Малоразмерные воздушные шары могут стать настоящей угрозой для российского тыла

7 000 24

Как сообщают СМИ со ссылкой на источники в Минобороны РФ, в ходе недавней очередной воздушной атаки на российские регионы ВСУ одновременно с ударными БПЛА использовали большое количество малоразмерных воздушных шаров (МВШ). Чем это опасно и может ли данный опыт быть использован ВС РФ?

Англичане гадят?


Кто внимательно следит за нашими публикациями, может припомнить, как данной тематики о возможном применении украинскими террористами аэростатов мы подробно касались в конце августа 2025 года.



Поводом стали прошедшие месяцем ранее на территории США испытания британских высотных аэростатов, задачи которых министр оборонных закупок Соединенного Королевства Мария Игл охарактеризовала следующим образом:

Это нововведение направлено на то, чтобы дать нашим вооруженным силам преимущество – лучшую осведомленность, лучшую связь и меньшие потребности в техническом обслуживании – в поддержку правительственного Плана перемен.

Предполагается, что подобные летательные аппараты с высоты в 24 км позволят обеспечивать связь, доступ в Интернет и воздушную разведку. Поскольку Лондон является одним из главных подстрекателей Киева к продолжению братоубийственной войны с Россией, мы тогда задались следующим вопросом:

Но, главное, что будет, если вслед за многочисленными БПЛА управляемые, обучаемые и снабжаемые британскими военными ВСУ начнут засылать с Украины в российское воздушное пространство сотни малых диверсионно-террористических аэростатов?

Напомним, что именно англичане стали пионерами в деле использования аэростатов в военном деле, отправив на волю ветра в направлении оккупированной Германией континентальной Европы с 20 марта 1942 года до 4 сентября 1944-го 99 142 автоматических аэростата. Из них 53 543 были оснащены зажигательными бомбами на подвесе, остальные 45 599 – стальными тросами для повреждения линий электропередачи.

Поскольку тогда никаких средств космической разведки, связи и управления не было, применение британцами подобных средств поражения было не избирательным, а именно диверсионно-террористическим. Собственно, теперь этот их опыт прилежно освоили и творчески переняли их украинские протеже.

МВШ террора


Первые малоразмерные воздушные шары, оснащенные боевой частью на подвесе, российские военные перехватили в небе над Брянской областью в апреле 2024 года. Уже в мае «обломки МВШ» упали на частный дом в подмосковной Балашихе в районе Купчино. В июне того же года украинский аэростат был перехвачен в небе над Белгородской областью.

Что же они представляют собой конструктивно и какие конкретно задачи могут выполнять?

Основой боевого МВШ является стандартный метеозонд, заполняемый легким газом. В ударной версии он оснащен специальным блоком-контроллером с приемником спутниковой навигации и электроникой управления, а также механизмом подвеса боевой нагрузки на дополнительном тросе. В качестве балласта применяются обычные пластиковые бутылки с водой.

Перед запуском в электронику МВШ вводятся координаты предполагаемой цели, в качестве которой определяются целые населенные пункты или иные объекты инфраструктуры. Это необходимо, поскольку возможность управлять полетом аэростата, летящего по воле ветра, отсутствует. В качестве боевой части используются 81-мм минометные мины, сбрасываемые по команде примерно куда-то туда. Но это могут быть и зажигательные заряды, и даже некие биологически опасные или отравляющие вещества.

Иначе говоря, в ударной версии МВШ – это орудие диверсионно-террористических атак по тылам. Но есть у них и иные версии, о которых следует сказать несколько слов подробнее.

Учиться и учиться?


Например, оснащенные специальными уголковыми отражателями, малоразмерные воздушные шары могут применяться в качестве ложных целей для вскрытия позиций и перегрузки системы ПВО противника. Нечто подобное ранее делали американцы во время холодной войны, направляя на территорию СССР из Европы свои воздушные шары по пути вероятной траектории полета своих ракет. Также возможно использование аэростатов одновременно с БПЛА в качестве ретранслятора сигнала управления.

И вот тут сокрыт довольно существенный потенциал, который может быть раскрыт уже российской стороной. Понятно, что неизбирательные атаки по украинским тылам – это не наш метод. Однако, творчески доработав, можно сформировать вполне рабочую концепцию высокоточного боевого применения МВШ.

Речь идет о том, чтобы вместо минометных мин на подвесе у аэростатов размещать FPV-дроны, представляющие собой основное ударное средство текущего этапа СВО. Примерно рассчитав скорость и направление ветра, можно запускать такие МВШ-авиаматки по вражеским тылам. В одной стае могут быть аэростаты-разведчики, передающие видеосигнал, а также аэростаты-ретрансляторы сигнала управления FPV-дронами.

Вот в такой модификации российские малоразмерные воздушные шары вполне могут составить конкуренцию украинским «Бабам Ягам». Разумеется, если кого-то в Минобороны РФ нечто подобное заинтересует.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    25 сентября 2025 10:53
    Снабдить маленьким движком с винтом, и будет уже нормальный доставщик чего-угодно.
  2. 0
    25 сентября 2025 11:37
    ветер же и в другую сторону дует! )))
    1. -1
      25 сентября 2025 19:21
      Именно так. "они" сначала очень радовались, что можно теперь кассетными бомбами играться, а теперь им обратно и прилетает! ))) Вот точно-78...
  3. +1
    25 сентября 2025 11:41
    Чем дольше будет идти СВО, тем больше оружия на нас испытают. Сейчас это могут быть шары, через некоторое время, что то другое.
    1. 0
      30 сентября 2025 14:07
      а почему наш главный всего боится применить??? или хочется снова в друзья с гейропой и сша? не будет уже для него привычного и общепринятого, а промедление смерти подобно.
  4. 0
    25 сентября 2025 13:25
    А что хотели. Ожесточение нарастает. А идея воздушых шаров известна уже столетия. Неэффективно, зато очень дешего.
    И остальное пробуют. Дирижабли, аэростаты и т.д.

    Но капец будет , когда придумают чтото супердешовое с ИИ. Обрезок пластиковой трубы-ракета, рули, ИИ, глазик, взрывчатка (типа как газовцы водопроводные переделывали в ракеты). Таких на небольшом шаре можно с десяток подвесить...

    А на сбитие будут тратится дорогие ракеты...
  5. -3
    25 сентября 2025 15:58
    Я уже не буду напоминать, кто уже несколько лет назад топил здесь за аэростаты, условные Ил-2 и дроны вертолётного типа.
    1. -3
      25 сентября 2025 16:11
      Я уже не буду напоминать, кто уже несколько лет назад топил здесь за аэростаты, условные Ил-2 и дроны вертолётного типа.

      Ты не за такие аэростаты тут топил, а за не существующие в России ДРЛО. И что толку от того, что ты тут за что-то топишь или нет?
      Нет ни аэростатов, ни "условных" Ил-2. Но ты можешь купить себе на Али-Экспрессе медальку.
      1. 0
        25 сентября 2025 17:18
        Но ты можешь купить себе на Али-Экспрессе медальку.

        - laughing laughing good
      2. -1
        26 сентября 2025 11:14
        Условные Ил-2 это те же герани, суть плюс-минус та же. Вот аэростатов у нас до сих пор нет и это плохо.
        1. +1
          26 сентября 2025 13:15
          Условные Ил-2 это те же герани, суть плюс-минус та же.

          А, так вот кто придумал иранские "Шахеды"... Тут одной медалью не обойтись...
          1. 0
            27 сентября 2025 10:50
            Ты определённо скудоумен, хоть и корчишь из себя пуп земли. По факту прожектёр и клоун. Шесть рублей на накопительный счёт, положил, чтоли?
  6. +2
    25 сентября 2025 17:06
    Понятно, что неизбирательные атаки по украинским тылам – это не наш метод

    Вот это как раз и есть порочность этой несчастной сво: хотение быть святее его святейшества. Жалость к смертельному врагу ведёт к слабости. Посмотрите на безжалостность евреев в Газе. Они добились безопасности для Изроэля? Да. Они создали условия для будущего своей страны? Да. Вот тут часто восхваляют гений Сталина. А ведь Сталин добивался своих целей потому, что ему врагов было не жалко. Да и своих не жалко. А тут пруд пруди разных "это не наш метод".
    1. +3
      25 сентября 2025 23:07
      Да, увы, европейский гуманизм у нас в стране с 1975 года постепенно незаметно стал основной абсолютной якобы "всемирной" идеологией. Хотя гуманизм это чисто европейская идеология (ей лет 400-500), правда взятая на вооружение США после Второй Мировой (с созданием американцами ООН для своих целей).
      Увы, эта идеология гуманизма царит в головах не только МИДа РФ (который продолжает международные договоры за беженцев подмахивать зачем-то и даже беженцев-палестинцев к нам запускать, платить им пособия - https://news.ru/society/dejstvoval-po-koranu-bezhenec-iz-palestiny-iznasiloval-shkolnicu ), не только деловой элиты, не только богемы и журналистов, но и ... силовиков, патриотов и даже Верховного.
      Вот как он оправдывает ненанесение ударов по энергетики Украины зимой 2023/24 года (и потом 2024/25 года):
      http://special.kremlin.ru/catalog/countries/BY/events/73852

      В энергетике, к сожалению, в последнее время мы наблюдали серию ударов по нашим энергообъектам и вынуждены были отвечать. Я хочу подчеркнуть: мы, даже исходя из гуманитарных соображений, зимой не наносили никаких ударов. Имею в виду, что они хотели оставить без энергоснабжения социальные учреждения, больницы и так далее. Но после серии ударов по нашим энергообъектам вынуждены были ответить

      - т.е. для него гуманизм важнее победы в войне!!!
      Как можно выиграть войну, если ты только отвечаешь на действия противника???
      Как можно выиграть войну идеологическую, если ты пользуешься идеологией противника???
      1. +1
        30 сентября 2025 14:11
        полностью согласен!
      2. 0
        3 ноября 2025 10:30
        Гуманизм - сравнительно молодая религия, ей не 400-500 лет, а чуть больше 180. Надо сказать, что очень деструктивная и крайне опасная религия в большинстве своих форм. К сожалению, это самая инвазивная религия, антигуманная по с своей сути, но противоядия от неё нет, пока нет.
        1. 0
          6 ноября 2025 23:47
          Нет, гуманизм старше, он возник в Европе, причем в недрах католицизма (что в двойне смешно, ибо псевдо-религия гуманизм сейчас яростно и уверенно вытесняет христианство из Европы). Вот тут подробно описано все о корнях гуманизма: "Ренессансный гуманизм, классический гуманизм" https://renesans.ru/articles/01.shtml https://cyberleninka.ru/article/n/o-gumanizme-epohi-vozrozhdeniya

          Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность» (virtus atque doctrina), причём «учёность» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью» (litterae), а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность (benignitas), означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врождённым качеством, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессансе царила идея окультуривания, «возделывания» души путём изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме.

          Ну а теперь в ЕС это просто гос-идеология, которую детям в мозги ещё с детского сада вбивают: что надо быть толерантным, любить беженцев и мигрантов, дегенератов всяких, извращенцев, не ссориться с ними... А классиков читать не надо - можно чего-то плохого не толерантного набраться.
  7. +1
    26 сентября 2025 12:26
    Дёшево и сердито. Воздушный шар, аэростат, считай одно и тоже. Оболочка наполненная гелием или водородом. Какой газ, зависит от запланированного времени полёта, если долго то гелий, если высоко, то водород. Водород поднимает больше и выше. Шары с подкачкой газа и клапаном сброса давления летают в стратосфере. Мировой рекорд установила Япония 20.09.2013г., высота полёта аэрозонда 53,7 км. Летающие шары, это большая проблема для любого государства, даже для такого, как США. Китайский аэростат вошёл в воздушное пространство США 28 января 2023 года в районе Алеутских островов, затем пролетел над Канадой и вновь залетел в США, пересёк США и был сбит 4 февраля. Американцы, запустив ракету с истребителя F-22 «Раптор», сбили его над акваторией уже Атлантического океана. Сбили, когда шар опустился до 20 км.
    Земля вращается, воздушные массы передвигаются на Восток, есть струйные течения, на разных высотах направления движения воздушных масс разное. Изменяя высоту полёта можно шар направить из Киева и в Москву. Сбить шар ракетой можно, только ракета дороже шара в 100 раз.
    1. +1
      22 октября 2025 13:49
      Да отказались уже украинцы от такой затеи. Часть шаров принесло ветром назад на их территорию. А если снабдить шар винтами и автоматикой, то это тот же БПЛА и зачем тогда сам шар? Вот по этому шаров более и нет. Кстати , литовцам прилетело в виде этих шаров .Они правда написали что это контрабанда из Белоруссии. Ага , ,, контрабанда ,, с подвешенной взрывчаткой. По этому украинцы от этих экспериментов и отказались. А то это ,как минирование Чёрного моря. Носит теперь эти мины по водам стран НАТО и из за них даже свои суда на дно идут и НАТОвские подрываются. Вон болгарскому тральщику не повезло, у румын ряд проблем был . А несколько мин , так вообще в Босфор принесло, Там турки хохлов материли по этому поводу. Как говорится :

      Дурное , дело не хитрое!
      1. 0
        22 октября 2025 17:03
        Здесь ранее я писал подробно про стратосферный ДРЛОиУ дирижабль, если пропустили, то почитайте. Дирижабль, это тот же надутый шарик, только с моторами. Высота полёта 35 км.
        1. 0
          22 октября 2025 17:20
          На таких высотах есть свои огромные проблемы. Там трудно стабилизировать дирижабль чем либо . Появляются разные струйные течения, очень разряженная атмосфера , очень низкая температура , да и ещё воздействие космоса по излучениям начинает сказываться. Ваш объект вполне может работать плохо и не надёжно или его вообще может унести к чёртовой матери. Если бы всё было просто ,то эту нишу подобным бы давно застолбили бы. Но чего нет того нет.
          1. 0
            22 октября 2025 17:44
            Уверяю вас. На тех высотах нет погоды, от слова совсем. Воздушные струйные течения хорошо изучены, они актуальны до 18 км. Струйные течения ламинарные, постоянные по высоте и направлению, меняются от сезона очень медленно. Авиация их использует на 100%. В мире активно разработкой аппаратов воздухоплавания и изучения стратосферы занимается ЕС, США, КНР, Япония. Япония уже вверху на 50 км ведет исследования. В ЕС и Англии есть рабочие дирижабли. В США Боинг строит. У всех свои цели и они разные. Там два тяжелых вопроса, 1. как решить переменный подъём груза (транспортник), 2. электроснабжения. В нашем случае поднялся и завис на высоте на 12 месяцев, электроснабжение от солнечных элементов на работу р/э и электромоторов для поддержания заданных координат. Здесь ничего нового, в 1955 году уже был проект дирижабля ретранслятора, кстати успешный.
  8. +1
    10 октября 2025 02:02
    Сбить можно. Как раз С-400 возьмет больше 20 км. Там самолеты не летают кстати. А ракеты имеют свойство портиться. тоже свой срок в топливном наполнителе двигателя, так что применят без вопросов на большой высоте, главное гражданские цели убрать ниже высоких эшелонов .
    1. 0
      22 октября 2025 16:59
      Цена ракеты больше в 100 раз чем надутый шар. Возможности сбить очень хорошо показали США при сбитии метеозонда КНР, целую неделю сбивали.