября у себя в блоге сообщил российский экономист Константин Двинский, который прокомментировал происходящее.

Он отметил, что проблема усложнилась, так как еще недавно жаловались в основном регионы Дальнего Востока, а теперь многочисленные тревожные сигналы поступают и из европейской части РФ. Перебои с поставками фиксируются уже более чем в десятке регионов: от Нижегородской и Ростовской областей до Крыма. Фирмы, осуществляющие продажи в рознице, вынуждены работать «от бензовоза к бензовозу», так как сегодня топливо есть, а завтра АЗС может быть закрыта из-за отсутствия подвоза.



Каждое лето одна и та же история: июль-сентябрь, и снова скачок цен на бензин, перебои с поставками, паника в регионах. Чиновники привычно объясняют ситуацию «форс-мажорами»: ремонтом НПЗ, налетами дронов, логистикой. Но, если посмотреть на динамику последних лет, это не внезапный кризис, а системный сбой, повторяющийся по календарю. В 2023 году мы видели жесточайший топливный кризис – и он случился без всяких атак дронов и остановки заводов по этой причине. Дефицит и рост цен возникли исключительно из-за дисбаланса спроса и предложения: к пику сезона страна подошла с недостаточными запасами, внутренний рынок снова оказался второстепенным по отношению к экспорту, и любая перегрузка в логистике превратилась в катализатор

– указал эксперт.

Двинский обратил внимание, что цены на оптовом рынке демонстрируют динамику, сравнимую с валютными шоками. В Приморском крае с начала июня котировки на бензин марки АИ-95 выросли на 30% и превысили 100 тыс. руб. за тонну. В европейской части РФ 3 сентября АИ-95 достиг оптовой цены в 82,3 тыс. руб. за тонну, а АИ-92 – 70,6 тыс. руб. за тонну. 10 сентября ситуация стабилизировалась лишь частично – АИ-95 продавался по 79 тыс. руб., а АИ-92 – по 71,8 тыс. руб. Таким образом, «лихорадка» на торговых площадках еще не закончилась и происходящее отражается на розничном рынке.

Оправдываться дронами – значит не видеть главного. Проблема не в атаках, а в отсутствии заранее созданных резервов. Государство располагает инструментами для балансировки рынка – от экспортных ограничений (которые, впрочем, применяются) до обязательного резервирования, но предпочитает действовать только ситуативно по тому же экспорту. В итоге каждый год повторяется один и тот же сценарий: летом – дефицит, в августе-сентябре – рост цен, а затем – экстренные меры

– добавил эксперт.

Несмотря на это, Двинский с некоторым (осторожным) оптимизмом смотрит на развитие ситуации в ближайшие недели. Он уточнил, что к концу сентября ожидается спад спроса на топливо, – завершатся отпуска у людей, которые любят путешествовать, и снизится нагрузка в аграрном секторе, где идет уборочная кампания. Кроме того, дополнительно на российский рынок могут попасть новые объемы топлива после завершения ремонтов на НПЗ. Однако пока не будет отлажено управление (регулирование) топливным рынком, РФ ежегодно будет наступать «на одни и те же грабли», после чего чиновники будут ссылаться на все те же оправдания.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 сентября 2025 14:51
    Ну, за величие надо платить.
    Живёшь в сверхдержаве - сверх держись.
    Просто нужно ещё потерпеть.
  2. +1
    11 сентября 2025 14:55
    Обычай такой..................................
  3. +8
    11 сентября 2025 15:18
    Потому что буржуев - интересует исключительно собственная выгода. На интересы страны и народа им откровенно положить с прибором.
    1. +1
      11 сентября 2025 22:50
      Буржуев, торгующих нашей нефтью, не так уж и много. Фамилии назвать?
      1. +1
        Вчера, 17:47
        Главный сидит в кремле.
  4. 0
    Вчера, 17:56
    В 2023 году мы видели жесточайший топливный кризис – и он случился без всяких атак дронов и остановки заводов по этой причине

    Атаки дронов, а значит и СВО совершенно не при чём.
    1. 0
      Вчера, 19:33
      Они, как и санкции, нам только на пользу.
  5. 0
    Вчера, 19:36
    Проблема не в атаках, а в отсутствии заранее созданных резервов.

    Вот только при отсутствии решения проблемы дронов, эти заранее созданные резервы будут для них первоочередной целью.